Учетная политика предприятия и управленческий учет (на материалах куп «Светлогорскпромстрой» )

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2010 в 10:05, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – рассмотреть управленческий учет и учетную политику предприятия.
При написании работы были поставлены следующие задачи:
-изложить сущность, функции, задачи и роль управленческого учета в условиях рыночных отношений;
- изучить элементы методика учетной политики и управленческого учета затрат;
-рассмотреть организационно-технические аспекты и порядок формирования учетной политики;

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3

1. Сущность, функции, задачи и роль управленческого учета в условиях рыночных отношений
5

2. Элементы методика учетной политики и управленческого учета затрат
12
2.1. Варианты учета затрат на производство, калькулирование себестоимости продукции и формирование финансовых результатов
12
2.2. Оценка незавершенного производства 21
2.3. Способы распределения косвенных расходов между субъектами калькулирования
22
2.4 Варианты выпуска продукции 27
2.5. Оценка готовой продукции 28

3. Организационно-технические аспекты и порядок оформления учетной политики организации
31

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 39

Файлы: 1 файл

План.doc

— 342.00 Кб (Скачать)

2.4 Варианты выпуска  продукции 

    Порядок расчетов за выполненные строительные работы определяется условиями подрядных торгов или соглашением сторон и устанавливается договором подряда. За расчетный период может быть принят месяц, либо период времени, необходимый для строительства объекта или выполнения строительных работ, либо выполненный этап (комплекс) строительных работ. Расчеты производятся на основании подписанных заказчиком справок о сметной стоимости выполненных работ и затрат по форме 3. Эта справка является документом первичного учета и составляется генеральным подрядчиком (субподрядчиком) для определения объемов выполненных работ.

    Справка по форме 3 составляется на основании  журнала учета выполненных работ по форме КС-6, который ведется на объектах строительства производителями работ (прорабами, мастерами). На основании справки формы 3 генеральный подрядчик (субподрядчик) оформляет платежные требования и инкассирует в банке для получения денежных средств.

    Некачественно выполненные строительные работы оплате не подлежат, не оплачиваются до устранения дефектов и последующие технологически связанные с ними строительные работы. После устранения дефектов ранее выполненные строительные работы подлежат оплате по ценам, действовавшим на дату, первоначально установленную договором подряда (календарным графиком).

    Для учета расчетов с заказчиками  за выполненные строительно-монтажные работы предназначен счет 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками». По дебету этого счета отражают причитающиеся с заказчиков суммы за выполненные строительно-монтажные работы, а по кредиту — полученные суммы по оплаченным счетам.

    Синтетический учет по счету 62 в КУП «Светлогорскпромстрой» ведут в журнале-ордере № 11. Аналитический учет расчетов с заказчиками в исследуемой организации ведут в ведомости № 5-с «Расчеты с заказчиками (генподрядчиками) за выполненные работы». Записи в ведомости № 5-с производятся в хронологическом порядке по каждому предъявленному и акцептованному в отчетном месяце счету за выполненные работы с указанием наименования заказчика, номера и даты предъявленного счета, номера платежного документа. Итоговые данные аналитического учета по ведомости № 5-с переносят в журнал-ордер № 11.

    Расчеты за строительные работы, выполненные на основе договоров субподряда, осуществляются в порядке, предусмотренном для расчетов между заказчиком и генеральным подрядчиком. Договором субподряда может быть предусмотрено проведение расчетов с субподрядчиками как генеральным подрядчиком, так и непосредственно заказчиком одновременно с расчетами между заказчиком и генеральным подрядчиком. В последнем случае к платежным документам, предъявленным заказчику генеральным подрядчиком, должны быть приложены подробные сведения, согласованные с соответствующими субподрядчиками, об объемах выполненных ими строительных работ. Принятые к оплате счета за выполненные субподрядчиками работы КУП «Светлогорскпромстрой» (генеральный подрядчик) отражает в ведомости № 5-с, аналогично как и по расчетам с заказчиками.

    В конце месяца итоговые данные этой ведомости в балансе КУП «Светлогорскпромстрой» (генподрядчика) переносят в журнал-ордер № 6.

