Банк России. Его статус, структура и функции

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 07:17, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является исследование деятельности Центрального банка, его роли в экономики и денежно – кредитной сфере.
Задачи:
1. Рассмотреть правовой статус Центрального Банка РФ;
2. Изучить структуру и функции Банка России;
3. Изучить инструменты осуществления денежно – кредитной политики;
4. Проанализировать результаты денежно-кредитного регулирования экономики РФ Центральным банком.

Оглавление

Введение 2
Глава I. Банк России. Его статус, структура и функции 4
1.1 Правовой статус Центрального Банка РФ 4
1.2 Структура и функции Банка России 7
Глава II. Анализ деятельности Центрального Банка РФ в денежно кредитной сфере 11
2.1 Инструменты осуществления денежно – кредитной политики 11
2.2 Результаты денежно-кредитного регулирования экономики РФ в 2009 – 2010 гг. Центральным банком 20
Заключение 31
Список использованной литературы 33

Файлы: 1 файл

курсовая по ДКБ - копия.docx

— 133.61 Кб (Скачать)

- устанавливает  правила бухгалтерского учета  и отчетности для банковской  системы Российской Федерации;

- устанавливает  и публикует официальные курсы  иностранных валют по отношению  к рублю;

- принимает  участие в разработке прогноза  платежного баланса Российской  Федерации и организует составление  платежного баланса Российской  Федерации;

- устанавливает  порядок и условия осуществления  валютными биржами деятельности  по организации проведения операций  по покупке и продаже иностранной  валюты, осуществляет выдачу, приостановление  и отзыв разрешений валютным  биржам на организацию проведения  операций по покупке и продаже  иностранной валюты. (Функции по  выдаче, приостановлению и отзыву  разрешений валютным биржам на организацию проведения операций по покупке и продаже иностранной валюты Банк России будет выполнять со дня вступления в силу федерального закона о внесении соответствующих изменений в Федеральный закон "О лицензировании отдельных видов деятельности");

- проводит  анализ и прогнозирование состояния  экономики Российской Федерации  в целом и по регионам, прежде  всего денежно-кредитных, валютно-финансовых  и ценовых отношений, публикует  соответствующие материалы и  статистические данные;

- осуществляет  иные функции в соответствии  с федеральными законами.5

Глава II. Анализ деятельности  Центрального Банка РФ в денежно кредитной сфере    

2.1  Инструменты  осуществления денежно – кредитной  политики

Воздействие субъектов денежно-кредитной политики на ее объекты осуществляется с помощью набора специфических инструментов. Под инструментами денежно-кредитной политики понимают средство, способ воздействия Центрального банка как органа денежно-кредитного регулирования на объекты денежно-кредитной политики.6

Основными инструментами денежно-кредитной  политики Банка России являются:

  1. процентные ставки по операциям Банка России;
  2. нормативы обязательных резервов, депонируемых в Банке России (резервные требования);
  3. операции на открытом рынке;
  4. рефинансирование кредитных организаций;
  5. валютные интервенции;
  6. установление ориентиров роста денежной массы;
  7. прямые количественные ограничения;
  8. эмиссия облигаций от своего имени.
  9. Депозитные операции.

Процентная  ставка - плата за кредит в процентном выражении к сумме кредита  в расчете на определенный период времени: год, месяц и т.д.7

Банк  России может устанавливать одну или несколько процентных ставок по различным видам операций или  проводить процентную ставку без  фиксации процентной ставки.

Банк  Росси использует процентную политику для воздействия на рыночные процентные ставки.

Максимальная  процентная ставка по рублевым вкладам  на февраль 2011 года составляла 8,18 % годовых.

Центральный банк регулирует уровень процентных ставок двояким образом:

  1. через фиксацию ставок по предоставлению коммерческим банкам кредитов, которые служат определенным ориентиром для рыночных ставок;
  2. через контроль над ставками кредитных учреждений.

В первом случае Центральный банк, устанавливая официальную учетную ставку, определяет стоимость привлечения ресурсов банками: чем выше учетная ставка, тем выше стоимость рефинансирования банковских операций. Во втором случае регулированию подлежит лишь стоимость  отдельных видов кредита или  операции только некоторых банков.

Центральный банк непосредственно не влияет на процентные ставки по операциям коммерческих банков со своими клиентами. Эти процентные ставки определяются ими самими и  зависят от количества денег в  обращении и эффективности посреднической деятельности банковской системы и  финансовых рынков.

Политика  резервных требований. Обязательные резервы - один из основных инструментов осуществления денежно-кредитной  политики Центрального банка - представляют собой механизм регулирования общей  ликвидности банковской системы.

В конце  марта, на заседании совета директоров, было принято решение увеличить  нормативы обязательных резервов.

- по обязательствам  кредитных организаций перед  юридическими лицами-нерезидентами  в рублях и в иностранной  валюте нормативы резервов повышены  с 4,5% до 5,5% ;

- по обязательствам  перед физическими лицами и  иным обязательствам кредитных  организаций в рублях и в  иностранной валюте - с 3,5% до 4,0%.

Обязательность  выполнения резервных требований возникает  с момента получения лицензии Центрального банка на право совершения соответствующих банковских операций и является необходимым условием их осуществления. Кредитная организация  несет ответственность за соблюдение порядка депонирования обязательных резервов. Порядок депонирования обязательных резервов осуществляется на основании «Положения об обязательных резервах кредитных организаций, депонируемых в Центральном банке Российской Федерации», разработанного Центральным банком в 1996 г. Размер обязательных резервов в процентном отношении к обязательствам кредитной организации, а также порядок их депонирования в Центральном банке устанавливаются Советом директоров Центрального банка. Нормативы обязательных резервов не могут превышать 20% обязательств кредитной организации. Они не могут быть единовременно изменены более чем на пять пунктов.8

При нарушении  нормативов обязательных резервов Банк России имеет право списать в  бесспорном порядке к корреспондентского счета кредитной организации, открытого  в Банке России, суму недовнесенных  средств, а также взыскать с кредитной  организации в судебном порядке  штраф в размере, установленном  Банком России. Указанный штраф не может превышать сумму, исчисленную исходя из двойной ставки рефинансирования Банка России, действовавшей на момент принятия судом соответствующего решения.

Обязанность выполнения резервных требований возникает  с момента получения лицензии. После отзыва у кредитной организации  лицензии на осуществление банковских операций средства обязательных резервов перечисляются на счет ликвидационной комиссии или конкурсного управляющего и используются в порядке, установленном федеральными законами и издаваемыми в соответствии с ними нормативными актами Центрального банка. Центральный банк образует из обязательных резервов резервный фонд кредитной системы РФ, средства которого формируются путем резервирования в нем определенной доли привлеченных коммерческими банками средств сторонних предприятий и организаций, эти средства используются в качестве кредитных ресурсов. В подавляющей части к ним относятся временно свободные средства на расчетных, текущих счетах, а также средства, внесенные во вклады и депозиты предприятиями, организациями и гражданами. Не включаются в состав этих привлеченных средств кредиты других банков.

Операции  на открытом рынке. К экономическим  мерам по регулированию денежно-кредитной  политики относятся также операции Центрального банка на открытом рынке  с ценными бумагами. Политикой  открытого рынка называют куплю-продажу  Центральным банком государственных  ценных бумаг с целью оказать  влияние на денежный рынок. Основная задача политики открытого рынка  состоит в том, чтобы, регулируя  спрос и предложения на ценные бумаги, вызвать соответствующую  реакцию у коммерческих банков.9

Под операциями Банка России на открытом ранке понимаются:

  1. купля-продажа казначейских векселей, государственных облигаций, прочих государственных ценных бумаг, облигаций Банка России, а также заключение договоров репо с указанными ценными бумагами;

В 2010 году состоялось 34 аукциона про продаже  ОБР, объем привлеченных средств на которых составил 1874,1 млрд. рублей, что в 6 раз больше чем в 2009 году ( в 2009 – 297,5 млрд. рублей). А объем операций про продаже ОФЗ в 2010 году составил 22,6 млрд. рублей.

На фоне решения Центробанка о повышения  ставки рефинансирования до 8,25% подешевели госбумаги.

  1. купля-продажа иных ценных бумаг, определенных решением Совета директоров, при условии их допуска у обращению на торгах фондовых бирж и иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг, а также заключение договоров репо с указанными ценными бумагами.

Успех политики открытого рынка зависит от многих факторов. Коммерческие банки приобретают  ценные бумаги у Центрального банка  только при малом спросе на кредиты  со стороны предпринимателей и населения, а также когда Центральный  банк предлагает бумаги открытого рынка  на более выгодных для коммерческих банков условиях, чем условия предоставления кредитов коммерческих банков предпринимателям и населению.

