Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 15:59, курсовая работа
Целью работы является детальное изучение экономической сущности основных средств, их классификация и оценка и выявление путей повышения эффективности использования основных средств.
Реализация данной цели предполагает решение следующих задач:
•изучение экономической сущности основных средств и их значения в производственном процессе;
•изучение нормативно-правовой базы организации учета основных средств;
•изучение документального оформления поступления и выбытия;
•изучение порядка проведения и учета результатов инвентаризации основных средств;
•обеспечение своевременного и достоверного учета и контроля операций по учету основных средств.
Введение…………………………………………………………….…...5-6
1.Материально-техническая база – основа финансового положения организации
1.1. Экономическая сущность основных средств, их классификация и оценка………………………………………………………………………7
1.2. Характеристика организации РУМП «Кузлитмаш»……………13
1.3. Нормативно-правовая база учета основных фондов……………..23
2. Учет основных средств
2.1. Документальное оформление и учет поступления основных средств……………………………………………………………………..25
2.Документальное оформление и учет выбытия основных средств…………………………………………………………….32
3.Порядок проведения и учет результатов инвентаризации основных средств……………………………………..…………..36
Заключение …………………………………………………………....37-38
Список использованных источников……………………………………39
П р и м е ч а н и е: Источник: [ 4, с. 25]
При приобретении основных средств по договору мены на дату получения объектов основных средств в обмен на ценности делается запись:
Таблица13. Учет приобретения основных средств по договору мены
№ п/п |
Содержание операции |
Дебет |
Кредит |
1. средства |
Списание ценностей, подлежащих обмену на основные |
90,91 |
01, 10,41,43 |
2. ценности |
Получение основных средств в обмен на другие |
08-4 |
60,76 |
3. |
Взаимный зачет задолженности |
60,76 |
90,91 |
4. |
Принятие основных средств в эксплуатацию |
01 |
08-4 |
П р и м е ч а н и е: Источник: [4, с. 26 ]
Таблица14. Учет приобретения основных средств за счет бюджетного финансирования
№ п/п |
Содержание операции |
Дебет |
Кредит |
1. средства |
Получено бюджетное целевое финансирование |
51,55-5 |
86 |
2. ценности |
Получены основные средства |
08-4 |
60,76 |
3. |
Выставлен поставщиком НДС |
18-1 |
60,76 |
4. |
Произведена оплата за счет бюджетного финансирования |
60,76 |
51,55-5 |
5 |
Оприходованы основные средства |
01 |
08-4 |
6 |
Списание бюджетных средств, направленных на пополнение основных средств |
86 |
98-2 |
П р и м е ч а н и е: Источник: [ 5, с.109]
Поступление основных средств, вносимых учредителями в виде вклада в уставный фонд, отражается следующими записями:
Таблица15. Учет приобретения основных средств за счет вклада в уставный фонд
Содержание операции |
Дебет |
Кредит |
Сумма уставного фонда по учредительным документам (зарегистрирована) |
75-1 |
80 |
Поступление новых основных средств от учредителей в счет вклада в уставный фонд
|
01 |
75-1 |
Принятие основных средств с суммой амортизации: на сумму амортизации на остаточную стоимость |
01 01 |
02 75-1 |
П р и м е ч а н и е: Источник: [5, с. 111]
Согласно
Инвестиционному кодексу
Принятие к учету объектов основных средств, внесенных учредителями в счет их вкладов в уставный фонд, стоимость которых выражена в иностранной валюте, производится в белорусских рублях в сумме, подтвержденной актом экспертизы.
2.2. Документальное оформление и учет выбытия основных средств
Выбытие основных средств может происходить вследствие «физического» износа, продажи, безвозмездной передачи, обмена, частичной или полной ликвидации при авариях, стихийных бедствиях, иных чрезвычайных ситуациях, повлекших невозможность дальнейшего использования или нецелесообразность восстановления, при передаче в уставный капитал (фонд) другой организации.
