Учет товара и тары в розничной торговле

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Августа 2011 в 23:25, курсовая работа

Краткое описание

1 Экономическая сущность розничного товарооборота и роль бухгалтер-ского учета в повышении эффективности деятельности предприятия розничной торговли в системе управления хозяйственной деятельностью ор-ганизации
1.1 Экономическая сущность розничного товарооборота и основные объ-екты бухгалтерского учета в организациях розничной торгов-ли
1.2 Основные принципы учета товаров и тары в организациях розничной торгов-ли
1.3 Задачи бухгалтерского учета товарных запасов и розничного товарооборота и его роль в повышении эффективности деятельности предприятия розничной торговли в системе управления хозяйственной деятельностью торговой организа-ции…………………………………………………………………………

Файлы: 1 файл

Курсовая по БУ 2.doc

— 265.50 Кб (Скачать)

    К регистрации принимают технические  средства, включенные в Государственный реестр моделей (модификаций) кассовых суммирующих аппаратов и компьютерных систем, используемых на территории Республики Беларусь. Регистрацию кассового оборудования производят на основании заявления организации и предъявленного списка наличия кассовых аппаратов и компьютерных систем по установленной форме в двух экземплярах, при наличии у владельца договора с соответствующей организацией на их техническое обслуживание и ремонт. Одновременно на каждый кассовый аппарат (компьютерную систему) регистрируют книгу кассира-операциониста (оператора), которая должна быть пронумерована, прошнурована и скреплена подписями руководителя, главного бухгалтера и печатью организации. Регистрация последующих книг кассира-операциониста производится только после представления в инспекцию Министерства по налогам и сборам предыдущей законченной книги.

    Требования  к работе кассира и порядок  эксплуатации кассового оборудования установлены Типовыми правилами эксплуатации кассовых суммирующих аппаратов и компьютерных систем. Перевод на нули накапливающих суммирующих счетчиков, по которым определяют сумму принятых денежных средств, производят при вводе кассовых аппаратов в эксплуатацию, при их ремонте и в случаях, предусмотренных законодательством (например, при деноминации денежных средств). Комиссия с участием специалистов по техническому обслуживанию кассовых суммирующих аппаратов и представителей районной инспекции Министерства по налогам и сборам составляет акт о переводе накапливающих суммирующих счетчиков кассовых аппаратов на нули в двух экземплярах, один из которых передают в налоговую инспекцию, а второй - остается у владельца кассового аппарата. Показания счетчика кассового аппарата с активизированной фиксальной памятью не переводят, а лишь актируют при ремонте (до ремонта и после ремонта), при смене владельца такого аппарата.

    Работники торговых объектов на кассовом суммирующим  аппарате (специальной компьютерной системе) регистрируют все суммы, полученные за товары наличными, чеками, по банковским карточкам, по перечислениям со счетов владельцев с выдачей кассового чека на получение приобретенного им товара.

    При возврате покупателями чеков в случае отказа от товара комиссия с участием администратора, кассира и продавца составляет акт на возврат де нежных средств покупателям по неиспользованным кассовым чекам. Как правило, такой акт составляют при отсутствии возможности погашения возвращенных чеков при обслуживании покупателей до конца рабочего дня (смены). Аналогично оформляют и ошибочно выбитые кассовые чеки. Все возвращенные и ошибочные чеки прилагают к акту.

    В конце рабочего дня (смены) ответственный  администратор в присутствии кассира снимает показания счетчиков кассового аппарата и подписывает конец снятой контрольной кассовой ленты с указанием типа и номера кассового аппарата, показания суммирующих кассовых счетчиков на конец рабочего дня (смены), дневную (сменную) выручку. В книгу кассира-операциониста (оператора) производят записи показаний суммирующих денежных счетчиков на конец рабочего дня (смены) и начало следующего дня (смены), а также суммы возвращенных денег покупателям, ошибочно пробитых чеков, на которые составлены акты. Записи в книгу производят чернилами, в хронологическом порядке, аккуратно и разборчиво. Все ошибочные записи исправляют корректурным способом с оговоркой исправления за подписями кассира, руководителя торгового предприятия, его заместителя.

    Сумму выручки магазина (секции, отдела) за день (смену) определяют как разность показаний суммирующих счетчиков кассовых аппаратов на начало и конец рабочего дня (смены), а также заактированных сумм возврата денежных средств покупателям по возвращенным, ошибочно пробитым чекам и не погашенным до конца рабочего дня (смены). Полученную сумму сравнивают с суммой наличных денег в кассе. Расхождений, как правило, не должно быть.

    Использованные  контрольные ленты кассовых суммирующих  аппаратов, ежедневные фискальные отчеты специальных компьютерных систем, материально ответственные лица передают в бухгалтерию вместе с отчетом, которые хранятся 5 лет или до завершения налоговой проверки.

    Торговая  организация представляет в налоговый  орган отчет о суммах наличных денег, принятых с использованием кассовых суммирующих аппаратах и (или) специальных компьютерных систем не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным. В отчете по каждому торговому объекту показывают остатки товаров на начало и конец отчетного месяца, поступление и реализацию товаров в отчетном месяце, денежный оборот по каждому кассовому аппарату с указанием его заводского номера и всего по организации.

    На  торговых объектах, осуществляющих прием  денежных средств от покупателей без кассовых суммирующих аппаратов, в конце рабочего дня выручку от реализации товаров за день (смену) оформляют приходным кассовым ордером формы № КО-1 и фиксируют в кассовой книге. По требованию покупателя в момент совершения покупки продавец должен оформить талон формы № 20-ФС и выдать ему квитанцию. В конце рабочего дня в приходный кассовый ордер такие суммы не включаются. Бланки типовых форм денежных документов имеют учетную серию, порядковую нумерацию и являются бланками строгой отчетности.

    Особенности документального  оформления продажи  отдельных товаров. Установление особых правил продажи отдельных товаров влияет на документальное оформление их реализации. Эту специфику вносят либо новые формы организации торговли (продажа товаров по заказам, по образцам и т. п.), либо организация учета этих товаров (натурально-стоимостной учет изделий из драгоценных металлов и камней). Бланки первичных документов для оформления реализации товаров (заказы, счета, товарные чеки) в сброшюрованном виде материально ответственные лица получают в бухгалтерии как бланки строгой отчетности.

    Продажу товаров по заказам осуществляют специализированные магазины или отделы заказов в магазинах общего профиля. При приеме заказа от покупателя, как правило, по телефону продавец оформляет заказ установленной формы в двух экземплярах, в котором указывает ассортимент реализуемых товаров, их цену и количество, определяет стоимость заказа с учетом оплаты за обслуживание. За дополнительную плату торговые организации могут осуществлять доставку заказа на дом по указанному адресу в указанное время. Учет оформленных и неудовлетворенных заказов на товары из-за их отсутствия на момент обращения покупателя ведут в специальной книге. Такие заказы, подтвержденные покупателями, после поступления товаров выполняют в первую очередь.

    На  обоих экземплярах заказа, предъявленных  покупателем при оплате покупки, кассир торгового объекта проставляет штамп «Оплачено» и возвращает их покупателю вместе с кассовым чеком. Продавец проверяет правильность оплаты покупки, погашает чек, на обоих экземплярах бланка заказа проставляет штамп «Заказ получен» и его копию вместе с покупкой и кассовым чеком возвращает покупателю, первый экземпляр заказа остается у продавца. При оплате заказов на дому продавец-разносчик указывает дату и время выполнения заказа и вместо кассового чека выдает покупателю талон № 20-ФС на прием выручки без применения кассовых суммирующих аппаратов. Покупателю, оплатившему заказ предварительно, но не получившему его в установленное время, возвращают уплаченные им деньги за вычетом оплаты расходов по комплектованию заказа и его доставке.

    Специализированные  объекты розничной торговли могут осуществлять продажу товаров по образцам, выставленным в торговом зале магазина, по каталогам, проспектам, рекламным буклетам и другим информационным материалам. На выбранные покупателем по образцам товары продавец оформляет в двух экземплярах счет (квитанцию), имеющий силу договора между торговой организацией и покупателем. Он отражает: сведения о сторонах; наименование и юридический адрес продавца; фамилия, имя, отчество покупателя, адрес; количество, цену и стоимость реализуемого товара; вид, срок исполнения заказа и стоимость дополнительных услуг (доставка товара, его сборка, установка, подключение и т. п.). Договор на продажу товаров по образцам вступает в силу с момента выдачи покупателю кассового чека или иного документа, подтверждающего оплату товара в месте его продажи, или с момента получения сообщения покупателя приобрести товар на условиях торговой организации. Датой продажи товаров является дата доставки (установки, подключения) товаров, которую указывают в счете после выполнения согласованных дополнительных услуг. Этой же датой отмечают технический паспорт на сложные бытовые товары. Первый экземпляр счета с отметкой об оплате и выполнении заказа остается у продавца, а второй экземпляр выдают покупателю для оплаты и получения покупки. Покупатель до передачи ему товара вправе отказаться от него при условии возмещения торговой организации произведенных расходов, например, по пересылке, доставке товаров.

    Продажа товара в кредит. Продажа товаров в кредит производится по ценам, действующим на момент продажи. Срок предоставления кредита определяется соглашением между торговым предприятием и покупателем, но не менее чем на один месяц. Сумма предоставляемого кредита не должна превышать 50 процентов среднемесячного дохода гражданина (заработная плата, пенсия, стипендия, доходы от предпринимательской деятельности и другие) за период, на который предоставляется кредит.

    Торговые  предприятия взимают с покупателей  плату за пользование кредитом, которую  устанавливают самостоятельно, исходя из того, что она не должна превышать более чем на 2 процента уровень процентных ставок, применяемых банками при кредитовании указанных предприятий.

    Передача  покупателю приобретаемого в кредит товара производится при оплате им не менее 25–50 % его стоимости (по усмотрению торгового предприятия в зависимости от стоимости товара и платежеспособности покупателя приобретение товара может производиться без предварительной оплаты), а в случае, если оставшаяся часть стоимости товара превышает предельную сумму кредита, также разницы между стоимостью товара и суммой предоставляемого кредита. Сумма кредита и плата за пользование кредитом должны погашаться покупателем равными частями в пределах срока, на который предоставлен кредит.

    При приобретении товаров в кредит покупатель представляет установленный перечень документов. Покупателем оформляется два экземпляра обязательства (поручения-обязательства) установленной формы. При осуществлении расчетов в безналичном порядке первый экземпляр поручения-обязательства покупателя предприятие торговли пересылает предприятию (учреждению, организации), выдавшему гражданину справку для приобретения товаров в кредит либо банковскому учреждению, которому покупатель поручил производить выплаты со своего счета за товары, приобретенные в кредит. Второй экземпляр поручения-обязательства остается в торговом предприятии. При осуществлении расчетов наличными деньгами первый экземпляр обязательства остается в торговом предприятии, а второй выдается покупателю.

    Расчеты за товары, проданные в кредит, производятся согласно поручения-обязательства покупателя и осуществляются путем ежемесячного взноса покупателями наличных денег в кассу торгового предприятия либо в безналичном порядке путем удержаний из заработной платы, перечислений с банковского счета покупателя в установленные обязательством (поручением-обязательством) сроки, а также по соглашению между торговым предприятием и покупателем иными способами, не противоречащими законодательству.

    При наличии договоренности предприятия  могут производить расчеты с торговыми предприятиями путем перечисления полной стоимости приобретенных их работниками в кредит товаров.

    Форма отчетности материально ответственного лица (бригады) и сроки ее представления  определяются администрацией предприятия исходя из особенностей его деятельности, организации аналитического учета движения товаров, степени автоматизации этого участка счетной работы и других условий.

    Отчетность  материально ответственных лиц  может быть как ежедневной, так  и охватывать более длительные сроки. Отчеты (реестры, товарные отчеты, товарно-денежные отчеты и т.п.) составляются материально ответственными лицами в двух экземплярах. В отчет записывается каждый документ в отдельности с указанием даты, номера, названия, суммы (стоимости товара по учетным ценам). В отдельной графе отчета может отражаться движение тары. Отчеты материально ответственного лица нумеруются последовательно с начала года (начала деятельности предприятия) и до окончания отчетного года. Если в организации (ее структурном подразделении) дата проведения инвентаризации не совпала с установленным периодом отчетности, составляется два отчета:

    один – с начала установленного отчетного периода до начала инвентаризации;

    второй – от даты окончания инвентаризации до установленного срока предоставления отчета.

    В отчете, составленном после инвентаризации, остатки товаров и тары записываются из инвентаризационной описи.

    Все документы, на основании которых  составлен отчет, прикладываются к  первому экземпляру отчета и передаются бухгалтеру под его расписку на втором экземпляре, остающимся у материально ответственного лица.

    При приеме отчета у материально ответственного лица бухгалтер производит так называемую формальную проверку отчета, во время которой устанавливается:

    все ли перечисленные в отчете документы приложены к нему;

    все ли документы относятся к тому отчетному периоду, за который составлен  отчет;

    все ли приложенные документы имеют  необходимые реквизиты и подписи;

    нет ли в документах подчисток и неоговоренных  исправлений.

    Проверка  приложенных к отчету документов по существу и законности оформленных ими операций, таксировка их, проверка правильности подсчета итогов производится, как правило, в день приемки отчета. О проверке отчета делается соответствующая отметка за подписью лица, проводившего ее.

Информация о работе Учет товара и тары в розничной торговле