Управленческий учет и аудит

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2013 в 00:35, курс лекций

Краткое описание

Одна из важнейших задач руководителя любого предприятия – с максимальной отдачей использовать имеющиеся в его распоряжении ресурсы. Для этого необходима информация о наличии таких ресурсов. Стандартный бухгалтерский учет такой информации не дает. Поэтому в середине ХХ века развитие рыночной экономики в индустриально-развитых странах выявило необходимость дополнения бухгалтерского (финансового) учета управленческим учетом.

Файлы: 1 файл

Конспект лекций Управленческий учет и аудит.doc

— 814.00 Кб (Скачать)

Управленческая отчетность ориентирована на внутренних пользователей, ее содержание определяется целями и задачами управления. Создание системы внутренней управленческой отчетности требует определения перечня информации, которая необходима менеджерам различных структурных подразделений организации, а также частоты ее представления.

Разработка форм управленческой отчетности должна осуществляться в соответствии со следующими принципами:

      • все отчеты должны быть адресными и конкретными;
  • текущие отчеты должны содержать оперативную информацию, полезную для принятия управленческих решений;
  • формы отчетов должны учитывать психологические особенности и уровень подготовленности конкретного менеджера, для которого предназначен отчет;
  • отчеты не должны быть перегружены излишними данными, в то же время вся представленная в них информация должна быть систематизирована;
  • затраты на подготовку внутренней управленческой отчетности не должны превышать экономического эффекта от ее использования.

Кроме самих форм отчетности должен быть проработан регламент их представления, передачи и обработки. В целом, отчеты должны быть простыми для восприятия, содержащаяся в них информация точной и лаконичной, названия самих документов и их разделов — адекватными и понятными. Все данные, представленные в отчетах, не должны допускать неоднозначного толкования.

Требования о содержании отчетности должны сформулировать руководители центров ответственности и другие лица, относящиеся к управленческому персоналу и заинтересованные во внутренней управленческой информации. При этом управляющие должны разъяснить исполнителям, составляющим внутреннюю отчетность, какая информация, в каком виде и объеме и в какие сроки необходима.

Выделяют такие специальные требования к внутренней управленческой информации, как:

      • гибкая, но единообразная структура;
      • понятность и обозримость информации;
      • оптимальная частота представления;
      • пригодность для анализа и оперативного контроля.

Нужно отметить, что специфика  деятельности каждой организации предъявляет  свои требования и к содержанию управленческой отчетности. В целом, всю информацию, отражаемую в управленческой отчетности, можно представить в виде следующих блоков:

      • проекты решений по инвестициям и кредитам;
      • прогнозы поступлений наличных средств;
  • анализ источников финансирования, потребности в новых источниках и изменения в них;
  • соотношение заемных и собственных средств; результаты хозяйственной деятельности и прибыль;
  • платежеспособность в краткосрочной и долгосрочной перспективе и движение денежных средств;
  • возможные управленческие воздействия;
  • интерпретация данных и пояснения для руководства.

Правильно составленная и своевременно представленная отчетность позволяет обеспечить решение следующих задач:

      • выявление существующих проблем и недостатков;
    • выделение моментов, указывающих на потенциальные проблемы в будущем;
    • всеохватывающий и оперативный обзор деятельности;
    • расчеты и информирование о фактической эффективности и рентабельности деятельности;
    • группировка и анализ информации для выбора оптимальных вариантов решения проблем, возникающих в ходе деятельности;
    • представление информации для принятия стратегических решений.

Для каждого из направлений хозяйственной деятельности, осуществляемых организацией, целесообразно формировать отдельные формы управленческой отчетности, т. е. система отчетов должна быть реструктурирована. При этом минимальный объем отчетных форм должен включать в себя:

накопительные ведомости по структурным подразделениям, центрам ответственности, видам или группам продукции, статьям бюджета; сводки — краткие сведения о деятельности подразделения на конкретную дату; итоговые отчеты — отчеты, представляющие результаты деятельности организации в целом и ее структурных подразделений за определенный период.

По  формату представления выделяют управленческую отчетность:

в табличном  формате — наиболее распространенная и удобная форма отчетности, обеспечивает быстрое восприятие информации при наличии у пользователя определенного уровня экономических знаний. Таблицы, как правило, содержат отдельные комментарии и справочные данные о ключевых показателях;

в графическом  формате — в виде построенных (сформированных) графиков и диаграмм; отличительной чертой является наглядность представления данных при одновременной ограниченности количества показателей;

в текстовом  формате — в виде письменной пояснительной информации любой текстовой формы.

Система управленческой отчетности накладывается в организационную структуру организации исходя как из уровней организации, так и из видов протекающих производственных процессов.

Исходя из уровней организации отчетность делится на: отчетность, представляемую для высшего руководства; отчетность для руководства структурных подразделений и отчетность для менеджеров низшего уровня управления. При этом различают оперативные, текущие и сводные отчеты.

Оперативные представляются ежемесячно, еженедельно (или ежедневно) на нижнем уровне управления в центрах ответственности, содержат подробную информацию для принятия текущих решений. Текущие отчеты содержат обработанную и синтезированную информацию для среднего уровня управления в центрах прибыли, центрах инвестиций, составляются с периодичностью от ежемесячного до ежеквартального. Сводные отчеты представляются с периодичностью от ежемесячного до ежегодного для высшего управленческого звена; на их основе принимаются стратегические решения и осуществляется общий контроль деятельности и контроль управленческого персонала на среднем и нижнем уровне.

Во втором все отчеты выделяют в зависимости от охваченных ими процессов:

    1. закупки и заготовления;
    2. производства;
    3. продажи.

По  содержанию все отчеты, составляемые в рамках управленческой отчетности, делятся на: комплексные, отчеты по ключевым позициям (тематические) и аналитические отчеты.

Комплексные отчеты характеризуют деятельность организации в целом и ее отдельных сегментов. Они составляются с заданной периодичностью по итогам работы за месяц или иной отчетный период (квартал, полугодие, год) и содержат информацию о выполнении планов, о структуре доходов и расходов организации, величине задолженности, движении денежных средств и т.д. Отчеты по ключевым позициям (тематические) представляются по мере необходимости и содержат информацию о наиболее важных для успешного функционирования организации показателях: объеме продаж, потерях от брака, срывах поставок и т.д. Аналитические отчеты готовятся только по запросам управляющих и содержат информацию, раскрывающую причины и следствия результатов работы организации по отдельным аспектам деятельности.

В заключение, надо отметить, что внутренняя отчетность каждой организации индивидуальна и не может быть стандартного набора внутренней отчетности с едиными формами и информационной структурой.

Можно выделить наиболее распространенные недостатки внутренней управленческой отчетности, которых  нужно избегать:

  • информация обобщается в основном для контроля объема продаж или определения затрат и не связана с потребностями отдельных управляющих, деятельность которых приносит доход или требует затрат;
  • информация, обобщенная в отчетности, адресуется не тем лицам, часто даже не для управляющего, находящегося на передовой линии хозяйственной деятельности, а для его начальника или руководителя;
  • в отчетности представляется конкретная информация по общим вопросам, что затрудняет принятие решений на конкретных направлениях;
  • в отчетности преобладает избыточная ненужная информация. В результате на управляющего возлагается работа по сортировке информации в поисках той, что ему действительно необходима для управления.

5. Построение  системы внутреннего контроля.

Контроль – одна из главных функций управления и процесс достижения организацией своих целей (предупреждение возникновения кризисных ситуаций).

Назначение – объективная  оценка выполнения бюждета организации  в целом и ее структурных подразделений, достигнутой эффективности производства и выявления внутрипроизводствнных резервов, мобилизации их для повышения эффективности хозяйствования в последующие периоды.

Процесс контроля состоит  из установки планов (бюджетов, смет) деятельности структурных подразделений, измерения фактически достигнутых результатов и проведения корректировки в том случае, если достигнутые результаты существенно отличаются от запланированных.

Контроль необходим, т.к. всегда существуют факторы неопределенности (внешние, внутренние), оказывающие влияние на ход текущей деятельности организации.

