Анализ кредитоспособности физических лиц на примере ЗАО «Банк Русский Стандарт»

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 20:04, дипломная работа

Краткое описание

Целью дипломной работы является изучение теоретических и методических основ анализа кредитоспособности заемщика и проведение оценки кредитоспособности на практическом примере.
В процессе написания работы решались следующие задачи:
1) характеристика понятий кредитоспособности; изучение принципов анализа кредитоспособности физических лиц;
2) раскрытие места анализа кредитоспособности в системе анализа финансового состояния;
3) постановка цели и задач анализа кредитоспособности заемщика

Оглавление

Введение
Глава 1. Теоретические аспекты оценки кредитоспособности заемщика
1.1 Кредитная политика как основной инструмент достижения стратегических целей коммерческого банка
1.2 Методики оценки кредитоспособности физических лиц
1.3 Сравнительная характеристика мирового и российского опыта в оценке кредитоспособности заемщиков
Глава 2. Анализ кредитоспособности физических лиц на примере ЗАО «Банк Русский Стандарт»
2.1 Общая характеристика развития Банка
2.2 Анализ ссудной задолженности Банка
2.3 Методика оценки финансового положения физического лица
Глава 3. Основные проблемы в потребительском кредитовании физических лиц
3.1 Основные принципы скоринговой системы и ее недостатки в принятии решений в ЗАО «Банк Русский Стандарт»
3.2 Деревья решений как вариант устранения недостатков скоринговой системы
3.3 Меры по решению проблем не возврата кредитов при применении скоринговой системы в ЗАО «Банк Русский Стандарт
Заключение
Список используемых источников и литературы

Файлы: 1 файл

Дипломная работа.docx

— 418.13 Кб (Скачать)

1) заемщики, имеющие положительную  кредитную историю. Данной категории  заемщиков не придется платить  повышенные проценты за пользование  кредитом, устанавливаемые банком  из-за невозможности реальной  оценки кредитных рисков. За счет  значительной экономии времени,  которое затрачивается на сбор  и оформление справок и документов, запрашиваемых банком при выдаче  кредита, для них существенно  упростится процедура выдачи  кредита;

2) кредитной организации,  который уже не будет довольствоваться  равными процентными ставками  для всех заемщиков. Банк сможет  более эффективно распределить  имеющиеся ресурсы, устанавливая  дифференцированные ставки по  кредитам для заемщиков, имеющих  положительную и негативную кредитные  истории.

Недостаточность сведений о  партнере, доступных при заключении сделки, ведет к неэффективности  распределения кредитных ресурсов. Так, кредитор обычно не в состоянии  точно оценить будущие доходы и риски, связанные с инвестиционными  проектами, для осуществления которых  заемщик берет ссуду. Поэтому  банк устанавливает одинаковые процентные ставки по кредитам для всех, что  порождает проблему отрицательного отбора.

При ухудшении положения  в нефинансовом секторе оценка рисков и отбор заемщиков усложняются, процентные ставки повышаются, что  заставляет лучших заемщиков уйти с  рынка. При этом ненадежные заемщики соглашаются на невыгодные условия, поскольку знают, что все равно  вряд ли вернут ссуду. Следствием этого  становятся либо рискованная кредитная  политика и угроза финансовой состоятельности  самих кредиторов, либо их стремление максимально ограничить выдачу ссуд, несмотря на наличие на рынке надежных заемщиков. Сотрудничество с кредитными бюро позволит банку значительно  упростить процедуру выдачи кредита, отсеивая на начальном этапе клиентов, имеющих негативную кредитную историю.

На основании вышеизложенного  в третьей главе можно еще  раз подчеркнуть что основным недостатком скоринговой системы оценки кредитоспособности физических лиц является то, что она очень плохо адаптируема. А используемая для оценки кредитоспособности система должна отвечать настоящему положению дел. Например, в США считается плюсом, если человек поменял много мест работы, что говорило о том, что он востребован. В СССР наоборот – данное обстоятельство говорило о том, что человек либо не может ужиться с коллективом, либо это малоценный специалист, а соответственно, повышается вероятность просрочки в платежах.

