Учетно-правовые вопросы НДС

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 05:43, курсовая работа

Краткое описание

Налог на добавленную стоимость (НДС) - один из важнейших федеральных налогов, но в тоже время самый сложный для исчисления из всех налогов, входящих в налоговую систему. Его традиционно относят к категории универсальных косвенных налогов, которые в виде своеобразных надбавок взимаются через цену товара, перенося основную тяжесть налогообложения на конечных потребителей продукции, работ, услуг. НДС представляет собой форму изъятия в бюджет части добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях производства и определяемой как разница между стоимостью реализованных товаров, работ и услуг и стоимостью материальных затрат, отнесенных на издержки производства и обращения.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………...3
1. Понятие налога на добавленную стоимость и методы расчета……………….6
2. Учетно-правовые вопросы НДС………………………………………………..15
2.1 Основные аспекты НДС ………………..………….……………………..15
2.2 Счета-фактуры при расчетах по НДС…………………………………....21
2.3 Бухгалтерский учет по НДС……………………………………………………..24
3. Учет НДС В «1С:Бухгалтерии 8»……………………….………........................25
3.1 Ввод начальных данных…………………………………………………..25
3.2 Учет НДС при поступлении товаров и услуг………………..….............26
3.3 Учет НДС при реализации……………………………………..…............26
3.4 НДС на авансы………………………………………………………….....27
3.5 Регламентные операции по учету НДС………………………..…...........29
3.6 Другие варианты учета НДС……………………………………..............30
3.7 Отчетность по НДС……………………………………………….............31
3.8 Особые случаи учета НДС………………………………………………..32
3.9 Учетные записи…………………………………………………................35
3.10 Стандартные отчеты налогового учета………….……………...............37
3.11 Налоговые регистры……………………………………………..............37
Заключение……………………………………………………………………….…39
Список литературы………………………………………………………………...40

Файлы: 1 файл

Курсовик по КИС.doc

— 469.50 Кб (Скачать)

     В данном случае под добавленной стоимостью понимаются, в основном, расходы  на оплату труда, соответствующие им отчисления на социальные нужды (в Пенсионный фонд, Государственный фонд занятости  населения, Фонд социального страхования, Фонд обязательного медицинского страхования) и прибыль предприятия. Для подакцизных товаров в налогооблагаемую базу включается также и сумма акцизов. На законодательном уровне произошло разделение определения налога и порядка его исчисления. Закон определяет, что сумма налога на добавленную стоимость, подлежащая взносу в бюджет, определяется как разница между суммами налога, полученными от покупателей за реализованные им товары, работы и услуги, и суммами налога, фактически уплаченными поставщикам за материальные ресурсы, работы, услуги, стоимость которых относится на издержки производства и обращения.

     Важным  является определение облагаемого  оборота, так как от этого напрямую зависит величина выплат в бюджет. Облагаемый налогом оборот – это  стоимость реализуемых товаров, исходя из применяемых цен и тарифов, без включения в них налог на добавленную стоимость. Исчисляется исходя из:

  • свободных, рыночных цен и тарифов, без включения в них налога на добавленную стоимость;
  • государственных регулируемых оптовых цен и тарифов, (без включения в них налога на добавленную стоимость), применяемых на некоторые виды продукции топливно-энергетического комплекса и услуг производственно-технического назначения (услуги связи, грузовые транспортные перевозки и другие);
  • государственных регулируемых розничных цен и тарифов, включающих в себя налог на добавленную стоимость, применяемые на некоторые потребительские товары и услуги, оказываемые населению.

     В облагаемый оборот включаются также  суммы денежных средств, полученные предприятиями за реализованные ими товары (работы и услуги) в виде финансовой помощи, пополнения фондов специального назначения или направленные в счёт увеличения прибыли, суммы авансовых и иных платежей, поступившие в счёт предстоящих поставок или выполнения работ и услуг на расчётный счёт, и суммы, полученные в порядке частичной оплаты по расчётным документам за реализованные товары, работы и услуги.

     На  предприятиях, осуществляющих реализацию продукции (работы и услуги) по ценам  не выше фактической себестоимости, для целей налогообложения применяется рыночная цена на аналогичную продукцию, работы и услуги, сложившаяся на момент реализации, но не ниже фактической себестоимости. Если же предприятие не могло реализовать продукцию, работы и услуги по ценам выше себестоимости из-за снижения качества продукции или каких-либо потребительских свойств (включается и моральный износ), либо если сложившиеся рыночные цены на эту или аналогичную продукцию оказались ниже фактической себестоимости этой продукции, то для целей налогообложения применяется фактическая цена реализации продукции. Если предприятие в течение 30 дней до реализации продукции по ценам, не превышающим её фактической себестоимость, реализовало (или реализовывало) аналогичную продукцию по ценам выше её фактической себестоимости, то по всем сделкам в целях налогообложения применяются цены, исчисляемые из максимальных цен реализации этой продукции.

