Электронная почта: общая характеристика, оценка, технология функционирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2012 в 10:29, курсовая работа

Краткое описание

Сейчас вряд ли кто задумывается, как работает электронная почта. Представить же себе работу или просто общение без электронной почты иногда просто невозможно. Электронная почта упрощает массу вещей, связанных просто с общением, деловым партнерством или рассылкой интересующей информации знакомым. И хотя уже существует много других Интернет-сервисов, таких как голосовая почта, Интернет-телефония или им подобные, но тем не менее стандартная старая добрая и хорошо всем известная электронная почта живет. Это вполне естественно, поскольку речь здесь идет просто о передаче порции информации, в подавляющем большинстве случаев текстовой. Это дешевле, чем звонить в другую страну по телефону или использовать голосовую почту, где объем передаваемой информации на несколько порядков выше

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………3
Общая характеристика электронной почты……………………………….4
История электронной почты……………………………………………4
Обзор стандартов электронной почты…………………………………8
Обзор почтовых программ…………………………………………......10
Регистрация электронной почты……………………………………….11
Основы технологии функционирования электронной почты……………13
Принципы организации………………………………………………...13
Форматы почтовых адресов…………………………………………....13
Компоненты электронной почты Интернет…………………………..14
Протокол SMTP…………………………………………………………14
Протоколы получения почты…………………………………………..17
Тело письма……………………………………………………………...19
Оценка электронной почты…………………………………………………20
Достоинства электронной почты……………………………………….20
Риски, связанные с использованием электронной почты…………….21
Безопасность электронной почты………………………………………27
Заключение………………………………………………………………………31
Глоссарий………………………………………………………………………...32
Список использованных источников…………………………………………...34
Приложения………………………………………………

Файлы: 1 файл

Приложение А - Шаблон на КР.doc

— 216.50 Кб (Скачать)

Основные данные о работе

Версия шаблона

2.1

Филиал

Севастополь

Вид работы

Курсовая работа

Название дисциплины

Сети ЭВМ и телекоммуникации

Тема

Электронная почта: общая  характеристика, оценка, технология функционирования

Фамилия студента

Молочков

Имя студента

Олег

Отчество студента

Витальевич

№ контракта

21700120601013


 

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3

    1. Общая характеристика электронной почты……………………………….4
    1. История электронной почты……………………………………………4
    1. Обзор стандартов электронной почты…………………………………8
    2. Обзор почтовых программ…………………………………………......10
    3. Регистрация электронной почты……………………………………….11
    1. Основы технологии функционирования электронной почты……………13
    1. Принципы организации………………………………………………...13
    1. Форматы почтовых адресов…………………………………………....13
    2. Компоненты электронной почты Интернет…………………………..14
    3. Протокол SMTP…………………………………………………………14
    4. Протоколы получения почты…………………………………………..17
    5. Тело письма……………………………………………………………...19
    1. Оценка электронной почты…………………………………………………20
    1. Достоинства электронной почты……………………………………….20
    1. Риски, связанные с использованием электронной почты…………….21
    2. Безопасность электронной почты………………………………………27

Заключение………………………………………………………………………31

Глоссарий………………………………………………………………………...32

Список использованных источников…………………………………………...34

Приложения………………………………………………………………………35

Введение

Сейчас вряд ли кто задумывается, как работает электронная почта. Представить же себе работу или просто общение без электронной почты  иногда просто невозможно. Электронная  почта упрощает массу вещей, связанных просто с общением, деловым партнерством или рассылкой интересующей информации знакомым. И хотя уже существует много других Интернет-сервисов, таких как голосовая почта, Интернет-телефония или им подобные, но тем не менее стандартная старая добрая и хорошо всем известная электронная почта живет. Это вполне естественно, поскольку речь здесь идет просто о передаче порции информации, в подавляющем большинстве случаев текстовой. Это дешевле, чем звонить в другую страну по телефону или использовать голосовую почту, где объем передаваемой информации на несколько порядков выше. На самом деле доказывать, что почта хороша и удобна, нет смысла, так как это всем понятно и все и так ею пользуются.

