Безналичный расчет, его совершенствование

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2011 в 18:08, курсовая работа

Краткое описание

Целью настоящей работы является характеристика и краткий анализ существующего механизма безналичных расчетов, используемого коммерческими банками, а также определение возможных направлений его совершенствования с целью повышения прибыльности банковских операций, ускорения расчетов, сокращению издержек обращения.

Объектом изучения и предметом исследования данной работы является, организация денежных расчетов с использованием безналичных денег. Также будет исследовано направление совершенствования системы безналичных расчетов на примере ОАО «AФ банк».

Оглавление

Введение………………………………………………………………………..3


1. Содержание и организация безналичного денежного расчета…………....6



1.1. Сущность и значение безналичного расчета……………………………..6


1.2. Принципы организации безналичного расчета…………………………..8


1.3. Учет безналичных расчетов……………………………………………….11



2. Формы безналичных расчетов………………………………………………15



2.1. Расчеты платежными поручениями………………………………………15


2.2. Вексельные операции, простой и переводной вексель………………….18


2.3. Расчеты чеками, аккредитивами и по инкассо…………………………...20


3. Направления совершенствования системы безналичных расчетов в Российской Федерации…………………………………………………………25


3.1. Направления совершенствования системы безналичных расчетов на примере «АФ Банк»…………………………………………………………….25


3.2. Проблемы системы безналичных расчетов в современных условиях и пути их решения………………………………………………………………...30


Заключение……………………………………………………………………...34


Список использованной литературы…………………………………………..36

Файлы: 1 файл

курсовая работа по ФДОК .doc

— 152.00 Кб (Скачать)

     Во  внутреннем обороте инкассирование векселей и чеков развито в недостаточной мере, хотя схема его применения достаточно прозрачна. Например, предприятие за определенное комиссионное вознаграждение передает до срока платежа имеющиеся у него векселя своему банку. Теперь банк берет на себя хлопоты по получению платежа и предоставлению в распоряжение своего клиента денежных средств. Передача векселей сопровождается письменным распоряжением – инкассовым поручением. С инкассовыми операциями связаны расчеты платежными требованиями-поручениями и платежными требованиями. Платежные требования-поручения включают отгрузочные документы и счета, передаваемые плательщику против акцепта. Платежные требования содержат все необходимые реквизиты, позволяющие определить вид товара, цену, время отгрузки и т.п.

     Указанные требования выставляются на инкассо поставщиком после отгрузки товара и выписки товарных документов. Банк  обязан переслать документы в банк плательщика, взыскать с него средства и перечислить на расчетный счет поставщика. В свою очередь, банк, получив документы, информирует плательщика и принимает их к оплате только после получения от него предварительного акцепта.

     С тех пор, как получили развитие средства связи, ускоряющие доставку документов, началось снижение уровня рисков, связанных  с замедлением оборачиваемости  средств из-за разрыва во времени между отгрузкой товара и получением выручки. С позиций управления финансами корпораций, можно отметить возможности рассмотренных форм расчетов для нейтрализации риска отказа покупателя от оплаты поставленной ему продукции, ускорение инкассации денег по многим филиалам для эффективного объединения ресурсов на едином счете и другие. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3. Направления  совершенствования системы безналичных  расчетов в Российской Федерации 

3.1. Направления  совершенствования системы безналичных расчетов на примере «АФ Банк»

       Банк был основан 30.10.1990 как  КБ «Информсвязь». Устав банка  зарегистрирован Банком России 28.11.1990 под № 991. С 1997 года банк входит  в банковскую группу «Альфа-Банк»  как ОАО «Альфа-Банк-Башкортостан». 11.04.2007г в единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о смене наименования. Полное наименование - Открытое акционерное общество «АФ Банк», сокращенное ОАО «АФ Банк».

     По  итогам 2008 года ОАО «АФ Банк» занял  пятую позицию среди кредитных  организаций Республики Башкортостан по размеру активов. Объем срочных вкладов физических лиц за прошедший год вырос в 7 раз. Чистая прибыль составила 34,2 млн. рублей.

     В целом итоги деятельности банка  за 2008 финансовый год характеризуются  положительной динамикой, как абсолютных, так и относительных показателей, расширением объемов операций, повышением качества активов.

     Открылся  и успешно работает первый нестоличный  офис в Нефтекамске. Начал работу первый дополнительный офис за пределами  Республики Башкортостан - в Челябинске.

     ОАО АФ Банк стали первым банком в Уфе, который обслуживает клиентов в  круглосуточном режиме. В головном офисе открылся первый в городе банковский детский уголок. И, наконец, самое  важное, при поддержке акционеров, Уставной капитал банка увеличился на 1 млрд. рублей и составил 1 183 тыс. рублей. Банк стал первым по капиталу среди всех республиканских банков. А в наступающие непростые времена это очень существенный показатель.

     По  состоянию на 01.01.09 на территории Республики Башкортостан зарегистрировано 11 кредитных организаций. По итогам 2008 года ОАО «АФ Банк» занимает в банковской системе Республики Башкортостан первое место по размеру собственного капитала, шестое место по размеру чистых активов, по размеру совокупного кредитного портфеля и седьмое место по депозитам.

     Банк  добился положительной динамики по всем основным направлениям деятельности, значительно расширил объемы по совершаемым  операциям, внедрил ряд новых  банковских продуктов. В 2008 году банк значительно  нарастил обороты по всем банковским услугам, предоставляемым клиентам, за счет чего суммарная валюта баланса увеличилась в 1,6 раз, с 1 742 млн. рублей до 2 872 млн. рублей. ОАО «АФ Банк» демонстрирует устойчивый рост активов Банка, свидетельствующий об интенсивном развитии.

       В 2008 году Банк внедрил программное обеспечение по сопровождению операций по пластиковым картам и депозитам физических лиц.

     По  пластиковым картам были внедрены следующие  программы:                         -Процессинговый центр на базе продукта TWO;                                                   -Система бэк-офиса для ведения картсчетов, вкладов, кредитов TWCMS;           -Система персонализации карт TWCF;                                                                

-Система  интернет-банка TWE.

     Организация расчетов в той или иной стране во многом обусловлена сложившимися традициями и банковскими правилами в использовании различных элементов платежной системы на основе постоянного и единообразного их применения. Как отмечается в юридической литературе, область, с которой имеет отношение буквально каждый хозорган и от которой зависит четкая работа всего хозяйственного механизма, регламентируется нормативными актами Центрального Банка России. Однако на практике зачастую наблюдается несоответствие нормативных документов ЦБ РФ и Гражданского Кодекса:

- так  наличие акцепта (согласия) плательщика  на платеж является обязательным  в осуществлении безналичных  расчетов. Вместе с тем, законодательством  предусмотрены случаи бесспорного  (без согласия плательщиков) списания  средств: недоимок по налогам и другим обязательным платежам - на основании исполнительных листов, выданных судами, некоторых штрафов по распоряжениям взыскателей и др., а также безакцептного списания за тепловую и электрическую энергию, коммунальные и другие услуги;

- принцип  срочности относится не только  ко времени (периоду) оплаты  счетов за товары и услуги, но и к составной части этого  периода - времени выполнения  банками услуг по проведению  расчетных операций. В современных  условиях этот принцип фактически  не выдерживается.

- проблема  укрепления принципа имущественной  ответственности в процессе организации  расчетов осталась одной из  трудноразрешимых. Как свидетельствует  практика работы арбитражных  судов, функционирующих в России  с 1993 г., самые болезненные дела связаны с расчетами.

     Самое большое количество претензий и  исков, предъявляемых в связи  с неисполнением обязательств по договорам, объясняется ненадлежащим исполнением или неисполнением  условий расчетов за товар. Недостаточная  ответственность недобросовестных получателей продукции стала одной из причин несвоевременных платежей. Множество нарушений и экономических преступлений связано с расчетами, а также с использованием счетов в банках.

     Наличие теневой экономики в стране, желание  уйти от налогов, неплатежи, задолженность перед поставщиками, приводят к тому, что денежные средства не задерживаются на расчетных счетах предприятий.

Остановимся подробнее на следующих проблемах: задержки расчетов банками, предприятиями, РКЦ; скорость совершения платежей; очередность платежей; проблемы вексельного обращения.

     Задержки  расчетов банками и РКЦ. С введением  расчетов банков через корсчета появляется много проблем: сбои и задержки расчетов в РКЦ, связанные в основном с  большим потоком бумажных носителей  с финансово-денежной информацией; нарушения в расчетах по вине самих КБ.

Представив  в банк платежное поручение о  перечислении средств в трех экземплярах, предприятие получает от банка третий экземпляр с распиской в приеме поручения и штампом банка. Затем  предприятие по выписке из своего лицевого счета может удостовериться в списании со счета перечисленной суммы. Но если банк ведет расчеты через РКЦ, такие бухгалтерские проводки - лишь предпосылки межбанковских платежей, которые совершаются РКЦ и начинаются в тот момент когда там производится списание средств с корсчета банка. В документообороте иногда происходят заминки.

     Известно, что некоторые банки задерживают  платежные поручения на стадии передачи их в РКЦ и в течение какого-то времени используют средства, предназначенные для перевода, в качестве кредитного ресурса. И наоборот, поступившим через РКЦ на счет предприятия средствам банк может задержать бухгалтерскую проводку по их зачислению на расчетный счет предприятия.

     Проблема  скорости совершения платежей. Скорость платежа в значительной мере обусловлена его срочностью. Предположим, что при сроке оплаты обязательства 20 июня и сроке зачисления средств на счет получателя 28 июня фактически обе стадии платежа совершены в эти сроки. Но при этом средства находились в течение недели в расчетах, т.е. были изъяты из полезного хозяйственного оборота.

     Современная электронная техника и особенно автоматизированные каналы связи придают  новое качество понятию срочности  платежа: создается возможность  соединить сроки отдельных стадий платежа воедино. Например, при расчетах за товар скорость платежа определяется взаимозависимыми показателями времени получения товара покупателем, срока его оплаты и времени зачисления средств на счет поставщика. Оптимальная скорость безналичных расчетов достигается совпадением трех перечисленных показателей.

     Сокращение  времени прохождения платежей достигается  рядом коммерческих банков путем  внедрения технологий, новых платежных  инструментов, активизации внедрения  электронного документооборота и др.

Очередность платежей. Регулирование очередности платежей - один из острых вопросов денежно-кредитной политики. Существуют различные мнения по проблеме очередности платежей. Внешне создается впечатление, что очередность платежей по усмотрению плательщиков, укрепляя их самостоятельность, в наибольшей мере соответствует условиям рынка. Однако такая очередность может наносить ущерб ряду кредиторов, требования которых, несмотря на их длительность, откладываются плательщиком.

       Платежи подразделяются на три  вида: периодические платежи в доходы бюджета, по зарплате, электроэнергию и другие платежи по наращенной кредиторской задолженности; текущие платежи в погашение кредиторской задолженности; авансовые платежи. В каждой из трех групп расчетные документы располагаются в календарной последовательности, так как каждая группа представлена в основном однотипными платежами.

     Вексельное  обращение. Внедрение в стране вексельного  обращения связано с рядом  проблем. Не решены правовые вопросы, нормативная  база постоянно расширяется. Неэффективен механизм взыскания денежных средств по векселям, так как не соответствует задачам, которые он должен выполнять: оперативности и простоте обращения денежно-кредитных средств. Отсутствуют и методики для банков при предоставлении кредита в форме вексельного.

     Подводя итог, следует отметить, что пока еще не налажена целостная система  контроля за сферой расчетов со стороны  коммерческих и центрального банков, Министерства финансов РФ, Государственной  налоговой службы РФ, Прокуратуры  РФ и др. органов. Во многом это связано со становлением новых условий деятельности самих этих органов применительно к рыночной экономике, а также недостатками в создании соответствующей законодательной базы. 

3.2. Проблемы  системы безналичных расчетов  в современных условиях и пути их решения. 

     Безналичные расчеты являются завершающей стадией  выполнения хозяйственных договоров, представляют одну из форм хозяйственной  самостоятельности хозрасчетных предприятий. Предприятия материально заинтересованы в нормальном и бесперебойном ходе реализации произведенной продукции, неотъемлемой составной частью которой являются безналичные расчеты.

     Важной  особенностью современной системы  безналичных расчетов является автоматизация  процессов прохождения документов на разных стадиях обработки. Почти полностью исключена ручная работа при составлении расчетно-денежных документов. Автоматизирован учет и контроль поступающих для дальнейшей обработки, документов. Автоматизирован и процесс проводки платежей по счетам как внутри учреждений банков, так и между ними.

     Полная  автоматизация системы безналичных  расчетов имеет колоссальное значение для упорядочения банковского документооборота, сокращения сроков платежей, сможет гарантировать  от незаконного доступа к расчетно-денежным документам. Несмотря на установление унифицированных сроков обработки и прохождения финансовых документов в банках, введение штрафов за необоснованные задержки расчетов, состояние расчетов от этого не улучшается. По- прежнему у клиента, как и раньше, нет возможности точно определить когда его средства поступили в банк, а когда на его расчетный счет.

Информация о работе Безналичный расчет, его совершенствование