Учёт основных средств и пути повышения эффективности их использования

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2011 в 17:28, курсовая работа

Краткое описание

Цель написания курсовой работы – изучить учет основных средств и эффективности их использования.
Цель работы обусловила постановку и решение следующих задач:
* определение сущности и значения основных средств на предприятиях в современных условиях;
* определение источников финансирования основных средств в настоящее время;
* изучение организации учета основных средств;
* выявление путей повышения эффективности использования основных средств предприятия.

Файлы: 1 файл

Учет основных средств и пути повышения эффективности их использования.doc

— 305.50 Кб (Скачать)

      Если  затраты на ремонт возникают у  предприятия неравномерно, то в соответствии с учетной политикой на нем может создаваться ремонтный фонд. Отчисления в него производятся по нормативам, утвержденным самим предприятием. Нормативы устанавливаются в процентах к стоимости соответствующих видов основных средств и включаются в издержки производства или обращения. В случае превышения затрат на ремонт на сформированной величиной резервного фонда сумма превышения учитывается по дебету счета 31 ''Расходы будущих периодов''  и равными долями списываются на счета учета издержек производства и обращения.

      В случае экономии средств ремонтного фонда сумма экономии в конце года списывается на уменьшение издержек производства и обращения или производится методом ''красного сторно'' или же переходит на следующий год в случае планирования значительных объемов ремонтных работ в предстоящем году.  

      Корреспонденция счетов бухгалтерского учета ремонтов основных средств представлена в Таблице 2.2.3. 
 

Таблица 2.2.3.

Корреспонденция счетов бухгалтерского учета при  проведении ремонтов основных средств

№ п/п

Содержание  хозяйственных операций

Корреспонденция счетов

Дебет

Кредит

1. Приняты по актам  ремонтные работы, выполненные подрядным способом 20, 23, 25, 26, 44, 89 60, 76
1.1. Начислен НДС  по выполненным работам 18/1 60, 76
1.2. По мере оплаты делается внутренняя проводка 18/2 18/1
1.3. НДС к счету после ввода основных средств в эксплуатацию и при условии оплаты выполненных работ 68 18/2
2. Приняты по актам  ремонтные работы, выполненные хозяйственным способом 20, 23, 25, 26, 44, 89 10, 12, 68, 69, 70 и  др.
3. Списаны затраты  по ремонту арендованных основных средств, проведенном арендатором 31 23, 25, 26
4. Отнесены на счета учета издержек производства и обращения затраты по ремонту, проведенному арендатором 20, 44 31
5. Списаны арендатором  затраты по ремонту, проведенному за счет арендодателя 46 20, 23, 25, 26
6. Предъявлены арендодателю  к уплате документы за выполненный ремонт 76 46
 

      Модернизация  оборудования – частичное улучшение конструкции оборудования в целях увеличения производительности, облегчения условий труда и повышения количества продукции. Может выполняться самостоятельно, но чаще -  вместе с капитальным ремонтом.

      Реконструкция предприятия – переустройство существующих цехов и объектов основных средств, как правило, без расширения имеющихся зданий и сооружений с целью совершенствования производства и повышения его технико-экономического уровня на основе достижений научно-технического прогресса. При проведении реконструкции производится расширение отдельных зданий и сооружений, когда новое, более производительное оборудование не может быть размещено в ''старых'' цехах, строительство новых и расширение существующих цехов в целях ликвидации диспропорций, строительство новых зданий и сооружений того же назначения, взамен ликвидируемых на территории действующего предприятия. При реконструкции обеспечивается увеличение производственной мощности предприятия, прежде всего, за счет ликвидации диспропорции в технических звеньях, внедрение прогрессивных технологий, сокращение числа рабочих мест повышение производительности труда и т.д.[11, C.42]

      Затраты на модернизацию и реконструкцию  относятся на увеличение стоимости основных средств.

      Вторым  по значимости источником капитальных  вложений является прибыль предприятия. Планирование данного источника связывается с объемом не балансовой, а чистой прибыли предприятия. Именно из чистой прибыли, наряду с фондом потребления, образуется фонд накопления – материальная основа капитальных вложений, осуществляемых за счет прибыли. При этом необходимо помнить, что на цели воспроизводства основных фондов нельзя запланировать весь фонд накопления. У него есть и другие направления расходования: образование резервных фондов, финансирование научно-исследовательских разработок, возмещение затрат по повышению квалификации работников и т.п. На фоне многоцелевого использования прибыли проявляется важнейшее преимущество амортизации как источника капитальных вложений, а именно – ее строго целевой характер.

      При рассмотрении путей совершенствования  учета основных средств необходимо выделить такой способ, как лизинг.

      Лизинг  отражает многосторонние отношения  меду субъектами хозяйствования, при  которых одна сторона (лизингодатель) по предложению другой стороны (лизингополучателя) вступает в соглашение с третьей  стороной (продавцом) и, в случае необходимости, с четвертой стороной (кредитором) для приобретения у продавца имущества для лизингополучателя, а лизингополучатель обязуется уплатить лизингодателю за это лизинговые платежи.

