Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 14:23, курсовая работа
Мировой экономический кризис, который начался с краха крупнейшего банка ипотечного кредитования, выдавшего практически льготные кредиты на строительство и приобретение жилья, продолжающаяся нестабильность национальных финансовых систем заставили многих экономистов обратить внимание на такую экономическую категорию, как банковский процент, который является не только индикатором состояния экономики, но и регулятором таких экономических процессов, как инвестиции в реальный сектор экономики, рост ВВП, отток капиталов из страны, сдерживание инфляционных тенденций и др.
Оглавление
Введение 3
Глава 1. Банковский процент как экономическая категория. 5
1.1. Понятие ссудного процента и его виды. 5
1.2. Формирование банковского процента и его основные характеристики. 11
1.3. Методы регулирования банковского процента. 14
Глава 2. Современные тенденции и перспективы развития банковского процента. 19
2.1. Роль банковского процента в развитии экономики страны. 19
2.2. Современные тенденции развития банковского процента. 21
2.3. Проблемы и перспективы развития банковского процента в современных условиях. 25
Заключение 28
Список использованной литературы 30
Приложения 32
Оглавление
Введение 3
Глава 1. Банковский процент как экономическая категория. 5
1.1. Понятие ссудного процента и его виды. 5
1.2. Формирование банковского процента и его основные характеристики. 11
1.3. Методы регулирования банковского процента. 14
Глава 2. Современные тенденции и перспективы развития банковского процента. 19
2.1. Роль банковского процента в развитии экономики страны. 19
2.2. Современные тенденции развития банковского процента. 21
2.3. Проблемы и перспективы развития банковского процента в современных условиях. 25
Заключение 28
Список использованной литературы 30
Приложения 32
Мировой экономический кризис,
который начался с краха
Таким образом, формирование банковского процента, его регулирование, проблемы и перспективы развития приобретают самое актуальное значение с точки зрения стабилизации экономической деятельности не только на национальном уровне, но и на мировом.
Роль и значение банковского
процента в современной глобальной
экономике в специальной
Объектом исследования курсовой
работы является банковский процент. Предметом
исследования является формирование и
тенденции развития банковского
процента. Тема раскрыта именно в таком
контексте и объёме, потому что
исследовать её в рамках всего
комплекса денежно-кредитных
Целью курсовой работы является
изучение теоретических основ
При работе над данной темой
была изучена специальная
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Во введении обосновывается актуальность темы, определяются цели, задачи, методы исследования, приводится краткая характеристика работы.
Первая глава посвящена изучению ссудного процента в историческом контексте и отношения к нему в течение времени, его видов, сущности банковского процента, как части ссудного, его основных характеристик и методов регулирования.
Во второй главе раскрывается роль банковского процента в развитии экономики, проблемы и перспективы развития банковского процента в условиях глобализации рыночной экономики.
В заключении подводятся итоги сделанных наблюдений и анализа современных тенденций и перспектив развития банковского процента.
При подготовке курсовой работы автор использовал законодательные акты Российской Федерации, учебную и научно-методическую литературу отечественных и зарубежных авторов, материалы периодической печати, статистические данные, источники глобальной сети ИНТЕРНЕТ.
Возникновение ссудного процента напрямую необходимо связать с возникновением денег – всеобщего эквивалента стоимости произведённого товара, поступающего на рынок. Вначале это были определённые товары: пшеница, финики, соль, меха, затем драгоценные металлы, а с возникновением коммерческих ценных бумаг – векселей, и деньги на бумажных носителях. Векселя, удостоверяющие долговые обязательства, стали основой современного коммерческого кредита.
Брать в долг могли только те, у кого не было средств совсем или у кого их не хватало. А давали те, у кого этих средств было в избытке, то есть рассматриваемый вопрос – это взаимоотношение богатых и бедных. А это вопрос философский, базирующийся на морально-этических воззрениях конкретного общества. Практика взимания процента вызывала негативное отношение к ростовщикам как в народной среде, так и у политиков. Знаменитый философ и учёный древности Аристотель утверждал, что «ростовщичество с полным основанием вызывает ненависть… так как оно делает сами денежные знаки предметом собственности, которые, таким образом, утрачивают то свое назначение, ради которого они были созданы: ведь они возникли ради меновой торговли, взимание же процентом ведет именно к росту денег. Отсюда это и получило название, так дети походят на своих родителей, так и проценты являются денежными знаками, происшедшими от денежных же знаков. Этот род наживы оказывается по преимуществу противным природе» [13, с. 141].
Ростовщичество заметно способствовало поляризации общества, поэтому властям постоянно приходилось маневрировать и смягчать ситуацию. Осуществлялись амнистии должникам. В древнем Вавилоне должник, попавший в зависимость от кредитора и вынужденный физическим трудом погашать свой долг, освобождался, в соответствии с законами Хаммурапи, от задолженности по истечении трех лет. В 594 г. до н. э. в Древней Греции афинский архонт Солон провел через народное собрание решение об отмене долговой кабалы. Все долговые камни были убраны с полей, а афиняне, которые были проданы и рабства за долги (как правило, в чужие края), подлежали выкупу и возвращению па родину. Вместе с тем размер ссудных процентов так и не был ограничен. В Древнем Риме величина ссудного процента была ограничена законом, а в провинциях процентная ставка ничем не ограничивалась и могла доходить до 50 %. Если должник оказывался не в состоянии вернуть долг, его ждало рабство [13, с. 142].
Наиболее чётко основы
религиозно-хозяйственной
В христианстве на основании Ветхого завета отношение к ростовщичеству изначально было резко отрицательным. В эпоху раннего Средневековья христианские богословы не менее жёстко, чем впоследствии их мусульманские коллеги, осуждали ростовщичество во всех его формах. В 1139 г. Второй Латеранский собор признал любые формы ростовщичества запрещёнными. Согласно решениям собора, нераскаявшийся ростовщик не допускался к причастию и не мог быть погребён вместе с христианами. В 1745 г. в энциклике, посвященной вопросам ссудного процента, папа Бенедикт XIV формально подтвердил запрет ростовщичества, однако сделал оговорку о том, что в современных условиях целый ряд факторов (таких, как риск потери предоставленных средств, цена денег и т.п.) требует надбавки к основной сумме долга. Вместе с тем католическая церковь вплоть до Новейшего времени так и не решилась официально объявить любой процент дозволенным, предпочитая занимать двойственную позицию: в целом не признать ссудный процент, а определённых, ставших всё более многочисленными случаях рассматривать его как неизбежное зло [13, стр. 148].
Что касается православной церкви, то достаточно долго она индифферентно смотрела на проблему ростовщичества среди мирян (священники же, уличённые в предоставлении средств под проценты, могли лишиться сана). Как справедливо отмечает А. Журавлёв, православие «отстало если не в вероучительном осмыслении хозяйственных процессов, то в формулировании церковью ясного и актуального экономического кредо» [16, с. 17].
Наиболее последовательное негативное отношение к ростовщичеству во всех его формах сохранил до наших дней ислам. Уже в новейшее время, когда бартерные сделки стали достоянием истории в большинстве уголков земного шара, ключевая проблема заключается в следующем: любой ли ссудный процент можно рассматривать как ростовщичество? Дискуссии по этому поводу не утихали в течение всего XX века – времени, когда перед мусульманами миром встал вопрос: что делать с учреждавшимися то тут, то там многочисленными банками и другими финансовыми институтами в свете исламского запрета ростовщичества? Имеют ли право мусульмане заключать с такими структурами договоры и вообще каким бы то ни было образом участвовать в их деятельности? Несмотря на попытки отдельных правоведов с помощью различных уловок легализовать ростовщичество, большинство мусульманских юристов в современном мире придерживается точки зрения, согласно которой любой ссудный процент в исламе запрещён [13, с. 155].
Рассмотрим, как к этому
вопросу относились экономисты. Дж.
Кейнс тонко подметил, что ссудный
процент – это цена, которая
заставляет богатого не держать богатство
в форме наличных денег. Советский
энциклопедический словарь
В современной экономической литературе существует множество определений ссудного процента, сравнительные характеристики которых приведены в Приложении 1.
Необходимо отметить, что наиболее развёрнутое, наиболее академическое определение даёт И. О. Лаврушин, который увязывает сущность ссудного процента как экономической категории с понятием стоимости в условиях товарно-денежных отношений, а также перераспределением прибыли, полученной от использования потребительной стоимости между производителем и кредитором в форме ссудного процента [№24]. Н. П. Белотелова и Н. П. Корчагин считают, что «ссудный процент – это плата заёмщика за пользование ссужаемой стоимостью, которая является ценой кредита». Е. Е. Шваков определяет ссудный процент как плату, взимаемую кредитором с заёмщика за пользование кредитом, возникающим в условиях товарного производства на основе кредитных отношений [11, с. 98].
Учитывая различное
Необходимость применения ссудного процента в рыночной экономике определена следующими факторами:
Информация о работе Банковский процент как форма ссудного процента