Учёт заготовления материальных запасов

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 17:22, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является изучение особенностей учета материально-производственных запасов.
Данная цель определила следующие задачи:
- рассмотреть понятие, классификацию и оценку материальных запасов;
- изучить основные нормативные документы;
- рассмотреть варианты учетной политики по заготовлению и приобретению материалов;
- рассмотреть документальное оформление операций по движению МПЗ;
- изучить синтетический учет заготовления материалов;
- сделать выводы о проделанной работе.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………...…5
Глава 1.Теоретические основы учёта заготовления материальных запасов….7
Понятие материальных запасов, их оценка и классификация…….……….7
Нормативное регулирования учёта заготовления материальных запасов.15
Глава 2. Организация учёта заготовления материальных запасов…………..20
2.1 Документальное оформление движения материалов………………….…20
2.2 Синтетический учёт заготовления материальных запасов…………...…..27
Заключение……………………………………………………………………….36
Список используемой литературы………………………………………..……37

Файлы: 1 файл

Мой КУРСАК.doc

— 285.50 Кб (Скачать)

     - организация в случае необходимости  и целесообразности участков  централизованного раскроя материалов;

     - определение перечня центральных  (базисных) складов, складов (кладовых), являющихся самостоятельными учетными единицами;

     - установление порядка нормирования  расхода запасов (разработка и  утверждение норм, соблюдение норм при отпуске материалов в подразделения организации);

     - установление порядка формирования  учетных цен на запасы и  порядка их пересмотра;

     - определение круга лиц, ответственных  за приемку и отпуск запасов  (заведующих складами, кладовщиков, экспедиторов и др.), за правильное и своевременное оформление этих операций, а также за сохранность вверенных им запасов;

     - заключение с этими лицами  в установленном порядке письменных  договоров о материальной ответственности;  увольнение и перемещение материально  ответственных лиц по согласованию с главным бухгалтером организации;

     - определение перечня должностных  лиц, которым предоставлено право подписывать документы на получение и отпуск со складов запасов, а также выдавать разрешения (пропуска) на вывоз запасов со складов и иных мест хранения;

     - наличие списка лиц, имеющих право подписи первичных документов, утверждаемого руководителем организации по согласованию с главным бухгалтером. В списке указывают: должность, фамилия, имя, отчество и уровень компетенции (тип или виды операций, по которым данное должностное лицо имеет право принятия решений).

     Все операции по движению (поступление, перемещение, расходование) материально- производственных запасов должны оформляться первичными учетными документами.

     В бухгалтерской отчетности подлежит раскрытию с учетом существенности как минимум следующая информация:

     - о способах оценки МПЗ по  их группам (видам);

     - о последствиях изменений способов  оценки МПЗ;

     - о стоимости МПЗ, переданных  в залог;

     - о величине и движении резервов под снижение стоимости материальных ценностей.

    Учет  материальных запасов регламентируется следующими нормативными документами:

    1. "О бухгалтерском учете". Федеральный закон от 21.11.96 № 129-ФЗ (в ред. последующих изменений и дополнений).

    2. Гражданский кодекс Российской Федерации. Части I - IV.

    3. Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации. Утверждено приказом Минфина РФ от 29.07.98 № 34н (в ред. приказа Минфина РФ от 24.03.2000 №31н).

    4. План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организации и Инструкция по его применению. Утверждены приказом Минфина РФ от 31.10.2000 № 94н.

    5. Положение по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов - ПБУ 5/01. Утверждено приказом Минфина РФ от 09.06.01 № 44н (в ред. приказов Минфина РФ от 27.11.06 № 156н и от 26.03.07 № 26н).

    6. Методические указания по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов. Утверждены приказом Минфина РФ от 28.12.01 № 119н.

    7. Методические указания по бухгалтерскому учету специального инструмента, специальных приспособлений, специального оборудования и специальной одежды. Утверждены приказом Минфина РФ от 26.12.2000 № 135н.

