Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2012 в 14:26, курсовая работа
Подробнее изучить сущность валютных бирж, их роль в экономике и закономерность поведения в период финансовых кризисов можно рассмотрев функционирование валютных бирж в разные временные периоды, на разных территориях, а так же условия государственной политики, регулирующие деятельность валютных бирж в Российской Федерации.
Введение 3
Глава 1 4
1.1 Валютные биржи: сущность и роль 4
1.2 Функции валютных бирж и операции, осуществляемые на валютных биржах 6
1.3 Период становления валютных бирж 9
Глава 2. 11
2.1 Формирование валютных бирж в Российской Федерации 11
2.2 Структура, принципы и цели работы ММВБ 11
2.3 Валютное регулирование и валютной контроль в Российской Федерации 14
Глава 3 20
3.1 Превращение Российской Федерации в мировой финансовый центр 20
Заключение 24
Использованная литература 26
Операции российских резидентов с валютой и валютными ценностями строго регламентированы. Валютные операции подразделяются на текущие (прежде всего сюда относятся операции, связанные с экспортом и импортом, а также некоторые неторговые операции) и капитальные (прежде всего, связанные с зарубежными инвестициями и другими финансовыми операциями). Текущие операции проводятся резидентами без ограничений - этого требует 8-я статья Устава МВФ, к которой Россия присоединилась в 1996 г. А вот на каждую капитальную операцию требуется, вообще говоря, особое разрешение Центрального банка РФ (ЦБР), если только иное не предусмотрено законом или нормативными актами самого ЦБР.
"Без ограничений" не означает, что текущие операции происходят без контроля со стороны государства. Напротив, существует целая система правил, связанных с приобретением валюты для импорта товаров и оплаты услуг иностранных поставщиков, а также с репатриацией экспортной валютной выручки и ее обязательной (частичной) продажей. За соблюдением правил зорко следит ЦБР (орган валютного контроля) с помощью уполномоченных банков (агентов валютного контроля). Разумеется, подлежат контролю и разрешенные капитальные операции. Контроль осуществляется прежде всего за операциями по валютным банковским счетам резидентов, причем режимы счетов различаются в зависимости от их назначения (текущий, транзитный, специальный транзитный). Тот же ЦБР регламентирует и открытие счетов резидентов за границей.
Что касается нерезидентов, их валютные операции, вообще говоря, также попадают под российское валютное регулирование, но, естественно, только когда они совершаются в России. Однако валютные счета нерезидентов в России не регулируются так, как в случае резидентов, - можно сказать, что эти счета работают "в офшорном режиме". Регулирование же прежде всего происходит на уровне рублевых счетов нерезидентов в российских банках. Эти счета бывают трех типов: типа "К" или конвертируемый (в частности, только с него можно приобретать акции российских предприятий, через него же свободно покупается и продается валюта), типа "Н" или неконвертируемый (в частности, только на него можно получать рублевые кредиты) и типа "Ф" или счет физического лица. Рублевые операции резидентов с нерезидентами формально отнесены к валютным операциям, но осуществляются они без ограничений, важно лишь соблюдать режим рублевого счета нерезидента (то есть проводить по счету только разрешенные его режимом операции). Соблюдение режима опять же контролирует ЦБР с помощью российских банков.
Такова в общих чертах система валютного регулирования и контроля в России, некоторые детали которой мы рассмотрим далее. Она находится в процессе постоянной либерализации, то есть все больше и больше видов валютных операций попадают в разряд разрешенных. Более того, уже с начала 2003 г. на рассмотрении Думы находится правительственный проект нового закона о валютном регулировании, радикально изменяющий всю эту систему. Согласно законопроекту, не только текущие, но и капитальные валютные операции будут проводиться резидентами без особых разрешений (в уведомительном порядке). Однако эти операции могут быть ограничены обязательным депонированием (на определенный срок) на специальных счетах средств в размере, пропорциональном сумме операции. Обязательная продажа части валютной выручки, впрочем, в законопроекте сохранена. Предполагается, что указанные ограничения будут действовать только до 1 января 2007 года. Впрочем, принятие нового закона пока затягивается...
Закон "О валютном регулировании и валютном контроле":
Пока же основой валютного законодательства России служит Закон "О валютном регулировании и валютном контроле", принятый еще в 1992 г., с многочисленными последующими изменениями и дополнениями принят 21 ноября 2003 года №173-ФЗ (далее - "Закон"). Закон носит "рамочный" характер, чем и объясняется его долголетие. Это значит, что, помимо определения важнейших терминов, он содержит преимущественно отсылочные нормы, предоставляющие полномочия органам валютного регулирования, то есть прежде всего ЦБР. На основании этих полномочий ЦБР затем издает (самостоятельно или совместно с иными ведомствами) все основные документы, относящиеся к валютному регулированию.
Приведем (в сокращенном виде) некоторые важнейшие определения, даваемые Законом.
