Центральные банки и основы их деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 13:25, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является изучение основ деятельности центральных банков (ЦБ) как верхней ступени банковских систем различных стран мира. Актуальность данной работы объясняется той ролью, которую играют центральные банки в своих странах, возможностями их воздействия на экономическое развитие государства и стабильность банковской системы.
Для выполнения поставленной цели требуется решить задачи:
- изучить историю появления и выделения центральных банков;
- рассмотреть функции, возложенные на Центробанки всех стран, и операции, совершаемые в рамках их реализации;
- изучить варианты организационной структуры ЦБ;
- исследовать основы взаимоотношений центрального банка с кредитными организациями, в том числе его полномочия как органа государственного банковского регулирования и надзора;
- изучить возможности воздействия центральными банками на экономику государства, прежде всего, при реализации денежно-кредитной политики, а также рассмотреть механизм действия денежного мультипликатора.

Оглавление

Введение 3
1 Появление Центральных банков, их функции и операции 4
2 Взаимоотношения Центрального банка с коммерческими банками и небанковскими организациями 14
3 Значение Центральных банков в развитии экономики 21
Заключение 29
Список использованных источников 31
Приложение А – Структурный анализ годового баланса Банка России 33
Приложение Б – Структурный анализ консолидированного баланса ЕЦБ 34

Файлы: 1 файл

Центральные банки и основы их деятельности.doc

— 3.45 Мб (Скачать)

 

Рисунок 5 - Организационное устройство ЕСЦБ

 

В настоящее время контроль за денежно-кредитной политикой в зоне евро осуществляет ЕСЦБ. Основной целью создания ЕСЦБ – обеспечение стабильности цен, при этом она должна проводить общую экономическую политику, соответствующую задачам Евросоюза. Организационная структура ЕСЦБ представлена на рисунке 5. Национальные центральные банки, в свою очередь, имеют собственную иерархию внутри страны. /7,12,18/

Банк России образует единую централизованную систему с вертикальной структурой управления (рисунок 6). Коллегиальным органом Центрального банка РФ является Национальный банковский совет численностью в 12 человек. Члены Совета (за исключением Председателя Банка России), не работают в нем на постоянной основе и не получают оплату за эту деятельность. В компетенцию Совета входит рассмотрение вопросов совершенствования банковской системы РФ, проекта основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики, годового отчета Банка России и других вопросов, указанных в ст. 13 Федерального закона № 86-ФЗ. В Совет директоров входят Председатель БР и 12 членов, работающих на постоянной основе в ЦБ РФ. Он занимается разработкой и реализацией основных направлений государственной денежно-кредитной политики, осуществляет руководство деятельностью Банка России и управление им.

 

Рисунок 6 - Структура ЦБ РФ

 

Центральный аппарат состоит из департаментов (которые можно подразделить на департаменты, обеспечивающие реализацию основных функций БР, и департаменты, сопровождающие деятельность самого Банка России), из Главного управления безопасности и защиты информации и Главного управления недвижимости.

Территориальное учреждение Банка России – обособленное подразделение Центрального банка Российской Федерации, осуществляющее на территории субъекта РФ часть его функций. К ним относятся Главные управления в краях, областях и автономных округах, городах Москве и Санкт - Петербурге, Национальные банки республик в составе Российской Федерации. В составе территориальных учреждений на правах структурных подразделений действуют Расчетно-кассовые центры (РКЦ), иные подразделения, в том числе, столовые, лечебно - профилактические и оздоровительные учреждения, учебные заведения, и т.д.). Главная функция РКЦ – осуществление расчетов между кредитными организациями.

Полевые учреждения Банка России предназначены для банковского обслуживания воинских частей, учреждений и организаций Министерства обороны Российской Федерации, иных государственных органов и юридических лиц, обеспечивающих безопасность Российской Федерации, а также физических лиц, проживающих на территориях объектов, обслуживаемых полевыми учреждениями Банка России, в тех случаях, когда создание и функционирование территориальных учреждений Банка России невозможны.

В составе прочих организаций и предприятий ЦБ РФ можно выделить подразделения безопасности и Российское объединение инкассации. /3,4,7,18/

Таким образом, центральные банки являются регулирующим звеном в банковской системе, поэтому их деятельность связана с укреплением денежного обращения, защитой и обеспечением устойчивости национальной денежной единицы и ее курса по отношению к иностранным валютам; развитием и укреплением банковской системы страны; обеспечением эффективного и бесперебойного осуществления расчетов.