Электронная почта по составу элементов  и принципу работы практически повторяет систему обычной (бумажной) почты, заимствуя как термины (почта, письмо, конверт, вложение, ящик, доставка и другие), так и характерные особенности — простоту использования, задержки передачи сообщений, достаточную надёжность и в то же время отсутствие гарантии доставки.

Цель исследования –  освятить такие моменты, как назначение и принципы функционирования электронной  почты.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: рассмотреть стандарты электронной  почты, основные почтовые программы, технологию регистрации почтового ящика. А так же необходимо освятить такие вопросы как безопасность электронной почты.

 

Основная часть

1Общая характеристика электронной почты

 

1.1 История электронной почты

 

Привычно запуская почтовую программу в предвкушении новых сообщений от своих “сетевых” знакомых, многие из нас даже и не задумываются над тем, сколько занимательных фактов и интересных событий связано с историей развития этого средства сетевого общения. Сегодняшняя подборка фактов, не претендуя на всеохватность темы, тем не менее, позволит узнать чуть больше о некоторых любопытных моментах из истории электронной почты. Начнем с самого начала…

Первая половина 60-х годов. Созданы  первые программы, которые позволяли  пользователям, работавшим на “большом” компьютере в многопользовательском режиме, обмениваться друг с другом текстовыми файлами.

В 1971 году Рэй Томлинсон (Ray Tomlinson), сотрудник  компании “Bolt Beranek and Newman, Inc.” (BBN), разработал почтовую программу для пересылки  сообщений по распределенной сети.

При создании новой программы за основу были приняты две другие –  почтовая программа для интрасети  и экспериментальная программа  пересылки файлов.

Рэй Томлинсон так вспоминал  о первых электронных письмах: “Я посылал сам себе кучу тестовых сообщений, бегая от компьютера к компьютеру. Что это были за сообщения теперь и не вспомнить… Вполне вероятно, что самое первое сообщение было QWERTYUIOP (подряд идущие буквы на англоязычной клавиатуре – И.К.) или что-то подобное”.

К марту 1972 года Рэй Томлинсон модернизировал свою почтовую программу, адаптировав ее для использования в сети ARPANET, предшественнице нынешней сети Интернет.

Именно в это время в адресах  электронной почты стал использоваться символ @ – “эт коммерческий”  или в просторечии “собака”, “собачка”. А дело все в том, что на телетайпном аппарате “модель 33”, который был в распоряжении Рэя Томлинсона, эта клавиша использовалась для пунктуации и обозначения английского предлога at (на). Таким образом, электронный адрес вида <имя_пользователя>@<имя_домена> обозначает не что иное, как “пользователь с таким-то именем на таком-то домене” Все ясно и вполне логично, как говорится, вот где “собака” зарыта.

Июль 1972 года – Ларри Робертс (Larry Roberts) написал первую программу, которая облегчила пользователям работу с электронной почтой. Она позволяла создавать и сортировать списки писем, пользователь мог выбирать и читать требуемое сообщение, сохранять послание в файле, а также пересылать электронные письма на другой адрес или автоматически отвечать на полученное послание. Строго говоря, это была первая программа почтовый клиент, позволившая даже неспециалистам легко управляться с электронной почтой. Как известно, человек ленив, и поэтому за короткий срок программа завоевала громадную популярность среди нарождавшейся сетевой общественности.

1973 год. Исследование, проведенное  специалистами Агентства передовых  исследовательских проектов ARPA (Advanced Research Projects Agency) показало, что 75% всего  трафика сети ARPANET приходится на  электронную почту.

1975 год. Появилась первая почтовая  рассылка в сети ARPANET. Ее основателем  стал Стив Уолкер (Steve Walker). Вскоре  модератором, то есть по сути  дела редактором и человеком,  ответственным за выход рассылки, стал Эйнар Стефферуд (Einar Stefferud). Первая почтовая рассылка не была автоматизирована, и все делалось вручную. Лист рассылки любителей научной фантастики (SF-Lovers) вскоре стал наиболее популярной неофициальной рассылкой.

1975 год. Джон Виттал (John Vittal) разработал  программу “MSG”, первую почтовую программу, которая была построена по принципу “все включено” (all-inclusive) и обеспечивала возможность составления ответа на полученное сообщение, пересылки писем и сортировки корреспонденции.

1976 год, 26 марта. Английская королева  Елизавета II впервые отправила письмо по электронной почте, воспользовавшись услугами Королевской службы сигнализации и радиолокации (Royal Signals and Radar Establishment – RSRE) в Малверне (Malvern).

1977 год. Ларри Лэндвебер (L. Landweber) из Висконсинского университета разработал программу THEORYNET, которая обеспечивала пересылку электронной почты в сети, объединявшей около 100 специалистов по вычислительной технике. Система была предназначена для работы в TELENET.

1979 год, 12 апреля – день рождения  смайлика. Именно в этот день Кевин Маккензи (Kevin MacKenzie), один из апологетов “эмоциональных” компьютеров, обратился в “Message Services Group” (MsgGroup) с письмом, в котором предлагалось включать в “сухие” компьютерные тексты некоторые символы, обозначающие эмоции. Например, сочетание :-). Несмотря на завязавшуюся дискуссию среди приверженцев и противников нововведения, “эмоциональные смайлики” вскоре стали очень популярны среди пользователей. Нынешние обитатели Сети, общающиеся как посредством электронной почты, так и в режиме реального времени, вряд ли мыслят свою жизнь без столь привычной вещи, как “смайлики”. Существует, например, специальный “The smileys! server” (http://www.pop.at/smileys/), на котором можно ознакомиться со способами выражения при помощи точек и прочих символов самых разнообразных эмоций. И даже посмотреть на анимированные при помощи JAVA “смайлики”.

1981 год. Для того чтобы удовлетворить  потребности американских университетов  в качественных сетевых сервисах  и, в первую очередь, в электронной почте, была создана сеть CSNET (Computer Science NETwork), более известная теперь под названием Computer and Science Network. Новая сеть создавалась совместными усилиями ученых из нескольких американских университетов (Университет штата Делавэр, Университет штата Висконсин, других университетов), а также компаний “Bolt Beranek and Newman, Inc.” (BBN) и “RAND Corporation”.

Для этой цели организацией “National Science Foundation” был даже выделен специальный  грант, на который собственно и была создана сеть, обеспечившая американских студентов и ученых электронной почтой с выходом в ARPANET.

1982 год. Специалистами EUUG (European UNIX Users Group) создана сеть EUNet (European UNIX Network) специально для того, чтобы обеспечить  пользователям UNIX-систем доступ к электронной почте и возможность пользования услугами USENET.

1987 год, 20 сентября. На основе протокола  CSNET установлена электронная почтовая  связь между Германией и Китаем. Именно в этот день из Китая  в Германию было отправлено  первое электронное письмо.

1988 год. Пользователи сети “FidoNet”  получили возможность обмениваться  электронными письмами с корреспондентами, подключенными к другим сетям.

1989 год. Впервые была установлена  связь между коммерческими почтовыми  службами и Интернетом. Служба “MCI Mail” была подключена через CNRI (Corporation for National Research Initiative), а “Compuserve” через Университет штата Огайо.

1994 год. Электронная почта впервые  была использована для рассылки  рекламных объявлений. Позднее такие  материалы, “засоряющие” почтовые ящики пользователей ненужной информацией, получили название “спам”. Пионером в распространении спама стала адвокатская контора из Аризоны “Canter & Siegel”. Первоначально это была реклама лотереи и грин-кард.

1997 год. В каталоге электронных почтовых рассылок Liszt (http://liszt.com/) было зарегистрировано почти 72 тысячи рассылок на самые различные темы.

