Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2010 в 13:47, курсовая работа
Объектом исследования данной работы является банковская система как одна из ключевых частей экономической системы страны. Предметом исследования стала банковская система как совокупность кредитных организаций, каждая из которых выполняет свою особую функцию, проводит свой перечень денежных операций, в результате чего весь объем потребностей общества в банковских продуктах (услугах) удовлетворяется в полной мере и с максимально возможной степенью эффективности.
Актуальность выбранной темы обусловлена существующими на данный момент экономическими условиями, как в нашей стране, так и во всем мире. Целью работы является изучение действующей банковской системы России выявления проблем и путей их решения.
Для достижения цели нужно выполнить несколько задач:
1) изучение истории развития банковской системы России;
2) рассмотрение проблем и путей ее развития;
3) проанализировать современное состояние банковской системы России.
Введение
Глава 1. Историческое развитие банковской системы в России
1.1 Возникновение банков
1.2 Банковская система царской России
1.3 Советская банковская система
Глава 2. Современная банковская система России и ее структура
2.1 Состав банковской системы
2.2 Банковские операции
2.3 Кредитные организации небанковского типа
Глава 3. Центральный банк России
3.1 Экономические принципы деятельности Банка России
3.2 Органы управления и организационная структура Центрального банка
3.3 Функции Центрального банка
Глава 4. Банки
4.1 Банки
4.2 Структура управления банка
4.3 Операции банков
Глава 5. Современное состояние банковской системы России
5.1 Банковский сектор – тенденции и риски
5.2 Проблемные вопросы устойчивого развития банковской системы России
5.3 Банковская система России: перспективы развития после кризиса
Список литературы
Банк
следует рассматривать с точки
зрения микроэкономики как рыночного
агента, действующего, прежде всего, с
точки зрения своих интересов. С макроэкономической
точки зрения банк - это частица общественного
механизма распределения денежных средств,
которая должна действовать в четком взаимодействии
с другими банками, подчиняясь единым
правилам и требованиям. Поэтому достижение
необходимого уровня рентабельности должно
сочетаться с требованиями поддержания
ликвидности и платежеспособности [6.С.92].
4.2 Структура управления коммерческого банка
Коммерческий банк, как и любое предприятие, учреждение, имеет определенную структуру управления. Он, являясь юридическим лицом, самостоятельно определяет свою организационную структуру в рамках, предусмотренных законодательством. Вместе с тем существует нормативно определенный перечень подразделений коммерческого банка.
Главным органом управления является собрание акционеров или собрание участников, которое собирается один раз в год и рассматривает вопросы в пределах своей компетенции. Наиболее оперативный орган управления - Совет директоров банка, который избирается на собрании акционеров (участников) банка. Совет банка осуществляет общее руководство деятельностью банка в период между собраниями учредителей. От компетентности членов совета банка зависит эффективность развития данной кредитной организации. Деятельность совета банка рассматривается в направлениях определения политики развития банка как кредитной организации, определения перспектив развития кредитной и инвестиционной политики банка, рассмотрения промежуточных итогов деятельности банка, определения размера дивиденда, выплачиваемого по итогам работы за год, утверждения Правления банка, контроль за деятельностью правления банка.
Непосредственным
исполнительным органом коммерческого
банка является правление банка,
возглавляемое председателем
Коммерческие
банки выполняют различные
Управление делами коммерческого банка - «штаб», регулирующий и контролирующий прохождение всех документов и их исполнение. Оно организует непосредственное исполнение решений руководящих органов банка, подготовку, доведение и контроль исполненных приказов и распоряжений. Иногда в состав управления делами включают секретариат, канцелярию, отдел кадров и др.
Управление
по правовым вопросам обеспечивает использование
правовых средств для укрепления
финансового положения
Управление кредитования обеспечивает всю кредитную деятельность коммерческого банка. Оно органически связано с другими подразделениями - управлением по правовым вопросам, управлением бухгалтерского учета и др.
Фондовый центр обеспечивает получение прибыли от операций с ценными бумагами, недвижимостью, драгоценными металлами, камнями. Также он реализует интересы банка на рынке ценных бумаг и валютном рынке.
Бухгалтерия осуществляет бухгалтерский учет, в котором непрерывно отражаются все операции коммерческого банка в денежной форме. При этом используются бухгалтерский баланс, документация, счета. По результатам бухгалтерского учета бухгалтерия составляет финансовую отчетность, характеризующую состояние средств и финансовой деятельности банка за определенный период, включающую баланс, отчет о прибылях и убытках, отчет о движении денежных средств.
Помимо этого организационно-функциональная структура коммерческого банка обычно включает в себя одно или несколько операционных управлений, включая отдел расчетных операций, подразделения по обслуживанию населения, операционную кассу, группу инкассо, управление корреспондентских отношений и валютных операций, расчетный центр, управление пластиковых карт, управление денежного обращения, депозитарий, службу безопасности, хозяйственное управление по работе с недвижимостью, филиалы, отделения банка, дополнительные офисы. Каждое управление возглавляет начальник управления, находящийся в подчинении вице-президента банка [5.С.212].
Тенденции
развития банковской системы в России
ведут к тому, что кредитные
организации становятся со временем
сложными структурами. Растет перечень
предлагаемых услуг, появляются новые
схемы кредитования. В практику развития
банковского бизнеса ежедневно внедряются
все новые и новые схемы расчетов векселями
и схемы вексельного кредитования, появляются
новые структурные подразделения.
4.3 Операции коммерческих банков
Классическими операциями для банка являются: осуществление денежных расчетов, пассивные и активные операции. Денежные расчеты в рамках национальной экономики могут иметь наличную и безналичную форму. При безналичной форме расчетов проводятся записи по счетам в банках, когда деньги списываются со счета плательщика и зачисляются на счет получателя. Естественно, что широкому распространению такой формы денежных расчетов может способствовать только разветвленная сеть банков.
Государство заинтересовано в организации и развитии безналичной формы расчетов, поскольку последняя приводит к существенной экономии издержек обращения и облегчает изучение и регулирование макроэкономических процессов. Безналичные расчеты осуществляются по банковским счетам, которые открываются клиентами для хранения и перевода средств после предоставления соответствующих документов. Банковские счета могут быть расчетные, текущие, депозитные и валютные.
Традиционно
банк рассматривается как
Активные операции коммерческого банка - это операции, связанные с размещением привлеченного капитала. К ним относятся кредитные, факторинговые, лизинговые и другие операции. Кредитование предприятий и населения относится к традиционным видам банковских услуг. Не случайно банк называют «кредитным предприятием». Классификация банковских кредитов осуществляется по нескольким критериям: в зависимости от получателя, целей, сроков, обеспеченности и т.д. Ссудные операции являются наиболее доходной статьей банковского бизнеса, но в каждой кредитной сделке для кредитора присутствует элемент риска: возможность невозврата ссуды, неуплаты процентов, нарушение сроков возврата кредита. Наличие такого риска, его зависимость от различных факторов, связанных с деятельностью заемщика, предполагает осуществление банком обоснованной оценки кредитоспособности заемщика.
Традиционное
представление о банке сводится
к тому, что банк рассматривается
как кредитный и расчетно-
Однако, данное представление является сегодня крайне односторонним и не соответствует современным реалиям. Значительная доля современных операций банка относится к комиссионно-посредническим операциям, по которым банки получают доход не в виде процентов, а в виде комиссионных платежей. Необходимо отметить, что в деятельности многих банков доля кредитных операций невысока. Это объясняется высокими рисками, сопровождающими кредитную операцию в ее классическом виде. Поэтому многие банки стремятся получать доходы от посреднических операций, а не рисковать капиталом банка.
Сегодня подавляющая доля предпринимателей хочет видеть банк не столько кредитным учреждением, сколько информационно-консультативным центром, ориентирующим клиентуру в тенденциях рыночной конъюнктуры и научно-технического прогресса, что привело к развитию довольно большого числа банковских операций, непосредственно не связанных с традиционными активными и пассивными операциями.
Особую группу операций составляют финансовые и биржевые услуги. Это управление пакетами акций, консультации, бюджетное и налоговое планирование, помощь в слиянии и т.п. Преобладающими являются так называемые «трастовые операции» - операции по доверительному управлению имуществом и фондовыми ценностями. Эти операции зачастую совмещаются с рядом обязательств в пользу клиента, которые берет на себя банк.
Все банковские операции подвержены риску. Риск - это стоимостное выражение вероятного события, которое может привести к убыткам. Он выражается вероятностью возникновения убытков и сокращения ресурсной базы вследствие погашения кредита. Однако чем ниже уровень риска, тем ниже вероятность получить прибыль. Банковский менеджер стремится свести к минимуму степень риска, рассматривая несколько альтернативных вариантов по размещению активов. В практической деятельности следует выбирать оптимальное соотношение между степенью риска и уровнем доходности.
В переходный период в России риски в банковском бизнесе усиливаются под воздействием кризисного состояния экономики в переходный период, незавершенности формирования банковской системы, несовершенства правовой базы выполняемых операций, инфляции, политической нестабильности [11.С.79].
Действия
Центрального банка в части совершенствования
банковского регулирования и надзора
направлены на развитие содержательного
(риск-ориентированного) банковского надзора,
то есть на определение его режима и применение
при необходимости мер надзорного реагирования
исходя, прежде всего из характера рисков,
принятых кредитной организацией, и качества
управления рисками.
Глава 5 Проблемы банковской системы России
5.1 Проблемные вопросы устойчивого развития банковской системы России
Проведенный анализ показал, что одним из основных вопросов предстоящего этапа развития РБС (начиная с 2010 г.) является устойчивость. Поэтому следующий этап — этап устойчивого развития — будет строиться именно на этой основе. Устойчивое развитие, понимаемое в рамках концепции контроллинга как стремление обеспечить успешное функционирование организационной системы (в том числе и банка) в долгосрочной перспективе, является узловой компонентой управления как для отдельных банков, так и для РБС в целом на среднесрочную перспективу. Без решения этих проблем обеспечение устойчивости и эффективности РБС будет труднореализуемой задачей.
Узловыми компонентами концепции контроллинга являются: философия доходности (ориентация на эффективную работу организации и устойчивый рост ее стоимости в долгосрочной перспективе); разбиение задач контроллинга на циклы; создание информационной системы, адекватной задачам целевого управления с учетом рисков. Концепция стратегической навигации предусматривает координацию, адаптивное стратегическое управление и планирование, сбалансированность интересов хозяйствующих субъектов и заинтересованных лиц, в том числе в рамках корпоративного управления [5.С.97].
Поэтому систематизируем основные проблемы, которые, по мнению авторов, являются наиболее значимыми для успешного развития РБС на очередном этапе. Можно выделить следующие проблемы, требующие системного решения.
1.Устранение системной недоразвитости БСР в части: