Виды бюджетов и особенности бюджетного процесса на предприятиях

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2013 в 21:27, курсовая работа

Краткое описание

Широко распространенным элементом управленческого учета, используемым для планирования и контроля в организациях, является бюджетирование.
Под бюджетированием в управленческом учете понимается процесс планирования. Соответственно бюджет (или смета) – это план. Планирование - особый тип процесса принятия решений, который касается не одного события, а охватывает всё предприятие1.
Бюджет - это количественное выражение плана, средство контроля за его выполнением и метод регулирования2.
Бюджет – количественное выражение денежных притоков (поступлений) и оттоков (выплат), которые предсказывают последствия текущих операционных решений и показывают, сможет ли финансовый план удовлетворить целям организации3.

Оглавление

Теоретическая часть.
Виды бюджетов и особенности бюджетного процесса на
предприятиях стр.3
Практическая часть.
2.1) Задание 1. стр.25
2.2) Задание 2. стр.25
2.3) Задание 3. стр.31
2.4) Задание 4. стр.33
2.5) Задание 5. стр.37
3) Список используемой литературы стр.40

Файлы: 1 файл

мой курсовик.docx

— 115.94 Кб (Скачать)

Бюджет доходов и расходов составляется и утверждается на весь бюджетный  период (обычно это один календарный  год), принятый в компании, в соответствии с ее бюджетным регламентом. Важно  также, что внутри бюджетного периода  бюджет доходов и расходов должен иметь достаточно подробную разбивку на подпериоды. Эта разбивка зависит  от степени технической и организационной  подготовленности компании к постановке бюджетирования. Как минимум разбивка бюджета доходов и расходов осуществляется помесячно (бухгалтерская отчетность, как известно, ведется поквартально).

Поскольку бюджет доходов и расходов отражает структуру  себестоимости продукции конкретного  вида бизнеса, проекта или структурного подразделения (предприятия или  фирмы в целом в случае сводного бюджета), по нему можно судить о  рентабельности производства (норме  прибыли), массе прибыли и возможностях погашения кредита. С его помощью  можно рассчитать точку безубыточности, определить лимиты основных видов затрат, сумм перечислений вышестоящим органам  управления (отчисления от прибыли, погашение  общеорганизационных расходов и т. п.) по результатам хозяйственной деятельности на бюджетный период.

Расчетный баланс (прогнозный баланс) – это прогноз соотношения активов и пассивов. Этот прогноз обычно делается в соответствии со сложившейся (фактической) структурой активов и задолженностей и ее наиболее вероятным изменением в процессе предстоящей реализации других основных бюджетов. Расчетный баланс состоит из двух основных разделов: активов и пассивов, которые должны быть равны между собой.

Необходимо спрогнозировать  остатки по основным статьям бухгалтерского баланса:  внеоборотные активы, запасы и затраты,  дебиторская задолженность,  денежные средства,  долгосрочные пассивы, кредиторская задолженность и др. Каждая укрупненная балансовая статья оценивается по стандартному алгоритму  для статей активов и пассивов соответственно:

                        (3)

                        (4)

где А - расчетная величина активов (конечное сальдо);

П - расчетная величина пассивов (конечное сальдо);

Сн - начальное сальдо (из отчетности);

Ок - оборот по кредиту (прогнозная оценка);

Од - оборот по дебету (прогнозная оценка).

В частности, для  любой статьи дебиторской задолженности  оборот по дебету представляет собой  прогнозную оценку продажи товаров  по безналичному расчету с отсрочкой  платежа; оборот по кредиту - прогноз  поступлений от погашения дебиторской  задолженности.

Эта отчетность может использоваться для различных  целей: как ориентир для контроля текущей деятельности, при прогнозировании  степени удовлетворительности структуры  баланса и т.п. При этом успешное выполнение оптимальных финансовых планов обеспечивает устойчивое финансовое положение предприятия, которое является залогом его эффективного функционирования.

Без расчетного баланса невозможно осуществить полноценный финансовый анализ, рассчитать многие финансовые коэффициенты, которые используются для оптимизации финансового  состояния организации10.

