Безналичный расчет, его совершенствование

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2011 в 18:08, курсовая работа

Краткое описание

Целью настоящей работы является характеристика и краткий анализ существующего механизма безналичных расчетов, используемого коммерческими банками, а также определение возможных направлений его совершенствования с целью повышения прибыльности банковских операций, ускорения расчетов, сокращению издержек обращения.

Объектом изучения и предметом исследования данной работы является, организация денежных расчетов с использованием безналичных денег. Также будет исследовано направление совершенствования системы безналичных расчетов на примере ОАО «AФ банк».

Оглавление

Введение………………………………………………………………………..3


1. Содержание и организация безналичного денежного расчета…………....6



1.1. Сущность и значение безналичного расчета……………………………..6


1.2. Принципы организации безналичного расчета…………………………..8


1.3. Учет безналичных расчетов……………………………………………….11



2. Формы безналичных расчетов………………………………………………15



2.1. Расчеты платежными поручениями………………………………………15


2.2. Вексельные операции, простой и переводной вексель………………….18


2.3. Расчеты чеками, аккредитивами и по инкассо…………………………...20


3. Направления совершенствования системы безналичных расчетов в Российской Федерации…………………………………………………………25


3.1. Направления совершенствования системы безналичных расчетов на примере «АФ Банк»…………………………………………………………….25


3.2. Проблемы системы безналичных расчетов в современных условиях и пути их решения………………………………………………………………...30


Заключение……………………………………………………………………...34


Список использованной литературы…………………………………………..36

Файлы: 1 файл

курсовая работа по ФДОК .doc

— 152.00 Кб (Скачать)
lign="justify">3. Все  платежи со счетов предприятий  осуществляются по очередности,  определяемой руководителем предприятия,  если иное не предусмотрено  законодательством. 

     Принцип осуществления расчетов по банковским счетам. Наличие последних как у получателя, так и у плательщика – необходимая предпосылка расчетов. Предприятия, организации, учреждения, независимо от их организационно-правовой формы, обязаны хранить денежные средства в учреждениях банка на расчетных, текущих, бюджетных счетах. С них осуществляются платежи за материальные ценности, услуги и по финансово-банковским обязательствам. Деньги со счета на счет переводятся банком по полученным от хозорганов расчетным документам. Банк зачисляет поступающие на эти счета суммы, выполняет распоряжения предприятий об их перечислении и выдаче со счетов и осуществляет проведение других банковских операций, которые предусмотрены банковскими правилами и договорами об использовании той или иной формы безналичных расчетов.

     Принцип обеспеченности платежа предполагает наличие у плательщика денежных средств, то есть платежи совершаются за счет собственных средств плательщиков или кредитов банка. Для этого все плательщики (предприятия, банки и т.п.) должны планировать поступления, списания средств со счетов, предусмотрительно изыскивать недостающие ресурсы.

     Принцип периодической очередности платежей. Очередность платежей может быть:

А) хронологическая  – претензии удовлетворяются  в той последовательности, в какой  расчетные документы поступают в банк, независимо от цели платежа;

Б) целевая  – в первую очередь совершаются  наиболее важные по значению платежи.

     Принцип согласия (акцепта) плательщика. Данный принцип реализуется путем применения:

- либо  соответствующего платежного инструмента  (чека, простого векселя, платежного поручения), свидетельствующего о распоряжении владельца на списание средств;

- либо  специального акцепта документов, выписанных получателями средств  (платежных требований-поручений,  переводных векселей).

     Вместе  с тем законодательством предусмотрены случаи бесспорного (без согласия плательщиков) списания средств: недоимок по налогам и другим обязательным платежам – на основании исполнительных листов, выданных судами, некоторых штрафов по распоряжениям взыскателей и др., а также безакцептного списания за тепловую и электрическую энергию, коммунальные и другие услуги.

     Принцип срочности платежа. Расчеты осуществляются строго в сроки, предусмотренные  в договорах, в инструкциях Минфина  и т.д. Платеж может осуществляться:

А) до начала торговой операции (авансовый платеж);

Б) немедленно после совершения торговой операции;

В) через  определенный срок после совершения торговой операции;

Г) на условиях коммерческого кредита (без оформления долгового обязательства или  с письменным оформлением векселя).

     Учреждения  банков обязаны зачислять на счет предприятия (списывать) причитающиеся  ему суммы не позднее следующего рабочего дня после получения  соответствующего документа. За несвоевременное (позднее следующего рабочего дня  после получения документа) или неправильное списание средств со счета владельца, а также несвоевременное или неправильное зачисление банком сумм, причитающихся владельцу, владелец вправе потребовать от банка уплатить в свою пользу штраф в размере 0.5% несвоевременно зачисленной (списанной) суммы за каждый день задержки.

     Принцип контроля за проведением операций. Контроль подразделяется на предварительный, текущий и последующий. Имеются  определенные особенности в проведении контроля со стороны предприятий  и банков. В частности, банки, выступая посредниками между продавцами и покупателями, налоговыми органами, населением, бюджетом, внебюджетными органами, контролируют соблюдение ими установленных правил расчетов.

     Принцип имущественной ответственности  по договору. Суть этого принципа заключается в том, что нарушения договорных обязательств в части расчетов влекут применение гражданско-правовой ответственности в форме возмещения убытков, уплаты неустойки (штрафа, пени), а также иных мер ответственности. Надлежащий контроль позволяет предотвратить неисполнение обязательств как своих, так и контрагентов, а если они не выполнены последними, - практически полностью возместить причиненные убытки и тем самым ослабить негативные последствия.  

1.3. Учет  безналичных расчетов 

     В процессе хозяйственной деятельности у организаций возникают производственные взаимоотношения с множеством физических и юридических лиц, которые приводят к возникновению обоюдных расчетных обязательств. По выполнении работниками производственных заданий у организации возникают обязательства по оплате их труда, а также по отчислениям от нее единого социального налога. При получении или продаже организацией материальных ценностей, выполнении работ или оказании услуг у нее возникают расчетные обязательства перед поставщиками и подрядчиками, а также покупателями их продукции, работ и услуг.

     Расчеты организации с работниками по оплате труда осуществляются, как  правило, путем выдачи наличных денежных средств из кассы.

Расчеты между  организациями производятся в безналичной  форме путем перевода денежных средств с банковских счетов одного юридического лица на счета другого на основании расчетных документов. Расчетный документ представляет собой оформленное в виде документа на бумажном носителе или в установленных случаях электронного платежного документа:

распоряжение  плательщика (клиента или банка) о списании денежных средств со своего счета и их перечислении на счет получателя средств;

распоряжение  получателя средств (взыскателя) на списание денежных средств со счета плательщика и перечисление на счет, указанный получателем средств (взыскателем).

     При этом могут использоваться:

- платежные поручения  - распоряжение владельца счета  (плательщика) обслуживающему его  банку, оформленное расчетным  документом, перевести определенную  сумму на счет получателя средств, открытый в другом банке;

- чек - ценная бумага, содержащая ничем не обусловленное распоряжение чекодателя банку произвести платеж указанной суммы чекодателю;

аккредитивы - условное денежное обязательство, принимаемое  банком по поручению плательщика, произвести платежи в пользу получателя средств  по предъявлении последним документов, соответствующих условиям аккредитива, или предоставить полномочия другому банку произвести такие платежи;

- платежные требования  и инкассовые поручения - документы  для осуществления расчетов по  инкассо (банковская операция, посредством  которой банк по поручению  и за счет клиента на основании данных документов осуществляет действия по получению от плательщика платежа).

     Организации как участники расчетов самостоятельно определяют формы указанных  документов (с обязательными реквизитами). Банки  как кредитные организации не вмешиваются в договорные отношения своих клиентов при выборе ими форм расчетов.

     Организации при совершении данных операций необходимо руководствоваться Положением о  безналичных расчетах в Российской Федерации, утвержденным Центральным  банком Российской Федерации 12 апреля 2001 г. N 2-П.

     Денежные  средства организация должна хранить  в банке, для чего она открывает  в его учреждении расчетный, валютный и специальные счета.

Учет операций по расчетному счету ведется на счете 51 "Расчетные счета", по дебету которого отражается поступление денежных средств, а по кредиту - их выбытие (перечисление, снятие).

