Банковская система России и ее реформирование

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2014 в 04:18, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – изучить особенности и проблемы развития банковской системы России.
Для этого будут рассмотрены следующие задачи:
- рассмотреть историю становления банковской системы России
- проанализировать современное состояние развития банковской системы РФ
- выявить основные проблемы современной банковской системы РФ
- изучить основные направления развития банковской системы.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
1. Теоретические аспекты банковской системы России
1.1 История развития банковской системы в России
1.2 Сущность и функции банковской системы РФ
1.3 Принципы организации банковской системы России
2. Этапы становления, проблемы и перспективы развития
банковской системы России
2.1 Структура современной банковской системы России
2.2 Государственное регулирование банковской системы России
2.3 Состояние банковской системы в период экономического кризиса.
3. Банковская система России и тенденции ее развития в
современных условиях
3.1 Стратегия развития банковского сектора РФ в современный период
3.2 Пути совершенствования банковского сектора России
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение А Определения и обозначения

Файлы: 1 файл

курсовая, соединенная.doc

— 721.50 Кб (Скачать)

Применительно к банковской системе можно утверждать, что она содержит такие элементы - это самые различные коммерческие банки (мелкие, средние, крупные), кредитные учреждения и вспомогательные организации, которых в России имеется недостаточное количество и соответственно функционирование их осуществляется не в полной мере [8, с.99].

Таким образом, действующая в стране банковская система отвечает следующим требованиям:

- она содержит все нужные элементы в необходимых пропорциях;

- осуществляет взаимодействие между элементами;

- входит в другую, большую систему, где взаимодействует с ее элементами.

Кредитно-банковская система России в своей основе формально копирует современную структуру кредитно-банковских систем экономически развитых, в частности, европейских стран.

 

 

2.2 Государственное регулирование  банковской системы России

 

 

Регулирование банковской системы может трактоваться в широком и в узком смысле. В широком смысле банковское регулирование - общее понятие, объединяющее не одно, а несколько направлений прямого и косвенного регулирующего воздействия со стороны государства и негосударственных организаций на банковскую систему и банковскую деятельность в РФ.

Существование различных направлений и форм государственного регулирования банковской системы России предполагает использование в процессе такого управляющего воздействия различных методов (административных и неадминистративных, экономических, косвенных средств воздействия на банковскую систему). При этом единственным и в своем роде уникальным государственным органом, использующим для государственного регулирования банковской системы экономические, косвенные средства, является Банк России.

По своей правовой природе государственное регулирование банковской системы и банковской деятельности в РФ имеет межотраслевой характер, состоит в эффективной организации банковской деятельности, руководстве и осуществлении контроля и надзора в этой сфере.

Государственное регулирование банковской системы и банковской деятельности имеет как бы два основных уровня, которые представлены на рисунке 2 [6, с.67].

Рисунок 2 - Уровни государственного регулирования банковской

системы РФ

 

Государственное регулирование проявляется в широком смысле и связано с установлением единого государственного механизма по регулированию, надзору и контролю за банковской деятельностью в РФ, включая организацию и деятельность Банка России, то на втором уровне речь идет о государственном регулировании предпринимательской деятельности в одной из сфер российской экономики - сфере денег и кредита. Осуществляется такое государственное регулирование уже самим Банком России в рамках единой банковской системы, центральным элементом которой он является по закону. Можно выделить следующие основные направления государственного регулирования банковской системы и банковской деятельности в России представленные на рисунке 3.

 

Рисунок 3 - Основные направления государственного регулирования банковской системы и банковской деятельности в России

 

Важное значение, для понимания особенностей государственного регулирования банковской деятельности, имеют методы такого регулирования. Применительно к государственному регулированию банковской деятельности под методом понимается совокупность закрепленных в федеральном законодательстве приемов, средств, способов воздействия уполномоченных государственных органов на общественные отношения в денежно-кредитной сфере [12, c.38].

Государственное регулирование банковской деятельности осуществляется федеральными государственными органами с использованием административно-правового и гражданско-правового методов регулирования. В основе обоих методов правового регулирования лежат экономические отношения. Экономическое содержание государственного регулирования банковской деятельности наиболее ярко проявляется при установлении Банком России обязательных нормативов, имеющих универсальный и общеобязательный характер. В научной литературе выделяется и третий метод, именуемый комплексным методом, который объединяет в себе отдельные черты первичных методов - гражданско-правового и публично-правового, в силу чего он вторичен по отношению к ним.

