Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2015 в 12:40, курсовая работа
Цель данной курсовой работы:
- разобрать порядок предоставления ссуд;
- изучить процесс кредитного мониторинга;
- рассмотреть виды обеспечения банковского кредита;
- провести анализ кредитоспособности заемщика.
Третий раздел «Порядок пользования кредитом и его возврата» отражает уровень уплачиваемых банку процентов за пользование кредитом, сроки начисления и взыскания процентов. Здесь целесообразно зафиксировать процентную ставку в период срока ссуды, при пролонгации, в случае ухудшения кредитоспособности клиента и возникновении других факторов риска, в том числе предусмотреть порядок изменения ставки в условиях инфляции.
Четвертый раздел договора отражает права и обязательства Кредитора.
Банк вправе:
- производить проверку обеспечения и целевого использования кредита;
- прекращать выдачу новых ссуд и предъявлять к взысканию ранее выданные при нарушении заемщиком условий договора, а также при выявлении случаев недостоверности отчетности, запущенности в бухгалтерском учете, неоднократной задержки уплаты процентов за кредит, ухудшении его финансового состояния.
В обязанность банка входит:
- предоставить кредит заемщику в предусмотренных объемах и в сроки;
- информировать о фактах и причинах досрочного взыскания кредита;
- своевременно начислять проценты за кредит и уведомлять заемщика.
В пятом разделе отражены права и обязанности Заемщика.
К правам заемщика относятся:
- требовать от банка предоставления кредита в объемах и сроки, предусмотренные договором;
- обратиться в банк с необходимыми обоснованиями и расчетами для внесения изменений в условия договора;
- досрочно погасить
задолженность по ссуде (полностью или
частично);
расторгнуть договор
при несоблюдении банком его условий или
по своим экономическим соображениям;
- требовать пролонгации срока договора по объективным причинам, а также снижения процентной ставки в связи со снижением ставки рефинансирования.
В обязанности заемщика вменяется:
- использовать кредит на цели, предусмотренные в договоре;
- возвратить кредит в предусмотренный договором срок;
- своевременно платить банку проценты за пользование ссудой;
- своевременно предоставлять банку баланс и другие документы, необходимые для контроля за пользованием ссудой;
- обеспечивать достоверность предоставляемых в банк данных для получения кредита и последующего контроля за его использованием;
- допускать представителей банка во все свои помещения для осуществления контроля за выполнением своих обязательств по кредитному договору и договору залога;
- предоставлять кредитору сведения обо всех полученных и планируемых к получению у третьих лиц кредитах;
- при реорганизации или ликвидации немедленно погасить задолженность по кредиту с полной оплатой процентов независимо от договорного срока погашения кредита.
Шестой раздел договора фиксирует конкретные способы обеспечения возвратности кредита. К ним относят: залог имущества; гарантии; поручительства; страхование кредитного риска. При этом называется один или несколько вторичных источников погашения ссуды. Их использование закрепляется специальными документами: договором о залоге имущества клиента, гарантийным письмом, страховым полисом.
В седьмом разделе предусматривается ответственность сторон за нарушение условий договора и соответствующие этим нарушениям санкции. Так, банк за нарушение заемщиком взятых на себя обязательств может приостанавливать дальнейшую выдачу кредита. Заемщик может потребовать от банка возмещения убытков, возникших вследствие не предоставления ему предусмотренного по договору кредита. Конкретизируются случаи нарушения каждой из сторон условий кредитного договора и соответствующие санкции.
В восьмом разделе
указывается срок действия договора, т.е.
его начало и окончание, возможности его
пролонгации и закрытия,
и заключительные положения.
В частности, включает пункт о конфиденциальности,
а также порядок рассмотрения споров.
Последний, десятый раздел, отражает юридические адреса сторон (почтовый адрес, расчетный или корреспондентский счет, телефон, факс), а также подписи, заверенные печатями.
Данная схема кредитного договора является примерной и может изменяться в зависимости от объема, вида и срока предоставляемого кредита, постоянства кредитных связей клиента с банком, наличия расчетного счета в данном банке, степени информированности банка о клиенте, его финансового состояния и др.
Банк осуществляет контроль за исполнением кредитного договора, главная цель которого – обеспечить регулярную плату очередных взносов в погашение ссуды и процентов по долгу. Разумеется, по каждой ссуде существует риск непогашения из-за непредвиденного развития событий. Банк может проводить политику выдачи только абсолютно надежным заемщикам, но тогда он упустит много прибыльных возможностей. В то же время, если возникнут трудности с погашением кредита, это обойдется банку очень дорого. Поэтому разумная кредитная политика направлена на обеспечение баланса между осторожностью и максимальным использованием всех потенциальных возможностей доходного размещения ресурсов (10, с. 104).
В ходе контроля за выданным кредитом службами банка должно уделяться особое внимание таким факторам, как задержки с оплатой процентов по кредиту, создание препятствий при проверке залога, кадровые перестановки, распродажа имущества, разрыв отношений с крупными клиентами, не продление договора аренды помещения.
В процессе такого мониторинга значительную, если не определяющую роль играет информационно-аналитическая работа, которая базируется на доступных источниках информации.
Одним из путей снижения кредитного риска для коммерческих банков, а в совокупности и снижения кредитных ставок является процесс создания кредитных бюро. При выдаче кредита банки оказываются в условиях крайней ограниченности информации о своем будущем деловом партнере. Это, естественно, не позволяет адекватно оценивать кредитный риск, что приводит к массовым отказам в выдаче кредитов при наличии значительных объемов финансовых ресурсов. (13, с. 12)
Федеральным законом «О кредитных историях» №218-ФЗ от 30 декабря 2004 г. (ред. от 21.07.2005 г.) установлено, что с 1 сентября 2005 г. кредитные организации должны предоставлять в одно кредитное бюро содержание кредитных историй заемщиков (3). Увеличение степени доступности информации о заемщике позитивно скажется на эффективности кредитования. В функционировании бюро кредитных историй заинтересованы все стороны, задействованные в процессе кредитования: и банки, и заемщики. Одни смогут более эффективно распределить кредитные ресурсы, другим же уже не придется платить завышенные проценты за пользование кредитом, устанавливаемые банками в условиях невозможности реальной оценки кредитных рисков.
Мировая практика использования кредитных бюро показала, что существует вполне ощутимая общая выгода от их деятельности, надлежащим образом регулируемой. Основные аргументы экономического характера состоят в следующем.
1) Обмен информацией между кредиторами поможет отличить надежного заемщика от рискованного.
2) При наличии надежной
и полной информации кредиторы,
возможно, увеличат объемы кредитования
и будут выдавать надежным
заемщикам кредиты с более
высоким показателем
3) При отсутствии кредитных
бюро самостоятельное
4) Наличие кредитной отчетности
стимулирует заемщиков
5) Обмен полной информацией
по кредитам среди кредиторов
может привести к повышению
конкуренции на кредитных
Таким образом, можно сделать вывод о том, что использование банками услуг кредитных бюро позволяет снизить кредитные риски и снизить уровень процентных ставок.
Для осуществления оперативного контроля за выполнением обязательств и условий кредитного договора, эффективным использованием заемщиком полученного кредита, своевременным и полным его возвратом коммерческий банк должен поддерживать с заемщиком тесный контакт на протяжении всего срока ссуды. Банк-кредитор осуществляет регулярный (установленный договорными условиями) анализ хозяйственной деятельности заемщика, его финансового положения. При необходимости проводятся проверки денежных и расчетных документов, отчетных бухгалтерских и статистических материалов, изучаются все виды финансовой и иной информации, получаемой как от заемщика, так и из других источников. Вся информация, полученная банком при оформлении ссуды и осуществлении контроля за ее движением, обычно систематизируется в специальном кредитном досье заемщика, где накапливаются различные данные: финансовые и экономические показатели, показатели анализа прогнозов и перспектив развития заемщика и др. (8, с. 263).
