Внеоборотные активы: содержание, оценка статей, отражение в бухгалтерской (финансовой) отчетности

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2012 в 17:36, курсовая работа

Краткое описание

В настоящее время все больше увеличивается роль представления достоверной бухгалтерской отчетности, поскольку на основе её данных можно судить о том, насколько финансово независима рассматриваемая организация, насколько обеспечена она собственными и заемными источниками, своевременно ли рассчитывается по своим обязательствам и т.д.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….2
1 СОСТАВ, ЗНАЧЕНИЕ, ПОРЯДОК СОСТАВЛЕНИЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЯ БУХГАЛТЕРСКОЙ (ФИНАНСОВОЙ) ОТЧЁТНОСТИ…………………………4
1.1 Понятие, значение бухгалтерской (финансовой) отчетности и её классификация………………………………………………………………………4
1.2 Состав, порядок составления и представления бухгалтерской (финансовой) отчётности…………………………………………………………………………...8
1.3 Нормативное регулирование порядка составления и представления бухгалтерской (финансовой) отчётности…………………………………………15
2 ВНЕОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ: СОДЕРЖАНИЕ, ОЦЕНКА СТАТЕЙ, ОТРАЖЕНИЕ В БУХГАЛТЕРСКОЙ (ФИНАНСОВОЙ) ОТЧЕТНОСТИ…….22
2.1 Характеристика элементов, формирующих раздел актива баланса «Внеоборотные активы»…………………………………………………………...22
2.2 Особенности бухгалтерского финансового учета внеоборотных активов...26
2.3 Формирование отчетной информации о внеоборотных активах хозяйствующего субъекта…………………………………………………………36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….40
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………….41
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………

Файлы: 1 файл

Внеоборотные активы.doc

— 483.00 Кб (Скачать)

 

Учет долгосрочных финансовых вложений. К бухгалтерскому учету финансовые вложения принимают по первоначальной стоимости.

Ценные бумаги - это наиболее часто встречающийся вид финансовых вложений. Первоначальная стоимость ценных бумаг - это сумма фактических затрат на их приобретение. Ценные бумаги отражают по строке 140 баланса, только если фирма получила их в собственность.

Право собственности подтверждают первичные документы, к которым, в частности, относят:

- договор купли-продажи;

- акт приемки-передачи сертификата (только для документарных ценных бумаг);

- выписку по лицевому счету (при учете именных ценных бумаг в системе ведения реестра);

- выписку по счету депо (при учете ценных бумаг в депозитарии).

По правилам бухгалтерского учета в первоначальную стоимость ценных бумаг, приобретенных за деньги, включают все расходы организации на покупку. Такими расходами являются:

- суммы, уплаченные продавцу;

- затраты по регистрации прав на ценные бумаги;

- суммы, уплаченные за информационные, консультационные и посреднические услуги по покупке ценных бумаг;

- затраты на услуги нотариуса по регистрации договора, по которому фирма получает право собственности на ценные бумаги;

- другие затраты, непосредственно связанные с приобретением ценных бумаг.

Все перечисленные затраты собираются на счете 58 "Финансовые вложения" по субсчетам:

- 58-1 "Паи и акции";

- 58-2 "Долговые ценные бумаги";

- 58-3 "Предоставленные займы";

- 58-4 "Вклады по договору простого товарищества".

При оприходовании ценных бумаг делается проводка:

Дебет 58-1-2 (58-2-2) Кредит 60 (71, 76...)

- учтены затраты по покупке ценных бумаг.

Таким образом, в строке 140 баланса указывается дебетовое сальдо по соответствующим "долгосрочным" субсчетам счета 58 "Финансовые вложения" за вычетом кредитового сальдо по счету 59 "Резервы под обесценение финансовых вложений" (если такой резерв создавался) по состоянию на конец года.

Учет отложенных налоговых активов. Сумму таких активов учитывают на одноименном счете 09. Отложенный налоговый актив возникает, когда момент признания расходов и доходов в бухгалтерском и налоговом учете не совпадает.

Сумму такого актива рассчитывают по формуле:

 

    ┌──────────┐   ┌──────────┐   ┌─────────┐

    │Отложенный│   │Вычитаемая│   │  Ставка │

    │ налоговый│ = │ временная│ x │налога на│

    │   актив  │   │  разница │   │ прибыль │

    └──────────┘   └──────────┘   └─────────┘

 

Вычитаемые временные разницы возникают, если расходы в бухгалтерском учете признают раньше, чем в налоговом, а доходы - позже.