Рефинансирование  кредитных организаций. Первоначально  политика рефинансирования коммерческих банков Центральным банком использовалась исключительно для воздействия  на состояние денежно-кредитного обращения. По мере развития рыночных отношений  рефинансирование все активнее стало  использоваться как инструмент оказания финансовой помощи коммерческим банкам. Центральный банк, таким образом, превращается в кредитора последней  инстанции и выполняет функцию  «банка банков».10

Кредиты рефинансирования позволят им свести до минимума запас ликвидных средств в результате использования заимствований Центрального банка. Это особенно наглядно проявляется сейчас в банковской системе России, где основным инструментом предоставления дополнительной ликвидности является рефинансирование банков. По решению Совета Директоров Центрального банка в ходе реструктуризации банковской системы банкам будут предоставляться кредиты на поддержание ликвидности, повышение финансовой устойчивости, а также стабилизационные кредиты на срок до одного года в пределах ориентиров денежно-кредитной политики. По мере нормализации ситуации в банковском секторе предполагается прекратить предоставление указанных кредитов.

Кредиты рефинансирования Центрального банка  разделяются на:

   1. краткосрочные - кредиты «овернайт»

   2. внутридневные кредиты

   3. Ломбардные кредиты.

Недостатком использования рефинансирования при  проведении  денежно - кредитной  политики  является  то,   что   этот   метод   затрагивает   лишь коммерческие   банки.   Если   рефинансирование   используется   мало    или осуществляется не в Центральном Банке, то указанный  метод  почти  полностью теряет свою эффективность.11

Валютное  регулирование. Необходимость регулирования  валютного курса обусловлена  негативными последствиями его  резких и непредсказуемых колебаний. Поддержание стабильности курса  национальной валюты имеет большое  значение для обеспечения стабильности цен и денежного обращения. Снижение курса национальной валюты ведет  к повышению цен на внутреннем рынке, т. е. к уменьшению покупательной  способности национальной денежной единицы. В условиях постоянного  снижения курса национальной валюты цены на товары на внутреннем рыке ориентируются  не столько на издержки производства, сколько на падение курса национальной валюты. Снижение курса становится фактором инфляции.

На данный момент курс рубля по отношению к  доллару и евро продолжает падать. На 30.04.2011 валютный курс составлял: Доллар США - 27,50 руб., Евро – 40,80 руб., а на 04.05.2001 он составил: Доллар США - 27,50 руб., Евро – 40,52 руб.12

Центральный банк осуществляет регулирование валютного  курса посредством:

  1. проведения денежно-кредитной политики;
  2. валютных интервенций;
  3. использования государственных резервов международных платежных средств или иностранных займов.

Под валютными  интервенциями Банка России понимается купля-продажа Банком России иностранной  валюты на валютном рынке для воздействия  на курс рубля и на суммарный спрос  и предложение денег.13

Установление  ориентиров роста денежной массы, т.е. представляет собой установление целевых  ориентиров прироста денежной массы  в обращении, установление высших и  низших пределов ее увеличения на определенный период.

Рис. 1. Динамика денежной массы М2

На конец 2008 года денежная масса М2 составила 12 839,2 млрд. рублей, из них наличные деньги 3 793,1 млрд. рублей, а безналичных средств 9 046,2 млрд. рублей. К концу 2009 года эта сумма возросла до 13 713,3 млрд. рублей, а на конец 2010 года она составляла 18 264,9 млрд. рублей. Но к 01.03.2011 году денежная масса возросла до 19 531,3 млрд. рублей. По отношению к 01.01.2011 в марте денежная масса сократилась на 2,4 %. (рис.1) .14   

По сути  этот инструмент представляет собой установление прямых ограничений роста объемов денежной массы. Существует прямая связь между установлением ориентиров динамики денежной массы и действенностью других инструментов денежно-кредитного регулирования, используемых Центральным банком. Использование Центральным банком целевых ориентиров динамики денежной массы способствует повышению эффективности и надежности функционирования системы денежного регулирования.

Центральный банк может устанавливать ориентиры  роста одного или нескольких показателей  денежной массы, исходя из основных направлений  единой государственной денежно-кредитной  политики.

Прямые  количественные ограничения. Этот инструмент кредитного регулирования представляет собой количественное ограничение суммы выданных кредитов. В отличие от рассмотренных выше методов регулирования, контингентирование кредита является прямым методом воздействия на деятельность банков. Также кредитные ограничения приводят к тому, что предприятия заемщики попадают в неодинаковое положение. Банки стремятся выдавать кредиты в первую очередь своим традиционным клиентам, как правило, крупным предприятиям. Мелкие и средние фирмы оказываются главными жертвами данной политики.

Информация о работе Банк России. Его статус, структура и функции