Резиденты:
1) физические лица с постоянным местожительством в РФ (в том числе временно находящиеся вне РФ);
2) юридические лица РФ;
3) предприятия и организации РФ без статуса юридического лица;
4) диппредставительства РФ за рубежом;
5) представительства резидентов (пп.2-3) за рубежом.
Нерезиденты:
1) физические лица с постоянным местожительством вне РФ (в том числе временно находящиеся в РФ);
2) юридические лица иностранных государств;
3) предприятия и организации иностранных государств без статуса юридического лица;
4) зарубежные диппредставительства в РФ;
5) международные организации и их представительства в РФ;
6) представительства нерезидентов (пп.2-3) в РФ.
Отмечу, что в случае физического лица понятие резидента для целей валютного законодательства не совпадает ни с понятием резидента для налоговых целей, ни с понятием гражданина РФ.
Уполномоченные банки:
Банки и другие кредитные учреждения, получившие валютную лицензию ЦБР.
Иностранная валюта:
1) иностранные денежные знаки (наличная валюта);
2) средства на счетах в иностранных денежных единицах (безналичная валюта).
Валютные ценности:
1) иностранная валюта;
2) ценные бумаги в иностранной валюте (включая акции, облигации, чеки, векселя, производные бумаги, опционы, долговые обязательства);
3) драгоценные металлы;
4) природные драгоценные камни.
Валютные операции:
1) операции, связанные с переходом прав на валютные ценности (в том числе любые платежи в валюте);
2) ввоз в РФ и вывоз из РФ валютных ценностей;
3) международные денежные переводы;
4) расчеты в рублях между резидентами и нерезидентами.
Конечно, четвертый из видов операций лишь формально можно отнести к валютным: расчеты-то производятся в рублях!
Операции с иностранной валютой и ценными бумагами в иностранной валюте делятся на текущие и капитальные (точнее, согласно Закону, "связанные с движением капитала").
Текущие валютные операции:
1) расчеты в валюте по экспорту и импорту (отсрочка платежа в РФ или поставки в РФ - не более 90 дней);
2) финансовые кредиты на срок до 180 дней;
3) выплаты процентов и дивидендов;
4) некоторые переводы неторгового характера (включая выплату зарплаты, командировочных расходов, оплату обучения и лечения за рубежом и др.).
Список текущих операций - закрытый. Расширять его имеет право Правительство РФ (но не ЦБР).
Валютные операции, связанные с движением капитала:
1) прямые инвестиции (вложения в уставный капитал предприятия);
2) портфельные инвестиции (приобретение ценных бумаг);
3) переводы в оплату прав на недвижимость;
4) отсрочка более чем на 90 дней платежа при экспорте (или, соответственно, поставки при импорте);
5) финансовые кредиты на срок более 180 дней;
6) все иные валютные операции, не являющиеся текущими.
Таким образом, если валютный платеж за экспортируемый товар (а равно за работу, услугу, интеллектуальную собственность) получен не позднее, чем через 90 дней после поставки, то это текущая операция, а если позднее - уже капитальная (поскольку она фактически эквивалентна кредитованию нерезидента). При импорте, соответственно, наоборот: для признания операции текущей в течение 90 дней после оплаты должна быть произведена поставка "эквивалента" в РФ.
Основным органом валютного регулирования Закон называет ЦБР. Именно ЦБР издает обязательные к исполнению нормативные акты в данной сфере, определяет порядок обращения в России иностранной валюты и т.п.
Валютное регулирование следует отличать от валютного контроля, понимаемого как совокупность мер по обеспечению соблюдения законодательства при проведении валютных операций. Такие меры осуществляются Правительством РФ, органами и агентами валютного контроля. На практике это означает, что резиденты обязаны предоставлять определенные документы для подтверждения законности своих валютных операций, а органы и агенты валютного контроля должны эти документы проверять. Органами валютного контроля, согласно Закону, являются ЦБР, а также неназванные "федеральные органы исполнительной власти" (фактически это Государственный таможенный комитет и Министерство финансов), а агентами - уполномоченные банки, подотчетные ЦБР, и другие организации, в соответствии с действующим законодательством. Именно на российские банки приходится львиная доля контрольных функций в отношении валютных операций российских резидентов.
Общий принцип, заложенный в Закон - "запрещено все, что не разрешено". Это значит, что резиденты могут производить только те валютные операции, которые предусмотрены федеральным законом или нормативными актами ЦБР, либо на которые у них имеется особое разрешение ЦБР.
Согласно Закону, российскими резидентами без ограничений проводятся все текущие валютные операции. Кроме того, непосредственно в Законе разрешены и некоторые виды капитальных операций, включая ряд случаев допустимой отсрочки платежа свыше 90 дней (об этом чуть ниже), а также валютные платежи физических лиц за границу за приобретаемые ими ценные бумаги (но не более 75 тыс. долл. в год).