Система контроля в управленческом учете  состоит:

  1. Административный контроль – персональное наблюдение менеджера ЦО за ходом производственного процесса и деятельностью ЦО;
  2. Бухгалтерский (ретроспективный) контроль – регистрация имевших место фактов по принципу двойной записи и последующее корректирующее воздействие на объекты управления;
  3. Сметный (бюджетный, перспективный) контроль – использование смет (бюджетов) для планирования и контроля  за затратами.

Организационные формы контроля:

  • предварительный - до начала текущего периода, цель – контроль наличия ресурсов организации по всем их элементам);
  • текущий – непосредственно в ходе проведения работ, задача – измерение фактических результатов, установление отклонений от заданных показателей, отреагировать на проблемы в момент их возниктовения ;
  • заключительный – оценка реалистичности установленных планов на текущий период, с тем, чтобы учесть информацию о возникших проблемах при разработке новых планов.

Источником информации при проведении контроля является внутренняя отчетность и аналитическая информация, накопленная на счетах управленческого учета.

 

Тема 9. Основные понятия и определения аудита

  1. История возникновения и развития аудита.

Аудит в западной теории и практике принято считать процессом, посредством которого компетентный независимый работник накапливает и оценивает свидетельство об информации, поддающейся количественной оценке и относящейся к специфической хозяйственной системе, чтобы определить и выразить в своем заключении степень соответствия этой информации установленным критериям.

Аудит имеет древнюю  историю. Полагают, что фактически еще  в Древнем Египте (около 2600 г. до н. э.) существовали чиновники, которые  совмещали функции учета, управления и контроля.

В Римской империи (1 – 26 гг. н. э.) контрольные функции осуществлялись специальными служащими (кураторы, прокураторы, квесторы). После падения Римской империи аудит получил широкое распространение в Италии. Купцы Флоренции и Венеции использовали труд аудиторов для проверки платежеспособности капитанов торговых судов, которые везли огромные богатства на свой континент. В это время аудит имел строго целевое направление – предотвращение ошибок.

Родина современного аудита – Англия. Еще в 9 в. был  дан толчок к «счету и мере»  в Британской хозяйственной жизни. Когда сохранившихся в стране древних культах и в Нормандии бухгалтерские приемы римлян получили вновь житейское приложение к учету экономических явлений.

Уже в те времена из общего понятия «бухгалтер» выделяется смежное понятие «аудитор». За первым в его повседневной деятельности сохраняются функции лица, организующего и ведущего счета, а на второго возлагаются самостоятельные независимые функции контролера, проверяющего счета.

Долгое время тестирование или выборочная проверка, как аудиторские процедуры, были неизвестны.

В истории развития аудита можно выделить несколько периодов:

Первый период заканчивался в 1500 г. Эта дата отмечена произвольно, но она наиболее точно отражает состояние  «перелома» в общей экономической  ситуации. Одной из причин этого явилось открытие Америки, и как следствие увеличения объема товаров, капитала, рабочей силы в общемировом масштабе. Другая причина – 1494 г. по праву считается датой основания учения о двойной записи (Лука Пачолли).

1500 – 1830 (1860) гг. Цели и приемы аудита не были изменены и состояли в обнаружении ошибок и проверке честности лиц, ответственных за налоговые платежи. В это время существенно повысилось значение аудита, т.к. произошло разделение между собственниками предприятия: управляющими и инвесторами. Акционерам не только требовалась гарантия сохранности капитала, но и получение дивидендов. Только аудитор мог дать заключение о верности и объективности проверенной финансовой отчетности и о вероятности продолжения деятельности предприятия в ближайшее время. Пришло понимание необходимости и важности существования системы внутреннего контроля. Причиной, по которой датой окончания данного периода был выбран 1860 г., явилось то, что Крымская война вызвала определенные изменения в экономике всех стран, а это привело к изменению целей и приемов аудита.

1860 – 1905 гг. Период  отличается бурным экономическим  ростом. Огромные по своим масштабам  сделки привели к созданию  корпораций. Этот период отмечен  появлением консолидированного  баланса (1904 г.).

Информация о работе Управленческий учет и аудит