Затраты основного производства

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 20:57, курсовая работа

Краткое описание

Тема курсовой работы является актуальной, применительно к системе управления себестоимостью продукции, так как именно её изучение помогает проанализировать взаимозависимость видов продукции и мест их в производстве, лучше понимать информацию, о деятельности организации полученную из отчетов бухгалтерии для принятия в дальнейшем правильных управленческих решений.

Файлы: 1 файл

текст работы к распечатке.docx

— 93.31 Кб (Скачать)

      Выбрав в качестве базы распределения  косвенных расходов какой-либо показатель, бухгалтер-аналитик прогнозирует его размер на предстоящий период. Здесь он сталкивается с теми же проблемами, о которых речь шла выше. Необходимо оценить возможный спрос на продукцию предприятия в предстоящем периоде с учетом сезонных колебаний, покупательной способности населения (или предприятий), общей ситуации на рынке с учетом деятельности конкурентов. Правильно оценить влияние всех этих факторов на ожидаемую величину заказов, а следовательно, и на размер выбранного базового показателя сможет лишь опытный бухгалтер-аналитик.

  1. Рассчитывается плановая ставка путем деления суммы прогнозируемых косвенных расходов на ожидаемую величину показателя.

      Нормативный метод учета затрат и калькулирования себестоимости продукции характеризуется тем, что на предприятии по каждому виду изделия составляется предварительная нормативная калькуляция, т.е. калькуляция себестоимости, исчисленная по действующим на начало месяца нормам расхода материалов и трудовых затрат.

      Норма — это заранее установленное  числовое выражение результатов хозяйственной деятельности в условиях прогрессивной технологии и организации производства. Нормативные калькуляции рассчитываются на основе технически обоснованных норм расхода материальных и трудовых ресурсов. Они в свою очередь устанавливаются в соответствии с технической документацией на производство продукции (чертежами деталей и узлов, разработанными конструкторскими бюро) и образуют взаимосвязанную систему, которая регламентирует все стороны хозяйственной деятельности предприятия.

        Нормативная калькуляция используется  для определения фактической себестоимости продукции, оценки брака в производстве и размеров незавершенного производства. Все изменения действующих норм отражаются в течение месяца в нормативных калькуляциях. Нормы могут изменяться (как правило, снижаться) по мере освоения производства и улучшения использования материальных и трудовых ресурсов. Учет организуется таким образом, чтобы все текущие затраты подразделить на расход по нормам и отклонения от норм. Данные о выявленных отклонениях позволяют управлять себестоимостью изделия вместе с тем калькулировать фактическую себестоимость путем прибавления к нормативной себестоимости (вычитания из нее) соответствующей доли отклонений от норм по каждой статье. Системное документирование отклонений от норм позволяет устанавливать причины отклонений в момент их возникновения, тогда как при других методах, к калькулированию причины и виновники отклонений если и выявляются, то после составления калькуляции себестоимости.

      Как уже отмечалось, учет затрат  ведется по установленным нормативам, отклонение фактических затрат  от нормативных фиксируется отдельно. Отклонения фактических затрат  от нормативных учитываются отдельно, и относятся на себестоимость продукции.

   Первого числа каждого месяца (или квартала) определяется отклонение фактической  себестоимости от нормативной. На сумму  выявленной экономии (фактическая себестоимость  ниже нормативной) сторнируется себестоимость  реализованной продукции.

        Таким образом, основные принципы  нормативного метода учета сводятся  к следующему:

   1. Предварительное составление нормативной  калькуляции себестоимости по  каждому изделию на основе  действующих на предприятии норм  и смет. Данный принцип может  быть реализован лишь при наличии  у предприятия нормативной базы, содержащей нормативные, сметные показатели, рассчитываемые на основании первичной логической, конструкторской, финансовой и административной документации и используемые для разнообразных нужд управления: определения нормативных сумм затрат на производственные и коммерческие процессы, лимитирования отпуска в производство и на хозяйствённые цели материальных и топливно-энергетических ресурсов, расчетов фондов оплаты труда, численности персонала, смет расходов на содержание аппарата управления, проектов отпускных цен и так далее. Вместе с тем на практике могут применяться лишь отдельные фрагменты нормативной базы.

   2. Ведение в течение месяца учета  изменений действующих не для  корректировки нормативной себестоимости,  определения влияния этих изменений  на себестоимость продукции и  эффективно мероприятий, послуживших  причиной изменений норм.

   3. Учет фактических затрат в  течение месяца с подразделением  их на  расходы по нормам  и отклонения от норм.

      4. Установление и анализ причин, а также условий появления отклонений от норм по местам их возникновения.

   5. Определение фактической себестоимости  выпущенной продукции как суммы  нормативной себестоимости, отклонений  от норм и изменений норм.

     Достоинством данного метода  является то, что очень легко определить отклонения по каждой статье и определить причины и виновников. Недостатком является трудоёмкость учетного процесса.

   Метод Директ-кост определяет себестоимость продукции в объеме прямых затрат, а накладные расходы относят непосредственно на счета реализации, т. е. из общепринятого перечня статей калькуляции исключаются счет 26 и 43.Эти расходы списываются не в Дт 20 счета, а в дебет 46 счет по мере реализации продукции покупателям. Данный метод в основном используется на предприятиях, где отсутствует высокий уровень постоянных затрат и где результат работы можно легко определить и количественно измерить. Широко распространен во всех экономически развитых странах.[11] 

   3.2.Учет  и оценка незавершенного  производства

   К незавершенному производству относятся изделия, не прошедшие всех стадий обработки. Для оценки незавершенного производства используют различные методы:

   1.Метод  документирования

   2.Инвентарный  метод

   3.Метод  партионного раскроя

   4.Нормативный  метод.

   При методе документирования бухгалтерия  определяет остатки незавершенного производства на основании первичных  документов, учитывающих сумму израсходованных  материалов и документов об оприходовании  готовой продукции. При этом методе незавершенное производство оценивают  по двум статьям калькуляции:

    - по материальным затратам;

    - по затратам на оплату труда.

   При инвентарном методе для того, чтобы  определить остатки незавершенного производства проводят инвентаризацию остатков на конец отчетного периода. Инвентаризационная комиссия записывает в инвентаризационную опись все  остатки, а материальные ценности , нетронутые обработкой в опись не заносятся. Опись передается в бухгалтерию  и на основании данных из первичных  документов и данных об остатках из инвентаризационных описей определяют фактические остатки незавершенного производства. Оцениваются остатки так же по двум статьям: материальным затратам и трудовым затратам.

   Остатки незавершенного производства в листке партионного раскроя записываются наравне с количеством отпущенных материальных ценностей и количеством  изготовленных единиц продукции. Оценивается  незавершенное производство так  же по двум статьям.

     При нормативном методе остатки  незавершенного производства определяются  по нормам, исходя из остатков  материалов и затрат на оплату  труда.  Согласно СБУ № 3 «Состав затрат и расходов организации» разрешено оценивать незавершенное производство по плановой себестоимости. Для предприятий, работающих в массовом и серийном производствах. Для предприятий с индивидуальным характером производства оценивают незавершенное производство по фактической себестоимости.[5]

3.3.Учет затрат вспомогательных производств

   Вспомогательное производство – это производство, связанное с обслуживанием процесса производства и реализации продукции предприятия. Вспомогательные производства делятся на простые и сложные.  В состав простых вспомогательных производств входят транспортный цех, электроцех, т.е. цеха, которые производят один вид услуг или работ. В состав сложных производств входят электромеханические цеха, парокотельные цеха, транспортно-ремонтные цеха, т.е. цеха, производящие несколько видов продукции, работ или услуг, и также обслуживающие процесс производства.

   Для того, чтобы учитывать затраты вспомогательных производств используется активный калькуляционный счет 23. Сальдо дебетовое отражает остаток незавершенных затрат вспомогательного производства. Оборот по дебету – вновь произведенные затраты, оборот по кредиту – списание затрат. В простых вспомогательных производствах затраты собираются в течение месяца по дебету 23 счета, а в конце месяца списываются:

     а) Если оказаны услуги основному производству:

       Дт 20     Кт 23

     б) Если услуги оказаны сторонним организациям:

     Дт 46     Кт 23.

     В сложных и простых вспомогательных  производствах услуги отпускаются  в течение месяца по плановой себестоимости. В конце  

  месяца  определяется фактическая себестоимость  оказанных услуг.

   В простых производствах фактическая  себестоимость услуг определяется следующим образом: незавершенное  производство на начало месяца + затраты  за месяц (оборот по дебету 23 счета) –  незавершенное производство на конец  месяца. Чтобы определить себестоимость одной услуги, необходимо общую сумму затрат разделить на количество оказанных услуг.

   В сложных производствах услуги оказываются  друг другу, поэтому расчет их себестоимости  осуществляется по-разному. Для того, чтобы определить фактическую себестоимость  встречных услуг необходимо произвести следующий расчет: из общей суммы  собственных затрат вычитают затраты, связанные с оказанием услуг  другим производствам и прибавляют себестоимость услуг, полученных со стороны. [7]

     Учет  затрат вспомогательных производств  ведется в ведомости № 13 и 

итоговые  данные из ведомости переносятся  в журнал-ордер № 10. Ведомость  открывается ежемесячно отдельно по каждому производству. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Глава 4. Сводный учет затрат на производство.

   При журнально – ордерной форме учета  сводный учет затрат на производство осуществляют в журнале – ордере № 10.

   Журнал  – ордер № 10 составляют на основании  итоговых данных ведомостей учета затрат цехов, учет затрат обслуживающих производств  и хозяйств, учета потерь в производстве, учете общехозяйственных расходов, расходов будущих периодов и внепроизводственных  расходов.

   Указанные ведомости составляют на основании  ведомостей и разработочных таблиц распределения сырья и материалов, заработной платы, услуг вспомогательных  производств и непромышленных хозяйств, расчетов по амортизационным отчислениям, листков – расшифровок по прочим денежным расходам.

   В журнале – ордере № 10 отражают все  производственные затраты по их элементам  с кредита соответствующих материальных и расчетных счетов. При этом в  журнале – ордере № 10 записывают лишь те суммы кредитовых оборотов материальных и расчетных счетов, которые относятся в дебет  одного из счетов затрат на производство.

   В этом журнале отражают также все  внутренние обороты по счетам затрат на производство.

   В журнале – ордере № 10 используется шахматная форма записей затрат на производство, что обеспечивает получение сводных данных о затратах – и по отдельным элементам  затрат, и по статьям калькуляции.

   В этом журнале отражаются лишь те кредитовые обороты материальных и расчетных счетов, которые относятся в дебет счетов затрат на производство. Кредитовые обороты материальных и расчетных счетов, которые относятся в дебет непроизводственных счетов, регистрируют в журнале – ордере № 10/1. По окончании месяца в журнал – ордер № 10/1 переносят и итоговые записи журнала – ордера № 10. Общие итоги обоих журналов разносят затем по счетам главной книги.

Информация о работе Затраты основного производства