Сопровождение кредита включает в себя выполнение следующих действий:
– оценку финансового состояния заемщика и его кредитоспособности в течение всего периода кредитования;
– проверку сохранности заложенного имущества, его ликвидности;
– контроль за своевременным поступлением процентов за кредит, при частичном погашении кредита – за поступлениями в соответствии с графиками платежей заемщика;
– ежемесячную корректировку резерва на возможные потери по ссудам в зависимости от качества обеспечения и изменений кредитного договора;
– ведение деловой переписки с клиентом и проведение деловых встреч;
– ежемесячное проведение анализа ссудного портфеля (9, с. 303).
Трудности с погашением ссуд чаще всего возникают неслучайно и не сразу. Это процесс, который развивается в течение определенного времени. Опытный работник банка может еще на ранней стадии заметить признаки зарождения финансовых трудностей, испытываемых клиентом, и принять меры к исправлению ситуации и защите интересов банка. Эти меры следует принять как можно раньше, прежде чем ситуация выйдет из под контроля и потери станут необратимыми. При этом следует учитывать, что убытки банка не ограничиваются лишь неуплатой долга и процентов. Ущерб, нанесенный банку, значительно больше, и он может быть связан с другими обстоятельствами:
– подрывается репутация банка, так как большое число просроченных и непогашенных кредитов приведет к падению доверия вкладчиков, инвесторов;
– увеличиваются административные расходы, поскольку проблемные ссуды требуют особого внимания кредитного персонала;
– повышается угроза ухода квалифицированных кадров, из-за снижения возможностей их стимулирования в условиях падения прибыльности операций;
– средства могут быть заморожены в непродуктивных активах;
– возникает опасность встречного иска должника к банку, который может доказать, что требование банка об отзыве ссуды привело его на грань банкротства.
Основные причины возникновения трудностей с погашением ссуд могут быть как по вине банка, так и по вине заемщика. Например, ошибки, допущенные персоналом банка при рассмотрении кредитной заявки, разработке условий соглашения и последующем контроле. Наиболее часто встречаются следующие нарушения:
– недостаточно строгое отношение к заемщику;
– непрофессионально проведенный финансовый анализ;
– плохое структурирование ссуды как следствие недостаточного знакомства кредитного работника с потребностями предприятия, спецификой отрасли;
– недостаточное обеспечение ссуды;
– ошибки в документальном оформлении ссуды;
– плохой контроль над заемщиком в период погашения ссуды.
Также причинами возникновения трудностей с погашением ссуды может быть неэффективная работа компании, получившей ссуду:
– слабое руководство;
– ухудшение качества продукции, вытеснение ее с рынка;
– неэффективный маркетинг из-за отсутствия плана рекламной компании, ошибок в оценке будущих рынков;
– слабый контроль за финансами компании (9, с. 305).
Кроме того, важную роль могут сыграть факторы, которые не находятся под контролем банка: ухудшение экономической конъюнктуры, изменение законодательства, технологические прорывы.
Трудности с погашением кредитов редко возникают внезапно. Как правило, имеются многочисленные тревожные сигналы, позволяющие заподозрить, что финансовое положение заемщика ухудшается и что, выданный ему кредит может быть не погашен в срок, или вообще превратиться в безнадежный долг.
Эти тревожные сигналы обнаруживаются путем: анализа финансовых отчетов, личных контактов с должником, сообщений третьих лиц, сведений из других отделов банка.
В период действия кредита заемщик обязан предоставлять банку балансы, отчеты о прибылях и убытках, отчеты о поступлении наличности и другие материалы. Их тщательный анализ и сопоставление с прошлыми отчетами может указать на возникающую опасность. Банк должен обратить внимание на: