Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 11:29, курс лекций
Рассмотрены основные понятия, принципы, методы учета затрат на производство и исчисления себестоимости продукции, работ, услуг для организаций АПК.
1. Виды обслуживающих предприятий и организаций АПК.
К обслуживающим производствам и хозяйствам в сельскохозяйственных организациях относят жилищно-коммунальное хозяйство, столовые, бани, прачечные, пошивочные мастерские, детские дошкольные учреждения, дома отдыха, санатории и другие учреждения культурно-бытового назначения.
Специфическая особенность этих производств и хозяйств состоит в том, что они обслуживают бытовые нужды работников сельскохозяйственных организаций. Характер их деятельности не однороден: одни выпускают продукцию (пекарни, столовые), другие оказывают услуги (бани, прачечные), третьи выполняют специализированные функции социального и бытового обслуживания (детские учреждения, жилищно-коммунальные хозяйства, дома отдыха). Соответственно и порядок покрытия затрат на содержание обслуживающих производств и хозяйств различен. В первых затраты покрываются за счет выручки от производимой и реализуемой продукции, во вторых — от поступлений за оказываемые услуги, в третьих — от поступлений и за счет других собственных источников организации.
2. Учет затрат в обслуживающих производствах и хозяйствах
По каждому виду обслуживающих производств и хозяйств должен быть организован учет затрат на их содержание.
Все затраты по содержанию и эксплуатации производств и хозяйств, обслуживающих культурно-бытовые нужды работников предприятия, учитывают на дебете счета 29 «Обслуживающие производства и хозяйства», а по кредиту его отражают доходы и поступления или списания учтенных затрат за счет соответствующих источников.
Учет затрат в обслуживающих производствах и хозяйствах строится по следующим субсчетам:
29-1 «Жилищно-коммунальное хозяйство»;
29-2 «Производства бытового обслуживания населения»;
29-3 «Производства общественного питания»;
29-4 «Детские дошкольные учреждения»;
29-5 «Учреждения культурно-
29-6 «Прочие производства и хозяйства».
По субсчету 29-1 «Жилищно-коммунальное хозяйство» открывают аналитические счета, на которых учитывают:
В состав затрат на эксплуатацию жилищного фонда и общежитий коечного типа включают: расходы на оплату труда обслуживающего персонала; отчисления на социальные нужды; затраты, связанные с содержанием домохозяйства (вывозка мусора, очистка и содержание в порядке территории, мест общего пользования); затраты на ремонт. Не включают в состав затрат по содержанию основных средств жилищного фонда затраты на ремонт внутри жилых помещений и мест общего пользования, если эти расходы производятся за счет квартиросъемщиков, а также расходы на оплату труда персонала, содержащегося за счет целевых сборов.
По кредиту аналитических счетов эксплуатации жилищного фонда и общежитий коечного типа учитывают поступления от пользователей (по видам поступлений).
Доходы жилищно-коммунального хозяйства учитываются по следующим статьям:
• квартирная плата;
• арендная плата за нежилые помещения;
• сборы с арендаторов на эксплуатационные расходы: сборы с арендаторов (сверх арендной платы);
• прочие доходы домохозяйства.
По общежитиям коечного
типа доходы учитывают в целом
без подразделения на статьи. В
качестве доходов учитываются
Арендная плата за
нежилые помещения и сборы
с арендаторов в возмещение общих
для всего домохозяйства
На отдельных аналитических счетах, открываемых к счету 29 «Обслуживающие производства и хозяйства», учитывают расходы по каждому виду коммунальных услуг (вода, подогрев воды, газ, радио и т.д.). Их покрывают за счет целевых сборов с проживающих (потребителей).
Учет целевых сборов (доходов), получаемых по установленным расценкам (за отопление, освещение и т.д.), ведут на отдельном аналитическом счете по видам этих сборов.
Сборы, как правило, покрывают расходы по всем видам оказываемых услуг. Разница между фактическими затратами и суммами, полученными с потребителей услуг, списывают за счет источников, предусмотренных сметами на их содержание.
В сельскохозяйственных организациях отдельным категориям работников в соответствии с действующим законодательством предоставляется жилая площадь в бесплатное пользование. Расходы по эксплуатации жилищного фонда покрываются в этом случае за счет собственных источников организации.
На субсчете 29-2 «Производства бытового обслуживания» учитывают расходы на содержание различных ремонтно-пошивочных мастерских, состоящих на балансе организации. Расходы учитывают по каждому производству на отдельных аналитических счетах. По дебету счетов учитывают затраты по установленной номенклатуре статей, а по кредиту — выход продукции либо выручку, поступающую в оплату услуг в соответствии с расценками, установленными организацией.
По парикмахерским учет затрат ведут общей суммой, без детализации по статьям.
На субсчете 29-3 «Производства общественного питания» учитывают расходы по содержанию предприятий общественного питания (столовых, буфетов), находящихся на балансе сельскохозяйственной организации, в разрезе статей, предусмотренных сметами на их содержание. На данном субсчете учитывают расходы только по стационарным столовым. Расходы по содержанию временно организованных столовых (на период уборки) на этом субсчете не учитывают, а включают в состав общепроизводственных расходов по растениеводству.
В сельскохозяйственных организациях отпуск питания работникам может осуществляться со скидкой на отпускную цену, т.е. допускается производить удешевление стоимости питания. В бухгалтерском учете эта хозяйственная операция получает следующее отражение:
Д-т счета 50 (70) — К-т счета 90 — на сумму полученных денег за питание;
Д-т счета 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)», субсчет «Фонд потребления» — К-т счета 90 — на сумму снижения стоимости питания против отпускной цены.
