Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2012 в 00:01, курсовая работа
Основными задачами бухгалтерского учета в банке являются:
формирование детальной, достоверной и содержательной информации о деятельности кредитной организации и ее имущественном положении, необходимой внутренним пользователям бухгалтерской отчетности - руководителям, учредителям, участникам организации, а также внешним - инвесторам, кредиторам и другим пользователям бухгалтерской отчетности;
ведение подробного, полного и достоверного бухгалтерского учета всех банковских операций, наличия и движения требований и обязательств, использования кредитной организацией материальных и финансовых ресурсов;
выявление внутрихозяйственных резервов для обеспечения финансовой устойчивости кредитной организации, предотвращения отрицательных результатов ее деятельности;
использование бухгалтерского учета для принятия управленческих решений.
Введение …………………………………………………………………………………………2
1. Учетная политика банка для целей бухгалтерского учета ……………………………3
1.1. Рабочий план счетов ……………………………………………………………………...3
1.2. Формы первичных учетных документов ………………………………………………6
1.3. Правила документооборота и технология обработки учетной информации ……...6
1.4. Порядок проведения отдельных учетных операций …………………………………7
1.5. Условные обязательства некредитного характера …………………………………...7
1.6. Временно неиспользуемая недвижимость и непрофильные активы ………………8
1.7. Расчеты в рамках национальной платежной системы ………………………………9
1.8. Операции с ПФИ и срочными сделками ……………………………………………..10
1.9. Прочие изменения в учетной политике ……………………………………………….11
2. Учетная политика банка для целей налогообложения ……………………………….12
2.1. Правила изменения и дополнения учетной политики ……………………………...12
2.2. Особенности подготовки учетной политики банком ………………………………..13
2.3. Порядок расчета и уплаты налогов …………………………………………………...21
Заключение ……………………………………………………………………………………..22
Задачи …………………………………………………………………………………………...25
Список использованной литературы …………………………………………………………29
При составлении учетной политики в 2012 г. корректировке подлежат ее приложения – внутрибанковские документы, касающиеся, в частности, операций с производными финансовыми инструментами и срочными сделками.
1.5. Условные обязательства некредитного характера
В отношении условных обязательств некредитного характера – объектов, ранее не отражаемых в бухгалтерском учете, – в учетной политике целесообразно определить:
Кроме того, отдельным распорядительным документом необходимо установить перечень подразделений и должностных лиц кредитной организации, ответственных за определение размера условных обязательств некредитного характера, уровня риска по ним и формирование (корректировку) резервов на возможные потери. В состав ответственных подразделений целесообразно включить юридические службы, бухгалтерию, а также другие отделы кредитной организации, осуществляющие (сопровождающие) операции, в связи с которыми у банка могут возникнуть условные обязательства некредитного характера (продажа или прекращение какого-либо направления деятельности кредитной организации; закрытие подразделений или их перемещение в другой регион и т.д.).
1.6. Временно неиспользуемая недвижимость и непрофильные активы
Изменения в учете недвижимости, временно неиспользуемой в основной деятельности (НВНОД), требуют корректировки приложений к учетной политике, регламентирующих учет имущества кредитной организации, либо разработки нового приложения. В частности, необходимо разработать и утвердить:
Ответственными за ведение учета операций с объектами НВНОД являются те же подразделения и должностные лица кредитной организации, которые осуществляли операции с этими объектами и раньше. Однако, возможно, необходимо внести изменения в положения об отделах и должностные инструкции сотрудников.
Отдельной регламентации требует процесс перехода к новым правилам учета так называемых непрофильных активов, причем эту работу необходимо осуществить до конца декабря текущего года.
1.7. Расчеты в рамках национальной платежной системы
В связи с выходом Закона о национальной платежной системе и связанными с ним изменениями в других законодательных актах Банк России выпустил несколько указаний, регулирующих деятельность банков как участников платежной системы, в том числе:
Есть и документы
Учетная политика кредитной организации в связи с изменением законодательства о национальной платежной системе должна быть скорректирована в части:
Все изменения, вносимые в учетную политику, определяются по факту и в соответствии с условиями новых (измененных) договоров, заключенных кредитными организациями с участниками платежной системы. Таким образом, для своевременного и корректного внесения новых положений в учетную политику необходимо предварительно тщательно проработать все юридические аспекты этой деятельности и привести их в соответствие с новыми положениями законодательства.
Особого внимания требуют характеристики
и правила использования
1.8. Операции с ПФИ и срочными сделками
Кредитным организациям, осуществляющим операции с производными финансовыми инструментами (ПФИ) и срочными сделками, пришлось полностью переписывать соответствующий раздел учетной политики. При этом, в частности, необходимо было определить:
В раздел учетной политики по ПФИ было необходимо включить порядок признания и прекращения признания, определения справедливой стоимости (и периодичности проведения ее оценки), аналитического учета ПФИ, а также отражения операций с ПФИ на счетах бухгалтерского учета.
1.9. Прочие изменения в учетной политике
В 2011 г. выходили и менялись документы Банка России, которые не внесли изменений собственно в порядок бухгалтерского учета (корреспонденцию счетов) по конкретным банковским операциям, но могут повлиять на порядок их аналитического (управленческого) учета. Например, лицевые (аналитические) счета бухгалтерского учета могут быть открыты в соответствии с определенными принципами, учитывающими потребности подразделений, занимающихся составлением банковской отчетности по российским и международным стандартам, расчетом нормативов или обязательных резервов, а также осуществляющих расчеты с контрагентами в рамках платежных систем, в том числе с использованием платежных карт.
Учет таких потребностей, как правило, осуществляется посредством внесения соответствующих изменений в Классификатор счетов бухгалтерского учета (внутренний документ кредитной организации, устанавливающий единообразный подход к нумерации и наименованиям аналитических счетов), который является составной частью учетной политики. Кроме того, могут меняться формы внутрибанковских отчетных форм и учетных регистров, используемых для целей управленческого и налогового учета. Целесообразность, объем и характер изменений каждая кредитная организация определяет самостоятельно.
2. Учетная политика банка для целей налогообложения
2.1. Правила изменения и дополнения учетной политики
Учетная политика для целей налогообложения – выбранная налогоплательщиком совокупность допускаемых НК РФ способов (методов) определения доходов и (или) расходов, их признания, оценки и распределения, а также учета иных, необходимых для целей налогообложения, показателей финансово-хозяйственной деятельности (п. 2 ст. 11 НК РФ).
Учетная политика применяется с 1 января года, следующего за годом утверждения ее соответствующим приказом, распоряжением руководителя организации (п. 12 ст. 167 НК РФ).
В учетной политике для целей налогообложения, утверждаемой соответствующим приказом (распоряжением) руководителя кредитной организации, устанавливается порядок ведения налогового учета. При изменении применяемых методов учета соответствующие изменения в учетную политику согласно ст. 313 НК РФ вносятся с начала нового налогового периода. Кредитная организация могла воспользоваться этой нормой и с 1 января 2012 г. внести новые положения в свой документ. Необходимо только помнить, что изменения законодательства о налогах и сборах могут быть учтены в учетной политике банка не ранее, чем они вступят в действие.
Если с 2012 г. банк был намерен развивать новые направления деятельности, принципы и порядок их отражения он также был обязан определить в учетной политике для целей налогообложения.
Формы регистров налогового учета,
порядок отражения в них
2.2. Особенности подготовки учетной политики банком
Кредитная организация сама решает, какой будет ее учетная политика. Одни кредитные организации стремятся подготовить документ, в котором найдет отражение большинство вопросов налогообложения, а также будут прописаны те моменты, которые не определены налоговым законодательством, но по которым у банка сформирована своя позиция. Другие готовят более краткий документ, где обозначают лишь основные направления налогообложения и определяют, какие методы учета будут использоваться в случаях, когда налогоплательщик обязан сделать такой выбор в соответствии с НК РФ.
2.2.1. Начисление амортизации
Как правило, в учетной политике в соответствии с п. 1 ст. 259 НК РФ должен быть закреплен используемый метод начисления амортизации (линейный или нелинейный). Изменение метода начисления амортизации допускается только с начала очередного налогового периода. При этом банк вправе переходить с нелинейного метода на линейный не чаще одного раза в пять лет.
Несмотря на то, какой метод начисления амортизации установлен в учетной политике, в отношении зданий, сооружений, передаточных устройств, нематериальных активов, входящих в 8 - 10 амортизационные группы, независимо от срока ввода в эксплуатацию соответствующих объектов согласно п. 3 ст. 259 НК РФ применяется линейный метод начисления амортизации. В отношении прочих объектов амортизируемого имущества независимо от срока их введения в эксплуатацию применяется только метод начисления амортизации, установленный в учетной политике.
Также п. 4 ст. 259.3 допускает начисление амортизации по нормам амортизации ниже установленных НК РФ по решению руководителя организации-налогоплательщика, закрепленному в учетной политике, в порядке, установленном для выбора применяемого метода. Однако кредитные организации, хотя и имеют на это право, в большинстве случаев не используют эту норму в своей учетной политике.
Банк может воспользоваться правом, установленным п. 9 ст. 258 НК РФ, и включать в состав расходов отчетного (налогового) периода затраты на капитальные вложения в размере: