Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2012 в 17:26, контрольная работа
Внутренний аудит рассматривается как неотъемлемая часть общей системы внутреннего контроля. Его можно определить как независимая оценка деятельности, производимая внутри предприятия в качестве оказания ему аудиторских услуг. Внутренний аудит начал функционировать прежде всего на крупных и средних предприятиях. Главной его задачей является оценка качества экономической информации, формируемой на предприятии, и обеспечение пользователей информацией о достоверности бухгалтерского учета и финансовой отчетности.
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
Всероссийский
Заочный Финансово-
Дисциплина: «Внутренний
аудит»
Вариант
№ 14
Руководитель
Студент
Специальность: БУАиА
Факультет: УС
вечерняя
6 курс, № 06УБД12644
г. Омск 2011
ВНУТРЕННИЙ АУДИТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ И СПИСАНИЯ НА ПРОИЗВОДСТВА СТОИМОСТИ СЫРЬЯ И МАТЕРИАЛОВ
Внутренний аудит рассматривается как неотъемлемая часть общей системы внутреннего контроля. Его можно определить как независимая оценка деятельности, производимая внутри предприятия в качестве оказания ему аудиторских услуг. Внутренний аудит начал функционировать прежде всего на крупных и средних предприятиях. Главной его задачей является оценка качества экономической информации, формируемой на предприятии, и обеспечение пользователей информацией о достоверности бухгалтерского учета и финансовой отчетности.
Цель внутреннего аудита заключается в экспертной оценке соблюдения экономической политики предприятия, включая и учетную, оценке функционирования внутреннего контроля, осуществляемого всеми структурными подразделениями. Следовательно, кроме задач чисто контрольного характера, внутренний аудит решает задачи экономической диагностики, выработки финансовой стратегии, маркетинговых исследований, управленческого консультирования и др. В данном случае он понимается как совокупность различного рода аудиторских услуг по заказу руководства предприятия, оказываемых самостоятельным подразделениям предприятия. Специализированная служба внутреннего аудита не может быть одним из структурных подразделений учетно-финансовой службы. Иначе она не выполнит роль эксперта в оценке учетной политики.
Объектом внутреннего аудита могут быть финансовая и производственная деятельность, компьютерные системы. Поскольку большая часть расходов и потерь приходится на производственную сферу, из этого надо исходить при формировании штатов службы внутреннего аудита, задачей которого являются специальные ревизии и проверки по заданию руководства и правоохранительных органов. Для их проведения часто приходится привлекать специалистов. Это должно быть предусмотрено в Положении о внутреннем аудите.
Для надлежащего исполнения своей роли служба внутреннего аудита подчиняется непосредственно руководству предприятия.
Таким образом, служба внутреннего контроля пронизывает буквально всю деятельность предприятия - от производственной бригады, участка и цеха до его деятельности в целом и призвана досконально знать как общее законодательство, регулирующее хозяйственную деятельность, так и внутренние документы предприятия, составляющие его экономическую нормативную базу, а также технологию производства.
К товарно-материальным запасам относятся следующие активы: сырье и материалы, покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия, конструкции и детали, топливо, тара и тарные материалы, запасные части, прочие материалы, предназначенные для использования в производстве или выполнении работ и услуг; незавершенное производство; готовая продукция, товары, предназначенные для продажи в ходе деятельности субъекта.
Целью аудиторской проверки товарно-материальных запасов является формирование мнения о достоверности показателей финансовой отчетности и о соответствии применяемой в организации методики учета и налогообложения операций с товарно-материальными запасами.
Задачами аудита товарно-материальных запасов являются:
- проведение инвентаризации товарно-материальных запасов и отражения в учете выявленных отклонений между фактически установленным наличием товарно-материальных запасов и данными бухгалтерского учета;
- проверка реальности оценки товарно-материальных запасов;
- установление полноты и своевременности оприходования и обоснованности списания товарно-материальных запасов.
Хозяйственные операции по учету МПЗ относятся к операциям с повышенным уровнем риска по следующим причинам: 1. Вероятность санкционированного списания МПЗ под несуществующие заказы и объемы выпуска в целях увеличения себестоимости выпуска и снижения налогов на прибыль и имущество. 2. Высокий риск хищения. 3. Огромный объем операций и соответственно большой массив первичной учетной документации, следствием чего могут стать отсутствие некоторых оправдательных документов, несанкционированное списание МПЗ (отсутствие реквизитов, придающих документам юридическую силу), а также утеря бумаг. 4. Искажение фактов списания МПЗ из-за технических ошибок при подсчете и измерении совершаемых операций на стадии сбора и регистрации информации.
Чтобы оценить уровень указанных рисков, аудитор проверяет эффективность системы внутреннего контроля за организацией учета по данному разделу на предприятии, в частности:
- наличие должным образом организованного места хранения МПЗ (как оно защищено от доступа посторонних лиц; имеются ли охрана и пожарная сигнализация; существует ли контроль выдачи и вывоза ценностей);
- проведение инвентаризации материальных ценностей (обязательной, плановой, внезапной), оформление ее результатов соответствующими документами;
- установление круга лиц, отвечающих за сохранность, приемку и отпуск МПЗ; заключение с данными людьми договоров о материальной ответственности;
- соблюдение порядка оформления первичных документов, в том числе применение унифицированных форм первичной документации, составление приходных и расходных документов на каждую операцию в день ее совершения, заполнение всех обязательных реквизитов;
- своевременное и полное отражение операций с МПЗ в регистрах бухгалтерского учета, проведение проверки полноты оприходования материалов, применения системы нормирования расхода материалов;
- раскрытие принципов учета материалов с помощью положений учетной политики, способы ведения учета операций, связанных с движением МПЗ, используемые счета, методы оценки и др., применение учетной политики последовательно от периода к периоду;
- проведение регулярной сверки данных ведомостей, журналов-ордеров с Главной книгой (если учет не автоматизирован);
- осуществление оприходования материалов, полученных от ликвидации основных средств, определение стоимости указанных материалов по рыночным ценам;
- наличие нетипичных операций с МПЗ.
Аудиторские процедуры проверки учета МПЗ
Весь объем аудиторских процедур проверки, по существу, можно условно разделить на несколько групп: аудит наличия и сохранности МПЗ; аудит движения МПЗ; проверка правильности налогообложения МПЗ.
В ходе проверки наличия и сохранности МПЗ аудитор осуществляет ряд процедур:
- проверяет отсутствие искажений в начальном сальдо по МПЗ, правильность перенесения остатков по счетам учета из предыдущего периода на начало анализируемого;
- сопоставляет данные финансовой отчетности и бухгалтерского учета;
- анализирует правильность синтетического и аналитического учета МПЗ;
- удостоверивается, что к исполнению принимаются лишь надлежащим образом оформленные документы;
- проверяет установление порядка нормирования МПЗ, соблюдение норм, выявляет отклонения и меры, принимаемые для их ликвидации;
- проверяет своевременное и полное отражение операций в регистрах бухгалтерского учета, проведение периодической сверки синтетического учета с данными карточек складского учета;
- устанавливает правильность определения и списания стоимости израсходованных МПЗ на себестоимость;
- анализирует организацию контроля за закупками, сам процесс закупок: наличие договора, оплату счетов, накладных, счетов-фактур, оприходование МПЗ в регистрах бухгалтерского учета;
- проверяет сроки и периодичность проведения инвентаризации в соответствии с требованиями законодательства, правильность оформления материалов инвентаризации и отражения ее результатов в учете.
При проверке движения МПЗ аудитор детально изучает:
- документальное оформление операций по движению МПЗ, применение унифицированных форм, наличие всех необходимых реквизитов, отношение операций к проверяемому периоду;
- правильность оприходования МПЗ при покупке, безвозмездном получении, прочем поступлении;
- верность списания и отражения прибыли при продаже, прочем выбытии МПЗ;
- правильность оприходования материалов, полученных при ликвидации основных средств;
- соблюдение законодательства при отражении нетипичных операций;
- правильность забалансового учета МПЗ, принятых на ответственное хранение, а также товаров, взятых на комиссию;
- полноту учета операций с аффилированными лицами;
- соответствие законодательству операций при передаче МПЗ в залог и т. д.
Для определения правильности налогообложения МПЗ аудитор проверяет:
- правомерность отражения в учете НДС при приобретении МПЗ, применение налогового вычета;
- верность начисления в учете НДС при реализации;
- правильность и полноту формирования первоначальной стоимости МПЗ для целей налогового учета;
- правильность включения в расходы израсходованных МПЗ;
- списание МПЗ по методам, закрепленным в учетной политике для целей налогового учета;
- правильность формирования доходов и расходов при продаже МПЗ.
Все вышеуказанные процедуры помогают аудитору собрать необходимую аналитическую информацию о составе, стоимости и движении МПЗ, которая в совокупности с данными, полученными в ходе аудита всех остальных статей финансовой отчетности, позволит проверяющему выразить мнение о достоверности полученных сведений.
Таким образом, плюсы проведения аудиторской проверки для финансово-хозяйственной деятельности предприятия очевидны. Помимо официального мнения в форме аудиторского заключения о финансовой (бухгалтерской) отчетности, полученная от аудиторов по итогам проверки информация, в том числе о состоянии учета МПЗ, важна для обеспечения контроля за их сохранностью, снижения налоговых рисков, а также для принятия оптимальных управленческих решений.
Информационная база аудита товарно-материальных запасов включает следующее: учетную политику предприятия; бухгалтерский баланс; Главную книгу; журнал-ордер № 11 и ведомость по учету движения товарно-материальных запасов (при ручном ведении учета) или электронное ведение учета; накопительная ведомость учета расходов по закупке товаров; приказы руководителя аудируемого субъекта на назначение инвентаризационной комиссии и материально-ответственных лиц (заведующий складам, продавцов и т.д.); договор о полной индивидуальной материальной ответственности; инвентаризационная опись; инвентаризационная опись-акт на переоценку товаров; сличительные ведомости (при ведении натурально-стоимостного аналитического учета); акт выведения результатов инвентаризации (при ведении стоимостного аналитического учета); счет-фактура; железнодорожная накладная; товарно-транспортная накладная; коносамент; авианакладная; накладная на внутреннее перемещение; приходная накладная; расходная накладная; сертификат соответствия; таможенная декларация; страховой полис; коммерческий акт; акт на установленное расхождение в количестве и качестве; акт на бой, лом и порчу товаров; акт на завес тары; приемный акт; квитанция от приходного кассового ордера; препроводительная ведомость; объявление на взнос наличными; поручение-обязательство; договор комиссии и консигнации; расчет естественной убыли; расчет начисления резерва.
Аудиторскую проверку операций с товарно-материальными запасами целесообразно проводить в такой последовательности:
- изучение положений учетной политики по направлениям данного участка проверки; оценка степени надежности системы внутреннего контроля в отношении товарно-материальных запасов, для этого: провести обследование складского хозяйства и состояния складских помещений; изучить организацию материальной ответственности и отчетности материально ответственных лиц;