     Основанием  для отражения операций по счету 51 являются выписки с этого счета, которые банк выдает организации  ежедневно (или периодически в установленные  им сроки). К выписке банка прилагаются документы, подтверждающие выполнение финансовых операций, нашедших в ней отражение. Выписка является копией (вторым экземпляром) лицевого счета, который банк ведет по расчетному счету организации.

     Приведем  несколько примеров бухгалтерского учета операций по расчетному счету.

Д-т сч. 51 К-т  сч. 62 - поступили денежные средства в оплату отгруженной (отпущенной) продукции (работ, услуг);

Д-т сч. 51 К-т  сч. 50 - зачислены на расчетный счет наличные деньги из кассы;

Д-т сч. 51 К-т  сч. 62 - получены авансы от покупателей и заказчиков;

Д-т сч. 51 К-т  сч. 91 - получены штрафы, пени, неустойки;

Д-т сч. 51 К-т  сч. 75 - получены средства в виде взносов  в уставный (складочный) капитал  или в счет размещенных акций;

Д-т сч. 51 К-т  сч. 66, 67 - получены кредиты банка и другие заемные средства;

Д-т сч. 51 К-т  сч. 76, 91 - отражены полученные (или причитающиеся) доходы (дивиденды) по финансовым вложениям (по вкладам в уставные капиталы других организаций, по ценным бумагам  и т.д.);

Д-т сч. 50 К-т  сч. 51 - получены наличные деньги в банке;

Д-т сч. 60 К-т  сч. 51 - оплачены счета поставщиков  и подрядчиков за полученные ценности, выполненные работы и оказанные  услуги;

Д-т сч. 69 К-т  сч. 51 - перечислена задолженность  по единому социальному налогу;

Д-т сч. 68 К-т  сч. 51 - перечислены в бюджет налоги на прибыль и другие платежи, а также налог на доходы физических лиц.

     Учет  операций по валютному счету ведется  в порядке, установленном для  учета операций на расчетном счете, но с обязательным пересчетом иностранной валюты в рубли по курсу Банка России на дату поступления или списания их со счета, а также на конец месяца. Порядок учета операций на валютном счете изложен в гл.10 "Учет операций с иностранной валютой и валютными ценностями". 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. Формы  безналичных расчетов 

     На  основании действующего Положения  безналичные расчеты в России могут осуществляться с помощью  платежных поручений, платежных  требований-поручений, чеков и аккредитивов. Применение той или иной формы  расчетов определяется договором между  плательщиком и получателем средств. Познакомимся с особенностями каждой формы безналичных расчетов, применяемых в современных условиях. 

2.1. Расчеты  платежными поручениями 

     Можно сразу же отметить, что в настоящих  условиях в России преобладающей  формой расчетов является перевод, более того – кредитовый перевод. Он предоставляет плательщику (дебитору) возможность дать распоряжение кредитовать счет получателя (кредитора). Существенным свойством такой операции является ее простота, что, в частности, позволило банкам ускорить переход от почтовой и телеграфной к электронной форме перевода.

     Упорядоченность документооборота обеспечивается использованием платежных поручений о дебетовых  списаниях. Платежное поручение  – это поручение предприятия  обслуживающему банку о перечислении со своего счета определенной суммы на счет другого предприятия – получателя средств в том же или другом учреждении банка.

     Применение  этого финансового инструмента  может быть связано как с товарными, так и нетоварными операциями, причем нетоварные платежи, например в бюджет, осуществляются исключительно платежными поручениями.

     В качестве примеров нетоварных операций можно привести:

- платежи  в бюджет,

- погашения  банковских ссуд и процентов  по ссудам,

- перечисления  средств страховым органам государственного и социального страхования,

- взносы  средств в уставные фонды при  учреждении  АО,

- приобретение  ценных бумаг, 

- уплата  пени, штрафов, неустоек и т.п. 

     Переводы  платежными поручениями для платежей за товары и услуги используются:

- за полученные товары и оказанные услуги (со ссылкой на номер и дату товарно-транспортного документа);

- в порядке  предварительной оплаты услуг  (со ссылкой на номер договора);

Информация о работе Безналичный расчет, его совершенствование