Банковская система

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 17:21, контрольная работа

Краткое описание

С началом экономических реформ банковская сфера Беларуси начала стремительно развиваться, занимая ту нишу, которую отводит ей рыночная экономика. И этот процесс не был искусственно навязан, предприниматели просто стремились удовлетворить спрос потребителей на банковские услуги. Мы смогли на собственном примере убедиться в том; что предпосылки создания банковской системы в любой стране вытекают из самого понятия "рыночная экономика".

Оглавление

Введение …………………………………………………..
1. Банковская система и ее структура …………………...
2. Кредит, его формы. Создание денег коммерческими банками ……………………………………………………………..
3. Банковская система Республики Беларусь…………..
Заключение……………………………………………….
Список использованных источников …………………...

Файлы: 1 файл

Содержание.docx

— 47.85 Кб (Скачать)

 

 

Формирование денег коммерческими  банками.

 Коммерческие банки  для осуществления своей коммерческой  деятельности должны иметь в  своем распоряжении определенную  сумму денежных средств. Специфика  деятельности банков заключается  в том, что они, с одной  стороны, привлекают из различных  источников временно свободные  средства, а с другой, размещают  их, удовлетворяя потребности предприятий,  организаций, населения, нуждающихся в денежных ресурсах.

Ресурсы коммерческих банков представляют собой их собственные  капиталы и фонды, а также средства, привлеченные банками в результате проведения пассивных и активно-пассивных  операций (в части превышения пассива  над активом) и используемые для  активных операций банка.

Источники банковских ресурсов образуются в результате проведения банками пассивных операций. При  осуществлении коммерческим банком тех или иных пассивных операций у него образуются различные виды ресурсов: собственные и привлеченные. Именно на эти два вида чаще всего  подразделяют ресурсы банка .

Собственными источниками  банковских ресурсов являются акционерный  капитал, образованный при создании банка, и заработанная банком прибыль, которая может находиться в различных  формах: в виде созданных за ее счет фондов банков, в виде нераспределенной прибыли прошлых лет и отчетного  года и т.п.

Привлеченные ресурсы  могут формироваться банками  на депозитной и недепозитной основах. К депозитам относятся средства, которые размещены в банке по желанию клиентов. Ресурсы недепозитного характера представляют собой средства, которые привлекаются в банк по его собственной инициативе.

Ресурсная база в деятельности коммерческих банков предопределяет масштабы и направления активных операций и, следовательно, объем и структуру  банковских доходов. Состав и структура  ресурсов коммерческого банка оказывает  существенное влияние на его ликвидность  и финансовые результаты деятельности в целом .

В зависимости от условий  привлечения ресурсов депозитного  характера и возможности их изъятия  собственником депозиты подразделяются на срочные и до востребования.

Ресурсы недепозитного характера образуются у банков в результате выпуска и продажи ими собственных долговых бумаг (векселей, облигаций, банковских сертификатов) или при покупке ресурсов на межбанковском рынке. В последнем случае существуют различные каналы привлечения: от коммерческих банков или от центрального банка. В зависимости от условий предоставления ресурсов Национальным банком они могут быть целевыми и использоваться коммерческими банками для кредитования конкретных проектов и клиентов или нецелевыми, которыми банки имеют право распоряжаться по собственному усмотрению.

Источники средств банка  являются основным признаком классификации  его ресурсов, однако банковские ресурсы  можно классифицировать и по иным признакам, например, по стоимости ресурсов, по влиянию того или иного вида ресурсов на ликвидность и доходность банка.

Таким образом, при осуществлении  коммерческим банком операций у него образуются собственные и привлеченные ресурсы. В зависимости от различных  условий и признаков ресурсы  коммерческих банков подразделяют на различные виды.

3. Банковская система  Республики Беларусь

Банковская система в  рыночной экономике является двухуровневой  и включает Национальный банк Республики Беларусь и коммерческие банки различных  видов.

Национальный банк Республики Беларусь - Центральный банк Республики Беларусь, находится в собственности  Республики Беларусь и действует  исключительно в интересах Республики Беларусь. Национальный банк Республики Беларусь регулирует денежное обращение, обладает исключительным правом эмиссией денег и осуществляет иную деятельность по регулированию кредитно-денежных отношений в Республике Беларусь. Национальный банк Республики Беларусь подотчетен парламенту Республики Беларусь. Национальный банк является юридическим  лицом и имеет право на осуществление  банковской деятельности. Основными  целями Национального банка Республики Беларусь как центрального органа управления являются: кредитно-денежное регулирование  экономической системы Республики Беларусь; поддержка общей экономической  политики Правительства Республики Беларусь; обеспечение устойчивости официальной денежной единицы Республики Беларусь.

