Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2012 в 16:52, курсовая работа
Цель исследования:
- изучить теоретический материал, действующие в настоящее время нормативные акты в сфере учета транспортных расходов, быть в курсе последних изменений законодательства;
- проанализировать деятельность действующего предприятия в данной области бухгалтерского учета, пользуясь документами бухгалтерии и первичными документами по оформлению движения основных средств;
- выдвинуть предложения по совершенствованию бухгалтерского учета транспортных расходов.
Объект исследования – ООО Промышленная Химическая Компания «Волготехгаз» - компания, являющаяся зарегистрированным юридическим лицом Российской федерации, имеющая самостоятельный баланс.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..4
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УЧЁТА ТРАНСПОРТНЫХ РАСХОДОВ
1.1 Состав транспортных расходов…………………………………………............6
1.2. Общая схема эксплуатации транспортного средства…………………........7
1.3. Налоговый учет транспортных расходов…………………………………….11
1.4. Бухгалтерский учёт транспортных расходов…………………………...........17
2. БУХГАЛТЕРСКИЙ И НАЛОГОВЫЙ УЧЕТ ТРАНСПОРТНЫХ РАСХОДОВ ООО
2.1. Краткая характеристика 24
2.2. Бухгалтерский учет транспортных расходов ООО ПХК
4
2.3. Налоговый учёт транспортных расходов в ООО ПХК
26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………..................31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………34
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………….35
1.3 Налоговый учёт транспортных расходов
Порядок отражения транспортных расходов в налоговом учете зависит непосредственно от условий договора с поставщиком. Согласно статье 320 НК РФ суммы расходов на доставку (транспортные расходы) покупных товаров до склада налогоплательщика — покупателя товаров относятся к прямым транспортным расходам в том случае, если эти расходы не включены в цену приобретения товаров. В учете поставщика порядок отражения транспортных расходов зависит от условий заключенного договора (смотреть таблицу 1).
Транспортные расходы, связанные с реализацией товаров, при исчислении налога на прибыль признаются косвенными. Они списываются полностью в том периоде, в котором были реализованы товары (подп. 3 п. 1 ст. 268 НК РФ). В декларации по налогу на прибыль 1 такие расходы учитываются по строке 100 как прочие расходы.
Распределение прямых транспортных расходов.
Налоговым кодексом предусмотрен единственно возможный порядок списания транспортных расходов в уменьшение прибыли. Независимо от принятого в бухгалтерском учете способа отражения транспортных расходов в целях налогообложения расходы на доставку товаров подлежат распределению на остаток товаров на складе.
Сумма прямых транспортных расходов, относящаяся к остаткам товаров на складе, определяется по среднему проценту за текущий месяц с учетом переходящего остатка на начало месяца в таком порядке:
- складываем сумму прямых транспортных расходов, приходящуюся на остаток товаров на складе на начало месяца, и сумму прямых транспортных расходов, осуществленных в текущем месяце;
- складываем стоимость реализованных товаров в текущем месяце и стоимость остатка товаров на складе на конец месяца;
- рассчитываем средний процент транспортных расходов как отношение показателя, рассчитанного по пункту 1, к показателю, подсчитанному по пункту 2;
- определяем сумму прямых транспортных расходов, относящуюся к остатку товаров на складе. Это произведение среднего процента транспортных расходов и стоимости остатка товаров на складе на конец месяца.
Распределение прямых транспортных расходов на остаток товаров на складе можно представить в виде формулы:
Тост = (Тн + То) / (Со + Сост) х Сост,
где Тост - сумма прямых транспортных расходов, относящаяся к остатку товаров на складе;
Тн - сумма прямых транспортных расходов, приходящаяся на остаток товаров на складе на начало месяца;
То - сумма прямых транспортных расходов, осуществленных в отчетном месяце;
Со - стоимость товаров, реализованных в отчетном месяце;
Сост - стоимость остатка товаров на складе.
Заметим, что согласно статье 320 НК РФ прямые транспортные расходы распределяются на остаток товаров на складе. Как видим, из расчета выпала стоимость отгруженных, но не реализованных товаров. Это противоречит общей норме пункта 2 статьи 318 Кодекса, согласно которой прямые расходы распределяются на остатки незавершенного производства, готовой продукции на складе и отгруженной, но не реализованной в отчетном периоде продукции.
А надо ли распределять транспортные расходы на остаток отгруженных, но не реализованных товаров? По этому вопросу существуют две позиции.
Сторонники одной точки зрения считают, что нормы статьи 320 НК РФ являются специальными. Они предназначены исключительно для организаций, занимающихся торговой деятельностью. То есть организации, занимающиеся торговлей, должны руководствоваться именно этими нормами и не распределять прямые транспортные расходы на стоимость отгруженных, но не реализованных товаров.
Но некоторые специалисты не согласны с такой позицией. По их мнению, фразу «на остаток товаров на складе» надо трактовать шире. А именно: как любой склад, на котором находятся товары налогоплательщика, а не только его собственный. Поэтому распределять транспортные расходы надо на остаток товаров на складе, на реализованные товары, а также те, которые отгружены, но не реализованы. Транспортные расходы, распределенные на стоимость отгруженных, но не реализованных товаров, учитываются не в месяце распределения, а позже, когда товары будут реализованы, то есть произойдет переход права собственности.
Пример 1
Торговая организация ООО «Контакт +» в марте 2011 года реализовала товары, покупная стоимость которых составляет 2 000 000 руб. На складе осталось товаров на сумму 500 000 руб. Остаток отгруженных, но не реализованных товаров на конец месяца — 200 000 руб.
Сумма прямых транспортных расходов, приходящаяся на остаток товаров на складе на начало марта, — 700 руб. За март понесено транспортных расходов на сумму 56 000 руб.
При расчете стоимости остатка товаров в нее включаются стоимость остатка товаров на складе и стоимость отгруженных, но не реализованных товаров.
Сумма транспортных расходов, относящаяся к остатку нереализованных товаров на конец месяца, в бухучете составит:
(700 руб. + 56 000 руб.) / (2 000 000 руб. + 500 000 руб. + 200 000 руб.) х (500 000 руб. + 200 000 руб.) = 14 700 руб.
Особенности определения прямых расходов.
Затраты на доставку товаров учитываются в составе прямых расходов независимо от того, производится она чужим или собственным транспортом.
Если организация занимается только торговлей и использует собственный транспорт лишь для доставки приобретенного товара на собственный склад, порядок учета транспортных расходов прост. В этом случае можно предложить сформировать налоговый регистр прямых расходов транспортного подразделения. К таким расходам относятся затраты на ГСМ, амортизация автомобилей, зарплата водителей и начисленные на нее страховые взносы (без учета страховых пенсионных взносов). Все эти расходы полностью относятся к прямым торговым расходам и распределяются на остаток товара на складе согласно порядку, установленному в статье 320 НК РФ.
Сложности с определением прямых расходов возникают, если организация использует свой транспорт помимо доставки товаров на склад также и для других перевозок. Например, для доставки товаров покупателям. В этом случае одна часть транспортных затрат является прямыми расходами, а другая — косвенными. Та часть транспортных затрат, которая относится к косвенным расходам, полностью принимается в уменьшение налогооблагаемой базы на основании подпункта 11 пункта 1 статьи 264 НК РФ. Другую часть транспортных затрат, относящуюся к прямым расходам, списать полностью нельзя. Она распределяется на остаток товаров на складе в порядке, предусмотренном статьей 320 НК РФ.
Как в данной ситуации можно выделить прямые транспортные расходы? В налоговом законодательстве не прописано, как распределять транспортные расходы между видами перевозок. В этом случае организация может закрепить в учетной политике для целей налогового учета любой экономически обоснованный способ распределения расходов. Например, транспортные расходы могут распределяться на прямые и косвенные пропорционально расстоянию, пройденному транспортом.
Пример 2
Организация ООО «Контакт +» занимается торговой деятельностью. На собственном транспорте она осуществляет доставку товаров на склад, а также другие внутренние перевозки. За март 2011 года общий километраж транспорта организации составил 30 000 км, из них 12 000 км относятся к доставке товаров на склад. Транспортные расходы, понесенные в июле, представлены в налоговом регистре (смотреть таблицу 2).
Сначала определим отношение расстояния, пройденного транспортом при доставке приобретенных товаров на склад организации, к общему расстоянию, пройденному транспортом за месяц. Этот удельный коэффициент равен 0,4 (12 000 км : 30 000 км). Сумма прямых транспортных расходов, подлежащих распределению на остаток товаров на складе, рассчитывается как произведение суммы транспортных расходов по организации в целом и удельного коэффициента прямых транспортных расходов:
(350 000 руб. + 15 000 руб. + 45 000 руб. + 9720 руб.) х 0,4 = 167 888 руб.
