Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2012 в 22:09, курсовая работа
В ассортименте работ, проводимых многими аудиторскими фирмами, оказание сопутствующих услуг превалирует над непосредственно аудиторскими (проверочными) услугами. Применительно к последним значительную роль играет сезонный фактор, тогда как выполнение сопутствующих договорных заданий распределяется в течение года более равномерно. В этом заключается существенный плюс с точки зрения оптимизации аудита как предпринимательской деятельности.
Введение
1. Характеристика услуг, сопутствующих аудиту
2. Организация и проведение сопутствующих аудиту услуг
3. Маркетинговый анализ как сопутствующая аудиту услуга
Заключение
Список источников
обусловленность выплаты гонорара требуемыми клиентом выводами (мнением) аудитора;
принятие аудитором товаров, услуг или знаков чрезмерного гостеприимства;
преобладающее участие в капитале аудиторской фирмы лиц, не имеющих отношения к аудиторской практике;
работа бывшего партнера аудиторской фирмы на руководящей должности в проверяемой организации;
действительное или возможное судебное разбирательство между аудитором и его клиентом;
длительное участие одних и тех же лиц в проверках финансовой отчетности одного и того же клиента.
2. Честность. В Кодексе профессиональной этики этот принцип упоминается вместе с порядочностью и подразумевает справедливое ведение дел, откровенность и правдивость.
3. Объективность (обязательство быть справедливым, интеллектуально честным, не иметь конфликтов интересов, избегать влияния других лиц, мешающих непредвзятости аудитора).
4. Профессиональная компетентность и надлежащая добросовестность (аудитор должен предоставлять услуги с должной тщательностью, компетентностью и старательностью, поддерживать профессиональные знания и навыки на требуемом уровне, не должен вводить в заблуждение клиента относительно опыта или экспертных знаний, которыми он в действительности не обладает).
5. Конфиденциальность (обязательство аудиторов обеспечивать конфиденциальность информации, полученной в ходе предоставления профессиональных услуг).
6. Профессиональное поведение (аудитор должен заботиться о поддержании хорошей репутации профессии).
7. Следование техническим стандартам (предоставление профессиональных услуг в соответствии с применимыми стандартами, например, МСА, внутренними стандартами профессиональных аудиторских объединений и другими нормативными документами).
Помимо соблюдения этих принципов, в целях уменьшения информационного риска, аудитор должен планировать и проводить аудит с определенной долей профессионального скептицизма, т.е. не рассматривать полученную от руководства информацию как обязательно достоверную.
Планирование аудита сопутствующих услуг – это разработка общей стратегии и деталей данного вида аудиторской проверки. При разработке общего плана аудитор должен принять во внимание следующие вопросы:
1. Знание бизнеса клиента.
2. Понимание систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля.
3. Риск и существенность.
4. Характер, сроки и объем процедур.
5. Координация, контроль и анализ работы.
6. Прочие аспекты.
Процесс планирования аудита включает:
определение его стратегии и тактики;
составление общего плана;
разработку аудиторской программы;
определение конкретных аудиторских процедур;
оценку объема аудиторской проверки.
В соответствии со стандартом аудиторская организация или индивидуальный аудитор должны планировать аудит еще до написания письма-обязательства и заключения договора с экономическим субъектом о проведении аудита, во время предварительного знакомства с потенциальным клиентом.
Качественное проведение аудиторской проверки невозможно без разработки общей стратегии дальнейшей работы и детального подхода, определения времени осуществления и объема аудиторских процедур. Объем планирования всецело зависит от величины проверяемого предприятия, сложности данного аудита, предыдущего опыта аудиторской работы на предприятии и знания деятельности клиента.
В соответствии с аудиторскими стандартами изучение и оценка системы бухгалтерского учета и системы внутреннего контроля должны в обязательном порядке документироваться аудиторскими организациями в ходе аудиторской проверки. При проведении и документировании этой работы рекомендуется использовать следующие типовые формы:
специально разработанные тестовые процедуры;
перечни типовых вопросов для выяснения мнения руководящего персонала и работников бухгалтерии;
специальные бланки и проверочные листы;
блок-схемы и графики;
перечни замечаний, протоколы и акты.
Аудиторская организация полностью или частично освобождается от ответственности за качество оказываемых сопутствующих аудиту услуг и сроки их выполнения в случае предоставления ложной или неполной информации, а также за задержки в ее предоставлении со стороны экономического субъекта.
Оказание сопутствующих аудиту услуг оформляется договором. К договору может прилагаться задание на выполнение работ. Задание должно содержать:
а) перечень вопросов, ответы на которые экономический субъект желает получить от аудиторской организации;
б) перечень источников данных (первичных документов), представляемых аудиторской организации для обработки;
в) перечень документов, которые должны быть созданы аудиторской организацией в результате обработки источников данных с указанием носителя данных (например, бумажный, машинный).
Результатом оказания сопутствующих аудиту услуг являются документально оформленные расчеты, консультации, документы. Аудиторская организация может оформить дополнительно письменную информацию руководству (собственнику) по результатам оказания сопутствующих аудиту услуг.
Важным вопросом для аудируемых лиц является отнесение затрат на сопутствующие аудиту услуги. В соответствии со ст. 264 Налогового Кодекса РФ на себестоимость продукции относятся:
расходы на аудиторские услуги;
расходы на юридические и информационные услуги;
расходы на консультационные и иные аналогичные услуги.
3. Маркетинговый анализ как сопутствующая аудиту услуга
Одной из сопутствующих услуг, имеющих обширные перспективы на отечественном рынке, является маркетинговый анализ. С принятием Федерального закона от 07.08.01 г. № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности» проведение аудиторскими фирмами и индивидуальными аудиторами маркетинговых исследований получило признание в качестве сопутствующей аудиту услуги на законодательном уровне.
Когда предприятие решает поручить аудиторам проведение работ по маркетинговой проблематике, это позволяет достичь наилучшего сочетания цены и качества услуги. Во-первых, маркетинговые исследования не являются препятствием для проведения обязательной аудиторской проверки силами этих же аудиторов. Соответственно предприятие не стоит перед необходимостью искать двух партнеров для решения своих учетных и предпринимательских проблем. Кроме того – и это немаловажно – предприятию не приходится раскрывать свою внутреннюю конфиденциальную информацию нескольким организациям. Во-вторых, при постоянном сотрудничестве достигается значительная экономия затрат на изучение специалистами бизнеса клиента. Дело в том, что на предварительном этапе проверки аудиторы обязаны рассмотреть существенные характеристики деятельности аудируемого лица вне зависимости от того, планируют ли они в дальнейшем оказание услуг в рамках маркетингового анализа или нет. С одной стороны, проведение таких процедур позволяет оценить, сможет ли аудиторская фирма взяться за углубленное исследование проблем маркетинга клиента. С другой стороны, при положительном решении данного вопроса уже проделанная аудиторами работа может послужить фундаментом для последующего маркетингового анализа. Причем экономия трудозатрат при этом благоприятна для обеих сторон – как для предприятия, так и для аудиторской фирмы, так как этап фонового анализа для осуществления маркетинговых исследований оказывается уже пройденным в ходе процедур аудиторской проверки.
Основными направлениями предварительного анализа являются:
рассмотрение аудиторами общеэкономических факторов: тенденций роста или спада деловой активности, динамики процентных ставок и уровня инфляции, особенностей государственной финансово-бюджетной, налоговой, торговой и тарифной политики;
оценка воздействия на бизнес предприятия отраслевых факторов, в том числе состояния рынка, уровня предпринимательских рисков, среднеотраслевых показателей эффективности деятельности, развития технологии, требований экологической безопасности, а также технологически обусловленных особенностей бухгалтерского учета хозяйственных операций и специфики отраслевых нормативных актов;
анализ экономической ниши предприятия с учетом местных особенностей рынка, круга основных покупателей и поставщиков, территориальных факторов бизнеса предприятия, наличия конкурентов, а также состояния научно-исследовательских разработок в сфере деятельности предприятия.
Среди внутрихозяйственных факторов, изучаемых в порядке ознакомления с бизнесом клиента, можно выделить следующие:
структурные особенности предприятия: корпоративная политика и корпоративная структура; приобретения, слияния или свертывание деятельности предприятия; основные акционеры и связанные стороны; структура капитала; источники и методы финансирования; управленческая структура, стратегия и стиль управления; структура внутрихозяйственного контроля; структура кадров, политика в отношении найма, продвижения и повышения квалификации работников предприятия;
особенности учетно-финансового обеспечения деятельности предприятия: учетная политика, налоговые факторы, система прогнозирования доходов и финансовых потоков, кредиты и прочие финансовые соглашения, требования в отношении представления финансовой (бухгалтерской) отчетности;
особенности коммерческой деятельности предприятия: производимая продукция или оказываемые услуги, их рентабельность; основные технологические процессы; основные статьи расходов; условия контрактов; уровень запасов продукции; освоенная доля рынка и ценовая политика, предоставляемые клиентам скидки и гарантии; репутация товаров или услуг.
Если на предварительных этапах, как аудиторской проверки, так и маркетингового анализа действия аудиторов практически идентичны, то на последующих стадиях меняется сама идеология работ. Для успешного оказания чисто учетно-аудиторских услуг требуется, прежде всего, достаточное знание тонкостей нормативно-правовых актов. В контексте маркетингового анализа в первую очередь необходим творческий подход, глубокое прочувствование стержня бизнеса клиента и прогнозирование поведения его потенциальных покупателей.
Сложность многоаспектного подхода заключается в том, что (в отличие от все еще бытующих стереотипов, ставящих знак равенства между маркетингом и продажей) сам по себе маркетинг – не только более широкое понятие, чем сбыт, но и вообще не специализированная деятельность. Маркетинговый анализ охватывает весь бизнес, рассматривая его с точки зрения конечного результата, т.е. с точки зрения покупателя. В целом маркетинговый анализ может быть кратко охарактеризован как процесс фокусирования ресурсов предприятия в тех направлениях, которые согласуются с идентифицированными потребностями покупателей.
Для аудитора-консультанта по вопросам маркетинга важно владеть практическими знаниями закономерностей покупательского поведения. Покупатель принимает решение о приобретении того или иного товара или услуги, чаще всего, руководствуясь как рациональными суждениями, так и субъективными мотивами. Поэтому необходимо принимать во внимание интеллектуально-эмоциональную двойственность человека: покупка должна представляться логичной и вызывать положительное ощущение. Стратегия прогнозирования покупательского поведения должна опираться на представление о модели факторов, детерминирующих поведенческие реакции. К числу личностных факторов относятся: индивидуальный «багаж» знаний информированность), ценности, убеждения, амбиции, надежды и опасения индивидуума, а также его привычки и жизненный опыт. Наряду с этим на поведение покупателя влияют и внешние факторы: хозяйственные, общественные, юридические, политические, культурные и т.д.
Многие покупатели, принимая решение о совершении покупки, задумываются о том, какова будет реакция на планируемое приобретение со стороны семьи и социального окружения. На покупательское поведение в той или иной мере влияет принадлежность к определенной социальной группе и культурной прослойке. Таким образом, при ближайшем рассмотрении абсолютная свобода выбора оказывается иллюзорной, хотя многие склонны полагать, что располагают большей степенью свободы, чем на самом деле.
Еще более усложняет покупательское поведение селективное восприятие. Одним из его последствий является следующий факт, выявленный в результате проведенных исследований: покупатель нередко слышит, видит и ощущает то, что хочет или ожидает услышать, увидеть и ощутить. Даже вкусовые ощущения могут быть подвержены искажению в результате побочных соображений.
Создание и укрепление положительного имиджа фирмы стимулирует «селекционный сдвиг» в ее пользу и помогает выработать у покупателей привычку приобретать товары или услуги именно у нее, а не у конкурентов. Соответственно репутация компании может приносить ей не только моральные, но и материальные дивиденды.