Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 10:58, дипломная работа
Цель данной дипломной работы рассмотреть классификацию рисков банковской деятельности и инструменты их оценки.
Для достижения вышеуказанной цели, автор ставит перед собой следующие задачи:
- осветить теоретические аспекты банковских рисков;
- рассмотреть кредитный риск и риск ликвидности;
- изучить рыночные риски: процентный и фондовый риск;
- провести анализ реализации финансовых рисков банков в 2008-09 гг.
Введение…………………………………………………………………………3
1 Глава Теоретические основы банковских рисков…………………………..6
1.1 Понятие банковских рисков…………………………………………6
1.2 Классификация банковских рисков………………………………...10
2 Глава Анализ Якутского отделения №8603 ОАО «Сбербанка России»….22
2.1 Общая характеристика ОАО «Сбербанка России», а также Якутского отделения № 8603 ОАО «Сбербанка России»…………………………22
2.2 Управление финансами организаций…………………………… 27
2.3 Стратегические цели Сбербанка на период до 2014 года…………31
Заключение…………………………………………………………………… 34
Список использованной литературы…………………………
Рис. 4. Чистая прибыль ОАО Сбербанк России в 2008-2009 гг.
Основной причиной снижения прибыли за 2009 год по сравнению с 2008 годом явился значительный рост расходов на создание резерва под обесценение кредитного портфеля.24
Рис. 5 Рентабельность активов (ROA), %
Рис. 6 Рентабельность собственных средств (ROE), %
Следствием снижения прибыли за 2009 год стало снижение показателей рентабельности: показатели ROA и ROE снизились.
Рис. 7 Операционные доходы до создания резервов ОАО Сбербанк России в 2008-2009 гг.
Операционные доходы до создания
резервов под обесценение кредитного
портфеля выросли за 2009 год на 44,2%
в сравнении с предыдущим годом.
Основным источником роста являются
процентные доходы от кредитования клиентов,
а также доходы от торговых операций
и переоценки ценных бумаг. Основными
составляющими прочих доходов, полученных
в течение 2009 года в сумме 7,8 млрд.
руб., являются доходы, полученные от операций
с иностранной валютой в
Рис. 8 Активы ОАО Сбербанк, млрд. руб. в 2008-2009 гг.
За 2009 год активы Группы выросли на 5,5%. Структура активов претерпела изменения: доля кредитов и авансов клиентам в активах за 2009 год уменьшилась с 76% до 69%, а доля ценных бумаг возросла с 7% до 15%.
Доля работающих активов в активах оставалась стабильной в течение 2 лет.
Рис. 9 Структура портфеля кредитов физическим лицам, млрд. руб. 2009 года и составляла 85%.
За 2009 год кредитный портфель Группы вырос на 3,1%.
Кредиты юридическим лицам увеличились на 6,1%, структура портфеля не изменилась.
Кредиты физическим лицам сократились на 6,6% за счет сокращения спроса на потребительские кредиты со стороны физических лиц.
Сумма жилищных и авто кредитов осталась на уровне начала 2009 года.25
Реализация стратегии развития позволит Банку укрепить позиции на российском рынке банковских услуг и достичь финансовых и операционных показателей, соответствующих уровню высококлассных универсальных мировых финансовых институтов. В рамках стратегии Банк ставит перед собой цели по четырем основным направлениям:
1.Финансовые результаты: увеличение объема прибыли к 2014 году более чем в три раза при снижении отношения операционных затрат к чистому операционному доходу на пять процентных пунктов, что позволит поддерживать рентабельность капитала на уровне не ниже 20%.
2.Положение на российском рынке: укрепление конкурентных позиций на основных банковских рынках (привлечение средств физических лиц, кредитование населения, привлечение средств и кредитование юридических лиц).
3.Качественные показатели развития («здоровье» банка): лучшие в России навыки в области клиентской работы, лидерство по качеству обслуживания, современная система управления рисками, сопоставимые с лучшими мировыми аналогами управленческие и операционные процессы и системы, адекватная требованиям и масштабам бизнеса ИТ-платформа, корпоративная культура, разделяемая всеми сотрудниками Банка, нацеленная на самосовершенствование и рост производительности труда, высокопрофессиональный заинтересованный персонал, узнаваемый «позитивный» бренд, высокая степень лояльности клиентов.
