Центральные банки, его функции и операции

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2011 в 15:19, реферат

Краткое описание

Центральные банки возникли в процессе исторического развития банковских систем. Первоначально термин <центральный банк> подразумевал самый крупный банк, имеющий наиболее широкие связи в банковской системе. Постепенно такие банки монополизировали функцию эмиссии денег и утвердились в качестве эмиссионных центров страны.

Оглавление

1.Введение……………………………...................................................
2.Центральные банки
•Предпосылки возникновения центральных банков…………
•Сущность центральных банков…………………………….......
•Независимость центральных банков от исполнительной власти…..
•Функции центральных банков……………………
•Операции центральных банков

Файлы: 1 файл

центральный банк.docx

— 72.25 Кб (Скачать)

министерство  образования  российской федерации

Академия  бюджета и казначейства министерства финансов российской федерации 
 
 
 
 
 
 
 
 

РЕФЕРАТ   НА   ТЕМУ: 

Центральные  банки, его  функции  и  операции 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Выполнила: Андриевская Снежана Леонардовна

Студентка : группы 2 ФКз4 

Проверила: 
 
 
 
 

Содержание 
 
 

  1. Введение……………………………...................................................
  2. Центральные банки
  • Предпосылки возникновения центральных банков…………
  • Сущность центральных банков…………………………….......
  • Независимость центральных банков от исполнительной власти…..
  • Функции  центральных банков……………………
  • Операции центральных банков
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

Введение 

Центральные банки  возникли в процессе исторического  развития банковских систем. Первоначально термин <центральный банк> подразумевал самый крупный банк, имеющий наиболее широкие связи в банковской системе. Постепенно такие банки монополизировали функцию эмиссии денег и утвердились в качестве эмиссионных центров страны. Затем они получили особые полномочия по обслуживанию правительств своих стран, а также по кредитованию банков и как кредиторы последней инстанции расширили регулирующее воздействие на национальную банковскую систему.

Центральный банк- это привилегированная и элитарная финансовая  организация, наделенная функциями административного органа и банка.

Своим созданием центральные банки  обязаны государству с его  политическими и экономическими целями. Особая роль центрального банка  заключается  в том что он совмещая в себе рыночные и нерыночные элементы, помогает государству перераспределять денежные потоки, финансовые ресурсы  таким образом, чтобы увеличивались  поступления в бюджет. Роль центрального банка в экономике государства  определяется его  правовым статусом и формами взаимосвязи и взаимодействия правительством и коммерческими  банками. Современные центральные  банки, как правило, учреждаются  в форме акционерного общества либо независимого административно - публичного образования(публичных корпораций).

Банки составляют неотъемлемую часть современного денежного хозяйства, их деятельность тесно связана с потребностями  воспроизводства. Они находятся  в центре экономической жизни, обслуживают  интересы производителей, связывая денежным потоком промышленность и торговлю, сельское хозяйство  и население. Во всем мире банки  имеют значительную власть и влияние, они распоряжаются  огромным денежным  капиталом, стекающимся  к ним от предприятий и фирм, от государства и частных лиц. По существу, банковская система - это сердце хозяйственного организма любой страны. Банки прочно вошли в нашу жизнь. Они обеспечивают жизнедеятельность экономики, оставаясь при этом не на виду у широких масс. Однако это  не повод забывать об их проблемах и потребностях, которые нужно решать и обеспечивать. Только таким путем можно создать благоприятные условия для развития и деятельности банковской системы - необходимого компонента для эффективной деятельности рыночных механизмов.

Эффективное функционирование банковской системы - необходимое условие развития рыночных отношений в России, что объективно определяет ключевую роль центрального банка  в регулировании банковской  деятельности.  Поиск действенных форм и методов денежно-кредитного регулирования экономики предполагает изучение и обобщение накопленного  в этой области опыта стран с рыночной экономикой. Осуществляемая в этих странах денежно-кредитная политика является одной из составляющих экономической политики и позволяет сочетать макроэкономическое воздействие с быстрой корректировкой регулирующих мероприятий, оказывая им оперативную и гибкую поддержку. В связи с этим большой интерес  вызывают различные аспекты деятельности центральных банков, являющихся основными проводниками официальной денежно- кредитной политики.     Предпосылки   возникновения  центральных  банков 