Таким образом, государственное регулирование банковской системы России - это комплексное политическое, экономическое и юридическое явление, находящееся в неразрывной связи со всей денежно-кредитной сферой Российской Федерации и ее регулированием.

 

 

2.3 Состояние банковской системы в период экономического

кризиса

 

 

Банковская система является ключевым элементом денежно-кредитной системы, и во всех странах признается важнейшим фактором развития экономики, способствующим развитию всего государства. От состояния банковской системы России во многом зависят перспективы устойчивого развития страны, ее положение на международной арене, благополучие граждан. Банки относят к числу наиболее регулируемых организаций и учреждений. Это связано с ролью финансовых институтов как кровеносной системы экономики. Надежность и независимость банковской системы является одной из основ экономической безопасности, независимости самого государства.

После 2003-2004 гг. стали снижаться доли капитала, кредитов и депозитов в активах банковской системы. Также начала снижаться и доля накоплений в доходах населения. Это указывает на возникновение определенной напряженности во взаимодействии банковской системы и реального сектора задолго до возникновения мирового финансового и экономического кризиса. Вместе с тем банковская система в 2000-2008 гг. росла быстрее других секторов экономики, постепенно занимая место, соответствующее роли банков в развитых странах (рисунок 4) [22].

 

Рисунок 4 - Динамика развития банковской системы России [10, с.22]

 

В условиях развития кризиса государством предоставлены значительные средства для поддержки банковской системы. В результате активы банковской системы к началу 2009 года впервые превысили объем ВВП. Активы Банка России возрастали более равномерно (рисунок 5).

Рисунок 5- Динамика суммы активов банковской системы, ЦБ РФ и ВВП России

 

Важнейшей функцией банков является предоставление кредитов реальному сектору. Это является основой перехода от экономики распределения финансовых (бюджетных) средств к экономике кредитования. Предоставление кредитов на возвратной основе распределяет ответственность между кредитором и заемщиком. Это заставляет планировать такую рентабельность при финансировании проектов, которая обеспечит не только своевременное погашение кредита и процентов по нему, но и поток прибыли по проекту для заемщика не меньший, чем для кредитора. В идеале, это обеспечит равную доходность финансового и реального секторов, снизит потенциал переноса капитала на активы (каналы вложений) с большей доходностью. Такой потенциал возник, например, осенью 2008 года при плавной девальвации рубля одновременно с предоставлением средств банковской системе.

Отечественные банки обеспечивали потребности реального сектора в кредитах не более 8%, что недостаточно для устойчивого развития экономики. Кредиты реальному сектору в 2005 году составляли около 20% ВВП. В этой связи возросли внешние заимствования. Внешний долг России, по данным ЦБ РФ, со 177,7 млрд. долларов на 1.01.2000 снизился до 146,3 млрд. долларов на 1.01.2002, затем стал расти, и достиг 465,4 млрд. долларов на 1.01.2008. При этом внешний долг органов государственного управления снизился со 132,8 млрд. долларов на 1.01.2000 до 29,4 млрд. долларов на 1.01.2009. На 1.10.2008 сумма внешнего долга России достигла 542,1 млрд. долл., после чего начала снижаться [22].

Долг нефинансовых предприятий (без участия в капитале) увеличился с 21,5 млрд. долларов на 1.01.2000 до 301,4 млрд. долларов на 1.10.2008, затем снизился до 285,8 млрд. долларов США на 1.01.2009. Значительный рост внешнего долга банков и предприятий, при снижении внешнего долга органов государственного управления, демонстрирует недостаток отечественных денежно-кредитных средств в экономике России. Это оказывает влияние на состояние безопасности государства, ставя финансирование проектов, необходимых для перевода экономики в режим устойчивого развития, в зависимость от внешних займов.

Динамика внешнего долга Российской Федерации в 2000–2009 годах (перед нерезидентами), по данным ЦБ РФ, представлена на рисунке 6.

 

Рисунок 6 - Динамика внешнего долга РФ

 

По состоянию на конец сентября 2008 г. накопленный иностранный капитал в экономике России составил 251,3 млрд. долларов США, что на 27,0% больше по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года. Наибольший удельный вес в накопленном иностранном капитале приходился на прочие инвестиции, осуществляемые на возвратной основе – 50,7% (на конец сентября 2007 г. – 53,5%), доля прямых инвестиций составила 46,9% (44,4%), портфельных – 2,4% (2,1%).

Российские банки (без участия в капитале) увеличили сумму внешнего долга с 7,7 млрд. долларов на 1.01.2000 до 197,9 млрд. долларов на 1.10.2008, затем снизили до 166,1 млрд. долларов на 1.01.2009. Это снижает ресурсный потенциал банков, но показывает, что банки способны погашать внешние заимствования в условиях невозможности их продления, отчасти благодаря поддержке государства.