Эти разницы приводят к уменьшению налога на прибыль в будущих периодах. Вычитаемые временные разницы отражают на специальных субсчетах тех счетов, по которым они возникли.

Пример. 15 февраля 2010 г. ООО «Эллой-ИТ» ввело в эксплуатацию новый сварочный аппарат стоимостью 480 000 руб. (без НДС).

Срок его полезного использования - 4 года. В целях бухгалтерского учета «Эллой-НН» начисляет амортизацию по сумме чисел лет срока полезного использования, в целях налогообложения - применяет линейный метод.

Начислять амортизацию бухгалтер должен с 1 марта 2010 г. Как это сделать, показано в таблице 10:

Таблица 10

Условия

В бухгалтерском 
учете, руб.

В налоговом учете,руб.

Первоначальная стоимость сварочного аппарата 

480 000     

480 000     

Сумма начисленной амортизации за
март 2010 г.                    

16 000     
(4 года : 10 лет x
480 000 руб. : 
12 мес.)    

10 000     
(480 000 руб. : 
4 года : 12 мес.)

Остаточная стоимость на 1 апреля
2010 г.                         

464 000     
(480 000 - 16 000)

470 000     
(480 000 - 10 000)

 

Таким образом, вычитаемая временная разница составит 6000 руб. (16 000 - 10 000). В конце I квартала 2010 г. "были сделаны проводки:

Дебет 02, Кредит 02, субсчет "Вычитаемые временные разницы"

- 6000 руб. - отражена вычитаемая временная разница.

Одновременно с вычитаемой временной разницей рассчитывают и сумму отложенного налогового актива, умножив его на ставку налога на прибыль. При этом делают проводку:

Дебет 09, Кредит 68, субсчет "Расчеты по налогу на прибыль"

- отражена сумма отложенного налогового актива.

 

 

2.3 Формирование отчетной информации о внеоборотных активах хозяйствующего субъекта

Итак, как было указано выше, все организации, руководствуясь ст. 13 Закона N 129-ФЗ, обязаны составлять на основе данных синтетического и аналитического учета бухгалтерскую отчетность. Рассмотрим формирование отчетной информации о внеоборотных активах.

Нематериальные активы. Информация об остаточной стоимости НМА на начало отчетного года и на конец отчетного периода отражается в разделе "Внеоборотные активы" бухгалтерского баланса (форма N 1) по строке 110 в графах 3 и 4 соответственно. Отражение НМА в Бухгалтерском балансе подробнее рассмотрено в п. 2.1

Еще одной формой бухгалтерской отчетности, в которой отражается информация об объектах НМА организации, является Приложение к бухгалтерскому балансу (форма N 5) (см. Приложение 5). В этом Приложении раскрывается информация об имуществе, обязательствах и капиталах организации, стоимость которых отражена в форме N 1.

Информация о НМА отражается в разделе "Нематериальные активы" формы N 5 на основании данных аналитического учета. Раздел состоит из двух таблиц, в первой из которых приводятся показатели, отражающие движение НМА. При этом названия строк в ней соответствуют видам НМА, указанным в п. 4 ПБУ 14/2007. Во второй таблице отражаются суммы амортизации, начисленной по НМА.

Информация о НМА будет отражаться также в Отчете о движении денежных средств (форма N 4) в разделе "Движение денежных средств по инвестиционной деятельности" по строке 290 "Приобретение объектов основных средств, доходных вложений в материальные ценности и нематериальных активов". В этой строке отражаются денежные средства, уплаченные, в частности, за приобретение нематериальных активов. Для формирования показателя этой строки берется дебетовый оборот по счету 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" в части сумм оплаты за основные средства, нематериальные активы и прочие внеоборотные активы, включая авансы.

Основные средства. В годовой бухгалтерской отчетности стоимость имущества, учтенная на счете 01 "Основные средства", подлежит отражению в Бухгалтерском балансе (форме N 1) по строке 120 в графах 3 и 4 на начало отчетного года и на конец отчетного периода.

Информация об основных средствах отражается в разделе "Основные средства" формы N 5. В первой таблице этого раздела отражается информация о стоимости основных средств, находящихся в собственности организации, о приобретении, выбытии, изменении стоимости этих объектов основных средств в течение отчетного года.

Во второй таблице отражаются (с расшифровкой по видам основных средств) суммы начисленной амортизации. Данные об амортизации содержатся в оборотах по кредиту счета 02 "Амортизация основных средств".

Кроме того, расшифровывается стоимость переданных в аренду основных средств. И здесь указывается стоимость основных средств, взятых в аренду. Данные об основных средствах, переданных или взятых в аренду, приводятся с расшифровкой по видам основных средств.

Отдельная строка формы N 5 предназначена для расшифровки стоимости объектов недвижимости, принятых в эксплуатацию, но находящихся в процессе государственной регистрации. Такие объекты могут учитываться на счете 08 "Вложения во внеоборотные активы" или 01 "Основные средства" - в зависимости от учетной политики организации. Если на начало отчетного года организация проводила переоценку основных средств, следует показать результат от переоценки: суммы изменения стоимости основных средств и амортизации.

Доходные вложения в материальные ценности. Отражаются в бухгалтерском баланса (форма №1) по строке 135. По этой строке баланса указывается остаточная стоимость имущества, которое предназначено для сдачи в аренду, лизинг или прокат (см. п.2.1).

В форме №4 «Отчет о движении денежных средств» по строке 290 "Приобретение объектов основных средств, доходных вложений в материальные ценности и нематериальные активы" указывается сумма, которая была потрачена на приобретение внеоборотных активов. Для этого используют аналитические данные по счетам 76 и 60, субсчет "Расчеты за продукцию (работы, услуги)", в корреспонденции со счетами учета денежных средств - 50, 51 и 52. При этом необходим анализ кредитового оборота по счетам 60, субсчет "Расчеты за продукцию (работы, услуги)", и 76 в корреспонденции со счетом 08 и счетом 19.

Долгосрочные финансовые вложения. Отражаются в бухгалтерском баланса в строке 140 (см п.2.1). В форме №4 в строке 300 "Приобретение ценных бумаг и иных финансовых вложений" отражается сумма денежных средств, израсходованных на покупку акций, долговых ценных бумаг (векселей, облигаций), дебиторской задолженности (уступки права требования по договору цессии), если такая деятельность не является для предприятия основной.

Показатель строки 300 формируется по дебетовому обороту счета 58 "Финансовые вложения" (субсчета 1 "Паи и акции", 2 "Долговые ценные бумаги", 4 "Вклады по договору простого товарищества", 5 "Приобретение дебиторской задолженности" и т.п.) в корреспонденции со счетами учета денежных средств.

Долгосрочные финансовые вложения также отражаются в форме №5 «Приложение к бухгалтерскому балансу» в разделе «Финансовые вложения» в строке 140 «Долгосрочные финансовые вложения», для их учета используют счета 58 и 55.

Отложенные налоговые активы (ОНА). Отражаются в бухгалтерском балансе в строке 145 (см. п.2.1).

В форме №2 «Отчет о прибылях и убытках» в строке 141  отражаются "Отложенные налоговые активы". Эту строку необходимо заполнять в соответствии с ПБУ "Расчеты по налогу на прибыль организаций" (ПБУ 18/02). Показатель строки 141 формируется как разница между дебетовым и кредитовым оборотами по счету 09 "Отложенные налоговые активы".

Отложенные налоговые активы образуются, если в отчетном периоде расход в бухгалтерском учете признается в большей сумме, чем аналогичный расход в налоговом учете, но при этом предполагается, что в последующих периодах эти расходы будут признаны в налоговом учете. Например, налоговый актив возникает вследствие применения разных способов начисления амортизации для целей бухгалтерского и налогового учета. В течение отчетного года образованные ранее налоговые активы погашаются, а также появляются новые. Начальное и конечное сальдо счета 09 "Отложенные налоговые активы" всегда должны быть дебетовыми. Если оборот по дебету счета 09 больше оборота по кредиту, то в строке 141 отражается положительная величина. Если же кредитовый оборот больше дебетового, то получится отрицательная величина (указывается в круглых скобках).

 


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Бухгалтерская (финансовая) отчетность является связующим звеном между организацией и другими субъектами рынка. Недостаток информации, предоставляемой пользователям, может стать серьезным препятствием для развития деятельности организации. Отчетность как элемент метода бухгалтерского учета выступает завершающим этапом полного цикла бухгалтерской обработки информации. Она характеризует производственную и финансовую деятельность предприятия при помощи системы обобщающих показателей.

Изучая бухгалтерскую отчетность, субъекты рыночных отношений преследуют различные цели: деловых партнеров интересует информация о возможности своевременно погашать долги; инвесторов - перспективы организации, финансовая устойчивость; акционеров - цена акции, размеры и порядок выплат дивидендов.

Информация о работе Внеоборотные активы: содержание, оценка статей, отражение в бухгалтерской (финансовой) отчетности