Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2012 в 04:52, курсовая работа
Цель данной курсовой работы: исследование теории и практики
учета товарных операций в оптовой торговле.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие
задачи:
- рассмотреть оптовую торговлю и ее характеристику как видапредпринимательской деятельности;
- изучить учет поступления товаров в оптовой торговле;
Незатаренные
грузы при приемке
В случае установления при приемке товаров каких-либо нарушений, порчи груза, несоответствия наименования и массы груза или количества мест сопроводительным документам и т.п. получатель должен потребовать от транспортной организации обязательную проверку количества мест или массы груза. Если будут установлены факты недостачи или порчи груза, составляется коммерческий акт.
Если выявленная недостача не превышает установленных норм естественной убыли, коммерческий акт не составляется, но об этом делается отметка в транспортном документе.[20, с.435]
Приемка товаров на складе поставщика проводится путем проверки соответствия количества и качества товаров данным сопроводительных документов.
Если товары находятся в ненарушенной таре, их приемка может проводиться по количеству мест, массе брутто или количеству товарных единиц и маркировке на таре. Если проверка фактического наличия товаров в таре не проводится, то необходимо сделать отметку об этом в сопроводительном документе.
Прием (сдача) товаров оформляется подписями лиц, получивших и сдавших ценности.[21, с.121]
Порядок приемки товаров на складе покупателя во многом зависит от того, поступают ли ценности в таре или без нее.
В первом случае товары принимают по массе нетто или количеству товарных единиц, а во втором случае - по количеству мест и массе брутто (приемка товаров по качеству и комплектности осуществляется в момент вскрытия тары).
При
отсутствии расхождений между данными
поставщика и фактическими данными
(по количеству и качеству) составляется
акт о приемке товаров (форма N
ТОРГ-1). Вместо этого документа оприходование
товаров может оформляться
В случае несоответствия фактического наличия товаров данным сопроводительных документов или отклонений от качества, установленного в договоре, должен составляться акт об установленном расхождении по количеству и качеству при приемке товарно-материальных ценностей (отечественных - форма N ТОРГ-2, импортных - форма N ТОРГ-3). В сопроводительном документе следует сделать отметку об актировании. Акт составляется комиссией, в состав которой входят представители поставщика и покупателя (возможно составление акта в одностороннем порядке при согласии поставщика).
При поступлении от поставщиков товаров без сопроводительных документов составляется акт о приеме товара, поступившего без счета поставщика (форма N ТОРГ-4).
При поступлении от поставщиков тары, включенной в цену товара, составляется акт об оприходовании тары, не указанной в счете поставщика (форма N ТОРГ-5).[22, с.320](Приложение Д)
Основным видом выбытия товаров является их продажа.Продажа товаров в оптовой торговле оформляется документально в вышеуказанном порядке.
При
учете товаров по продажным ценам
стоимость проданных товаров
за наличный расчет, подлежащих списанию
с материально ответственных
лиц, определяется на основании Сведений
о показаниях счетчиков контрольно-кассовых
машин и выручке организации (форма
N КМ-7), где по каждому отделу (секции)
указывается сумма выручки, подтверждаемая
подписью заведующего отделом (секцией).
Этот документ в свою очередь составляют
на основании Справок-отчетов
Кроме вышеуказанных товарных операций могут быть и другие операции, которые оформляются соответствующими документами: актом о порче, ломе товарно-материальных ценностей (форма N ТОРГ-15), актом о списании товаров (форма N ТОРГ-16), актом о переборке (сортировке) плодоовощной продукции (форма N ТОРГ-21), инвентаризационной описью товарно-материальных ценностей (форма N ИНВ-3), сличительной ведомостью результатов инвентаризации товарно-материальных ценностей (форма N ИНВ-19) и др.
Возврат поставщику товаров при несоответствии их стандарту, техническим условиям или договору оформляется товарной накладной (форма N ТОРГ-12).
Внутреннее
перемещение товаров между
4. Учет поступления товаров
Товары, поступающие на предприятия оптовой торговли, должны иметь сопроводительные документы, предусмотренные условиями поставки товаров и правилами перевозки грузов. К основным документам, подтверждающим поступление товаров, относятся: накладная, товарно-транспортная накладная, железнодорожная накладная, авианакладная, коносамент, счет-фактура, счет.
Накладная выписывается материально ответственным лицом при оформлении отпуска товаров со склада и при принятии товаров в торговой организации. Количество экземпляров выписываемых накладных зависит от разных факторов: условий получения товара покупателем, вида организации поставщика, места передачи товара и др.
Накладная
подписывается материально
При
доставке товаров автомобильным
транспортом в качестве сопроводительного
документа выступает товарно-
Железнодорожную, авианакладную и коносамент выписывают при доставке товаров соответствующим видом транспорта.
В
зависимости от особенностей товаров
и условий поставки к товарно-транспортной
накладной могут прилагаться
другие документы, следующие с грузом.
К железнодорожной накладной
могут быть приложены спецификации
и упаковочные листы, о чем
делается отметка в накладной. При
отправке товара по железной дороге в
контейнерах оформляется "Накладная
на перевозку груза в
Для оплаты поступающих товаров на предприятиях торговли могут быть использованы "Счет-фактура" или "Счет".(Приложение Л)
Оприходование
поступивших товаров
Товары, поступившие на предприятие без сопроводительных документов или с их частичным отсутствием, принимаются комиссией и оформляются приемным актом.
Для получения товаров со складов и баз поставщиков материально ответственным лицам выдается доверенность.
В
случае выявления при приемке
товаров расхождения по количеству
и качеству с данными сопроводительных
документов приемной комиссией с
обязательным участием материально
ответственного лица и представителя
поставщика (возможно составление акта
в одностороннем порядке при
согласии поставщика или его отсутствии)
составляется "Акт об установлении
расхождений в количестве и качестве
при приемке товарно-
Внутреннее
перемещение товаров между
Первичные
приходные и расходные
В
приходной части товарного
В
расходной части товарного
В оптовых организациях товарные отчеты могут содержать сведения об остатках, приходе и расходе по каждому наименованию товаров, как в стоимостном, так и в количественном выражении.
В соответствии с Планом счетов наличие и движение товаров, являющихся собственностью оптовых и розничных торговых предприятий, учитывают на счете 41 "Товары".
На счете 41 учитывают также покупную тару и тару собственного производства, кроме инвентарной, служащей для производственных и хозяйственных нужд и учитываемой на счете 01 "Основные средства".
К счету 41 могут быть открыты субсчета:
Нас/с 41/1 учитываются наличие и движение товарных запасов, находящихся на оптовых и распределительных базах, складах, в кладовых предприятий общественного питания, овощехранилищах, холодильниках и т.п.
Нас/с 41/2 - наличие и движение товаров, находящихся на предприятиях розничной торговли (в магазинах, палатках, ларьках, киосках и т.п.) и в буфетах общественного питания. На этом же субсчете отражаются наличие и движение стеклянной посуды (бутылок, банок и др.) на предприятиях розничной торговли и в буфетах предприятий общественного питания.
Нас/с 41/3 - наличие и движение тары, как находящейся под товаром, так и свободной, за исключением стеклянной посуды на предприятиях розничной торговли и в буфетах предприятий общественного питания.
Нас/с 41/4 – организации, осуществляющие промышленную и иную производственную деятельность учитывают наличие и движение товаров (применительно к порядку, предусмотренному для учета производственных запасов).
В соответствии с Планом счетов бухгалтерского учета аналитический учет товаров ведется по каждой торговой единице (магазину), а внутри ее - по материально ответственным лицам, наименованиям (сортам, партиям, кипам). Материально ответственные лица (заведующие складами, заведующие секциями склада, кладовщики или другие работники предприятия) ведут учет товаров на складе (их поступления, движения внутри склада и выбытия за пределы склада), как правило, в натуральном исчислении. Наряду с натуральным учетом на практике возможно одновременное использование и стоимостного учета.
Организация учета товаров на складе зависит от разных факторов: способа хранения, объема хранимых товаров и их ассортимента, применяемой вычислительной техники.
Основными способами хранения товаров являются партионный, сортовой и по наименованиям.
Партионный способ предполагает хранение поступающих на склад предприятия товаров по партиям. Под партией понимается совокупность товаров, поступающих по одному транспортному документу. В составе партии могут быть разные по наименованиям и сортам товары.При этом способе хранения партионный учет товаров на складе осуществляется в партионных картах, выписываемых на каждую партию материально ответственными лицами в двух экземплярах и регистрируемых в партионных книгах. Один экземпляр партионной карты остается на складе, а второй - передается в бухгалтерию. Основными реквизитами этой карты являются: дата открытия партионной карты; номер и наименование приходного товарного документа; наименование, артикул, сорт товара; количество или масса; дата выбытия товара; количество или масса выбывшего товара; номер расходного документа; дата закрытия партионной карты.Партионная карта закрывается при условии полного выбытия товаров по конкретной партии. Материально ответственное лицо, закрыв карту, передает ее в бухгалтерию для проверки.
Информация о работе Учет товарных операций в оптовой торговле