    8. Методические рекомендации по инвентаризации имущества и финансовых обязательств. Утверждены приказом Минфина РФ от 13.06.95 №49.

    9. Альбом новых унифицированных форм первичной учетной документации. Утвержден постановлением Госкомстата России от 30.10.97 № 71а.

    10. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть 2. Федеральный закон от 05.08.2000 № 117-ФЗ.

    11. Положение по бухгалтерскому учету "Учет государственной помощи" - ПБУ 13/2000. Утверждено приказом Минфина

    12.  РФ от 16.10.2000 № 92н (в ред. приказа Минфина РФ от 18.09.06 № 115н).12. Положение по бухгалтерскому учету "Учет затрат по займам и кредитам и затрат по их обслуживанию" - ПБУ 15/01. Утверждено приказом Минфина РФ от 02.08.01 № 60н (в ред. приказов Минфина РФ от 18.09.06 № 115н и от 27.11.06 № 155н). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Глава 2. Организация учёта заготовления материальных запасов 
 

    2.1 Документальное оформление движения материалов 
 

     Сырье и материалы поступают от поставщиков, подотчетных лиц, закупивших материалы в порядке наличного расчета, от списания пришедших в негодность основных средств и собственного производства.

     Поступающие в организацию материалы оформляют бухгалтерскими документами в следующем порядке.

     Вместе  с отгрузкой продукции поставщик  высылает покупателю расчетные и другие сопроводительные документы: платежное требование (в двух экземплярах: один непосредственно покупателю, другой - через банк), товарно-транспортные накладные, квитанцию к железнодорожной накладной и др. Расчетные и другие документы, связанные с поступлением материалов, поступают в бухгалтерию, где проверяется правильность их оформления, после чего их передают ответственному исполнителю по снабжению.

     В отделе снабжения по поступающим  документам проверяют соответствие объема, ассортимента, сроков поставки, цен, качества материалов и др. договорным условиям. В результате такой проверки на самом расчетном или другом документе делают отметку о полном или частичном акцепте (согласии на оплату). Кроме того, отдел снабжения осуществляет контроль за поступлением грузов и их розыск. С этой целью в отделе снабжения ведут Журнал учета поступающих грузов, в котором указывают регистрационный номер, дату записи, наименование поставщика, дату и номер транспортного документа, номер, дату и сумму счета, род груза, номер и дату приходного ордера или акта о приемке запроса о розыске груза. В примечаниях делают отметку об оплате счета или отказе от акцепта.

     Проверенные платежные требования из отдела снабжения  передают в бухгалтерию, а квитанции транспортных организаций - экспедитору для получения и доставки материалов.

     Экспедитор  принимает на станции прибывшие  материалы по количеству мест и массе. При обнаружении им признаков, вызывающих сомнение в сохранности груза, он может потребовать от транспортной организации проверки груза. В случае обнаружения недостачи мест или массы, повреждения тары, порчи материалов составляется коммерческий акт, который служит основанием для предъявления претензий к транспортной организации или поставщику.

     Для получения материалов со склада иногородних  поставщиков экспедитору выдают наряд и доверенность, в которых указывают перечень материалов, подлежащих получению. При приемке материалов экспедитор производит не только количественную, но и качественную приемку.

     Принятые  грузы экспедитор доставляет на склад  предприятия и сдает заведующему складом, который проверяет соответствие количества и качества материала данным счета поставщика. Принятые кладовщиком материалы оформляют приходными ордерами. Приходный ордер подписывают заведующий складом и экспедитор.

     Материальные  ценности приходуют в соответствующих единицах измерения (весовых, объемных, линейных, числовых). Если материалы поступают в одной единице, а расходуются в другой, то они учитываются одновременно в двух единицах измерения.

     При отсутствии расхождений между данными  поставщика и фактическими данными разрешается осуществлять оприходование материалов без выписки приходного ордера. В этом случае на документе поставщика проставляют штамп, в оттисках которого содержатся основные реквизиты приходного ордера. Количество первичных документов при этом сокращается.

     В тех случаях, когда количество и  качество прибывших на склад материалов не соответствуют данным счета поставщика, приемку материалов производит комиссия и оформляет акт о приемке материалов, который служит основанием для предъявления претензии поставщику. В составе комиссии должен быть представитель поставщика или представитель незаинтересованной организации. Акт составляют также при приемке материалов, поступивших на предприятие без счета поставщика (неотфактурованные поставки).

     Если  перевозку материалов осуществляют автотранспортом, то в качестве первичного документа применяют товарно-транспортную накладную, которую составляет грузоотправитель в четырех экземплярах: первый из них служит основанием для списания материалов у грузоотправителя; второй - для оприходования материалов получателем; третий — для расчетов с автотранспортной организацией и является приложением к счету на оплату за перевозку ценностей; четвертый является основанием для учета транспортной работы и прилагается к путевому листу. Товарно-транспортную накладную применяют в качестве приходного документа у покупателя в случае отсутствия расхождения количества поступивших грузов с данными накладной. При наличии такого расхождения приемку материалов оформляют актом о приемке материалов.

     Поступление на склад материалов собственного изготовления, отходов производства и др. оформляют одно- или многострочными требованиями-накладными, которые выписывают цехи-сдатчики в двух экземплярах: первый является основанием для списания материалов с цеха-сдатчика, второй направляется на склад и используется в качестве приходного документа. Материалы, полученные от разборки и демонтажа зданий и сооружений, приходуются на основании акта об оприходовании материальных ценностей, полученных при разборке и демонтаже зданий и сооружений.

     Подотчетные лица приобретают материалы в  организациях торговли, у других организаций и кооперативов, на колхозном рынке или у населения за наличные деньги. Документом, подтверждающим стоимость приобретенных материалов, является товарный счет или акт (справка), составляемый подотчетным лицом, в котором он излагает содержание хозяйственной операции с указанием даты, места покупки, наименования и количества материалов и цены, а также данных паспорта продавца товара. Акт (справку) прилагают к авансовому отчету подотчетного лица.

     Материальные  ценности приходуются в соответствующих  единицах измерения (весовых, объемных, линейных, счетом). Если материалы расходуются  в единицах, отличных от тех, в которых  они поступили, то они учитываются одновременно в двух единицах измерения.

     Оприходование материалов без выписки приходного ордера возможно в случае отсутствия расхождений между данными поставщика и фактическими данными. В этом случае на документе поставщика проставляют штамп, в оттисках которого содержатся основные реквизиты приходного ордера. Это сокращает количество первичных документов.

     Запасы, не принадлежащие организации, но находящиеся  на ее территории, учитываются на забалансовых счетах: 002 «Товарно – материальные ценности, принятые на ответственное хранение» и 003 «Материалы, принятые в переработку».

    Итак, материально-производственные запасы могут поступать в организацию  различными способами:

    - от поставщиков - по форме ТОРГ 12 (Приложение 1);

    - от подотчетных лиц, приобретающих их за наличный расчет;

    - из собственного производства, от списания пришедших в негодность основных средств - накладная на внутреннее перемещение (Приложение 2).

    Номер формы и наименование документов представлены в таблице 1. 
 
 

    Таблица 1.

    Номер формы и наименование документов при оформлении материально-производственных запасов

    Номер формы     Наименование  формы
    М-2     Доверенность
    М-2а     Доверенность
    М-4     Приходный ордер
    М-7     Акт о приемке материалов
    М-8     Лимитно-заборная карта
    М-11     Требование-накладная
    М-15     Накладная на отпуск материалов на сторону
    М-17     Карточка  учета материалов
    М-35     Акт об оприходовании материальных ценностей, полученных при разборке и демонтаже  зданий и сооружений

Информация о работе Учёт заготовления материальных запасов