      Основными видами лизинга являются финансовый и оперативный лизинг. [3, C.136]

      Финансовый  лизинг характеризуется тем, что срок, на который имущество передается во временное владение и пользование, не совпадает по продолжительности со сроком его полной амортизации. Амортизация начисляется в размерах, определенных лизинговым договором. В течение срока договора лизингодатель возмещает стоимость объекта лизинга не менее 75% и получат доход от лизинговой сделки. При этом все обязанности по страхованию, техническому обслуживанию и ремонту возлагаются на пользователя имущества. При финансовом лизинге сделка завершается, как правило, выкупом объекта лизинга лизингополучателем.

      Оперативный лизинг отличается тем, что объекты  лизинга передаются лизингополучателю  на срок, в течение которого лизингодателю  возмещается менее 75% его первоначальной стоимости. По истечении срока действия договора оперативного лизинга объекты лизинга подлежат возврату лизингодателю.

      Цена  договора лизинга устанавливается  лизингодателем по согласованию с лизингополучателем при заключении договора лизинга  с учетом инвестиционных расходов лизингодателя и суммы вознаграждения (дохода) по лизингу.

      Лизинговый  платеж представляет собой сумму  выплат лизингополучателем лизингодателю  за имущество, предоставленное ему  по лизинговому договору во владение и пользование. Лизинговый платеж включает: сумму, возмещающую полностью или частично стоимость объекта лизинга, в зависимости от условий договора; проценты, уплаченные лизингодателем, за полученный кредит (если таковой имел место); сумму выплачиваемую за страхование лизингового имущества, если оно было застраховано лизингодателем; вознаграждение лизингодателю и оплату за дополнительные услуги лизингодателя, предусмотренные договором. [3, C.138]

      При предоставлении основных средств в  финансовую аренду (лизинг) необходимо сделать проводки:

      Таблица 2.2.4.

      Корреспонденция счетов бухгалтерского учета лизинга

п/п Содержание  хозяйственных операций Корреспонденция счетов
Дебет Кредит
1. На первоначальную стоимость основных средств 03/1 01/1
2. Отражена амортизация, начисленная за период эксплуатации 02/1 02/3
3. Начислена амортизация  по основным средствам, (если амортизацию  начисляет арендодатель) 91/1 02/3
4. Отражение всей суммы лизингового платежа (включая  амортизационные отчисления) 76/8 98/1
5. Отражается  ежемесячное поступление лизингового  платежа 51, 52 76/8
6. Одновременное отражение лизингового платежа  при поступлении платежа 98/1 91/1
7 Налог на добавленную  стоимость 91/1 68
  При передаче объекта  лизинга в собственность  лизингополучателя:    
 

Окончание таблицы 2.2.4.

8 На первоначальную стоимость 03/2 03/1
9 Сумма начисленной  амортизации 02/3 03/2
10 Остаточная  стоимость 91/1 03/2
 

      Если  объекты, переданные в лизинг, учитываются  на балансе арендатора, то в учете  арендодателю следует сделать следующие  проводки:

      Таблица 2.2.5.

      Корреспонденция счетов бухгалтерского учета лизинга (объект лизинга находится на балансе арендатора)

п/п Содержание  хозяйственных операций Корреспонденция счетов
Дебет Кредит
1. На первоначальную (восстановительную) стоимость основных средств 01/3 01/1
2. Отражена амортизация, начисленная за период эксплуатации 02/1 01/3
3. На остаточную стоимость основных средств 91/1 01/3
4. Отражено начисление НДС, прочих налогов и платежей 91/1 68/2
5. Отражается  ежемесячное поступление лизингового  платежа 51, 52 76/8
6. На договорную стоимость основных средств 76/8 91/1
7 Прочие задолженности  по лизинговым платежам 76/8 98/1
8 На стоимость  основных средств в оценке, указанной  в договорах 011  
9 Отражается  ежемесячное поступление лизингового  платежа 51, 52 76/8
 

Окончание таблицы 2.2.5.

10 Одновременное отражение лизингового платежа  при поступлении платежа 98/1 91/1
11 Налог на добавленную  стоимость 91/1 68
11 Стоимость основных средств в оценке, указанной в  договорах (по окончании срока договора лизинга)   011
 

      Лизингополучатель при поступлении объекта лизинга, в случаях, когда он числится у него на балансе, делает проводки:

      Таблица 2.2.6.

      Корреспонденция счетов бухгалтерского учета лизинга (объект лизинга находится на балансе  лизингополучателя)

п/п Содержание  хозяйственных операций Корреспонденция счетов
Дебет Кредит
1. На контрактную  стоимость основных средств (объектов лизинга, требующих монтажа 01/2 (07) 76/8
2. Стоимость ремонтов по монтажу 08/4 60/1,76/8 и т.д.
3. стоимость объектов лизинга, требующих монтажа 08/4 07
4. Стоимость объекта  лизинга 01/2 08/4
5. НДС 18/1 60/1,

76/8

6. Начисление  лизинговых платежей за вычетом сумм, возмещающих стоимость объекта  лизинга 97 76/8
7 НДС 18/1 76/8
8 Ежемесячное начисление лизинговых платежей 20,44 97

Информация о работе Учёт основных средств и пути повышения эффективности их использования