Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 07:39, курсовая работа
Актуальность темы курсовой работы состоит в том, что управленческий анализ направлен на выявление внутренних ресурсов и возможностей предприятия, на оценку текущего состояния бизнеса, выявление стратегических проблем. Необходимость проведения управленческого анализа определяется несколькими факторами:
во-первых, он необходим при разработке стратегии развития предприятия и в целом для реализации эффективного менеджмента, поскольку является важным этапом управленческого цикла;
во-вторых, он необходим для оценки привлекательности предприятия, с точки зрения внешнего инвестора, определения позиции предприятия в национальных и иных рейтингах;
Введение ……………………………………………………………………….
3
1.
Экономическая сущность классификации затрат ………………………
5
1.1 Понятие и классификация затрат ………………………
5
1.2 Теоретические основы управленческого анализа …………………..
12
2.
Поведение затрат ...……………………………………………………….
20
2.1 Взаимосвязь динамики затрат и изменений объема производства
20
2.2 Анализ поведения затрат и взаимосвязи затрат, объема продаж и прибыли …………………………………………………………………...
32
Заключение …………………………………………………………………….
37
Библиографический список …………………………………………………..
40
Известно, что индекс инфляции за первое полугодие составлял 3%, за период с июля по сентябрь - 2%. Это влияло на стоимость основных материалов, закупаемых издательством, и, как следствие, на оплату типографских работ. Кроме того, в апреле и июле 2007 г. заработная плата всего персонала в ООО «Типография Холст» индексировалась на 10%.
Необходимо:
1) скорректировать исходные данные и привести их к виду, сопоставимому с условиями на 01.10.2007;
2) пользуясь методом высшей и низшей точек, описать поведение издержек, связанных с изготовлением буклета, формулой
Y = а + bх.
1. Чтобы сделать сравнимыми данные за весь анализируемый период, необходимо выполнить две корректировки - пересчитать стоимость основных материалов и типографских работ, а также суммы начисленной заработной платы.
С июля по сентябрь ежемесячно цены росли на 2%. Следовательно, 7600 руб., уплаченных в августе, в сентябре составили бы:
7600 руб. х 1,02 = 7752 руб.
Показатель июля к концу сентября устарел на два месяца. Стоимость материалов и типографских работ июля, приведенная к сентябрьским ценам, составит:
7800 руб. х 1,02 х 1,02 = 8115 руб.
С января по июнь темпы инфляции - 3%. Следовательно, июньская стоимость материалов и услуг, пересчитанная на цены сентября, составит:
7800 руб. х 1,03 х 1,02 х 1,02 = 8359 руб.
Аналогичные расчеты выполним и за следующие месяцы:
май: 7450 руб. х 1,03 х 1,03 х 1,02 х 1,02 = 8223 руб.;
апрель: 7400 руб. х 1,03 х 1,03 х 1,03 х 1,02 х 1,02 = 8413 руб.;
март: 7350 руб. x 1,03 х 1,03 х 1,03 х 1,03 х 1,02 х 1,02 = 8607 руб.
февраль: 7300 руб. х 1,03 х 1,03 х 1,03 х 1,03 х 1,03 х 1,02 х 1,02 = 8805 руб.;
январь: 7000 руб. х 1,03 х 1,03 x 1,03 x 1,03 x 1,03 x 1,03 х 1,02 х 1,02 = 8696 руб.
Заработная плата в ООО «Типография Холст» индексировалась дважды - в апреле и июле. Следовательно, выплаты зарплаты за июль, август и сентябрь в корректировке не нуждаются. Заработную плату, начисленную в июне, для приведения к виду, сопоставимому с сентябрем, необходимо увеличить на 10%:
2100 руб. х 1,1 = 2310 руб.
Аналогично по двум предыдущим месяцам:
май: 2100 руб. х 1,1 = 2310 руб.;
апрель: 2100 руб. х 1,1 = 2310 руб.