Для определения целесообразности и непригодности объекта к дальнейшему использованию, невозможности или неэффективности его восстановления, а также для оформления документации списание указанных объектов в организации (если на-основных средств является существенным) приказом руководителя может быть создана постоянно действующая комиссия в составе технических работников (инженеров), представителей администрации, главного бухгалтера, лиц, ответственных за сохранность основных средств. Комиссия устанавливает непригодность объекта к восстановлению и использованию, причины списания объекта (физический или моральный износ, реконструкция, нарушение условий эксплуатации, аварии, стихийные бедствия, длительное неиспользование объекта для производственных целей), виновных лиц в преждевременном выбытии объекта, возможность использования отдельных деталей, узлов, материалов и их оценку исходя из цен возможного использования, определяет количество, вес изымаемых цветных и драгоценных металлов. Результаты принятого комиссией решения оформляются актом на списание основных средств (форма № ОС-4) (Приложение 4) или актом (списание автотранспортных средств (форма № ОС-4а). В акте указывается наименование объекта, дата принятия объекта к бухгалтерскому учету, год изготовления или постройки, срок полезного использования, первоначальная стоимость и сумма начисленной амортизации, проведенные ремонты, причина выбытия с обоснованием причин нецелесообразности использования и невозможности восстановления.
Акт утверждается руководителем предприятия. В актах приводят подробные сведения о техническом состоянии основных деталей, узлов и обосновывают необходимость их ликвидации (износ, преждевременное выбытие по причине ненормальных условий эксплуатации, аварии). При авариях к акту прилагается копия другого акта - акта об аварии с указанием причин и виновников произошедших аварий.
Детали, узлы демонтированного оборудования, пригодные для ремонта других основных средств, а также другие материалы приходуются в бухгалтерском учете по цене возможного использования. Непригодные детали и материалы приходуются как вторичное сырье по дебету счета 10 «Материалы» субсчет б «Прочие материалы».
Выбытие объектов основных средств вследствие продажи, обмена, списания, внесения в качестве вклада в уставный фонд и в других случаях оформляется договором и актом о приемке-передаче основных средств, а также составляется товарно-транспортная накладная формы ТТН-1, если отпуск (перемещение) осуществляется с участием автомобильного транспорта», либо товарная накладная на отпуск и оприходование товарно- материальных ценностей формы ТН-2, если перемещение объекта основных средств осуществляется почтой или нарочным (самовывоз).
На основании акта о приемке-передаче основных средств (форма № ОС-1) (Приложение 1) бухгалтерия организации делает запись в инвентарной карточке (форма ОС-4) (Приложение 2)
Ликвидация, продажа, обмен, внесение в уставный фонд основных средств производятся с участием активно пассивного счета 91 «Операционные доходы и расходы», при безвозмездной передаче - счета 92 «Внереализационные доходы и расходы», а в пределах одного собственника – счета 83 «Добавочный фонд».
Пунктом 46 в Инструкции о порядке бухгалтерского учета основных средств, утвержденной постановлением Министерств финансов Республики Беларусь от 20 декабря 2004 года № 127 (в редакции постановления от 9 июля 2004 года № 110), предусмотрены два варианта отражения в учете выбытия основных средств:
Таблица16. Учет реализации и выбытия основных средств
Содержание операции |
Дебет |
Кредит |
| ||
Списание первоначальной (востановительной) стоимости объекта основных средств Нп |
01/1 |
01 |
Сумма накопленной амортизации |
02 |
01/1 основных средств» |
Списание остаточной стоимости основных средств |
91/2 |
01/1 |
Расходы в следствие выбытия основных средств (продажа, обмен, ликвидация, передача в уставный фонд) |
91-2 |
70,68,69, 10 |
Расходы при ликвидации, безвозмездной передаче, стихийных бедствиях |
92-2 |
70,68,69, 10 |
Оприходование ценностей, полученных при ликвидации основных средств (по цене возможного использования) |
10 |
91-1 |
Начисление НДС |
91-3 |
68 |
Оприходование выручки от реализации, включая НДС |
51 |
91-1 |
Стоимость материалов, полученных при разборке объектов, ликвидированных в результате аварий, стихийных бедствий |
10 |
92-1 . |
II вариант
| ||
Списание амортизации по выбывшему объекту' |
02 |
01 |
Списание остаточной стоимости |
91-2 |
01 |
Оприходование деталей, узлов, материалов |
10 |
91/1 |
Расходы по демонтажу объекта |
91/2 |
70,68,69 |
П р и м е ч а н и е: Источник: [5, с.159-160]
При реализации основных средств по цене ниже остаточной стоимости НДС надо начислять от остаточной стоимости, а не от цены реализации.
Таблица17. Учет безвозмездной передачи основных средств:
Содержание операции |
Дебет |
Кредит |
Списание первоначальной стоимости передаваемого объекта |
01 |
01 |
Списание накопленной амортизации |
02 |
01 |
Сумма НДС |
92-3 |
68 |
Списание остаточной стоимости |
92-2 |
01 |
П р и м е ч а н и е: Источник: [ 5, с.160 ]
Таблица 18. Выбытие основных средств вследствие недостач, хищений
Содержание операции |
Дебет |
Кредит |
Списание первоначальной стоимости |
01 |
01 |
Списание накопленной амортизации |
02 |
01 |
Списание остаточной стоимости недостающих основных средств |
94 |
01 |
Начисление НДС от остаточной стоимости 1 и |
94 |
68 |
Списание недостачи по вине организации (с учетом НДС) |
92-2 |
94 |
Отнесение недостачи на виновных лиц по остаточной стоимости с учетом НДС |
73-2 |
94 |
Разница между взыскиваемой (без НДС') и остаточной стоимостью недостающих ценностей |
73-2 |
98-4 |
'НДС' от суммы разницы |
73-2 |
68 |
Поступление материального ущерба |
50,51,70 |
73-2 |
Отражение внереализационных доходов от суммы разницы в стоимости недостающих основных средств |
98-4 |
92-1 |
Списание недостачи в случае неустановления виновного лица или при отказе суда во взыскании |
94 92-2 |
73-2 94 |
П р и м е ч а н и е: Источник: [ 5, с.161 ]
2.3.
Порядок проведения и учет
результатов инвентаризации
Инвентаризация представляет собой способ контроля за сохранностью средств предприятия и правильностью их отражения в бухгалтерском учете. Она позволяет проверить, все ли хозяйственные операции оформлены документально и отражены в учете.
Проведение инвентаризации обязательно:
при смене собственника или реорганизации предприятия;
при ликвидации предприятия;
при составлении годовой отчетности;
при смене руководителя предприятия или другого материально ответственного лица;
при установлении фактов хищений, злоупотреблений имущественного характера, порчи, утраты имущества или по иным причинам (пожар, стихийное бедствие);
по решению контролирующих, судебных и иных уполномоченных на то органов.
Для проведения инвентаризации в организации создается постоянно действующая комиссия, которая берет расписку у материально ответственного лица о том, что все поступившие ценности учтены, выбывшие - списаны и соответствующие первичные документы переданы бухгалтеру.
Комиссия в присутствии материально ответственного лица проверяет наличие материальных ценностей и составляет инвентаризационные описи.
В процессе инвентаризации объекты осматриваются в натуре, проверяется их сохранность и рабочее состояние.
При выявлении объектов, не принятых на учет, объектов, по которым отсутствуют или указаны неправильные данные, характеризующие их, комиссия должна включить в опись правильные сведения и технические показатели по этим объектам.
Машины, оборудование, транспортные средства заносятся в описи индивидуально с указанием инвентарного номера, заводского номера предприятия-изготовителя, года выпуска, назначения, мощности и т.д.
На основные средства, не пригодные к эксплуатации, не подлежащие восстановлению, составляется отдельная опись с указанием времени ввода в -эксплуатацию и причин, приведших эти объекты к непригодности (порча, полный износ и т.п.).
Одновременно
с инвентаризацией собственных
Неучтенные объекты основных средств, обнаруженные при инвентаризации, принимаются к бухгалтерскому учету но рыночной стоимости с учетом расходов на государственную регистрацию и проведение оценки,