На субсчете 29-4 «Детские дошкольные учреждения» учитывают затраты на содержание детских садов, яслей, которые находятся на балансе сельскохозяйственной организации.
Аналитический учет затрат ведут по каждому дошкольному учреждению в разрезе следующих статей, предусмотренных сметами на их содержание:
• «Расходы на оплату труда»;
• «Отчисления на социальные нужды»;
• «Расходы на питание»;
• «Хозяйственные расходы»;
• «Приобретение оборудования и инвентаря»;
• «Прочие расходы».
Переданные в детские дошкольные учреждения инвентарь и оборудование закрепляются за материально ответственными лицами и подлежат складскому учету. Для этих целей открывают книгу или карточки складского учета, в которых инвентарь, постельные принадлежности, посуда, игрушки, продукты (не переданные на кухню) учитывают по наименованиям и количеству.
В целях организации контроля за расходами на питание в детских дошкольных учреждениях ежедневно составляют меню-раскладку, а в конце месяца — отчет о количестве израсходованных продуктов и численности детей, посещавших детские учреждения. Для этого в обязательном порядке ведется табель учета посещаемости детьми детских дошкольных учреждений.
По дебету субсчета 29-4 учитывают все расходы на содержание в корреспонденции с кредитом счетов — в зависимости от вида расходов. Продукты питания списывают в затраты на содержание детских дошкольных учреждений в таком же порядке, как и для предприятий общественного питания.
Учтенные по дебету субсчета 29-4 затраты ежемесячно списывают в кредит соответствующих счетов:
86 «Целевое финансирование»
— на суммы начисленных
92 «Внереализационные доходы и расходы» — на сумму расходов, покрываемых собственными источниками организации;
На субсчете 29-5 «Учреждения культурно-бытового назначения» учитывают затраты на содержание культурно-бытовых учреждений, которые числятся на балансе организации.
Аналитический учет затрат ведут по дебету субсчета 29-5 по каждому виду в разрезе статей, предусмотренных сметами на их содержание. По кредиту учитывают выручку от реализации услуг (по установленным ценам). Превышение расходов над поступившими доходами в конце отчетного периода списывается за счет прибыли, остающейся в распоряжении организации или за счет других собственных источников.
На субсчете 29-6 «Прочие производства и хозяйства» учитывают затраты по прочим производствам и хозяйствам, к которым, в частности, относятся бани, прачечные, пекарни и другие обслуживающие производства и хозяйства. Расходы по баням обычного типа, постоянно действующим душевым и другим аналогичным хозяйствам учитывают по каждому их виду по установленным статьям затрат.
Доходы (выручка) от эксплуатации бань, прачечных и других аналогичных хозяйств отражают по кредиту субсчета 29-6 и дебету счета 50 «Касса». Расходы по баням, душевым, санпропускникам, расположенным в производственных подразделениях, где они необходимы по характеру производства, включают в состав общепроизводственных (отраслевых) расходов соответствующих подразделений.
При предоставлении работникам организации коммунальных услуг со скидкой с установленной платы за эти услуги сумма предоставленных льгот возмещается за счет средств собственных источников.
Аналитический учет затрат в обслуживающих производствах и хозяйствах ведут в производственном отчете по прочим производствам и хозяйствам. Синтетический учет затрат в обслуживающих производствах и хозяйствах ведут в журнале-ордере ф. № 10-АПК.
10. БЮДЖЕТИРОВАНИЕ И
ПРИНЯТИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ
1. Бюджеты и стандарты как инструмент планирования и контроля
2. Система внутрихозяйственной управленческой отчетности
3. Принятие управленческих решений.
1. Бюджеты и
стандарты как инструмент
Под бюджетированием в управленческом учете понимается процесс планирования.
Планирование наряду с контролем является одной из важнейших функций управления и представляет собой процесс определения действий, которые должны быть выполнены в будущем.
В основе планирования и контроля лежит анализ прошлой финансовой и нефинансовой информации. Финансовая информация, необходимая для планирования, собирается и обрабатывается в системе бухгалтерского учета.
Планирование и контроль являются необходимыми атрибутами управления предприятием. При этом под управлением понимается процесс обеспечения деятельности предприятия для достижения его целей в соответствии с намеченными планами.
Планы могут классифицироваться следующим образом:
В управленческом учете как самостоятельной подсистеме учета в западных странах, термин «бюджет» используется как «смета».
Бюджет - количественное выражение плана, инструмент координации и контроля за его выполнением. Его часто называют финансовым планом действий.
Бюджеты могут быть составлены как для предприятия в целом, так и для его подразделений.
Основной бюджет (master budget) охватывает производство, реализацию, распределение и финансирование. Здесь в количественном выражении рассматриваются будущая прибыль, денежный поток и поддерживающие планы. Это итог многочисленных обсуждений и решений о будущем предприятия.
Бюджет может иметь неограниченное количество форм и видов.
Его структура зависит от того, что является предметом составления бюджета; размера организации; степени квалификации и опыта разработчиков. В отличие от формализированных отчета о прибылях и убытках и бухгалтерского баланса бюджет не имеет стандартизированных форм, которые следует строго соблюдать.
Бюджет должен представлять информацию просто и ясно, так, чтобы его содержание было понятно пользователю.
Детализированные бюджеты чаще всего составляются на ограниченный период, обычно не более, чем на год, с подразделением на более короткие периоды: кварталы, месяцы.
В случаях существенных изменений (например, выпуска нового продукта, внедрения новых технологий и оборудования), которые требуют дополнительных капиталовложений, бюджеты разрабатываются на пять и более лет.
Основные функции бюджета состоят в следующем: