Безналичный расчет, его совершенствование

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2011 в 18:08, курсовая работа

Краткое описание

Целью настоящей работы является характеристика и краткий анализ существующего механизма безналичных расчетов, используемого коммерческими банками, а также определение возможных направлений его совершенствования с целью повышения прибыльности банковских операций, ускорения расчетов, сокращению издержек обращения.

Объектом изучения и предметом исследования данной работы является, организация денежных расчетов с использованием безналичных денег. Также будет исследовано направление совершенствования системы безналичных расчетов на примере ОАО «AФ банк».

Оглавление

Введение………………………………………………………………………..3


1. Содержание и организация безналичного денежного расчета…………....6



1.1. Сущность и значение безналичного расчета……………………………..6


1.2. Принципы организации безналичного расчета…………………………..8


1.3. Учет безналичных расчетов……………………………………………….11



2. Формы безналичных расчетов………………………………………………15



2.1. Расчеты платежными поручениями………………………………………15


2.2. Вексельные операции, простой и переводной вексель………………….18


2.3. Расчеты чеками, аккредитивами и по инкассо…………………………...20


3. Направления совершенствования системы безналичных расчетов в Российской Федерации…………………………………………………………25


3.1. Направления совершенствования системы безналичных расчетов на примере «АФ Банк»…………………………………………………………….25


3.2. Проблемы системы безналичных расчетов в современных условиях и пути их решения………………………………………………………………...30


Заключение……………………………………………………………………...34


Список использованной литературы…………………………………………..36

Файлы: 1 файл

курсовая работа по ФДОК .doc

— 152.00 Кб (Скачать)

     Необходимо  полное техническое переоснащение  банков на базе персональных компьютеров, скорейшее внедрение локальных  сетей по обработке счетов, осуществление  электронных расчетов между клиентами банков, между банками и РКЦ, а также с различными регионами России. Банки активно овладевая передовой технологией, стремятся перенять международный опыт расчетов. Общемировая же тенденция в этой области - вытеснение из платежного оборота не только наличных денег, но и чеков. Широкое применение электронных денежных расчетов, дальнейшая автоматизация и компьютеризация банковской деятельности является главными предпосылками для успешного внедрения и развития межбанковского клиринга.

     Клиринг представляет собой систему регулярных безналичных расчетов, основанную на зачетах взаимных требований и обязательств юридических и физических лиц за товары (услуги) и ценные бумаги. Концепция платежей при клиринге позволяет значительно уменьшить баланс платежей и общую сумму обращающихся платежных средств, расширяет сферу безналичного оборота, облегчает управление им. Посредством клиринга упрощаются, удешевляются и ускоряются расчеты, сохраняется имеющаяся денежная (кассовая) наличность и за счет этого повышается уровень прибыльности и ликвидности участников расчетов. Клиринг в банковской сфере может проводиться как внутри страны, так и между странами.

     Клиринговое учреждение - это организация, являющаяся юридическим лицом по законодательству Российской Федерации, заявившая себя в качестве центра взаимных расчетов, которому на основании лицензии, выданной ЦБ РФ, предоставлено право осуществлять расчетные (клиринговые) операции, а также ограниченное количество банковских операций, поддерживающих выполнение клиринга.

     Основными целями создания клирингового учреждения являются:                       - ускорение и оптимизация расчетов между банками и другими кредитными учреждениями в РФ, с другими государствами;                                                             - повышение достоверности и надежности расчетов;                                                         - развитие и обеспечение новых форм безналичных денег (чеков, векселей, кредитных карточек);                                                                                                              - рациональное использование временно свободных ресурсов банков;                         - внедрение современных международных технологий, стандартов, вхождение в мировую банковскую систему;                                                                                           - создание современной информационной банковской структуры.    

     Также необходимо рассмотреть перспективы  развития безналичных расчетов, в  частности некоторых форм. Рассмотрим следующие формы расчетов: аккредитивная форма, расчеты с помощью пластиковых карточек.