     При реализации продукции по ценам ниже себестоимости (речь идёт о приобретенной  продукции у другого предприятия для дальнейшей перепродажи) возникающая отрицательная разница между суммами налога, уплаченными поставщикам, и суммами налога, исчисленными после реализации продукции, относятся на прибыль, остающуюся в распоряжении у предприятия после уплаты налога на прибыль, и зачёту в счёт предстоящих платежей или возмещению из бюджета не подлежит. При осуществлении обмена продукцией (товарами и услугами) либо её передачи безвозмездно облагаемый оборот определяется исходя из средней цены реализации такой же или аналогичной продукции (работ, услуг), рассчитанной за месяц, в котором происходит обозначенная сделка, а в случае отсутствия реализации такой или аналогичной продукции (работ, услуг) за месяц – исходя из цены её последней реализации, но не ниже фактической себестоимости. В случае если предприятие обменивает вновь освоенную продукцию, которая ранее не производилась, то к данной продукции при исчислении налога применяется рыночная цена на аналогичную продукцию или схожий товарозаменитель, но она не должна быть ниже фактической себестоимости.

     При использовании внутри предприятия  товаров собственного производства, затраты по которым не относятся  на издержки производства и обращения, используется стоимость аналогичных  товаров, а при их отсутствии –  фактическая себестоимость.

     При натуральной оплате труда товарами собственного производства облагаемым оборотом будет стоимость товаров, исходя из свободных розничных цен, включая торговую надбавку, а если на эти товары применяются государственные  регулируемые цены – исходя из этих цен.

     НДС - многоступенчатый налог, взимаемый  на каждой стадии или каждом этапе  процесса производства и сбыта. В  ходе хозяйственной деятельности предприятие  приобретает у поставщиков товары и сырье и производит продукцию  или услугу, т. е. создает добавленную стоимость путем переработки, производства и (или) сбыта.

     Работая в режиме обложения НДС, каждый уплачивает налог с добавленной им в процессе производства и обращения стоимости. В результате этого одна и та же добавленная стоимость никогда не облагается дважды, то есть эффекта по нарастающей не происходит. Более того, на заключительной стадии сумма всех добавленных стоимостей по ходу процесса, так же, как и сумма всех разностей между продажами и покупками равна потребительской цене минус налог. Иными словами, общая сумма НДС на каждой стадии производства и реализации равна налогу, взимаемому при продаже товара продавцом конечному потребителю или пользователю.

     Добавленную стоимость можно представить как сумму заработной платы (V) и получаемой прибыли (М). С другой стороны добавленную стоимость можно определить как разность между выручкой от реализации товаров (О) и производственных затрат (I).

     Основываясь на этих двух методах можно выделить четыре основных механизма расчета  НДС:

     1. прямой аддитивный, или бухгалтерский - R * (V + m) = VAT;

     2. косвенный аддитивный - R * V + R * m = VAT;

     3. метод прямого вычитания - R * (O - I) = VAT;

     4. косвенный метод вычитания (зачетный  метод по счетам) - R * O - R * I = VAT.

     Наибольшее  распространение получил четвертый метод расчета налога на добавленную стоимость. На практике его использование не требует определения собственно добавленной стоимости. Вместо этого ставка применяется к ее компонентам (затратам и произведенной продукции). Этот метод удобен тем, что:

     1. позволяет применить ставку налога  непосредственно при сделке, что  дает преимущества технического  и юридического характера;

     2. наличие счета-фактуры, в котором  отражаются налоги, становится самым  важным и принципиальным моментом  совершения сделки и информации о налоговых обязательствах. Использование счета-фактуры с указанием совершенной сделки дает возможность для прослеживания движения товара с целью проверки;

     3. чтобы использовать первый и  второй методы расчета налога, т. е. методы, основанные на балансах, необходимо определить прибыль. Но поскольку в балансах компаний совершенные операции по продаже не подразделяются на виды товарной продукции в соответствии с действующими ставками налога, а также не выделяются по видам товаров закупки, то становится ясным, что в этом случае применима лишь единая станка на добавлению стоимость. Четвертый метод дает возможность использования дифференцированной ставки налога.