    Например. Гомельский Строительный трест №14»  предъявило к оплате СУ-10 счет за выполненные работы. В счете значится:

    1. За выполненные монтажные работы  по договорной стоимости – 500 млн.р.  Ставка НДС - 18 %. Сумма НДС - 90 млн.р.    Всего стоимость с НДС - 590 млн.р.

    В этом случае в балансе генподрядчика  будет сделана следующая проводка:

    Дебет счета 20 «Основное производство» - 500 млн.р.;

    Дебет счета 18 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным товарам, работам, услугам» (субсчет 3 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным товарно-материальным ценностям, работам, услугам») - 90 млн.р.,

    Кредит счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» - 590 млн.р.

    Данные  журнала-ордера № б по дебету счета 20 «Основное производство» переносят в журнал-ордер № 10-с в специальный раздел «Аналитические данные» по счету 20 «Основное производство» в разрезе объектов строительства.

    После сдачи этих работ заказчику и  предъявления последнему расчетно-платежных документов по сметной (договорной) стоимости они списываются с кредита счета 20 «Основное производство» в дебет счета 90 «Реализация». По кредиту счета 90 они отражаются в общей сумме предъявленных заказчику к оплате счетов за выполненные работы.

    Таким образом, на счете 90 «Реализация» реализованные субподрядные работы отражаются по сметной (договорной) стоимости по дебету и кредиту этого счета транзитом в одинаковой сумме. 

2.5. Оценка готовой  продукции 

    Учет  затрат на производство строительно-монтажных  работ организован по позаказному  методу с применением элементов нормативной системы учета и контроля за использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов.

    При данном методе учета затрат объектом учета является отдельный заказ, открываемый на каждый объект строительства, монтажа и вид работ в соответствии с договором, заключенным с заказчиком на производство работ. Для учета затрат на каждый заказ открывается отдельный аналитический счет с указанием заказа.

    Если  учет затрат ведется по группе объектов и они сдаются в эксплуатацию в разные сроки, в этом случае фактическая себестоимость выполненных и сданных заказчику строительно-монтажных работ определяется расчетным путем исходя из процента, исчисленного как отношение фактических затрат по производству строительно-монтажных работ, находящихся в незавершенном строительстве, к их договорной стоимости, и договорной стоимости сдаваемых работ.

    Так, в марте 2008 года КУП «Светлогорскпромстрой» для индивидуального предпринимателя г. Светлогорска, Адамова С.И. начало строительство следующих объектов: автозаправочной станции; магазина для продажи запасных частей; кафе-бара.

    На 1 апреля 2008.г. на объектах строительства выполнено работ по договорной стоимости:

    - автозаправочная станция — 110,8 млн.руб.;

    - магазин для продажи запасных  частей — 200,5 млн.руб.;

    - кафе-бар — 500,4 млн.руб. 

    Фактические затраты на строительство указанных объектов составили 640,8 млн.руб., договорная стоимость выполненных работ — 811,7 млн.руб.

    30 декабря 2008 г. кафе-бар сдан ИП Адамову С.И. по акту госкомиссии. Договорная стоимость определена в сумме 500,4 руб.

    Фактическая стоимость сданного ИП Адамову С.И. кафе-бара была определена следующим образом. Сначала следовало определить фактические затраты на 1 рубль выполненных строительно-монтажных работ по договорной стоимости. Для этого фактические затраты выполненных работ по объектам строительства (640,8 млн.руб.) делим на договорную стоимость выполненных работ (811,7 млн.руб.). Они равны 0,78 руб. (640,8 млн.руб. : 811,7 млн.р.).

    Затем договорную стоимость выполненных  работ умножаем на фактические затраты на 1 рубль выполненных строительно-монтажных работ по договорной стоимости и получаем фактическую себестоимость сданного в эксплуатацию кафе-бара. Она равна 390,312 млн.руб. (500,4 млн.руб. х 0,78).

    Состав  затрат, включаемых в себестоимость  продукции, в КУП «Светлогорскпромстрой» устанавливается централизованно. Принципы формирования себестоимости продукции (работ, услуг) определены Законом Республики Беларусь «О налогах на доходы и прибыль», «Основными положениями по составу затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг)», а также Методическими рекомендациями по планированию и учету затрат на производство строительно-монтажных работ, утвержденными приказом Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 11 января 2000 г. № 3. (с изм. и доп.).

    Затраты, включаемые в себестоимость строительно-монтажных работ, классифицируются на затраты отчетного и будущих периодов, основные и накладные, прямые и косвенные, элементы и статьи.

    Фактические затраты включаются в себестоимость  строительно-монтажных работ того календарного периода, к которому они относятся, независимо от времени их возникновения. КУП «Светлогорскпромстрой» для учета затрат и определения себестоимости строительно-монтажных работ и готовой продукции используют систему синтетических счетов бухгалтерского учета. Для учета затрат на производство предназначены следующие счета: 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательные производства», 25 «Общепроизводственные расходы», 26 «Общехозяйственные расходы», субсчет 2 «Накладные расходы», 28 «Брак в производстве», 29 «Обслуживающие производства и хозяйства» и другие.

    Расходы, производимые строительной организацией в отчетном периоде, но относящиеся  к последующим отчетным периодам, предварительно учитываются на счете 97 «Расходы будущих периодов» и ежемесячно включаются в себестоимость строительно-монтажных работ по соответствующим статьям и элементам затрат в доле, приходящейся на каждый отчетный период.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3. Организационно-технические  аспекты и порядок  оформления учетной  политики организации 

   Учетная политика – это выбор методик, форм ведения бухгалтерского учета, влияющих на оценку и принятие решения пользователями информации.  Учетная политика в обязательном порядке формируется всеми организациями Республики Беларусь. Она является одним из первых документов, который подлежит контролю со стороны проверяющих органов.

   Так, пп.42 и 48.2 Инструкции о порядке организации  и проведения проверок налоговыми органами, утвержденной постановлением МНС РБ от 29.12.2003 № 124 (с изменениями и дополнениями), установлено, что проверяющие на начальной стадии проверки уточняют наличие учетной политики, а также соответствует ли она Закону РБ от 18.10.1994 № 3321-XII «О бухгалтерском учете и отчетности» (в  ред. Закона  от  13.нобр. 2008 г., № 449-3) и соблюдается ли она плательщиком (иным обязанным лицом). (Приложение 3)

   Формирование  учетной политики налагает большую  ответственность на главного бухгалтера, что обусловливает необходимость  хорошего знания методологии и организации бухгалтерского учета и налогообложения. Всю совокупность производственных вопросов в части бухгалтерского учета принято делить на методические и организационно-технические.

     Методические аспекты оказывают влияние на формирование финансовых результатов деятельности организации, а организационно-технические - на организацию технологического процесса работы бухгалтерии. Напомним, что в учетной политике должны быть определены способы и методы ведения бухгалтерского учета, по которым законодательством предусмотрена вариантность.

     Организацией на основе анализа этих вариантов выбирается один. Закреплять в учетной политике те аспекты, по которым законодательством предусмотрен один вариант, нет необходимости.

     Главный бухгалтер обеспечивает соблюдение в течение года аспектов учетной политики и раскрытие ее в пояснительной записке к годовому бухгалтерскому отчету. Изменение учетной политики оговаривается в пояснительной записке к годовому отчету с указанием результатов в денежном выражении, возникших вследствие внесения изменений в учетную политику.

    Ниже в таблице 3.1 представлены основные элементы учетной политики по учету затрат предусмотренные законодательством. 

Таблица 3.1

Основные  элементы ученой политики по учету затрат применяемые 

в Республике Беларусь для организаций

Законодательно  допустимые варианты Примечания  и нормативное

обоснование

1. Производственные  запасы оцениваются по фактической  Комментарий к  счету 10 «Материалы» 

    Продолжение таблицы 3.1

Законодательно  допустимые варианты Примечания  и нормативное

обоснование

себестоимости их приобретения (заготовления) с отражением по счету 10 «Материалы».

2. Производственные  запасы учитываются по учетным  ценам (плановая себестоимость приобретения (заготовления), средние покупные цены и др.) с использованием счетов 10 «Материалы», 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей».Отклонения от фактической себестоимости приобретения отражаются на счете 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей»

Инструкции по применению Типового плана

счетов  бухгалтерского учета, утвержденной постановлением Минфина РБ от 30.05.2003 № 89

Включение в состав себестоимости сырья, материалов и других материальных ресурсов производится с использованием методов

оценки  запасов:

1) по  средневзвешенным ценам; 2) по учетным  ценам с учетом отклонений, отраженных на счете 16; 3) по ценам последнего приобретения (ЛИФО);

4) по  фиксированным ценам в организациях  промышленности

Подп.2.6.12 Основных положений по составу затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), утвержденных Минэкономики 26.01.1998 № 19-12/397, Минфином 30.01.1998 № 3, Минстатом 30.01.1998 № 01-21/8 и Минтрудом 30.01.1998 № 03-02-07/300.
Учет  затрат на производство и калькулирование  фактической себестоимости продукции (работ, услуг) ведется:

1) позаказным  методом; 

2) попередельным  методом; 

3) котловым  методом;

4) иным  методом в соответствии с отраслевыми  рекомендациями.

В учетной  политике приводится установленный  организацией перечень статей затрат, их состав и методы распределения

Отраслевые  рекомендации по учету затрат и исчислению себестоимости 
 
 
 
Возвратные отходы могут оцениваться:

1) по  пониженной цене исходного материального  ресурса (по цене возможного  использования);

Подп.2.6.16.3 Основных положений по составу затрат
2) по  полной цене исходного материала;

3) по  действующей цене на отходы  за вычетом расходов на сбор и обработку

 
Издержки  обращения в части транспортных расходов и процентов по кредитам, займам распределяются на реализованные товары и на товары, оставшиеся не реализованными на конец месяца, пропорционально

стоимости товаров:

1) по  продажным ценам;

2) по  покупным ценам

Методические  указания по составу и учету издержек обращения (производства), финансовых результатов деятельности организаций торговли и общественного

питания, утвержденные приказом Минторга РБ от 20.09.2002 № 86

1. В  целях равномерного отнесения на себестоимость продукции затрат на ремонт основных средств формируется резерв предстоящих расходов на текущий ремонт основных средств. Отчисления в резерв производятся в размере, приходящемся на отчетный период, исходя из сметной стоимости ремонта.

2. Резерв  на текущий ремонт не создается.

3. Затраты  на ремонт основных производственных  средств включаются в себестоимость продукции (работ, услуг):

а) исходя из установленного предприятием норматива с отражением в составе расходов будущих периодов разницы между общей стоимостью ремонта и суммой, относимой по нормативу на себестоимость продукции (работ, услуг);

б) по мере осуществления фактических затрат

Комментарий к  счету 96 «Резервы предстоящих расходов» Инструкции № 89 
 
 
 
 
 
 
1. Списание  общепроизводственных и общехозяйственных расходов производится на счета учета затрат.

2. Общепроизводственные  расходы, учтенные на субсчете 25-2 «Общецеховые расходы», и общехозяйственные расходы в качестве

условно-постоянных списываются на счет 90 «Реализация»

Инструкция  № 89 
 
 
Общепроизводственные  расходы учитываются на счете 25 «Общепроизводственные расходы» и ежемесячно распределяются между объектами калькуляции пропорционально:

1) расходам  на оплату труда работников, непосредственно занятых производством продукции;

2) прямым  материальным затратам;

П.6 Инструкции по бухгалтерскому учету

«Расходы  организации», утвержденной

постановлением  Минфина РБ от 26.12.2003 № 182; комментарий к счету 25 «Общепроизводственные расходы» Инструкции № 89; отраслевые

Информация о работе Учетная политика предприятия и управленческий учет (на материалах куп «Светлогорскпромстрой» )