В период кризиса очень важны надежность и быстрота проведения платежей. Однако не каждый российский банк в состоянии  следовать этим принципам. В условиях кризиса система расчетов здорово буксует из-за недоверия банков друг к другу. Это отражается на всех видах безналичных расчетов. Расчеты с помощью аккредитива позволяют предприятиям увеличивать скорость платежей, так как в работу включается сеть банков-корреспондентов, работающих в системе банка-эмитента и обслуживающих выставленные аккредитивы. При наличии высокой степени защиты электронного формата документов проведение расчетных операций подобного типа сможет хотя бы частично решить проблему платежей между предприятиями.

     Расчеты с помощью пластиковых карточек. Развитие электронной техники позволило  широко использовать безналичные расчеты  в форме пластиковых карточек, содержащих зашифрованную информацию, позволяющую их владельцам осуществлять платежи и получать наличные деньги. Это значительно облегчает взаиморасчеты и освобождает человека от необходимости носить с собой крупные суммы денег. До недавнего времени в России большими денежными средствами обладали только юридические лица, и банки были не заинтересованы в работе с частными вкладчиками. Но времена меняются, теперь деньги есть у многих, и банки резко переориентировали направление своей деятельности.

     Самыми  простыми в изготовлении и использовании  являются пластиковые карточки, а  как разновидность их - магнитная  карта. Это наиболее распространенные кредитные карточки. Банк гарантирует открытие кредита владельцу карточки. Держатель карточки ежемесячно получает сообщение из компании, выдавшей карту. Там подводятся итоги расходов предыдущего месяца. Оплата долга должны быть произведена до конца месяца, в котором получено сообщение. С владельцев ежегодно взимается взнос за карточку, некоторые виды карт являются бесплатными. Некоторые магнитные карты используются как «дебетные карты». Они применяются по типу кредитных. Разница в том, что во время покупки плата взимается непосредственно со счета владельца в его банке.

     Сейчас  процесс развития в нашей стране пластиковых денег идет все более  стремительными темпами. Но есть и проблемы. Во-первых, рядовому потребителю чисто  психологически приятнее иметь туго набитый бумажник, а не пластиковую карточку. Во-вторых, - и это очень важно - предоставить гарантии своей будущей платежеспособности клиентам достаточно сложно. Именно поэтому большинство карточек в России работает как дебетные и по ним нельзя получить в кредит.

     С учетом всего сказанного можно предположить, что пластиковые карточки являются самой перспективной формой безналичных  расчетов. 
 
 
 

Заключение 

     Рассмотрев  экономическое содержание, теоретические  основы и мировой опыт организации безналичных расчетов можно сделать следующие выводы:

- система безналичных  расчетов продолжает совершенствоваться  на протяжении почти столетия;                                                                                                                    - безналичные расчеты неотъемлемая часть процесса воспроизводства;                        - изучение исторического развития и мирового опыта организации безналичных расчетов имеет особое значение сегодня, поскольку Россия находится на этапе экономической нестабильности;                                                                                        - мировой опыт в организации безналичных расчетов свидетельствует о непременном вытеснении из платежного оборота наличных денег;                                      - частые изменения нормативных и законодательных актов, регулирующих осуществление безналичных расчетов, приводят к серьезным затруднениям в практической работе;                                                                                                                       - сложные экономические процессы в народном хозяйстве привели к тому, что основные принципы организации безналичных расчетов не выдерживаются (такие как срочность, обеспеченность, акцепт). Утратили свою значимость или не в полной мере используются некоторые формы расчетов (вексельная, аккредитивная, расчеты чеками). Из общего безналичного платежного оборота расчеты платежными поручениями составляют 80%, аккредитивами 3%, инкассо 5%, чеки 1% ,зачет взаимных требований 2%, платежными требованиями-поручениями 7%, векселями 2%; - развитие научно-технического процесса, стремление приблизиться к мировым стандартам способствует со стороны  Государства и Центрального Банка принятию мер по внедрению новых, более совершенных технологий в организации и осуществлении безналичных расчетов. В общей структуре платежей произошли позитивные изменения. Сократилась до минимума доля телеграфных и почтовых платежей, 100% уровня достигала доля электронных платежей.