Для адаптации скоринговой модели оценки кредитоспособности физических лиц специалисту необходимо проделывать путь, подобный тому, что проделал Дюран. Т.е. специалисты, которые будут заниматься такой адаптацией, должны быть высоко квалифицированными, а значит, и очень высокооплачиваемые. Приведенная в этой главе методика «Деревья решений» – это еще не совершенный вариант того, как можно использовать методы интеллектуального анализа данных, в частности, деревья решений, для достижения поставленной задачи: уменьшения риска при операциях кредитования физических лиц. Хотя и при таком первом приближении наблюдаются положительные результаты. Дальнейшие усовершенствования могут затрагивать такие моменты как: более точный подбор определяющих заемщика факторов; изменение самой постановки задачи, так, например, вместо двух значений целевого параметра можно использовать более детальную информацию (Вернул/Не вернул/ Не вовремя), или использовать в качестве целевого значения вероятность того, что деньги выплачены вовремя; в данной статье ни слова не говорится об очистке данных, хотя, как показывает практика, использование предобработки исходных данных позволяет значительно улучшить качество результата и является важным этапом при комплексном подходе к решению любой задачи анализа данных. С экономической точки зрения ЗАО «Банк Русский Стандарт» выгоднее заниматься не целевыми кредитами, чем получать не возврат по экспресс-кредитам, поскольку при использовании скоринга банк не может достаточно достоверно проверять данные по клиенту.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Рассмотренные в работе вопросы  позволяют сделать следующие  выводы.

Необходимость эффективного управления ссудной задолженностью для коммерческого банка в  современных условиях определяется:

- возрастающей конкуренцией  на местных и мировых рынках;

- возникновением новых  сложных продуктов;

- экономической нестабильностью  народного хозяйства;

- необходимостью координировать  деятельность банка по всем  направлениям;

- высоким уровнем требований  к банкам пользователям банковских  услуг;

- необходимостью координировать  подход к предоставлению банковских  услуг в общих рамках управления  рисками.

Нестабильность экономической  системы нашей страны, проявившаяся в кризисе 2008 года и банкротстве  большого количества российских банков, не сумевших должным образом диверсифицировать свои операции, обусловила необходимость разработки новых подходов к эффективному управлению структурой активов и пассивов банков с целью снижения риска финансовой несостоятельности и повышения уровня чистой прибыли.

Активные операции ЗАО  «Банк Русский Стандарт» составляют существенную и определяющую часть  его операций. Безусловно, банкиры  на первое место ставят увеличение доходности активов. Структура активов  коммерческого банка в связи  с мировым финансовым кризисом претерпела значительные изменения. Изменению  в составе активов банка подверглась  такая статья, как депозиты в Центральном  банке Российской федерации. Данная ситуация произошла в связи с  тем, что в апреле 2008 года Правительство  РФ в целях борьбы с кризисом ликвидности  разрешило направлять бюджетные  средства на банковские депозиты. Поэтому  в структуре активов банка  – данный показатель резко уменьшился по сравнению с прошлым периодом.

Среди активных операций коммерческих банков значительную долю занимает кредитная  деятельность. Кредитная политика формирует  основные направления ссуд. Кредитные  вложения должны быть для банка надежны  и рентабельны. Степень кредитного риска определяется возможно допустимым максимальным размером риска на одного заемщика. Задача банка заключается в достижении оптимального сочетания рискованности и прибыльности своих ссудных операций.

Одной из важных проблем  ЗАО «Банк Русский Стандарт» является невозможность клиента во время оплатить свой основной долг и проценты по ним. В современной ситуации финансового кризиса как никогда актуальной стала проблема невозможности выплаты кредитов. Учитывая объем кредитования в последние годы и зависимость всей экономики от кредитования, эта проблема затронула почти все слои населения. Кризис глобальный планомерно перетекает в кризис частный: отсутствие или серьезное сокращение ежемесячного дохода сказывается на расходах отдельного человека или всей его семьи, в связи с чем, участились случаи невыполнения обязательств по кредитам. Увеличение доли просроченных ссуд отрицательно сказывается на качестве активов коммерческого банка.

Анализ ссудной задолженности  кредитного учреждения показал что структура ссудной задолженности значительно изменилась по равнению с прошлыми периодами. Большую часть стали занимать кредиты физическим лицам, в том числе кредиты по пластиковым (кредитным) картам.

Более половины ссудной задолженности  физических и юридических лиц  занимает необеспеченная залогом ссудная  задолженность. Это в значительной степени влияет на возможность погашения  просроченной ссуды. По срокам задержки оплаты кредита, большую часть занимают ссуды с задержкой срока погашения  от 180 до 360 дней.

С учетом сложившейся ситуации на рынке - сокращение персонала и  значительные сложности с трудоустройством, снижение заработной платы, отсутствие бонусирования сотрудников - становится очень вероятным, что уровень просроченной задолженности по кредитам возрастет. По заявлениям экспертов, основной объем приходится на нецелевые кредиты без залога и поручительства как на самый рискованный вид кредитования.

Таким образом, у банка  возникла необходимость разработать  мероприятия по управлению просроченной ссудной задолженностью и способствующие повышению уровня доходности его  активов, улучшив их качественный состав.

В настоящее время в  условиях универсализации банковского  дела нужно больше внимания уделять  внутриотраслевым различиям, построению интегрального показателя кредитного рейтинга заемщика, развитию новых  инструментов — моделированию нелинейных зависимостей при оценке кредитного риска, в том числе нейронных  сетей, имитирующих работу человеческого  мозга.

