Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2013 в 13:18, лекция
Развитие российских предприятий, приход иностранных инвесторов и зарубежных производителей на российский рынок, усиление конкуренции, стремление работать с максимальной экономической отдачей и другие факторы заставляют многие компании реформировать свою внутреннюю организационную структуру, а также способствуют повышению роли корпоративного управления в компании, одним из инструментов которого является внутренний контроль.
ИЗУЧЕНИЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РАБОТЫ ВНУТРЕННЕГО АУДИТА
Развитие российских предприятий, приход иностранных инвесторов и зарубежных производителей на российский рынок, усиление конкуренции, стремление работать с максимальной экономической отдачей и другие факторы заставляют многие компании реформировать свою внутреннюю организационную структуру, а также способствуют повышению роли корпоративного управления в компании, одним из инструментов которого является внутренний контроль. Как эффективно управлять организацией? Стремясь ответить на этот вопрос, руководители многих предприятий начинают задумываться о службах внутреннего аудита.
Внутренний аудит компаний
Сегодня службы внутреннего аудита существуют во многих средних и крупных компаниях, характеризующихся усложненной структурой и разнообразием видов деятельности. Растущий интерес к внутреннему аудиту обусловлен рядом факторов.
Взаимодействие внешнего и внутреннего аудита
Если становление внешнего аудита в России, можно сказать, уже состоялось, то отечественный внутренний аудит и в профессиональном, и в законодательном, и в институциональном аспектах сегодня находится еще в состоянии развития. Следует отметить также отсутствие достаточного количества научно-практических разработок, посвященных внутреннему аудиту. В то же время активизируется взаимодействие внешнего и внутреннего аудита (стандарты внешнего аудита предусматривают использование работы внутренних аудиторов при проведении аудиторских проверок). В связи с этим возникает необходимость разработки системы критериев оценки последнего.
Изучение, оценка и использование работы внутреннего аудита в России происходит по двум направлениям: в общегосударственном масштабе и непосредственно на предприятиях.
Изменение на государственном уровне
Международный опыт показывает, что становление института внутреннего аудита проходит те же стадии, что и внешний аудит. Международные стандарты аудита (МСА) включают три документа, которые касаются темы использования аудитором работы, проведенной другими специалистами. Это МСА 600 «Использование работы другого аудитора», МСА 610 «Учет работы внутреннего аудита» и МСА 620 «Использование работы эксперта». На основе всех этих документов были разработаны российские правила (стандарты) аудиторской деятельности.
Так, 25.08.2006 года Правительством РФ было утверждено Постановление № 523, федерального правила (стандарта) аудиторской деятельности № 29 «Рассмотрение работы внутреннего аудита», которое устанавливает правила использования работы внутренних аудиторов. Данный стандарт является руководством для внешних аудиторов в части рассмотрения деятельности но внутреннему аудиту и ее влияния на работу внешнего аудитора.
По сути, смысл ФСАД № 29 «Рассмотрение работы внутреннего аудита» сводится к тому, что в начале проверки аудиторы должны узнать, существует ли у аудируемого лица служба внутреннего аудита, если да, то рассмотреть вопрос о пользе, которую можно было бы получить, взаимодействуя с данной службой в ходе собственного аудита.
ФСАД № 29 состоит из шести следующих разделов:
Проанализируем основные положения данного стандарта аудиторской деятельности.
Стандарт устанавливает единые требования для внешних аудиторов при рассмотрении работы СВА. Это необходимо для того, чтобы спланировать аудиторскую проверку и определить степень и время проведения необходимых процедур. В конечном счете, изучение работы СВА дает возможность оценить риск искажения в финансовой отчетности.
Во введении стандарта дается определение понятия - внутренний аудит. Термин «внутренний аудит» означает контрольную (оценочную) деятельность, осуществляемую внутри аудируемого лица его подразделением - службой внутреннего аудита (п. 3 ФСАД № 29).
Далее рассмотрим более подробно основные разделы вышеуказанного стандарта.