До XIX в. между банками не существовало разделения функций. Одни и те же банки выполняли функции коммерческих и эмиссионных банков. Вплоть до XIX в. Банкноты - векселя банков по предъявлению - могли выпускать многие банки в стране. Они в любой момент могли быть предъявлены в банк для обмена на наличные деньги. Последними в то время были только  золотые и серебряные монеты, а также казначейские билеты и ассигнации государства. В создании эмиссионных банков еще не было острой необходимости, так как банкноты в денежном обращении занимали относительно небольшое место. В течение длительного периода времени эту функцию выполняли известные, обладающие значительным состоянием и внушавшие правительству доверие банкиры. Однако в некоторых странах уже тогда один из банков выделялся из общего числа как наиболее крупный и обслуживающий нужды правительства, но он еще не был центральным. Государство не вмешивалось в работу банков. Они отличались друг от друга не выполняемыми функциями, а исключительно размерами. Даже близость к правительству не делала какой-либо банк центральным. Идея создания центрального банка зародилась в условиях относительно развитых рыночных отношений, когда в нем возникла историческая и экономическая потребность, когда стало понятно, что дальнейшее развитие рынка без особого органа государственного регулирования будет тормозить развитие экономики и приведет к финансовым потерям. Быстрое развитие кредитной системы после промышленного переворота

сопровождалось  повышением значения банкнотного обращения. Это объективно требовало замены банкнотной эмиссии многих коммерческих банков эмиссией одного банка, так как децентрализованная эмиссия банкнот не соответствовала потребностям развивавшихся рыночных отношений. Во-первых, банкноты отдельных, часто малоизвестных, банков не могли пользоваться всеобщим доверием у населения. Банкноты коммерческих банков могли обращаться только в районе их деятельности. Развивающийся рынок требовал универсального, обращающегося в масштабе страны покупательного и платежного средства.

Во-вторых, банкноты коммерческих банков не всегда пользовались достаточным доверием даже со стороны населения, проживающего в районе их деятельности. Децентрализованная эмиссия банкнот не поддавалась  контролю и регулированию со стороны  государства. Это зачастую способствовало злоупотреблению банками правом банкнотной эмиссии. В погоне за максимальной прибылью они выпускали банкноты, не обеспеченные золотом. В результате возрастали риски, связанные с разменом банкнот на золото, которые проявлялись в отсутствии необходимого количества наличных денег для удовлетворения спроса со стороны владельцев банкнот. Подавляющая доля обязательств до востребования банков в XIX в. приходилась именно на объем выпущенных банками банкнот. Практически 100 %-е обеспечение обязательств до востребования золотом делало крупнейший банк страны оплотом надежности всей банковской системы и в дальнейшем позволяло ему получить государственный статус - статус центрального банка своей страны.

Возникновение центральных банков исторически  связано с централизацией банкнотной эмиссии в руках немногих наиболее надежных, пользовавшихся всеобщим доверием коммерческих банков, чьи банкноты могли успешно выполнять функцию всеобщего кредитного орудия обращения. Такие банки стали называться эмиссионными.

Во всех европейских странах роль центрального банка закреплялась постепенно за самым  крупнейшим и надежным банком страны. Таким образом, центральный банк «вырастал» из условий рыночной конкуренции. Государства, издавая соответствующие  законы, активно способствовали этому  процессу, поскольку выпускавшиеся  многочисленными мелкими банками  банкноты лишались способности к  обращению в случае банкротства  эмитентов. 
 
 
 

Сущность  центральных банков 
 

Центральные банки являются юридическими лицами, имеющими особый статус, отличительный  признак которого - обособленность имущества банка от имущества  государства. Хотя формально это  имущество находится, как правило  в государственной собственности. Центральный банк наделен правом распоряжаться им как собственник. Этим центральный банк отличается от государственного банка, имущество  которого полностью контролируется государством. 

Правовой  статус центральных банков развитых стран закреплен в правовых актах:

  • В Законах о центральных банках и их уставах
  • В Законах о банковской и кредитной деятельности, в валютном законодательстве.
 

Как правило, основным правовым актом, регулирующих деятельность центрального банка, является Закон о центральном банке, в  котором определяются его организационно-правовой статус, функции, процедура назначения высшего руководящего состава, взаимоотношения с государством и национальной банковской системой. Данный закон устанавливает полномочия центрального банка как эмиссионного института страны. Центральный банк сочетает в себе отдельные черты коммерческого банковского учреждения и государственного ведомства, располагая некоторыми властными полномочиями в сфере регулирования кредитной системы. Центральный банк обычно создается в форме акционерного общества. Как правило, его капитал принадлежит государству (Франция, Великобритания, Германия, Нидерланды и Испания). Если государство владеет лишь частью капитала (Бельгия и Япония) или акционерами центрального банка являются коммерческие банки (США) и другие финансовые учреждения (Италия),  государство, тем не менее играет ведущую роль в формировании органов управления центрального банка. Содержание и форма взаимосвязей центральных банков с органами государственной власти существенно различаются в разных странах.  

Взаимодействия  такого рода могут быть условно представлены в виде двух моделей:

  • Центральный банк выступает агентом министерства финансов и проводником его денежно- кредитной политики.
  • Центральный банк независим от правительства, что обеспечивает ему самостоятельность в проведении денежно- кредитной политики без давления со стороны правительственных органов.
 

Однако  в действительности эти модели  в чистом виде не действуют. В большинстве  стран функционирует промежуточная  модель, в рамках которой используются принципы взаимодействия исполнительной власти с центральным банком при  определенной степени его независимости. В Великобритании, Франции, Италии, Японии и некоторых других развитых стран министерства финансов уполномочены давать инструкции центральным банкам, однако на практике такие случаи довольно редки. При разногласиях министерства финансов и центрального банка возможен только административный путь их разрешения в форме резолюции парламента или решения правительства. В странах, которые центральные банки непосредственно подчинены парламентам, с помощью проведения законодательных процедур возможно принятия решений, обязывающих исполнительные органы оказывать содействие центральным банкам в достижении той или иной цели денежно-кредитной политики. Законодательством ряда стран предусмотрена отчетность центральных банков перед парламентом. Так, федеральная резервная система США представляет свой отчет 2 раза в год, а центральные банки Германии и Японии направляют отчеты в парламенты своих стран ежегодно. 
 
 
 

Независимость центральных банков от исполнительной власти. 

Выполнение  юридически возложенной на центральный  банк главной цели его деятельности- обеспечение стабильности цен - предполагает наличие определенной степени его  независимости от исполнительной власти.

Банк  России обладает экономической и  политической независимостью от

исполнительных  органов государственной власти. Его экономическая независимость

проявляется в организационном и финансовом аспектах. 

Организационная независимость  Банка России определяется тем, что он является

самостоятельным юридическим лицом, осуществляет полномочия по владению,

пользованию и распоряжению своим имуществом. Изъятие и обременение обязательствами  имущества Банка России без его  согласия не допускается. 

Финансовая  независимость  Банка России выражается в том, что он не отвечает по обязательствам государства, а последнее - по его обязательствам. Исключение составляют случаи, когда одна из сторон добровольно принимает на себя такие обязательства или когда иное не предусмотрено федеральными законами. Банку России запрещено кредитовать федеральный бюджет (кроме тех случаев, когда такая возможность прямо предусмотрена законом о федеральном бюджете) и бюджеты субъектов РФ. 

Независимость центрального банка  от правительства  подразумевает две  ее формы: 

Политическую  и экономическую:

  • Политическая независимость - это самостоятельность центрального банка при установлении целевых ориентиров денежной массы.
  • Экономическая независимость - это самостоятельность центрального банка в выборе инструментов денежно - кредитной политики.

Условиями политической независимости центрального банка являются определение порядка  назначение членов его руководящего органа или управляющего, одобрение  принятого банком решения со стороны  правительства и парламента.

Экономическая независимость центрального банка  выражается в том, что центральный  банк не обязан автоматически выдавать денежные средства правительству для  финансирования государственных расходов и оказывать ему предпочтение в предоставлении кредитов. 

Информация о работе Центральные банки, его функции и операции