Учёт труда и его оплаты

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2012 в 12:36, реферат

Краткое описание

В условиях рыночных отношений правильная организация труда заработной платы должна обеспечивать воспроизводство рабочей силы, формирование мотивов и стимулов к труду, повышению его качества и производительности. Расходы на оплату труда составляют значительную часть стоимости продукции, работ, услуг организаций. Поэтому нормы труда необходимо устанавливать, учитывая не только необходимость воспроизводства рабочей силы, но также конкурентоспособность продукции услуг на рынке товаров.

Файлы: 1 файл

Задачи учета труда и заработной платы.docx

— 51.64 Кб (Скачать)

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ  БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЁТА  ТРУДА И ЕГО  ОПЛАТЫ 

    1.1 Задачи бухгалтерского  учёта труда и  его оплаты 

     В условиях рыночных отношений правильная организация труда заработной платы должна обеспечивать воспроизводство рабочей силы, формирование мотивов и стимулов к труду, повышению его качества и производительности. Расходы на оплату труда составляют значительную часть стоимости продукции, работ, услуг организаций. Поэтому нормы труда необходимо устанавливать, учитывая не только необходимость воспроизводства рабочей силы, но также конкурентоспособность продукции услуг на рынке товаров.

     Основным  источником информации о расходах на оплату труда, и общих затратах на производство продукции, работ, услуг, о заработке каждого работника, удержаниях из заработной платы и других сведениях связанных с использованием трудовых ресурсов организации, является национально организованный бухгалтерский учёт.

     Трудовые  и связанные с ними отношения в организациях регулируются Конституцией Республики Беларусь, Трудовым кодексом Республики Беларусь и другими актами трудового законодательства, договорами, соглашениями, иными локальными нормативными актами, принятыми в соответствии с законодательством.

     Труд  работающих является необходимой составной частью процесса производства, потребления и распределения созданного продукта. Участие работающих в доле вновь созданных материальных и духовных благ выражается в виде заработной платы, которая должна соответствовать количеству и качеству затраченного ими труда.

     Учёт оплаты труда по своей важности и значимости занимает одно из центральных мест в работе бухгалтерии. Это обусловлено тем, что заработная плата:

     - является основным источником доходов населения, и она должна своевременно, в полном объёме и правильно выплачиваться рабочим и служащим;

     - служит базой для расчёта отчислений на государственное социальное страхование, на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, подоходного налога;

     - является расходами на оплату труда и входит отдельным элементом в затраты производства продукции (работ, услуг) и в расходы на реализацию товаров, учитываемых при ценообразовании и формировании налогооблагаемой прибыли;

     - зависит от производительности труда каждого работника, а также от общих результатов деятельности и в свою очередь влияет на конечный финансовый результат деятельности организации.

     Выполнение  всех этих требований предполагает решение  следующих задач:

     - контроль за отработанным временем и дисциплиной труда;

     - учёт выработки каждого работника; 

     - правильное начисление заработной платы в соответствии с количеством и качеством труда каждого работника;

     - правильное исчисление налогов и других удержаний;

     - контроль за использованием средств фонда оплаты труда;

     - правильное начисление пособий по временной нетрудоспособности, компенсаций и индексаций; 

     - правильное отнесение зарплаты на себестоимость продукции, работ и услуг; 

     - своевременность и правильность расчётов с органами социального страхования, с бюджетом, другими организациями и  лицами;

     - формирование показателей по труду и заработной плате, которые необходимы для анализа, планирования, регулирования и оперативного руководства, составления отчётности.

     Поэтому учёт труда и заработной платы является одним из наиболее трудоёмких участков работы бухгалтерии.

     Целью бухгалтерского учёта труда и его оплаты является получение информации, необходимой для контроля численности работников, использования рабочего времени, производительности труда, расходов на оплату труда; обеспечение правильного начисления и своевременной выплаты заработной платы работникам, а также налоговых и неналоговых платежей, удерживаемых из неё и начисляемых на фонд заработной платы.

     В Республике Беларусь применяется республиканская  тарифная система оплаты труда работающих. Она состоит из Единой тарифной сетки, тарифно-квалификационного справочника, тарифных ставок и окладов.

     В соответствии с постановлением Министерства труда Республики Беларусь № 27 от 20 марта 1995 г. «Об организации оплаты труда на основе применения "Единой тарифной сетки работников Республики Беларусь» - предприятиям, организациям и учреждениям независимо от их подчиненности и форм собственности с 1.03. 1995 г. предлагается 28-разрядная Единая тарифная сетка (ETC) работников Республики Беларусь. Тарифные коэффициенты, предусмотренные в ETC по ее разрядам, рассчитаны исходя из установленных постановлением Кабинета Министров Республики Беларусь oт 28.02.1995г. № 106 межразрядных соотношений тарифных коэффициентов. При этом тарифные ставки и оклады рассчитываются на основе тарифной ставки первого разряда, устанавливаемой Кабинетом Министров Республики Беларусь, тарифных коэффициентов и ЕТС. Кроме того, должностные оклады определяются в зависимости от размера чистой прибыли (дохода) организации, численности работающих в соответствии с ЕТС.

     Организации, на которых распространяется действие Закона «О предприятиях в Республике Беларусь», должны применять республиканские  тарифы для дифференциации оплаты труда работников, предусмотрев условия оплаты коллективными договорами или соглашениями. Правительство Республики Беларусь регламентирует также размер оплаты труда путём установления минимальной месячной заработной платы и ставки первого разряда, контролирует соблюдение денежной дисциплины.

     Оплата  по труду, отчисления в фонд социальной защиты населения, включая некоторые  другие элементы затрат – амортизацию  основных средств, прибыль (без материальных затрат), представляют собой добавленную  стоимость, которая облагается налогом. Поэтому точный расчёт этой стоимости  связан с правильным определением размера  оплаты  по труду. Кроме того, оплата по труду является базой для определения: размера индексации в связи с  ростом цен на потребительские товары и услуги; сумм отчислений в фонд социальной защиты населения, в фонд содействия занятости населения; чрезвычайного  налога; подоходного налога; других удержаний и вычетов из заработной платы, а также расчётов по среднему заработку.

     Трудовые  доходы каждого работника независимо от вида организации определяются его  личным трудовым вкладом с учётом конечных результатов работы организации, регулируются налогами и максимальными  размерами не ограничиваются. 

     1.2 Нормативно-правовое  регулирование учёта  труда и его  оплаты в Республике  Беларусь 

     Закон Республики Беларусь «О бухгалтерском учёте и отчётности» – один из основных нормативно-правовых актов, регулирующих вопросы организации бухгалтерского учёта на уровне государства и субъектов хозяйствования. В нём сосредоточены основные положения по ведению бухгалтерского учёта, используемые в дальнейшем органами государственного управления при разработке подзакоонных актов. Государственное регулирование бухгалтерского учёта в Республике Беларусь обеспечивает единообразие ведения учёта и составления бухгалтерской отчётности, достоверность отражения и своевременность поступления учётной и отчётной информации, обеспечение единых принципов исчисления налогов и сборов.                                                                                                                     Влияние государства на экономические отношения различно в разных странах. Однако ни одно государство мира не может обойтись без государственного регулирования бухгалтерского учёта, данные которого используются для расчёта налогооблагаемой базы.

     Поступление налогов в бюджет государства – это принципиальная основа его существования. Изменение социально-экономических отношений, происшедшее в 90-х гг. ХХ в., потребовало внесения существенных корректив в основные положения, на которых базировалась вся система организации бухгалтерского учёта в государстве в целом и субъектах хозяйствования в частности. Переход к рынку существенно повысил роль руководителя и главного бухгалтера организации, изменил их функции и установил отношения между ними: успешная работа предприятия может осуществляться только на принципах единоначалия, когда все решения принимает руководитель организации, а работники выполняют его распоряжения.

     Законом Республики Беларусь «О бухгалтерском учёте и отчётности» установлено, что руководитель несёт ответственность за организацию бухгалтерского учёта на предприятии. В его обязанности входит:

     - наём работников бухгалтерии;                                           

     - выделение соответствующих требованиям, нормам охраны труда и техники безопасности помещений;

     - оснащение необходимыми средствами производства рабочих мест работников бухгалтерии.                                                                              

     При учёте труда и заработной платы необходимо руководствоваться следующими нормативно-правовыми актами:

     1) Трудовым кодексом Республики Беларусь от 26 июля 1999 г. № 296-З.

     Задачами  Трудового кодекса являются:

     - регулирование трудовых и связанных с ними отношений;

     - развитие социального  партнёрства между нанимателями (их объединениями), работниками (их объединениями) и органами государственного управления;

     - установление и защита взаимных прав и обязанностей работников и нанимателей.

     Трудовой  кодекс применяется в отношении  всех работников и нанимателей, заключивших  трудовой договор на территории Республики Беларусь, если иное не установлено  актами законодательства или нормами  ратифицированных и вступивших в  силу международных договоров Республики Беларусь или конвенций Международной  организации труда (МОТ), участницей которых является Республика Беларусь.

     2) Налоговым кодексом Республики Беларусь от 29 декабря 2009 г. № 71-З.

     Он  регулирует властные отношения по установлению, введению, изменению, прекращению действия налогов, сборов (пошлин) и отношения, возникающие в процессе исполнения налогового обязательства, осуществления налогового контроля, обжалования решений налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц, а также устанавливает права и обязанности плательщиков, налоговых органов и других участников отношений, регулируемых налоговым законодательством.

     3) Инструкцией по заполнению форм государственной статистической отчётности по труду,  утверждённой постановлением Министерства статистики и анализа Республики Беларусь от 17.09.2001 № 80.

     Все юридические лица, их обособленные подразделения обязаны представлять первичные статистические данные на безвозмездной основе с установленной  периодичностью в сроки и адреса, указанные в формах государственной статистической отчётности.

     4) Инструкцией о порядке применения Единой тарифной сетки работников Республики Беларусь,  утверждённой постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 20.09.2002 № 123.

     Она определяет механизм  дифференциации  и регулирования тарифной части заработной платы    работников,  нанимателями  которых  являются   коммерческие организации  и индивидуальные предприниматели.

     5) Методикой проведения аттестации  рабочих мест по условиям труда, утвержденной постановлением Министерства труда Республики Беларусь от 04.09.1995  № 74.

     Она определяет порядок и методику проведения оценки условий труда при проведении аттестации рабочих мест по условиям труда. На основе общей оценки условий труда работникам предусмотрено предоставление соответствующих компенсаций.

     6) Законом Республики Беларусь от  21.12.1991 № 1327-XII «О подоходном налоге с физических лиц».

     Плательщиками налога являются физические лица: граждане Республики Беларусь, иностранные   граждане   и   лица  без  гражданства,  постоянно находящиеся   на   территории  Республики  Беларусь, иностранные   граждане  и  лица без гражданства,  которые не относятся к постоянно находящимся на территории Республики Беларусь. Объектом налогообложения признаются доходы, полученные плательщиками.

Информация о работе Учёт труда и его оплаты