     Основными недостатками, которые затрудняют осуществление безналичных расчетов являются:                                                                                                              - обострение кризисных явлений в экономике страны;                                                                 - неплатежеспособность и банкротство предприятий;                                                      - несовершенство программно- технического обеспечения;                                          - не достаточно активное обновление правовых норм в области безналичных расчетов;                                                                                                                                    - не налажена система контроля за сферой расчетов со стороны Государства и Центрального Банка.

     В результате этого анализа рекомендуются  следующие меры по улучшению осуществления  организации безналичных расчетов:                                                      - ускорение перехода к совершенным  программным системам;                                            - скорейшая автоматизация системы безналичных расчетов;                                                      - предоставление выхода на мировой уровень;                                                                       - широкое использование клиринга;                                                                                            - активизация работы с клиентами, путем разработки и внедрения взвешенного порядка начисления процентов на остатки по расчетным и текущим счетам.

       Необходимо предложить клиентам  целый ряд дополнительных услуг,  связанных, например, с трастовым  управлением средствами клиента,  агентскими услугами на рынке  ценных бумаг, консультационными  услугами по правовым и общеэкономическим вопросам, а также вопросам финансового анализа состояния дел клиента; совершенствовать нормативную базу, упрощать процесс осуществления расчетов.

     Таким образом, несмотря на все трудности  при осуществлении безналичных  расчетов можно отметить, что в  стране наблюдаются тенденции для успешного развития расчетов и приближению их к мировым стандартам. 
 
 

     Список  использованной литературы:

1. «Гражданский  Кодекс Российской Федерации» (часть  1) от 30.11.1994 51-ФЗ (ред. от 08.07.1999)- М.: «Консультант»  1999 г.

2. «Гражданский  Кодекс Российской Федерации» (часть  2) от 26.01.1996 14-ФЗ - (ред. От17.12.1999) М.: «Консультант»  1999 г.

3. «  О безналичных расчетах в Российской  Федерации» Положение ЦБР №  2-П от 03.10.2002г. (в редакции от 03.03.03г.)

4. «О  правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации» Положение ЦБР от 05 декабря 2002г.» №205-П «Вестник Банка России».

5. Комментарий  к Гражданском Кодексу Российской  Федерации часть вторая)/Под редакцией  Садикова О.Н. -М.: «ИНФРА-М-НОРМА», «Консультант»,1997.

6. Вишневская  И.В. «Анализ рынка пластиковых  карт». - М.: «Бухгалтерия и банки»,1998.

7. «Деньги,  кредит, банки» Учебное Пособие  под ред. Проф.Лаврушина О.И. -М.: «Финансы и статистика»,2002г.

8. Жуков Е.Ф. «Общая теория денег и кредита»- М.: Юнити, 1995г.

9. Лаврушин  О.И.» Деньги, кредит, банки». - М.: «Финансы  и статистика», 1999.

10. Михайлов  Д.М. « Международные расчеты  и гарантии»-М.,ФБК-ПРЕСС,1998г.

11. Пещанская  И.В. « Организация деятельности  коммерческого банка. Учебное пособие» -М., Инфа-М, 2001г.

12. Смирнов  К.А. «Маркетинг на рынке банковских  услуг». I часть. - Москва, МСУ (Международный  Славянский Университет), 1997 .

13. Смирнов  К.А. «Маркетинг на рынке банковских  услуг». II часть. - Москва, МСУ (Международный Славянский Университет), 1998 .

14. Смирнов  К.А. «Основы банковского дела». - Москва, МСУ (Международный Славянский  Университет), 1999 .

15. Чурин  С. « Правовая природа сделок  по безналичному переводу денежных  средств», Хозяйство и право- 1998г. №4-5.

16. Эрделевский  А. « О расчетах по аккредитиву», Хозяйство и право-1997г. № 3.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Безналичный расчет, его совершенствование