Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2011 в 18:08, курсовая работа
Целью настоящей работы является характеристика и краткий анализ существующего механизма безналичных расчетов, используемого коммерческими банками, а также определение возможных направлений его совершенствования с целью повышения прибыльности банковских операций, ускорения расчетов, сокращению издержек обращения.
Объектом изучения и предметом исследования данной работы является, организация денежных расчетов с использованием безналичных денег. Также будет исследовано направление совершенствования системы безналичных расчетов на примере ОАО «AФ банк».
Введение………………………………………………………………………..3
1. Содержание и организация безналичного денежного расчета…………....6
1.1. Сущность и значение безналичного расчета……………………………..6
1.2. Принципы организации безналичного расчета…………………………..8
1.3. Учет безналичных расчетов……………………………………………….11
2. Формы безналичных расчетов………………………………………………15
2.1. Расчеты платежными поручениями………………………………………15
2.2. Вексельные операции, простой и переводной вексель………………….18
2.3. Расчеты чеками, аккредитивами и по инкассо…………………………...20
3. Направления совершенствования системы безналичных расчетов в Российской Федерации…………………………………………………………25
3.1. Направления совершенствования системы безналичных расчетов на примере «АФ Банк»…………………………………………………………….25
3.2. Проблемы системы безналичных расчетов в современных условиях и пути их решения………………………………………………………………...30
Заключение……………………………………………………………………...34
Список использованной литературы…………………………………………..36
Необходимо полное техническое переоснащение банков на базе персональных компьютеров, скорейшее внедрение локальных сетей по обработке счетов, осуществление электронных расчетов между клиентами банков, между банками и РКЦ, а также с различными регионами России. Банки активно овладевая передовой технологией, стремятся перенять международный опыт расчетов. Общемировая же тенденция в этой области - вытеснение из платежного оборота не только наличных денег, но и чеков. Широкое применение электронных денежных расчетов, дальнейшая автоматизация и компьютеризация банковской деятельности является главными предпосылками для успешного внедрения и развития межбанковского клиринга.
Клиринг представляет собой систему регулярных безналичных расчетов, основанную на зачетах взаимных требований и обязательств юридических и физических лиц за товары (услуги) и ценные бумаги. Концепция платежей при клиринге позволяет значительно уменьшить баланс платежей и общую сумму обращающихся платежных средств, расширяет сферу безналичного оборота, облегчает управление им. Посредством клиринга упрощаются, удешевляются и ускоряются расчеты, сохраняется имеющаяся денежная (кассовая) наличность и за счет этого повышается уровень прибыльности и ликвидности участников расчетов. Клиринг в банковской сфере может проводиться как внутри страны, так и между странами.
Клиринговое учреждение - это организация, являющаяся юридическим лицом по законодательству Российской Федерации, заявившая себя в качестве центра взаимных расчетов, которому на основании лицензии, выданной ЦБ РФ, предоставлено право осуществлять расчетные (клиринговые) операции, а также ограниченное количество банковских операций, поддерживающих выполнение клиринга.
Основными
целями создания клирингового учреждения
являются:
Также необходимо рассмотреть перспективы развития безналичных расчетов, в частности некоторых форм. Рассмотрим следующие формы расчетов: аккредитивная форма, расчеты с помощью пластиковых карточек.
В период кризиса очень важны надежность и быстрота проведения платежей. Однако не каждый российский банк в состоянии следовать этим принципам. В условиях кризиса система расчетов здорово буксует из-за недоверия банков друг к другу. Это отражается на всех видах безналичных расчетов. Расчеты с помощью аккредитива позволяют предприятиям увеличивать скорость платежей, так как в работу включается сеть банков-корреспондентов, работающих в системе банка-эмитента и обслуживающих выставленные аккредитивы. При наличии высокой степени защиты электронного формата документов проведение расчетных операций подобного типа сможет хотя бы частично решить проблему платежей между предприятиями.
Расчеты
с помощью пластиковых
Самыми простыми в изготовлении и использовании являются пластиковые карточки, а как разновидность их - магнитная карта. Это наиболее распространенные кредитные карточки. Банк гарантирует открытие кредита владельцу карточки. Держатель карточки ежемесячно получает сообщение из компании, выдавшей карту. Там подводятся итоги расходов предыдущего месяца. Оплата долга должны быть произведена до конца месяца, в котором получено сообщение. С владельцев ежегодно взимается взнос за карточку, некоторые виды карт являются бесплатными. Некоторые магнитные карты используются как «дебетные карты». Они применяются по типу кредитных. Разница в том, что во время покупки плата взимается непосредственно со счета владельца в его банке.
Сейчас процесс развития в нашей стране пластиковых денег идет все более стремительными темпами. Но есть и проблемы. Во-первых, рядовому потребителю чисто психологически приятнее иметь туго набитый бумажник, а не пластиковую карточку. Во-вторых, - и это очень важно - предоставить гарантии своей будущей платежеспособности клиентам достаточно сложно. Именно поэтому большинство карточек в России работает как дебетные и по ним нельзя получить в кредит.
С
учетом всего сказанного можно предположить,
что пластиковые карточки являются
самой перспективной формой безналичных
расчетов.
Заключение
Рассмотрев экономическое содержание, теоретические основы и мировой опыт организации безналичных расчетов можно сделать следующие выводы:
- система безналичных
расчетов продолжает
Основными
недостатками, которые затрудняют осуществление
безналичных расчетов являются:
В
результате этого анализа рекомендуются
следующие меры по улучшению осуществления
организации безналичных
Необходимо предложить
Таким
образом, несмотря на все трудности
при осуществлении безналичных
расчетов можно отметить, что в
стране наблюдаются тенденции для успешного
развития расчетов и приближению их к
мировым стандартам.
Список использованной литературы:
1. «Гражданский Кодекс Российской Федерации» (часть 1) от 30.11.1994 51-ФЗ (ред. от 08.07.1999)- М.: «Консультант» 1999 г.
2. «Гражданский Кодекс Российской Федерации» (часть 2) от 26.01.1996 14-ФЗ - (ред. От17.12.1999) М.: «Консультант» 1999 г.
3. «
О безналичных расчетах в
4. «О правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации» Положение ЦБР от 05 декабря 2002г.» №205-П «Вестник Банка России».
5. Комментарий
к Гражданском Кодексу
6. Вишневская
И.В. «Анализ рынка
7. «Деньги, кредит, банки» Учебное Пособие под ред. Проф.Лаврушина О.И. -М.: «Финансы и статистика»,2002г.
8. Жуков Е.Ф. «Общая теория денег и кредита»- М.: Юнити, 1995г.
9. Лаврушин О.И.» Деньги, кредит, банки». - М.: «Финансы и статистика», 1999.
10. Михайлов
Д.М. « Международные расчеты
и гарантии»-М.,ФБК-ПРЕСС,
11. Пещанская
И.В. « Организация
12. Смирнов
К.А. «Маркетинг на рынке
13. Смирнов
К.А. «Маркетинг на рынке
14. Смирнов
К.А. «Основы банковского дела»
15. Чурин
С. « Правовая природа сделок
по безналичному переводу
16. Эрделевский
А. « О расчетах по
Информация о работе Безналичный расчет, его совершенствование