1998 год. Компания Casio PhoneMate представила на Consumer Electronics Show (CES) автоответчик IT-380 E-Mail Link. По утверждениям компании, это первое устройство такого типа, предоставившее пользователям возможность просматривать полученные сообщения электронной почты.

 

1998 год, декабрь. Инженер-программист  Лин Хай (Lin Hai) и физик Уонг  Юкай (Wang Youcai) осуждены за распространение  “виртуальных” листовок по электронной почте среди более 250 тыс. других китайских диссидентов и зарубежных сторонников демократических реформ в стране. Им было предъявлено обвинение в подстрекательстве к свержению государственного строя.

2000 год. Ранним утром 4 мая по сетям электронной почты начал свое путешествие вирус “I Love You”. Он оказался родом с Филиппин и был распространен через четыре взломанных адреса электронной почты. По оценкам экспертов этот вирус причинил ущерб на сумму не менее 7 млрд долларов, а в США, например, каждая 15-я компания так или иначе пострадала от этого вируса. Как ни странно, но столь массовое “размножение” вируса еще раз подтвердило тот факт, что электронная почта стала привычным сетевым инструментом и отнюдь не собирается сдавать своих позиций даже с появлением новых средств сетевого общения.

1.2 Обзор стандартов электронной почты

Основными почтовыми протоколами  в Интернете (не считая частных протоколов, шлюзуемых или туннелируемых  через Интернет) являются SMTP (Simple Mail Transfer Protocol), POP (Post Office Protocol) и IMAP (Internet Mail Access Protocol), а также семейство протоколов X.400.

SMTP - это почтовый протокол хост-хост. SMTP-сервер принимает письма от  других систем и сохраняет  их в почтовых ящиках пользователей.  Сохраненные письма могут быть прочитаны несколькими способами. Пользователи с интерактивным доступом на почтовом сервере могут читать почту с помощью локальных почтовых приложений. Пользователи на других системах могут загрузить свои письма с помощью программ-почтовых клиентов по протоколам POP3 и IMAP.

 

UNIX-хосты сделали самым популярным SMTP. Широко используемыми SMTP-серверами  являются Sendmail, Smail, MMDF и PP. Самым популярным SMTP-сервером в Unix является Sendmail, написанный  Брайаном Эллманом. Он поддерживает создание очередей сообщений, переписывание заголовков писем, алиасы, списки рассылки и т.д. Обычно он конфигурируется так, что должен работать как привилегированный процесс. Это означает, что если его защиту можно будет обойти каким-нибудь способом, атакующий сможет нанести вред, далеко превышающий удаление электронных писем.

POP - это самый популярный протокол  приема электронной почты. POP-сервер  позволяет POP-клиенту загрузить  письма, которые были получены  им от другого почтового сервера.  Клиенты могут загрузить все сообщения или только те, которые они еще не читали. Он не поддерживает удаление сообщений перед загрузкой на основе атрибутов сообщения, таких как адрес отправителя или получателя. POP версии 2 поддерживает аутентификацию пользователя с помощью пароля, но пароль передается серверу в открытом (незашифрованном) виде.

POP версии 3 предоставляет дополнительный  метод аутентификации, называемый APOP, который прячет пароль. Некоторые  реализации POP могут использовать Kerberos для аутентификации.

IMAP - это самый новый, и поэтому  менее популярный протокол чтения  электронной почты. 

Как сказано в RFC:

IMAP4rev1 поддерживает операции создания, удаления, переименования почтовых  ящиков; проверки поступления новых  писем; оперативное удаление писем; установку и сброс флагов операций; разбор заголовков в формате RFC-822 и MIME-IMB; поиск среди писем; выборочное чтение писем.

IMAP более удобен для чтения  почты в путешествии, чем POP, так как сообщения могут быть  оставлены на сервере, что избавляет от необходимости синхронизировать списки прочитанных писем на локальном хосте и на сервере.

MIME - это сокращение для Многоцелевых  расширений интернетовской 

Информация о работе Электронная почта: общая характеристика, оценка, технология функционирования