В апреле состоялась первая индексация заработной платы, поэтому заработную плату, начисленную в январе - марте, для приведения к виду, сопоставимому с сентябрем, необходимо скорректировать дважды:
март: 2000 руб. х 1,1 х 1,1 = 2420 руб.;
февраль: 2000 руб. х 1,1 х 1,1 = 2420 руб.;
январь: 1800 руб. х 1,1 х 1,1 = 2178 руб.
Полученная информация представлена в табл. 2.4.
Таблица 2.4
Скорректированные затраты издательства, связанные с изготовлением рекламных буклетов
Показатели | Ян- | Фев- | Март | Ап- рель | Май | Июнь | Июль | Ав- густ | Сен- тябрь |
1. Тираж, шт. | 2800 | 3000 | 2250 | 2200 | 2000 | 2100 | 2050 | 2000 | 1800 |
2. Стоимость | 8696 | 8805 | 8607 | 8413 | 8223 | 8359 | 8115 | 7752 | 7550 |
3. Заработная | 2178 | 2420 | 2420 | 2310 | 2310 | 2310 | 2350 | 2350 | 2350 |
4. Представитель-ские, почтовые расходы, расходы по обучению | 300 | 300 | 320 | 320 | 325 | 320 | 310 | 310 | 310 |
Из данных таблицы видно, что рост деловой активности ООО «Типография Холст» сопровождается повышением общей суммы расходов. Периодов с показателями, не попадающими под эту зависимость, нет.
Поэтому вся скорректированная информация может быть использована как исходная для последующих расчетов.
Наибольший тираж буклетов выпущен издательством в феврале (3000 шт.). Ему соответствуют расходы в сумме 11 525 руб. Это высшая точка.
Низшая точка приходится на сентябрь (1800 буклетов). Совокупные затраты сентября - 10 210 руб.
Находим отклонения в объемах производства (Дельтаq) и (ДельтаP) в расходах в высшей и низшей точках:
Дельтаq = q max - q min = 3000 шт. - 1800 шт. = 1200 шт.;
ДельтаP = Р max - Р min = 11 525 руб. - 10 210 руб.= 1315 руб.
Коэффициент реагирования затрат (ставка переменных расходов на единицу продукции - Ст) составит:
Ст = Дельта3 : Дельтаq = 1315 руб. : 1200 шт. = 1,0958 руб/шт.
Рассчитаем совокупные переменные расходы ООО «Типография Холст» в высшей точке:
3000 шт. х 1,0958 руб/шт. = 3287,4 руб.
Следовательно, совокупные постоянные расходы составят:
11 525 руб. - 3287,4 руб. = 8237,6 руб.
Совокупные переменные расходы в низшей точке:
1800 шт. х 1,0958 руб/шт. = 1972,4 руб.
Тогда совокупные постоянные расходы:
10 210 руб. - 1972,4 руб. = 8237,6 руб.
Полученные результаты позволяют сделать вывод о следующем: совокупные расходы издательства ООО «Типография Холст», связанные с выпуском буклетов, зависят от тиража следующим образом:
Y = 8237,6 руб. + 1,0958 руб/шт. х X, где
Y - расходы издательства, руб.;
Х - тираж, шт.
Как отмечалось выше, от правильной оценки поведения затрат зависит успешность принятия того или иного управленческого решения. На практике принятие решения предполагает сравнительную оценку ряда альтернативных вариантов и выбор из них оптимального варианта, в наибольшей степени отвечающего целям предприятия. Для этого прежде всего необходимо иметь информацию об издержках по всем альтернативным вариантам, причем речь идет о затратах будущего периода.
3.2 Анализ поведения затрат и взаимосвязи затрат, объема продаж и прибыли
Теоретической базой анализа поведения затрат и взаимодействия затрат, объема продаж и прибыли является система учета прямых затрат - "директ-костинг", которую называют еще "системой управления себестоимостью", "системой управления предприятием".
Сущность системы "директ-костинг" заключается в разделении затрат на производство на переменные и постоянные. Разделение затрат на постоянные и переменные довольно условно, поскольку многие виды затрат носят полупеременный (полупостоянный) характер. Однако недостатки условности разделения затрат многократно перекрываются аналитическими преимуществами системы "директ-костинг".
Общие затраты на производство (Z) состоят из двух частей: постоянной (Zc) и переменной (Zv), что отражается уравнением:
Z = Zc + Zv.
Еще одна особенность системы "директ-костинг" - соединение производственного и финансового учета. По системе "директ-костинг" учет и отчетность на предприятиях организованы таким образом, что появляется возможность регулярного контроля данных по схеме "затраты-объем-прибыль". Основная модель отчета для анализа прибыли выглядит следующим образом:
Объем реализации - N
Переменные затраты - Zv
Маржинальный доход - D = N - Zv
Постоянные расходы - Zс
Прибыль - P = D – Zс
Маржинальный доход представляет собой разность между выручкой от реализации и переменными затратами. С другой стороны, это сумма постоянных расходов и прибыли.
Следующей особенностью системы "директ-костинг" является разработка методики экономико-математического и графического представления и анализа отчетов для прогноза прибыли, для расчета порога рентабельности (критический объем выручки, прибыль при которой равна 0).
В прямоугольной системе координат строится график зависимости себестоимости (затрат и дохода) и выручки от количества единиц выпущенной продукции. По вертикали откладываются данные о себестоимости и выручке, а по горизонтали - количество единиц продукции (см. рис. 3.1). В точке критического объема производства (К) нет прибыли и нет убытка. Справа от нее заштрихована область прибылей (доходов). Для каждого значения (количества единиц продукции) прибыль определяется как разность между величиной маржинального дохода и постоянных расходов.
Слева от критической точки заштрихована область убытков, которая образуется в результате превышения величины постоянных расходов над величиной маржинального дохода.
N, Z / \
Доход, │
затраты │
─────┤
Nф / \ │
│ │ Прибыль│ │
Ф │ │ * │ │ * Z
│ │
│ │
Nk \ / │ K * * │ │ расходы
─────┼──────────────────────*
│ * / \* * │ \ / */ \
│ *Убыток│ * │ * │
│ * \ /* │ * │ Переменные
│ * * │ * │ расходы
│* * * │
│ * * │ │
│ * * │ │
│ * * │ \ /
*──────────────────────┼──────
0 qk Количество
Рис. 3.1 - График взаимосвязи показателей объема производства, затрат и прибыли
Условные обозначения:
N - объем производства продукции в стоимостном выражении;
Z - полная себестоимость продукции (затраты на производство);
Zv - переменные расходы;
К - точка критического объема производства;
qk - критическое количество единиц продукции;
Nk - критический объем выручки (порог рентабельности, точка безубыточности);
Nф - фактический объем выручки;
Ф - запас финансовой прочности (разница между фактической выручкой и порогом рентабельности).
Далее произведем расчет безубыточности ООО «Типография Холст» (рис. 3.2), для которого потребуются следующие показатели:
- продажа в натуральном выражении (ПН) - 50000 шт. Путеводителей по городу Красноярск;
- цена единицы продукции (Ц) – 40 руб.;
- выручка от реализации (РТ) – 2000 тыс. руб.;
- постоянные издержки (ПИ) – 311 тыс. руб.;
- переменные издержки (ПМИ) – 1174 тыс. руб.;
- совокупные издержки (СИ) – 1485 тыс. руб.;
- маржа (РТ-ПМИ) – 826 тыс. руб.;
- маржа на единицу продукции – 16,52 руб.
С помощью рисунка 3.2 можно решить и обратную задачу: исходя из заданной прибыли определить необходимый для ее получения объем реализации путеводителей и соответствующий уровень расходов. Размер финансового результата по рисунку 3.2 легко определить по расстоянию между линиями выручки и совокупных издержек.