 



2

 

2 Взаимоотношения Центрального банка с коммерческими банками и небанковскими организациями

 

 

Одна из важнейших функций центральных банков – функция «банка для банкиров» - является довольно многоплановой. Коммерческие банки являются клиентами центрального банка, который хранит их обязательные резервы, контролирует и координирует их внутреннюю и зарубежную деятельность, выступает кредитором последней инстанции для испытывающих затруднения коммерческих банков.

Важным условием успешного функционирования банковской системы рыночного типа является ее государственное регулирование, обеспечивающее защиту интересов инвесторов, кредиторов и вкладчиков. Государственное регулирование банковской деятельности осуществляется законодательными органами посредством принятия законов, регулирующих деятельность банков, а также уполномоченным государством специальным органом, устанавливающим нормы и требования к кредитным институтам.

Банковский надзор и регулирование могут осуществлять как центральные банки, так и другой орган, уполномоченный государством. Так, во Франции обязанности по контролю над осуществлением банковской деятельности распределены между тремя различными коллегиальными органами: Комитетом по банковской регламентации, Комитетом кредитных учреждений и Банковской комиссией. Однако Банк Франции играет в этих учреждениях важную роль благодаря полномочиям, предоставленным управляющему и его представителю. Также самостоятельные надзорные органы существуют в Канаде, Бельгии и некоторых других странах. /17/ В Российской Федерации органом банковского регулирования и надзора является Банк России. Правами по банковскому контролю в США наделены банковские департаменты штатов, а также Федеральная Корпорация по страхованию депозитов, которая выдает лицензии на право совершения банковских операций кредитным институтам. При выдаче лицензии проверяются, прежде всего, соблюдение нормативов по использованию капитала, компетентность руководства, а также точность маркетинговых исследований в данной местности.

Поднадзорными кредитными институтами считаются все банковские и небанковские национальные кредитные организации, банковские группы, а также иностранные банки, осуществляющие операции в данной стране.

Объектом надзора в современных условиях являются:

-   процессы вступления (выхода) кредитных организаций в банковскую среду;

-   текущая деятельность и управление ею;

-   состояние учета и отчетности кредитных организаций.

Регулирование и контроль создания кредитных организаций включает в себя государственную регистрацию создаваемых кредитных организаций и лицензирование банковской деятельности. Надзор за текущей деятельностью осуществляется в форме дистанционного документарного надзора и проведения инспекционных проверок на местах. /8,9,10,12/

В 1974 г. Банком международных расчетов и рядом стран был учрежден Базельский комитет по банковскому надзору, основная задача которого заключается в разработке рекомендаций в области банковского надзора. Они не являются обязательными к выполнению, однако в большинстве случаев находят своё отражение в национальных законодательствах государств-членов. В настоящий момент членами комитета являются представители центральных банков и органов финансового регулирования 20 стран (Бельгии, Великобритании, Германии, Италии, Канады, Нидерланд, США, Франции, Швейцарии, Швеции, Японии, Люксембурга, Испании, Австралии, Бразилии, Китая, Индии, Кореи, Мексики и России).

Основными документами Базельского комитета считаются: Основные принципы эффективного надзора (1997 г., пересмотрены в 2006 г.), Базель-I (1988 г.), Новые соглашения о достаточности капитала – Базель-II (2004 г.). Разработка директив и рекомендаций осуществляется в сотрудничестве с банками и органами регулирования всего мира, поэтому они используются не только в государствах-участниках Комитета (работы по внедрению рекомендаций «Базель II» ведутся более чем в 100 странах). Новое Базельское соглашение базируется на трех основных компонентах:

-   минимальные требования к капиталу;

-   деятельность надзорных органов – перед органами надзора помимо важнейших направлений контроля (лицензирование и текущий контроль) были поставлены задачи обеспечить организацию и проведение риск-ориентированного регулирования банковской деятельности;

-   рыночная дисциплина – регулирование порядка предоставления и состава отчетности кредитными организациями./10,18/

На примере Банка России рассмотрим взаимоотношения центрального банка с кредитными организациями в разрезе отдельных направлений банковского регулирования и надзора.

Правовое регулирование банковской деятельности и банковского надзора в России осуществляется на основе Конституции РФ, Федеральных законов «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и «О банках и банковской деятельности», а также нормативных актов Банка России.

Как расчетный центр банковской системы ЦБ РФ берет на себя проведение межбанковских расчетов через собственную платежную систему, а также окончательное урегулирование расчетов, осуществляемых частными платежными системами. Банк России выступает в качестве общего банка-корреспондента для всех кредитных организаций, его участие снижает операционные риски всех экономических агентов.

Банк России принимает решение о государственной регистрации кредитных организаций и ведет Книгу государственной регистрации кредитных организаций, выдает лицензии на осуществление банковских операций, приостанавливает их действие и отзывает. /3, ст. 59/ Непосредственно регистрацию осуществляет Федеральная налоговая служба РФ. Лицензия на осуществление банковских операций кредитной организации выдается после ее государственной регистрации без ограничения сроков ее действия. В лицензии на осуществление банковских операций указываются банковские операции, на осуществление которых данная кредитная организация имеет право, а также валюта, в которой эти банковские операции могут осуществляться. /1, ст. 13/

Порядок государственной регистрации и выдачи лицензии, установленный ст. 15 Федерального закона «О банках и банковской деятельности», представлен на рисунке 7. В ст. 16 данного закона приводится закрытый перечень оснований принятия решения об отказе в регистрации и выдаче лицензии кредитной организации.

Таким образом, Банк России уже на стадии создания кредитной организации имеет возможность отсеивать нежизнеспособные, с повышенной степенью риска организации, оценивать профессионализм управляющих.

 

 

Рисунок 7 – Схема лицензирования кредитных организаций

 

Одна из основных задач надзорной деятельности заключается в обеспечении устойчивости функционирования кредитных организаций. С этой целью Банком России установлен ряд обязательных нормативов:

-   предельный размер имущественных (неденежных) вкладов в уставный капитал кредитной организации;

-   максимальный размер риска на одного заемщика или группу связанных заемщиков;

-   максимальный размер крупных кредитных рисков;

-   нормативы ликвидности кредитной организации;

-   нормативы достаточности собственных средств (капитала);

-   размеры валютного, процентного и иных финансовых рисков;

-   минимальный размер резервов, создаваемых под риски;

-   нормативы использования собственных средств (капитала) кредитной организации для приобретения акций (долей) других юридических лиц;

-   максимальный размер кредитов, банковских гарантий и поручительств, предоставленных кредитной организацией своим участникам. /3, ст. 62/

Кредитная организация представляет в Банк России годовой отчет (включая бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках) после подтверждения его достоверности аудиторской организацией. На его основе проводится дистанционный надзор за деятельностью кредитной организации. Уполномоченные представители Банка России могут проводить проверки кредитных организаций (их филиалов). При выявлении нарушений организациям предписывается их устранить в обязательном порядке, на них могут быть наложены санкции, предусмотренные законом: взыскание штрафа в размере до 0,1 процента минимального размера уставного капитала либо ограничение проведения кредитной организацией отдельных операций на срок до шести месяцев.

БР вправе отозвать у кредитной организации лицензию на осуществление банковских операций по основаниям, предусмотренным ст. 20 Федерального закона «О банках и банковской деятельности», в том числе в случаях:

-   установления недостоверности сведений, на основании которых выдана указанная лицензия;

-   задержки начала осуществления банковских операций, предусмотренных этой лицензией, более чем на один год со дня ее выдачи;

-   установления фактов существенной недостоверности отчетных данных;

-   задержки более чем на 15 дней представления ежемесячной отчетности;

-   осуществления, в том числе однократного, банковских операций, не предусмотренных указанной лицензией.

Здесь же указаны случаи, в которых Банк России обязан отозвать лицензию у кредитной организации.

Порядок отзыва лицензии на осуществление банковских операций устанавливается нормативными актами Банка России. Решение об отзыве у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций вступает в силу со дня принятия соответствующего акта Банка России. Сообщение об этом публикуется в официальном издании «Вестник Банка России». После отзыва лицензии на осуществление банковских операций Банк России:

-   назначает в кредитную организацию временную администрацию в соответствии с требованиями Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций»;

Информация о работе Центральные банки и основы их деятельности