Объем и цели внутреннего аудита
Порядок
осуществления внутреннего
К функциям внутреннего аудита относят следующие элементы (п. 5 ФСАД № 29):
а) Мониторинг эффективности процедур внутреннего контроля (проверка и оценка систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля, рекомендации по улучшению этих систем);
б) Исследование финансовой и управленческой отчетности (проверка бухгалтерской и оперативной информации, сведений и способов их получения и обработки; анализ точности и надежности учетных записей);
в) Контроль экономности, эффективности и результативности (включает также проверку наличия, состояния и обеспечения сохранности имущества; расследование случаев подозрения в злоупотреблениях);
г) Проверка соблюдения законодательных и нормативных актов, а также политики, директив и прочих внутренних требований руководства (разработка предложений по устранению недостатков и рекомендаций по повышению эффективности управления);
д) Проверка деятельности различных звеньев управления;
е) Оценка эффективности механизма внутреннего контроля, изучение и оценка контрольных процедур в филиалах, структурных подразделениях предприятия;
ж) Работа над специальными проектами и контроль за отдельными элементами структуры внутреннего контроля;
з) Оценка используемого предприятием программного обеспечения
Взаимоотношении между внутренним аудитом и внешним аудитором
Практика аудита свидетельствует о тесном взаимодействии аудиторских служб предприятия и внешнего аудита. Взаимодействие с аудиторскими службами позволяет аудиторам, осуществляющим внешний аудит, лучше понимать деятельность предприятия, минимизировать количество повторных тестирований в ходе своей работы (н. 8 ФСАД № 29).
Наличие
службы внутреннего аудита повышает
доверие со стороны внешних аудиторов
к отчетности клиента, так как
ими уже заранее предполагается
наличие высокоэффективной
Хотя по содержанию деятельность внешнего и внутреннего аудита схожа, поскольку в ходе проведения и внутреннего, и внешнего аудита происходит проверка финансово-хозяйственной деятельности юридического лица, по характеру отношения, возникающие при осуществлении внутреннего аудита, существенно отличаются от отношений, связанных с проведением внешнего аудита.
В п. 9 ФСАД № 29 отмечено, что аудиторская служба аудируемого лица является внутрихозяйственным субъектом юридического лица. Правовое положение службы внутреннего аудита определяется локальными актами, принимаемыми самим юридическим лицом. Таким образом, отношения при внутреннем аудите - это вертикальные отношения, возникающие между подразделением юридического лица и юридическим лицом в целом и не обладающие достаточной степенью независимости.
Отношения,
связанные с проведением
Понимание и предварительная оценка внутреннего аудита
Прежде чем начать активно сотрудничать с внутренними аудиторами либо изучать и использовать результаты их работы, согласно п. 14 ФСАД № 29 аудиторская организация должна сформировать свое мнение о деятельности данного подразделения по следующим основным критериям:
а) Организационный статус и подчиненность службы внутреннего аудита (СВА);
б) Объем функций, то есть определение целей и задач внутреннего аудита в системе управления на всех степенях иерархии;
в) Профессиональная компетентность, а именно качество работы сотрудников, осуществляющих внутренний аудит;
г) Профессиональная добросовестность и осмотрительность.
Предварительная оценка работы СВА позволяет внешним аудиторам определить, насколько они могут опираться в своей деятельности на результаты работы СВА, а также определяет возможность использовать эти результаты и модифицировать характер, сроки и объем аудиторских процедур.
Сроки взаимодействия и координации
Сотрудничество между внешними и внутренними аудиторами осуществляется на различных этапах работы.
Для того, чтобы подтвердить профессиональную компетентность внутренних аудиторов, внешний аудитор должен проверить, надлежащим ли образом планируется аудит, подлежит ли надзору и оформляется ли документально. В связи с этим необходимо рассмотреть планы проверок, рабочие программы и рабочие документы.
Аудиторская организация должна иметь доступ к тем отчетам и материалам внутреннего аудита, которые могут представлять интерес для работы внешних аудиторов. При этом аудиторская организация может информировать руководителя службы внутреннего аудита об обнаруженных в ходе аудита резервах и возможностях повышения эффективности и надежности работы внутреннего аудита в будущем.
Оценка эффективности внутреннего аудита
Если
внешний аудитор принимает
Оценка и тестирование работы внутреннего аудитора (п. 18 ФСАД № 29) включает рассмотрение адекватности объема работы и соответствующих программ в неразрывной связи с оценкой системы внутреннего аудита. При этом рассматриваются такие вопросы, как:
Информация о работе Изучение и использование работы внутреннего аудита