Национальный банк Республики Беларусь представляет собой единую централизованную организацию, состоящую  из структурных подразделений центрального аппарата и структурных подразделений  в областных центрах Республики Беларусь и городе Минске. Полномочия структурных подразделений Национального  банка Республики Беларусь устанавливаются  в положениях, утверждаемых Правлением Национального банка Республики Беларусь.

Органами управления Национального  банка Республики Беларусь являются Правление Национального банка  Республики Беларусь и Совет директоров Национального банка Республики Беларусь. Высший орган Национального  банка Республики Беларусь - Правление  Национального банка Республики Беларусь, который обеспечивает выполнение функций Национального банка  Республики Беларусь как центрального органа государственного управления Республики Беларусь. Правление Национального  банка Республики Беларусь принимает  решения в форме постановлений  и приказов. Правление состоит  из Председателя Правления Национального  банка Республики Беларусь, заместителей Председателя правления Национального  банка Республики Беларусь, включая  первых заместителей. Кроме того, членами  Правления Национального банка  являются представители Совета Министров, председатель правления одного из коммерческих банков, официальный представитель  уставных банковских объединений, избираемый совместным решением данных банковских объединений. Компетенция правления  Национального банка Республики Беларусь и порядок созыва заседаний Правления Национального банка Республики Беларусь определяются в Уставе Национального банка Республики Беларусь. Совет директоров Национального банка Республики Беларусь - исполнительный орган Национального банка Республики Беларусь, который обеспечивает выполнение банковских функций Национального банка Республики Беларусь как юридического лица. Совет директоров Национального банка Республики Беларусь выполняет следующие функции: - организует проведение единой государственной денежно-кредитной политики Республики Беларусь; - определяет возможность выдачи лицензий и осуществляет надзор за юридическими лицами, занимающимися выдачей кредитов от своего имени за счет вкладов либо других возвратных средств, полученных от физических и юридических лиц; - рассматривает и утверждает смету расходов Национального банка Республики Беларусь на очередной год; - устанавливает формы и размеры оплаты труда членов Совета директоров.

Совет директоров Национального  банка Республики Беларусь принимает  следующие решения: а) о регулировании  кредитного рынка;

б) об изменении процентных ставок Национального банка;

в) о регулировании валютного  рынка;

 г) о нормах - вывоза  иностранной валюты;

 д) о работе подразделений Национального банка на рынке наличной иностранной валюты;

 е) о выпуске банкнотов  нового дизайна юбилейных монет,  монет из драгоценных металлов, банкнот в качестве объекта  коллекционирования и тезаврации, об изъятии отдельных банкнотов,  монет, о распоряжении резервными  фондами банкнотов, монет, организации  их эмиссии;

 ж) о создании, реорганизации  и ликвидации предприятий, учреждений  и организаций Национального  банка; 

з) о государственной регистрации и ликвидации банков, кредитных, финансовых и других учреждений, занимающихся банковскими операциями; и) о покупке, продаже недвижимости для обеспечения деятельности Национально банка, его предприятий, учреждений, организаций;

 к) о выпуске ценных  бумаг Национального банка Республики  Беларусь;

л) о предоставлении Совету Министров Республики Беларусь, местным  органам исполнительной и распорядительной власти кредитов, обеспеченных долговыми  обязательствами;

м) о получении долговых обязательств от Министерства финансов Республики Беларусь

 н) о заключении контрактов на изготовление банкнотов и монет;

 о) о порядке распоряжения резервными фондами.

Коммерческие банки - юридические  лица, созданные в определенной организационно - правовой форме и имеющие исключительное право на осуществление в установленном  законодательстве порядке деятельности от своего имени по привлечению средств  на вклады (депозиты), размещение указанных  средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности, открытии и ведение банковских счетов физических и юридических лиц.

Коммерческие банки разделяются  на универсальные и специализированные. Универсальные осуществляют все или почти все виды банковских операций, обслуживание хозяйствующих субъектов любых форм собственности и любых отраслей, а также населения. Специализированные банки осуществляют один и небольшое количество банковских операций.

Организационное устройство банков обусловлено его производственными  функциями, потому организационная  структура управления банками построена  таким образом, чтобы с максимальной эффективностью выполнять стоящие  перед ними задачи. Более крупный  банк предлагает и более широкий  спектр услуг своим клиентам. Размеры  банка являются определяющим, но не единственным фактором при построении организационной структуры управления банка. Государственное регулирование  деятельности банков также имеет  огромное значение для формирования потребностей и разнообразного построения организационной структуры кредитных  институтов. По мировым стандартам банки Республики Беларусь очень  малы. Общая сумма активов всей банковской системы Республики Беларусь даже не равна среднему банку Российской Федерации. В тоже время организационная  структура управления банковского  сектора Республики Беларусь построена  по схеме банковских институтов европейского сообщества.

Банки Республики Беларусь предлагают клиентам все виды услуг. Влияние размеров банка на организационную  структуру управления примерно одинаково  во всем мире. Средние и мелкие банки  Республики Беларусь, подобно сотням банков других государств, обслуживающих  небольшие и средние по размерам предприятия, более всего озабочены  привлечением недорогих депозитов  от физических лиц и покупкой ресурсов на межбанковском рынке кредитных  ресурсов. Спектр проведения активных операций таких банков ограничивается, как правило, предоставлением кредитов мелким и средним субъектам хозяйствования, потребительского кредита населению.

Сервисные операции, оказываемые  клиентам банка, обычно контролируются бухгалтером, кассиром и внутренним аудитором, работающим в банке. Общий  контроль осуществляет заместитель  Председателя Правления банка, отвечающий за работу кредитного, депозитного  отделов и бухгалтерии банка. Работники данных отделов подотчетны заместителю Председателя Правления  банка, который, в свою очередь, отвечает перед Председателем Правления  банка. Председатель Правления банка  отвечает за перспективное, долгосрочное планирование развития банка и оказания помощи руководителям различных служб банка в решении наиболее острых проблем. Высшее руководство, в свою очередь, периодически отчитывается перед Советом директоров банка руководящим органом банка. Совет директоров коммерческого банка - комитет, выбранный акционерами банка для разработки политики банка и контроля за его деятельностью.

Крупные банки имеют безусловное  преимущество перед мелкими и средними, поскольку они обслуживают многочисленные и разные рынки, предлагая клиентам многообразие финансовых услуг. Их деятельностью более диверсифицирована как графически, так и в отношении набора предоставляемых услуг, что снижает общий уровень риска в условиях нестабильной экономики.

Крупные банки Республики Беларусь, такие, как АКБ «Приорбанк», АКБ «Агропромбанк», менее всего зависят от благополучия своих клиентов, а большую половину своих доходов получают, обслуживая межгосударственные операции государственных субъектов хозяйствования, в том числе и государственных органов управления. Данные банки обладают неоспоримым преимуществом - они мобилизуют значительный финансовый капитал при относительно небольших издержках. К развитию банковской деятельности за пределами Республики Беларусь такие банки лучше приспособлены, поскольку обладают более высокой способностью брать на себя риск освоении новых рынков, и имеют больший допуск к мировому капиталу. Таким образом, коммерческие банки представляют собой кредитные учреждения, которые осуществляют кредитно-расчетное обслуживание промышленных, торговых и других предприятий, организаций, а также граждан. Свои денежные ресурсы они привлекают в виде вкладов, депозитов или же полученных со стороны кредитов, на условиях платы за эти привлеченные заемные ресурсы и, кроме того, коммерческие банки используют собственные денежные средства.

Функционирование банковской системы затрагивает практически  все стороны экономической и  даже в некоторой степени политической жизни страны. В современных экономических условиях роль банковской системы трудно переоценить. Субъектами кредитно-денежных отношений являются предприятия, население, государство, наконец, сами банки.

Современный коммерческий банк - сложное экономическое образование, важное звено кредитной системы, обладающее значительным потенциалом  воздействия на экономику. Оказывая воздействие на деятельность коммерческих банков, государство имеет возможность влиять на экономическую ситуацию в стране.

С другой стороны, состояние  банковской системы сегодня - это, своего рода, отражение того, что в действительности происходит в экономике, это возможность  оценить эффективность проводимой государством экономической политики.

Банки обслуживают платежи  и расчеты, осуществляют операции на рынке государственных ценных бумаг, выдают краткосрочные кредиты предприятиям под временный недостаток оборотных  средств.

В последние годы проблемам  развития банковского сектора экономики  уделяет много внимания. Эта тема постоянно присутствует на страницах  как 

специализированных, так  и массовых изданий. Вопросы развития данного сектора экономики затрагивают не только в связи с проводимой в стране кредитно-денежной, валютной политикой, но и при обсуждении проблем российско-белорусского объединения, привлечения в страну иностранных инвесторов, внешнего финансирования, в том числе кредитов международных финансовых организаций,

В настоящее время банковская деятельность Республики Беларусь регулируется значительным количеством нормативных  актов: законами, декретами, указами, постановлениями. Однако, остается нереализованным принцип обеспечения стабильности и прозрачности законодательства, почти все законы влекут за собой принятие массы подзаконных актов, которые часто не согласованы между собой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключение можно сделать  вывод, что современная банковская система является "кровеносной  системой" экономики. Через банки  опосредуется "обмен веществ" в хозяйственной системе, и от их четкой и непрерывной работы в  сфере платежей зависит общая  эффективность функционирования экономических  институтов.

В работе мы рассмотрели  основную роль национального банка  в проведении денежно-кредитной  политики государства,  показали  процесс развития системы коммерческих банков и основные особенности и  направления развития банковской системы  и перспективы развития банковской деятельности в РБ

Информация о работе Банковская система