А если организация ведет несколько видов деятельности? Тогда ей придется определять сумму транспортных расходов, относящуюся к торговле. Она рассчитывается пропорционально доле соответствующего дохода в суммарном объеме всех доходов налогоплательщика (абз. 4 п. 1 ст. 272 НК РФ).
Пример 3
Воспользуемся данными налогового регистра из примера 2. Допустим, организация кроме торговли занимается еще и производством. Выручка от торговой деятельности за март 2011 года составила 5 000 000 руб., а от производственной — 2 000 000 руб.
В этом случае транспортные расходы надо распределить по видам деятельности.
Сначала рассчитаем, какую долю в общей выручке составляет выручка от торговой деятельности:
5 000 000 руб. / (5 000 000 руб. + 2 000 000 руб.) = 0,714.
Исходя из этой доли, рассчитаем сумму транспортных расходов, относящихся к торговой деятельности:
(350 000 руб. + 15 000 руб. + 45 000 руб. + 9720 руб.) х 0,714 = 299 800 руб.
Теперь можно рассчитать сумму прямых транспортных расходов, подлежащих распределению на остаток товаров на складе, исходя из удельного коэффициента прямых транспортных расходов. Сумма транспортных расходов, распределяемых на остаток товаров на складе, составит:
299 800 руб. х 0,4 = 119 920 руб.
1.4 Бухгалтерский учёт транспортных расходов
Товары являются частью материально-производственных запасов организации. Порядок отражения транспортных расходов, связанных с приобретением товаров, в бухгалтерском учете определен ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов». Согласно пункту 6 этого документа затраты по заготовке и доставке материально-производственных запасов до места использования могут включаться в их фактическую себестоимость. В бухгалтерском учете себестоимость формируется так:
- фактическую себестоимость товаров в торговых организациях можно накапливать на счете 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей». В этом случае при поступлении товаров на склад их накопленная себестоимость списывается на счет 41 «Товары»;
- себестоимость товаров можно сразу формировать на счете 41.
Пример 4
Торговая организация ООО «Контакт +» в марте 2011 года закупила товары на сумму 118000 рублей (в том числе НДС — 18 000 руб.). Расходы по их доставке до склада составили 3540 рублей (в том числе НДС — 540 руб.).
Учетной политикой ООО «Контакт +» предусмотрено, что расходы по доставке товаров включаются в себестоимость товаров, а формирование себестоимости производится с использованием счета 15.
Журнал хозяйственных операций
в руб.
Наименование хозяйственной операции |
Сумма |
Корреспонденция счетов | |
Дебет |
Кредит | ||
Отражена покупная стоимость товаров |
100000 |
15 |
60 |
Отражен НДС по приобретенным товарам |
18000 |
19 |
60 |
Отражена стоимость |
3000 |
15 |
60 |
Отражен НДС по транспортным услугам |
540 |
19 |
60 |
Отражена фактическая себестоимость товаров, поступивших на склад |
103000 |
41 |
15 |
Как видим, организациям торговли дано право самостоятельно определять в учетной политике порядок бухгалтерского учета транспортных расходов по приобретению товаров:
- либо в себестоимости таких товаров;
- либо в составе расходов на продажу.
Организации торговли могут доставлять приобретенные товары собственным транспортом. В этом случае в целях бухгалтерского учета они вправе воспользоваться пунктом 2.2 Методических рекомендаций Роскомторга и учитывать расходы по доставке товаров собственным транспортом по соответствующим статьям издержек обращения (расходы на оплату труда, амортизация основных средств и др.).
Существует еще один вариант учета. Расходы на доставку товаров собственным транспортом можно собирать на отдельном субсчете «Транспортные расходы» к счету 44. В дальнейшем они подлежат списанию в порядке, предусмотренном учетной политикой.
Пример 5
Торговая организация ООО «Контакт +» доставляет товары от поставщика на свой склад собственным транспортом. В марте 2011 года заработная плата водителей составила 25 000 рублей, страховые и пенсионные взносы, начисленные на нее, — 8 500 руб., амортизация транспортных средств — 850 руб., расходы на ГСМ — 3 350 руб. (без учета НДС).