К сожалению, с точки зрения развития внешних источников информации о деятельности заемщиков отечественная  практика банковского дела сильно отстает  от практики экономически развитых западных стран. Несмотря на вступление в силу Федерального закона «О кредитных историях», формирование таких институтов, как  кредитные агентства, кредитные  бюро, централизованные базы данных финансовой отчетности и регистрации кредитных  операций, происходит крайне медленно. Данный факт особенно настораживает  в свете возрастающей роли кредитных  агентств при определении кредитных рейтингов в соответствии с новыми требованиями Базельского комитета.

Также в нашей стране необходима разработка единой методической базы организации кредитования. В настоящее  время эта база имеет незавершенный  характер. В инструкциях по организации  кредитования, рекомендованных коммерческим банкам, детально не прописан механизм выдачи и погашения ссуд. Банки  нуждаются в нормативных документах, более подробно раскрывающих порядок  планирования, процедуру кредитования и контроля за использованием кредита.

Представляется, что совершенствование  системы кредитования должно пойти  по пути:

1) создания системы кредитования, направленной на реализацию сущностных  черт кредита и обеспечение  коммерческих интересов участников  кредитной сделки;

2) реализации принципов  кредитования (срочности, обеспеченности, платности, целевого характера)  в увязке с принципами рационального  кредитования, используемыми зарубежными  банками;

3) адаптации международного  опыта кредитования к российской  банковской практике;

4) развития новых форм  кредитования, соответствующих интересам  и заемщика, и банка-кредитора;

5) усиления контроля банка  за использованием банковских  ссуд.

Современная российская практика кредитования индивидуальных клиентов на различные цели далека от совершенства. Необходимо вести работу, как в плане объектов кредитования, так и дифференциации условий предоставления кредитов. Макроэкономическая стабилизация в целом и преодоление инфляции в частности позволит населению шире использовать банковские кредиты для решения жизненно важных проблем.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Нормативные  правовые акты и нормативные  документы 

 

1.  Гражданский кодекс Российской Федерации. (Часть первая, вторая, третья и четвертая) – М.: «Информэкспо», Воронеж: издательство Борисова, 2008.

2.  ФЗ РФ от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности»// СЗ РФ, 05.02.1996, N 6, ст. 492

3.  Федеральный закон от 30 декабря 2004 г. N 218-ФЗ «О кредитных историях».

4.  ФЗ от 10.07.2002 N 86-ФЗ (ред. от 12.06.2006) "О Центральном банке Российской Федерации(Банке России)" (принят ГД ФС РФ 27.06.2002) (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2007)// "Российская газета", N 127, 13.07.2002

5.  Инструкция Центрального Банка РФ «Об обязательных нормативов банков».

6.  Методика оценки финансового положения заемщиков ЗАО «Банк Русский Стандарт».

7.  Положение ЦБР от 26 марта 2004 г. № 254-П «О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам, по ссудной и приравненной к ней задолженности».

8.  Устав ЗАО «Банк Русский Стандарт».

9.  Положение о кредитовании физических лиц в ЗАО «Банк Русский Стандарт».

10.  Положение ЦБР от 31 августа 1998 г. № 54-П «О порядке предоставления (размещения) кредитными организациями денежных средств и их возврата (погашения)» (с изменениями от 27 июля 2001г.). 

 

 

2 Учебники и  учебные пособия 

 

11  Абрамова М.А., Александрова Л.С. Финансы и кредит: Вопросы и ответы – М.: ИД «Юриспруденция», 2004. – 184 с. (Серия «Подготовка к экзамену»).

12  Абрюкина М.С. Финансовый анализ коммерческой деятельности. – М.: Финпрес, 2006.

13  Аудит и корректировка управления кредитными рисками......обязательность мониторинга его динамики для своевременного управленческого реагирования. // Алексей Ковалев. Журнал "Финансовый Директор" № 8/2007.

14  Батракова Л.Г. Анализ процентной политики коммерческого банка:- «Логос» Год издания, 2008.

15  Белов А.С., Селезнева Н.Н., Скобелева И.П. Управление прибылью. – СПб.: ПРИОРИТЕТ, 2006.

16  Батракова Л.Г. Экономический анализ деятельности коммерческого банка. - М.: Прогресс, 2008. - 423 с.

17  Вешкин Ю.Г., Авагян Г.Л. Экономический анализ деятельности коммерческого банка: Учебное пособие. Издательство: Магистр 2007 – 350с.

18  Галицкий В.Ю. Кредиты и займы в 2007 году. Правовые основы, бухгалтерский учет, налогообложение. – «ГроссМедиа», 2007.

19  Голубева С.Е. Страхование рисков коммерческого банка. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2007. - 471 с.

Информация о работе Анализ кредитоспособности физических лиц на примере ЗАО «Банк Русский Стандарт»