Среди операционных бюджетов обычно принято выделять следующие:

  • бюджет продаж, который показывает помесячный и поквартальный объемы продаж по видам продукции и в целом по компании в натуральных и стоимостных показателях на протяжении бюджетного периода. При разработке бюджета продаж руководству организации следует принять во внимание все внешние ограничения и прогнозные оценки, касающиеся особенностей данного вида деятельности организации и рыночной ситуации (действия конкурентов, эластичность цен на продукцию), а также оценку общеэкономических факторов бизнеса, действия которых относится к планируемому периоду (темп инфляции, изменение налоговой политики).11;
  • производственный бюджет, который показывает помесячный и поквартальный объемы производства (выпуска) по видам продукции и в целом по компании в натуральных показателях с учетом запасов готовой продукции на начало и на конец бюджетного периода;
  • бюджет запасов готовой продукции, который содержит информацию о запасах по видам продукции, по организации в целом и по отдельным бизнес-единицам в натуральных и стоимостных показателях;
  • бюджет прямых материальных затрат (основных материалов и запасов товарно-материальных ценностей - ТМЦ), который содержит информацию о затратах сырья и материалов, покупных изделий и комплектующих в расчете на единицу готовой продукции по видам продукции и в целом по компании в натуральных и стоимостных показателях, а также информацию о запасах основных материалов в стоимостных показателях на начало бюджетного периода;
  • бюджет прямых затрат труда, который отражает затраты на заработную плату основного производственного персонала на протяжении бюджетного периода в расчете на единицу готовой продукции по видам продукции и в целом по компании в натуральных и стоимостных показателях, т.е. с учетом рабочего времени в человеко-часах и тарифных ставок;
  • бюджет прямых производственных (операционных) затрат, который может составляться тогда, когда требуется более точный учет тех производственных (операционных – для торговых фирм и предприятий сферы услуг) расходов, которые могут быть отнесены к категории прямых (переменных) затрат;
  • бюджет общепроизводственных (общецеховых) накладных расходов, который показывает расходы на заработную плату административно-управленческого, инженерно-технического и вспомогательного персонала, непосредственно занятого в цехе, структурном подразделении; арендные платежи, коммунальные и омандировочные расходы, затраты на текущий ремонт, стоимость малоценного и быстроизнашивающегося инструмента и другие затраты (главным образом общецеховые расходы), связанные с функционированием данного бизнеса на протяжении бюджетного периода;
  • бюджет управленческих расходов, который содержит информацию о расходах на заработную плату административно-управленческого, инженерно-технического и вспомогательного персонала в аппарате управления предприятия, арендные платежи, коммунальные и командировочные расходы, затраты на текущий ремонт, стоимость малоценного и быстроизнашивающегося инструмента и другие (главным образом общеорганизационные) расходы на протяжении бюджетного периода;
  • бюджет коммерческих расходов, который отражает расходы на рекламу, комиссионные сбытовым посредникам, транспортные услуги и прочие расходы по реализации продукции предприятия или фирмы;
  • бюджет накладных расходов, который содержит информацию о прочих расходах предприятия, например, амортизации, уплаты процентов за кредит и другие общезаводские расходы на протяжении бюджетного периода.

Определение набора операционных бюджетов – это сугубо внутреннее дело организации, занимающейся бюджетированием. Главный  смысл операционных бюджетов – более  тщательная подготовка исходных данных для всех основных бюджетов, прежде всего для БДиР и БДДС, а также  перевод планируемых показателей  из натуральных единиц измерения  в стоимостные показатели. Важной особенностью составления операционных бюджетов является отражение затрат различного вида в расчете на единицу  стоимости готовой продукции. Это  позволяет уже в основных бюджетах (конкретно в бюджете доходов  и расходов) произвести разделение затрат на переменные (прямые) и постоянные (условно-постоянные).

Таким образом, на каждом предприятии  выделяются различные бюджеты, которые  создаются с различными целями и  в различных ситуациях. В то же время рациональная система бюджетирования предполагает прогнозировать все вышеуказанные  бюджеты в их совокупности. Только при этом условии можно добиться значительных результатов.

 

    1. Практическая часть.

ЗАДАНИЕ 1. Определить, на какие группы подразделяются затраты в соответствии с представленными признаками классификации, дать им характеристику и привести пример затрат, относящихся к этим группам.

Таблица 1

Признак  классификации

Группа затрат

Характеристика

Пример

по периодичности возникновения

постоянные (текущие, ежедневные)

затраты, производимые ежедневно или  с некоторым интервалом, не реже одного раза в месяц

амортизация, заработная плата персоналу

периодические затраты (единовременные)

затраты, производимые реже, чем один раз в месяц.

расходы на подготовку и освоение выпуска  новой продукции, расходы, связанные  с пуском новых производств, ремонтными работами и т.п.

По  отношению к принимаемому управленческому  решению

релевантные затрат (затраты, принимаемые в расчет) 

затраты, которые являются существенными, значимыми при принятии будущих  управленческих решений.

в большинстве  случаев переменные затраты являются релевантными.

нерелевантные затраты (затраты, не принимаемые в расчет при обосновании управленческих решений) 

затраты прошлого периода. Они не влияют на принятие текущих и будущих  управленческих решений.

постоянные затраты — это нерелевантные затраты.


 

ЗАДАНИЕ 2. На основе исходных данных составить корреспонденцию счетов бухгалтерского учета, сгруппировать затраты предприятия по экономическим элементам и статьям затрат.

Затраты цехов вспомогательных производств  распределяются методом двустороннего  распределения.

Общепроизводственные  и общехозяйственные расходы  распределяются между заказами пропорционально  прямым материальным затратам отдельных  заказов.

Таблица 2

Хозяйственные операции машиностроительного завода за месяц 200_ г.

№ п/п

Наименование затрат

Проводки

Сумма

1.

Отпущены со склада основные материалы  для изготовления продукции в  цехе основного производства:

- по заказу А

- по заказу В

 

 

 

Д 20А К10,1

Д 20В К10,1

 

 

 

85 740

70 150

2.

Отпущены со склада вспомогательные  материалы на содержание:

- оборудования цеха основного  производства

- транспортных средств

- оборудования ремонтного  цеха

 

 

Д 25 К10,6

Д23,1 К10,6

Д23,2 К10,6

 

 

14 640

10 120

16 790

3.

Отпущено со склада топливо на нужды  транспортного подразделения

Д23,1 К10,3

18 130

4.

Израсходованы канцелярские принадлежности, отпущенные:

- транспортному подразделению

- складам 

- административному подразделению

 

 

Д23,1 К10,6

Д26,1 К10,6

Д26,2 К10,6

 

 

1 020

1 680

4 800

5.

Оприходованы на склад материалов возвратные отходы:

- по заказу А

- по заказу В

 

 

Д10,6 К20А

Д10,6 К20В

 

 

5 740

4 790

6.

Списаны со склада запчасти для текущего ремонта:

- оборудования основного  производства

- оборудования ремонтного цеха

- транспортных средств

 

Д25 К10,5

Д23,2 К10,5

Д23,1 К10,5

 

28 670

8 630

11 820

7.

Начислена заработная плата:

рабочим:

- цеха основного производства:

занятым в выполнении работ  по заказу А

занятым в выполнении работ  по заказу В

за обслуживание производственного  оборудования

- ремонтного цеха

- транспортного подразделения

служащим:

- цеха основного производства

- ремонтного цеха

- транспортного подразделения

- складов

- административного подразделения

 

 

 

Д20А К70

Д20В К70

Д25 К70

 

Д23,2 К70

Д23,1 К70

 

Д25 К70

Д23,2 К70

Д23,1 К70

Д26,1 К70

Д26,2 К70

 

 

 

168 500

185 020

36 800

 

39 720

35 340

 

61 420

22 780

11 950

17 640

91 290

8.

Начислен единый социальный налог  от  заработной платы:

рабочих:

- цеха основного производства:

занятых в выполнении работ  по заказу А

занятых в выполнении работ  по заказу В

за обслуживание производственного  оборудования

- ремонтного цеха

- транспортного подразделения

служащих:

- цеха основного производства

- ремонтного цеха

- транспортного подразделения

- складов

- административного подразделения

 

 

 

 

Д20А К69

Д20В К69

Д25 К69

 

Д23,2 К69

Д23,1 К69

 

Д25 К69

Д23,2 К69

Д23,1 К69

Д26,1 К69

Д26,2 К69

 

 

 

 

43810

48105,2

9568

 

10327,2

9188,4

 

15969,2

5922,8

3107

4586,4

23735,4

9.

Начислена амортизация: 

- оборудования цеха основного  производства

- транспортных средств

- оборудования ремонтного  цеха

- складского оборудования

- оборудования административных  помещений

зданий:

- гаража

- складов

- административного помещения

 

Д25 К02

Д23,1 К02

Д23,2 К02

Д26,1 К02

Д26,2 К02

 

Д23,1 К02

Д26,1 К02

Д26,2 К02

 

16 300

8 500

2 700

2 560

3 830

 

1 750

1260

1 740

10.

Начислено поставщикам за отопление:

стоимость услуг:

- цеха основного производства

- складов

- ремонтного цеха

- гаража транспортного  подразделения

  • административного помещения

НДС

 

 

Д25 К60

Д26,1 К60

Д23,2 К60

Д23,1 К60

Д26,2 К60

Д19 К60

 

 

3 460

2 150

1 820

1 640

1 860

1967,4

11.

Начислена арендная плата  за аренду административного помещения:

стоимость услуг

НДС

 

 

Д26,2 К60

Д19 К60

 

 

15 230

2 741,4

12.

Начислено аудиторской компании за проведенный  обязательный аудит:

стоимость услуг

НДС

 

 

Д26 К60

Д19 К60

 

 

20 500

3 690

13.

Начислено телефонной сети за предоставленные  услуги:

стоимость услуг

НДС

 

 

Д26 К60

Д19 К60

 

 

3 100

558

14.

Определяются и списываются расходы  транспортного подразделения

 

Д20 К23,1

 

124123,84

15.

Определяются и списываются расходы  ремонтного цеха

 

Д20 К23,2

 

97131,56

16.

Определяются и списываются общепроизводственные расходы:

  • на заказ А
  • на заказ В

 

 

Д20А К25

Д20В К25

 

102821,79

84005,41

17.

Определяются и списываются общехозяйственные  расходы:

  • на заказ А
  • на заказ В

 

 

Д20А К26

Д20В К26

 

 

107849,09

88112,71


 

Распределение затрат цехов  вспомогательных производств необходимо представить в таблице 3.

 

Таблица 3

Распределение затрат цехов вспомогательных производств

Показатели

Вспомогательное производство

Основное производство

Итого

Ремонтный цех

Транспортное подразделение

 

Заказ А

Заказ В

Затраты перед распределением

108690

112565,4

298050

303275,2

822580,6

База для распределения себестоимости  услуг:

         

1) ремонтного цеха:

трудовые затраты, чел/час

-

18 000

14 000

12 000

44000

2) транспортного подразделения:

машинозатраты, маш./час

3 000

-

4 000

2 000

9000

Затраты после распределения

   

435275,67

387304,93

822580,6


 

Метод двустороннего  распределения

Обозначим затраты  ремонтного цеха – З рм, транспортного  подразделения – Зтк, производства по заказу А – З а, производства по заказу В – З в.

 Общее  количество чел/час, затраченное  ремонтным цехом – 44000 чел/час  = 1, следовательно, на транспортное  подразделение приходится 18000 / 44000 = 0,4 от общего количества чел/час;  на производство по заказу  А – 14000 / 44000 = 0,3; на производство  по заказу В – 12000 / 44000 = 0,3.

Общее количество маш./час, затраченного транспортным подразделением – 9000 тонн, следовательно, на ремонтный  цех приходится 3000 / 9000 = 0,3 от общего количества маш./час; на производство по заказу А – 4000 / 9000 = 0,5; на производство по заказу В – 2000 / 9000 = 0,2.

Уравнение затрат по данным подразделениям будут представлены следующим образом:

З рм = 108690 + 0,3 * З  тр


З тр = 112565,4 + 0,4 * З рм

З а = 298050 + 0,3 * З рм + 0,5 * З  тр

З в= 303275,2 + 0,3 * З рм + 0,2 * З  тр

 

З рм = 108690 + 0,3 * (112565,4 + 0,4 * З  рм)

З рм = 108690 + 33769,62 + 0,12 * З рм

З рм - 0,12 * З рм = 142459,62

З рм = 142459,62 / 0,88 = 161885,93 руб.

З тр = 112565,4 + 0,4 * 161885,93 = 177319,77 руб.

Информация о работе Виды бюджетов и особенности бюджетного процесса на предприятиях