Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 11:51, реферат
Целью работы является изучение путей совершенствования методики бухгалтерского учета, сохранности и
использования производственных запасов организации.
Для реализации цели нами поставлены следующие задачи:
- рассмотреть экономическое содержание производственных запасов, дать их классификацию и оценку;
- изучить методику поступления производственных запасов;
- отразить учет расходования производственных запасов, их реализацию;
Введение. 3
Глава 1. Понятие и сущность производственных запасов. 5
1.1. Производственные запасы и задачи их учета. 5
1.2. Классификация производственных запасов. 7
1.3. Оценка и принципы учета запасов. 10
Глава 2. Учет операций с производственными запасами. 13
2.1. Документирование и оперативный учет движения производственных запасов. 13
2.2. Бухгалтерский учет поступления производственных
запасов и расчетов с поставщиками. 16
2.3. Бухгалтерский учет движения производственных запасов. 20
2.4. Отражение в учете инвентаризации производственных запасов 23
2.5. Учет переоценки производственных запасов. 28
Заключение. 31
Библиографический список. 33
осуществляться по одному из следующих методов:
– метод идентифицированной себестоимости соответствующей единицы запасов;
– метод средневзвешенной себестоимости;
– метод FIFO;
– метод LIFO;
– метод нормативных расходов.
Первый метод применяется при отпуске запасов, предназначенных для выполнения
специальных заказов и проектов. Он используется в отношении тех материалов,
которые могут быть заменены другими. Этот метод применяется в отношении
запасных частей и комплектующих изделий.
Метод средневзвешенной себестоимости. При этом методе оценка производится по
каждой единице запасов путем деления себестоимости полного объема запасов в
суммарном выражении с учетом сальдо начального на общее количество запасов и
поступивших за месяц.
Метод FIFO базируется на предположении, что запасы используются в той
последовательности, в которой они поступают на предприятие, это значит, что
запасы, которые отпускаются в производство, оцениваются по себестоимости
первых по времени поступления запасов. То есть по принципу «первым пришел,
первым ушел».
Метод LIFO является противоположным методу FIFO. Он базируется в
последовательности обратной их поступлению на предприятие. Это значит, что
запасы, которые отпускаются в производство, оцениваются по себестоимости
последних по времени поступления запасов, т.е. действует принцип «последним
пришел, первым ушел».
Метод нормативных расходов базируется на применении норм расходов материалов
на единицу продукции. Он удобен в машиностроении, мебельной, швейной,
кожевенной, пищевой промышленности при массовом и серийном производстве
разнообразной и сложной продукции, с большим количеством деталей и узлов.
Условием применения этого метода является постоянно пересматриваемые
технологическим и плановым отделом нормы расхода и разработка нормативных
калькуляций.
В отношении первого и последнего метода оценки существуют строгие
ограничения. Выбор удобного метода оценки, который будет записан в учетную
политику предприятий, может быть сделан из 2, 3, 4 метода.
Оценка материалов по средневзвешенной себестоимости является традиционной для
отечественной учетной практики, т.е. он удобен и привычен.
Метод FIFO отличается простотой, однако может привести к неоправданному
завышению прибыли, если это повлияет на величину налогооблагаемой прибыли, то
данный фактор, многими предприятиями
рассматривается как
применении метода FIFO.
На тех предприятиях, где используется скоропортящееся сыре и материалы,
применение данного метода оправдано. Многие предприятия в условиях инфляции
этот метод не используют.
Метод LIFO позволяет наиболее достоверно определять прибыль, исходя из
реальных экономических
метод удобен в условиях инфляции.
Использование методов FIFO и LIFO требует организации партийного учета
производственных запасов. Для большинства предприятий это сложно
[5].
Все предложенные П(С)БУ методики оценки исходят из того, что оценка
базируется на всех издержках, понесенных в тот или иной период времени, т.е.
на прошлых издержках.
Оценка по фактическим издержкам, определяемым по прошлым затратам в условиях
рынка может не соответствовать реальной сегодняшней стоимости не только
остатков, но и израсходованных материалов. Особенно это может проявляться в
условиях инфляции, но не менее важно, когда происходит снижение стоимости
запасов из-за их старения.
МСБУ предусматривают оценку по ценам, которые были бы не ниже рыночной
стоимости. Для установления таких цен нужны специальные расчеты. Эти расчеты
помогают закрепить
материальных ценностей не должна быть выше их рыночной стоимости. В этом
проявляется действие принципа осторожности.
Глава 2. Учет операций с производственными
запасами.
2.1. Документирование и
оперативный учет движения производственных запасов.
Материалы хранятся на складе под ответственностью кладовщика, с которым
заключен договор о полной материальной ответственности.
Приобретение материалов у поставщиков осуществляется на основе заключенных
договоров.
Выполнение договоров поставки по срокам, количеству, ассортименту учитывается
службой МТС (материально-технического снабжения). Поставщик отпуск или
отгрузку сопровождает выпиской счетов фактур и транспортных документов
(товаротранспортные накладные)
На складе покупателя кладовщик проверяет, взвешивает и пересчитывает
принимаемые ценности. На фактическое количество поступивших материалов
кладовщик составляет приходный ордер (однострочный, многострочный).
При недостаче материала
создается комиссия. В ее состав должен
входить представитель
транспортные организации или третьей незаинтересованной стороны (исполкома).
В том случае, если обнаружена недостача по вине поставщика или транспортной
организации, этот акт является основанием для предъявления претензии.
Прием ценностей кладовщиком может осуществляться у экспедитора (работника
данного предприятия) или у представителя поставщика. Предварительно
экспедитору выписывается доверенность, по которой он получает грузы на складе
поставщика или от транспортной организации.
Принятые по приходным ордерам или актам материалы, кладовщик отражает в
карточке складского учета. Карточка складского учета является регистром
аналитического учета
марки, типоразмера материала
Карточка выписывается бухгалтером материального отдела и передается на склад
кладовщиком. Записи в карточку делаются
на основании первичных
поступившим ценностям, их количество отражается в графе приход и тут же по
этой строке выводится сальдо.
Материалы, хранящиеся на складе, постоянно отпускается на производственные и
прочие нужды предприятия. Каждая
операция отпуска обязательно
первичном документе.
Существует два основных вида расходных документов: требование, лимитно-
заборная карта.
Требование используется для оформления разового отпуска материалов, чаще
всего — вспомогательных материалов, а также запасных частей. Требования могут
быть однострочными и
Требования выписываются цехом в двух экземплярах. Затем они проверяются в
отделе снабжения, с целью уточнения номенклатурного номера.
При отпуске кладовщик в двух экземплярах требования отражает фактически
отпущенное количество товара. Один экземпляр требования остается у кладовщика,
а другой — у представителя цеха[6].
Лимитно-заборную карту используют
для многократного отпуска
материала в течение месяца. Она выписывается плановым отделом до начала
месяца в двух экземплярах для цеха и склада. Исходя из производственной
программы, в ней определен месячный лимит отпуска или забора материалов.
Каждая операция отпуска фиксируется в двух экземплярах карты и тут же
отмечается остаток лимита. Удобство лимитно-заборных карт в том, что
сокращается количество выписываемых расходных документов и контролируется
фактический отпуск материалов.
Если при отпуске материалов возникают разного рода отклонения (замена одного
материала другим, сверхлимитный отпуск для ликвидации аварий), то
выписывается «сигнальное» требование с визой главного инженера.
Отпуск материалов на сторону в порядке реализации отражается в накладных,
которые выписываются отделом сбыта. Накладная выписывается в трех, четырех
или пяти экземплярах, два из которых остаются на данном предприятии: один у
кладовщика, а второй на проходной.
Карточка складского учета является регистром аналитического учета материалов,
она может вестись кладовщиком только в количественном или количественно-
суммовом выражении.
Из карточек составляется картотека, которая находится на складе у кладовщика.
Ежедневно или раз в пять дней кладовщик сдает в бухгалтерию для проверки все
первичные документы, которые оправдывают его действия с материалами.
Документы передаются в бухгалтерию при реестре.
В конце месяца кладовщик заполняет сальдовую ведомость, в нее заносятся по
каждому виду, типоразмеру материалов (то есть по каждому номенклатурному
номеру) количественные остатки из карточек складского учета.