Что касается регулирования внутреннего валютного рынка России, Закон устанавливает, что резиденты имеют право покупать валюту в порядке и на цели, определяемые ЦБР. Покупка и продажа валюты допускается только через уполномоченные банки. При этом, согласно Закону, ЦБР имеет право определять предел отклонения курсов покупки и продажи валюты, а также самостоятельно проводить операции по покупке и продаже валюты - в том числе с целью поддержания ее курса (валютные интервенции).
Резиденты могут открывать валютные счета в уполномоченных (российских) банках. Именно на эти счета в обязательном порядке зачисляются любые валютные поступления в адрес резидентов (обязательная репатриация валютной выручки), если только иное не установлено ЦБР. Благодаря этому и появляется возможность возложить ответственность за контроль над валютными операциями резидентов на банки. Счета же в зарубежных банках резиденты могут открывать лишь на условиях, определяемых ЦБР - то есть, за некоторыми исключениями, по особому его разрешению. Законом, впрочем, предусмотрен уведомительный порядок для открытия зарубежных счетов резидентов в неконвертируемых валютах для расчетов по договорам международного строительного подряда.
Порядок открытия в России валютных и рублевых счетов нерезидентов также определяется ЦБР.
Закон вводит для резидентов понятие обязательной продажи валютной выручки, объем которой определяется ЦБР, но не может быть более 30% всей выручки (в настоящее время он установлен ЦБР на уровне 25%).
Довольно много места в Законе уделено порядку ввоза и вывоза наличной валюты и валютных ценностей, но я не буду на этом подробно останавливаться. Отмечу лишь, что физические лица - резиденты могут вывозить из России не более 10 тыс. долл. (подтверждающих документов при этом не требуется), причем до 3 тыс. - без обязательного таможенного декларирования.
Таковы основные положения Закона "О валютном регулировании и валютном контроле".
Тенденции, наблюдаемые сегодня в сфере международных финансовых рынков, требуют от Российской Федерации определить свою позицию в отношении будущего финансовой системы страны. Развитие и укрепление своего финансового рынка, повышение его устойчивости и превращение его в центр притяжения для экономик соседних стран является одной из актуальных задач для России.
Многие страны демонстрируют заинтересованность в создании на своей территории мировых или, по крайней мере, региональных финансовых центров, так как подобные центры способствуют значительному притоку капиталов в страну, улучшают инвестиционный климат, увеличивают налоговые поступления и обеспечивают рост занятости. Для этого необходимо привлечь крупные финансовые институты, заинтересовать эмитентов и инвесторов из разных стран. В настоящее время разворачивается серьезная конкуренция между различными мировыми и региональными финансовыми центрами.
Мировые финансовые центры (МФЦ) функционируют как международный рыночный механизм, который служит средством управления мировыми финансовыми потоками. Это центры сосредоточения банков и специализированных кредитно-финансовых институтов, осуществляющих международные валютные, кредитные и финансовые операции, сделки с ценными бумагами, драгоценными металлами, деривативами.
Кроме того, МФЦ постепенно превращаются в мощные информационно-аналитические и организационно-управленческие комплексы, обладающие значительным кредитным потенциалом. Ведущие позиции в МФЦ занимают фирмы, обслуживающие их потребности, в том числе юридические и аудиторские, а также управленческие консультанты (McKinsey, Ernst and Young Global Limited, Deloitte Touche Tohmatsu и др.). Кроме того, МФЦ привлекают широкий круг специалистов (экспертов по сопоставительному экономическому и юридическому анализу и др.), которые занимаются анализом состояния и перспектив мирового хозяйства и экономики стран мира. Возрастает значение аналитических центров, способных обеспечить проведение междисциплинарных исследований, подготовку индексов и рейтингов (Moody's, Standard and Poor's и др.).
Планы превратить Москву в мощный мировой финансовый центр впервые озвучены президентом Дмитрием Медведевым в его программной речи на XXII Международном экономическом форуме в июне 2008 года. Разработка концепции была поручена Мин-
экономразвития. Основная задача звучала так: «Достичь высокого уровня конкурентоспособности на глобальном уровне по сравнению с Шанхаем и Мумбаем». Обозначен срок – до 2012 года.
Однако в связи с кризисом проект был приостановлен, и возобновить его удалось только в минувшем году.
В частности, составлен список из 27 человек – представителей крупнейших финансовых институтов, намеренных консультировать российские власти и помогать претворять в жизнь задуманное. Среди них – бывший глава администрации президента Александр Волошин, который руководит рабочей группой по созданию в Москве финансового центра, глава Сбербанка России Герман Греф, президент ВТБ Андрей Костин, президент ИК «Тройка Диалог» Рубен Варданян, бизнесмен и сенатор Сулейман Керимов. «Мы действительно сейчас этим очень активно занялись, я встречался с руководителями крупнейших мировых банков. Мы хотели бы ускорить процесс», – отмечает глава Российского государства.