4.Операции на зарубежных рынках: поэтапное увеличение объема и значимости международных операций за счет роста на рынках стран СНГ и Восточной Европы, постепенного увеличения присутствия на рынках Китая и Индии. Увеличение доли чистой прибыли, полученной за пределами России, до 5—7%, в том числе за счет дополнительных приобретений.26
Успешное достижение поставленных целей будет способствовать росту рыночной капитализации и выдвижению Банка в число лидирующих финансовых институтов мира.
Внедрение стратегии требует масштабных преобразований, затрагивающих практически все направления деятельности Банка: развитие бизнеса, операционную систему и систему управления рисками, информационные технологии, систему управления. Комплексное внедрение стратегии позволит получить максимальный синергетический эффект от предлагаемых инициатив и является сложной амбициозной задачей, требующей всесторонней оценки и контроля за возрастающими операционными рисками и рисками внедрения.
В целях минимизации вероятности
возникновения и степени
Использование стресс-тестирования и сценарного анализа при моделировании целевых параметров развития Банка позволили создать гибкую систему контрольных показателей, которая будет отвечать требованиям мониторинга внедрения стратегии в условиях сильных колебаний макроэкономических показателей и конъюнктуры рынка. Стратегия Сбербанка направлена на развитие его огромного потенциала и реализацию уникальных возможностей, которые предоставляют российский рынок и международная финансовая система.
Реализация стратегии
— это исторический шанс создать
великую компанию, которой могли
бы гордиться не только её сотрудники
и клиенты, но и вся страна. Оставаясь
лидером российской финансовой системы,
её надежным фундаментом, Сбербанк должен
сделать следующий шаг в
Заключение
В заключении хотелось бы еще раз подчеркнуть большое практическое значение темы данной работы. Неплатежи в стране, в настоящее время, связаны с недооценкой моментов кредитных рисков, с нецивилизованным подходом банков в начале развития рыночных отношений к своей кредитной политике. При рассмотрении экономического положения потенциального заемщика важны буквально все моменты, иначе банк может понести огромные потери. Кредитным отделам банка необходимо постоянно учитывать, анализировать зарубежный и все возрастающий российский опыт. Банковское дело находится в процессе перемен. Стремясь повысить экономическую эффективность и улучшить механизм распределения ресурсов, правительство предпринимает шаги в направлении создания в экономике атмосферы открытости, конкуренции и рыночной дисциплины. Для того, чтобы выжить и добиться процветания, банкиры должны отбросить свои бюрократические традиции и превратиться в предпринимателей, реагирующих и приспосабливающихся к рыночной экономике. Принципы прямого государственного управления банковской системой также должны измениться. В большинстве стран государство должно создать правовую, регулятивную и политическую среду для надежного банковского дела. Финансовая либерализация, ужесточение конкуренции и диверсификация ставят перед банками новые проблемы и способствуют возникновению новых рисков. Без выработки новых способов управления, банки могут оказаться в кризисе, что и происходит со многими банками в России. На конкурентном рынке банки нуждаются в автономии, для определения совей роли и стратегии и независимости в своей кредитной и управленческой политике. Управление часто определяют как искусство, не поддающиеся определению и воплощенному в практике. Банковские аналитики часто принимают блестящие характеристики руководящего состава за признаки хорошего управления. Это важно, но вовсе не является надежным критерием лидерства и видения перспективы, качества управления, способности контролировать риск, качества персонала или финансовых перспектив. Управленческие системы, в особенности степень их формализации и децентрализации, определяются множеством факторов ,включая размеры и структуру банка, стиль управления, а также конкуренцию и экономическое регулирование. По мере расширения и диверсификации банка, больший упор следует делать на неличностные системы управления. Хотя очень трудно дать точное определение хорошего управления, можно выделить несколько моментов, которые позволяют оценить качество управления. Для успеха в любом деле требуется лидерство и компетентность в стратегическом анализе, планировании, выработке политики и в управленческих функциях, внутренне присущих данному делу. Банки не являются исключением. Цель управления рисками заключается в том, чтобы максимизировать стоимость конкретного учреждения, которая определяется прибыльностью и степенью риска.
Список использованной литературы
1. Бор М.З., Пятенко В.В. Стратегическое управление банковской деятельностью. - М., 1995.
2. Воронин Ю.М. Управление банковскими рисками –М:Норма-2007 27стр
3. Грядовая О. Кредитные риски и банковское ценообразование./Российский экономический журнал. № 9 2000. С 41.
4. Гаврилин А.В. Сущность и особенности стресс-тестирования для кредитного риска./Транспортное дело России. №1.2009г.
5. Жованников В.Н. Теория дюрации как инструмент управления балансом КБ./Банковское дело.№2. 2002.С. 45.
6. Зражевский В.В. Минимизация рисков-основной принцип построения эффективной системы управления финансовыми потоками./Аналитический банковский журнал. №4. 2002. С8-13.
7. Ковалев П.С. Организационные основы банковского риск-менеджмента/Финансовый директор. №5-2008. С.36.
8. Кузнецов В.Е. Измерение финансовых рисков. /Банковские технологии . № 7. 2007, С 77.
9. Лобанов А. Риск-менеджмент // Риск. – 2008. - № 4.С.41.
10. Моисеев С.Р., Кузьмин М.М.Политика управления рисками в банковском секторе России. М.: Международный Банковский Совет, 2008.
11. Нехороших Д.К. Что делать риск-менеджеру в условиях финансового кризиса?/ Аналитический банковский журнал № 1. 2009.С.71.
12. Осипенко Т.В. Cистема управления рисками и ПЛАН ОНиВД./Деньги и кредит.№9. 2009г.
13. Рогов М.А. Риск- менеджмент. - М.: Анкил. 2001. 112 с.
14. Супрунович Е.А. Основы управления рисками./Банковское дело. №12. 2006. С.24.
15. Севрук В.Г. Банковские риски.- Дело ЛТД,- М.: 2000г. 412с.
16. Супрунович Е.Б., Киселева И.А. Риск-практикум. Управление рыночным риском./Клуб банковских аналитиков - http:// bankclub.ru/.
17. Официальный сайт Центрального Банка РФ . www.cbr.ru .
18. Официальный сайт Министерства Финансов РФ. www.minfin.ru.
19. Официальный сайт Сбербанк России. www.sberbank.ru
1 Воронин Ю.М. Управление банковскими рисками –М:Норма-2007 27стр
2 Рогов М.А. Риск- менеджмент. - М.: Анкил. 2001. 112 с.
3 Севрук В.Г. Банковские риски.- Дело ЛТД,- М.: 2000г. 412с.
4 Грядовая О. Кредитные риски и банковское ценообразование./Российский экономический журнал. № 9 2000. С 41.
5 Лобанов А. Риск-менеджмент // Риск. – 2008. - № 4.С.41.
6 Бор М.З., Пятенко В.В. Стратегическое управление банковской деятельностью. - М., 1995.
7 Нехороших Д.К. Что делать риск-менеджеру в условиях финансового кризиса?/ Аналитический банковский журнал № 1. 2009.С.71.
8 Жованников В.Н. Теория дюрации как инструмент управления балансом КБ./Банковское дело.№2. 2002.С. 45.
9 Ковалев П.С. Организационные основы банковского риск-менеджмента/Финансовый директор. №5-2008. С.36.
10 Осипенко Т.В. Cистема управления рисками и ПЛАН ОНиВД./Деньги и кредит.№9. 2009г.
11 Зражевский В.В. Минимизация рисков-основной принцип построения эффективной системы управления финансовыми потоками./Аналитический банковский журнал. №4. 2002. С8-13.
12 Моисеев С.Р., Кузьмин М.М.Политика управления рисками в банковском секторе России. М.: Международный Банковский Совет, 2008.
13 Севрук В.Г. Банковские риски.- Дело ЛТД,- М.: 2000г. 412с.
14 . Официальный сайт Центрального Банка РФ . www.cbr.ru .
15 Официальный сайт Министерства Финансов РФ. www.minfin.ru.
16 . Супрунович Е.А. Основы управления рисками./Банковское дело. №12. 2006. С.24.
17 . Официальный сайт Министерства Финансов РФ. www.minfin.ru.
18 Официальный сайт Министерства Финансов РФ. www.minfin.ru.
19 Супрунович Е.Б., Киселева И.А. Риск-практикум. Управление рыночным риском./Клуб банковских аналитиков - http:// bankclub.ru/.
20 Официальный сайт Сбербанк России. www.sberbank.ru
21 Официальный сайт Сбербанк России. www.sberbank.ru
22 Официальный сайт Сбербанк России. www.sberbank.ru
23 Официальный сайт Сбербанк России. www.sberbank.ru
24 Официальный сайт Сбербанк России. www.sberbank.ru
25 Официальный сайт Сбербанк России. www.sberbank.ru
26 Официальный сайт Сбербанк России. www.sberbank.ru
27 Официальный сайт Сбербанк России. www.sberbank.ru
Информация о работе Анализ Якутского отделения №8603 ОАО «Сбербанка России»