       Третий метод неудобен тем,  что применение ставки налога  к показателю, получаемому в результате вычитания затрат из стоимости выпускаемой продукции, то он так же удобен, как и 1 и 2 методы, для единой ставки налога. На практике неудобно рассчитывать добавленную стоимость ежемесячно, поскольку покупки и продажи могут колебаться во времени.

       Таким образом, 4-й метод или  «инвойсный» наиболее практичный. Налоговые обязательства могут  рассчитываться еженедельно, ежемесячно, ежеквартально или ежегодно. Этот  метод позволяет наиболее полно  охватить товары и использовать  более чем одну ставку. При таких условиях, когда при исчислении НДС могут быть использованы различные подходы и способы, наиболее важным является законодательно установленный порядок исчисления НДС.

     Специалисты в области налогообложения называют три основные группы причин, делающих целесообразным введение НДС:

  • он обеспечивает высокие процентные государственные доходы,
  • ему свойственны нейтральность и, конечно же,
  • эффективность.

     В большинстве стран НДС обеспечивает от 12 до 30 % государственных доходов, что эквивалентно примерно 5 - 10 % валового национального продукта. Мировой опыт свидетельствует, что налоговая система, построенная на базе НДС, обеспечивает высокую стабильность поступлений в бюджет.

     НДС имеет преимущества, как для государства, так и для налогоплательщика.

  1. от него труднее уклониться.
  2. с ним связано меньше экономических нарушений.
  3. он в большей степени повышает заинтересованность в росте доходов.

     К тому же для налогоплательщиков предпочтительнее рост налогообложения расходов, чем доходов.

     Однако, несмотря на столь успешное применение налога в мировой практике, зарубежный опыт использования НДС также содержит ряд нерешенных вопросов, связанных с негативными особенностями широкого использования НДС. Поэтому слепое копирование положений зарубежного законодательства об НДС в отечественную теорию и практику применения этого налога крайне нежелательно. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      2 Учетно-правовые вопросы НДС

      2.1 Основные аспекты НДС 

      НДС – косвенный налог на потребление, распространяющийся на товары, работы и услуги. Основное назначение этого налога – реализация фискальной (бюджетообразующей) функции налогов.

      В полном соответствии со своим назначением  НДС занимает первое место среди  бюджетообразующих налогов федерального уровня бюджетной системы.

      Показатель  «добавленная стоимость» применяется для расчета валового внутреннего продукта и представляет собой разницу между стоимостью реализованной готовой продукции (товаров, работ, услуг) и стоимостью продуктов, потребленных при ее производстве.

      Другими словами, добавленная стоимость – это сумма затрат, добавляемых к стоимости исходного сырья и материалов на каждой стадии производства, продажи, перепродажи.

      Определить  величину добавленной стоимости  можно двумя способами:

    • суммированием всех ее компонентов (метод сложения);
    • путем нахождения разницы между стоимостью реализации и суммарной стоимостью всех компонентов исходного сырья (метод вычитания).

      В действующем налоговом законодательстве Российской Федерации закреплен  второй из указанных вариантов расчета. В пользу такого выбора можно привести следующие доводы. В целях налогообложения в принципе нет необходимости определять собственно величину добавленной стоимости, основная задача – определить соответствующую ей сумму налога. Использование метода вычитания в данном случае способно значительно облегчить ее решение. Расчет суммы НДС, подлежащей уплате в бюджет, определяется в два этапа:

    • рассчитывается сумма НДС, соответствующая всему обороту (стоимости реализации);
    • из полученной суммы вычитаются суммы НДС, перечисленные поставщикам и подрядчикам в составе платежей за различные компоненты исходного сырья.

      Основная  сложность практической реализации этого способа определения величины добавленной стоимости – понять, какие суммы входного НДС (т.е. поступившие  на начальной стадии процесса производства) относятся к составляющим исходного сырья, а значит, подлежат вычету, а какие – нет. В налоговом законодательстве Российской Федерации это достигается путем установления критериев, которым должны соответствовать суммы входного НДС.

      Установленный на сегодняшний день в налоговом законодательстве РФ порядок исчисления НДС является достаточно экономически грамотным, поэтому вряд ли он претерпит в ближайшем будущем существенные изменения. Наиболее вероятно, что изменения в законодательстве будут направлены на наиболее полное соответствие НДС текущей экономической ситуации в стране и коснутся в основном налоговых льгот.

Информация о работе Учетно-правовые вопросы НДС