Кризис, который начался в 2007 г. как фондовый, с краха ряда финансовых «пузырей», созданных в США, (а их риски были экспортированы в другие страны), также сопровождается за рубежом банкротством крупнейших банков, отмечалось крушение гигантских, системообразующих банков и финансовых организаций. Часть банков, составлявших основу финансовой системы, исчезла, другие перешли под контроль государства. Фактическая национализация финансовых институтов происходит в США, в Европе, в Азии. Это нанесло ущерб экономике, компаниям реального сектора, простым людям. Это также нанесло ущерб банкам России, поскольку практически не только исчезли источники внешнего финансирования, пролонгации уже полученных кредитов. Стали возникать вопросы требований досрочного погашения ранее полученных кредитов, поскольку залоговая стоимость обеспечивающих ценных бумаг резко снижалась в условиях падения фондового рынка. Снижение спроса на экспортную продукцию резко снизило выпуск продукции, получение доходов, и платежеспособность крупных заемщиков. Это привело к увольнениям и росту безработицы, что снизило платежеспособность физических лиц. Начался ускоренный рост неплатежей по кредитам.

Эти и другие проблемы такого рода остаются на уровне отношений между партнерами. Формальные признаки кризиса проявились в снижении капитала ряда банков, падении прибыли, рентабельности, росте убытков, оттоке вкладов. Банки были вынуждены увеличивать ликвидные активы в ожидании паники вкладчиков, за счет снижения работающих активов, что подрывало базу доходов. Впервые с 2004 года появились банки с отрицательным капиталом, а также банки с отсутствием средств на корсчетах [9, с.166].

С начала 2008 года началось падение прибыли по кредитам, ценные бумаги приносили нарастающие убытки, зато операции с иностранной валютой в конце года показали интересную динамику.

В России удалось не допустить массовых банкротств банков, остановить панику вкладчиков, снизить девальвационные ожидания населения. Удалось избежать системных сбоев в работе кредитных учреждений. Банковская система России на этот раз не понесла системных потерь, во многом благодаря государству, которое финансово окрепло по сравнению с предыдущим кризисом. Банкам, через крупнейшие, государственные банки (Сбербанк, ВЭБ, ВТБ, ГПБ) были направлены средства (в том числе из Резервного фонда), которых они раньше не могли получить.

Предполагалось, что эти средства будут транслированы банкам второго эшелона для кредитования реального сектора и обеспечения денежного оборота. Однако значительная часть средств была использована для операций с иностранной валютой, что явно отразилось в показателях четвертого квартала прошлого года и первого квартала текущегогода. Покупка в условиях плавной девальвации рубля валюты по низкому курсу с последующей продажей по высокому курсу принесла указанным банкам прибыль. Это фактически способствует углублению кризиса, поскольку предприятия без финансовой поддержки продолжают снижать производство, увольнять людей, что по цепочке, в конечном итоге, приводит к росту неплатежей банкам, в том числе тем крупнейшим банкам, которые увлеклись операциями с иностранной валютой.

Смягчению панического потенциала бегства вкладчиков осенью 2008 года способствовало расширение функций ГК Агентство по страхованию вкладов (ГК АСВ). Увеличена сумма застрахованных вкладов до 700 тыс. рублей. Были проведены оперативные выплаты вкладчикам нескольких рухнувших средних банков. Отлаженная за предыдущие годы система страхования и выплат по вкладам теперь приняла характер положительной сигнальной системы. Вывод вкладов в октябре к декабрю сменился притоком, причем в условиях снижения доходов населения. АСВ, созданное после кризиса 1998 года как АРКО - агентство по реструктуризации рухнувших кредитных организаций, получило теперь также функции по спасению проблемных банков. Около 15 банков за счет их продажи более стабильным банкам были, таким образом, сохранены, и выполняют свои функции.

Вместе с тем структура доходов и расходов банков претерпела кардинальные изменения. До кризиса кредитная деятельность, пусть даже на основе заимствования внешних ресурсов, приносила все более устойчивую и возрастающую прибыль. Это стало стержнем укрепления банков, повышения их капитализации, что, в свою очередь, позволяло увеличивать «плечо» кредитования. Падение мирового спроса на основные продукты экспорта снизило доходы предприятий. Их неплатежеспособность привела к снижению тех доходов банков, которые составляли основу их финансового благополучия.

Информация о работе Банковская система России и ее реформирование