Сальдовая ведомость заводится на год и заполняется один раз в месяц. Если на
складе ведется учет в количественно-стоимостном выражении, то вместо
сальдовой ведомости кладовщик заполняет оборотную ведомость.
Сальдовая ведомость передается бухгалтеру материального отдела для контроля.
2.2. Бухгалтерский учет поступления
производственных запасов и расчетов с поставщиками
Потребность в материальных ресурсах определяется плановым отделом
предприятия, исходя из производственной программы.
Их приобретают:
– непосредственно у поставщика;
– в порядке биржевой очереди;
– за счет централизованных поставок (госзаказ).
Отношения с поставщиками регулируются договорами. При исполнении договорных
условий поставщик выписывает на отгруженные ценности товарные и платежные
документы (счета-фактуры, платежные требования).
Эти документы поступают в отдел снабжения покупателя, где они проверяются,
регистрируются и акцептуются.
После регистрации им присваивается внутренний номер, и они передаются в
бухгалтерию для оплаты.
Квитанции и товарно-транспортные накладные, поступившие от поставщика,
передаются в экспедиционный отдел для получения грузов.
После оприходования груза на склад в бухгалтерию для оплаты.
Квитанции и товаротранспортные накладные, поступившие от поставщика,
передаются в экспедиционный отдел для получения грузов.
После оприходования груза на склад
в бухгалтерию поступает
или акт.
В бухгалтерии учет расчетов с поставщиками ведется на пассивном счете 63
«Расчеты с поставщиками и подрядчиками». По кредиту этого счета отражается
долг поставщикам, а по дебету — его уменьшение в связи с оплатой.
Кредитовое сальдо по сч. 63 означает задолженность поставщику по неоплаченным
счетам.
Если материальные ценности были оприходованы под ответственность кладовщика
до того, как поступили сопроводительные документы, то такие материальные
ценности называются неотфактурированными поставками.
Для учета расчетов с поставщиками по сч. 63 предназначен регистр, в котором
совмещен аналитический и
№ 6).
По каждой аналитической позиции приводятся данные по каждому счету поставщика
и документу, подтверждающему оприходование ценностей, поступивших от него.
Открывается журнал-ордер суммами незаконченных расчетов с поставщиками с
прошлого месяца. Это незавершенные расчеты по акцептованным счетам и
неотфактурированные поставки.
Во втором разделе журнала-ордера отражаются данные по счетам-фактурам по
ценностям, поступившим в отчетном месяце.
По каждому счету поставщика отражается его номер, название поставщика,
учетная стоимость поступивших ценностей, сумма к оплате, расписанная по
позициям:
– за товар;
– НДС;
– за тару;
– ТЗР;
и т. д.
В конце строки отражаются отметки об оплате (№ корсчета, дата выписки банка,
перечисленная сумма)[7].
При расчетах с поставщиками могут быть выявлены недостачи или излишки
фактически поступившего количества
по сравнению с данными
расцениваются по договорным или учетным ценам, приходуются и отражаются как
неотфактурированная поставка. Отдел снабжения извещает поставщика.
Если при приемке обнаружена недостача по вине поставщика, то на основании
акта поставщику предъявляется претензия.
Претензионное письмо составляет юрист, и он рассчитывает сумму претензии.
Суммы претензий и
графах журнала-ордера.
Таким образом, для учета расчетов с поставщиками предназначен комбинированный
реестр, в котором синтетический учет совмещен с аналитическим. Поступившие
ценности показываются в разрезе синтетических счетов и субсчетов, при этом
используются два вида оценки:
1) Цены поставщика.
2) Учетная (текущая) цена.
Все корректировочные записи в журнале-ордере делаются в конце месяца.
Итоговые показатели журнала-ордера являются показателями синтетического учета
по расчетам с поставщиками за поступившие от них ценности.
Согласно Закону «О налоге на добавленную стоимость» действует порядок, при
котором бюджет обязан возместить покупателю часть дополнительно уплаченной
суммы за приобретенные материалы. НДС уплачивается по ставке 20 %.