Учет сырья и материалов

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2013 в 12:43, курсовая работа

Краткое описание

Целью написания данной курсовой работы является изучение состояния учета сырья и материалов, и выработки предложений по его совершенствованию.
Для достижения этой цели в работе решаются следующие задачи:
1. изучить и систематизировать информацию по теме работы, полученную из различных источников;
2. раскрыть сущность понятий сырья и материалов как части материально-производственных запасов

Оглавление

Введение…………………………………………………………………..3
1. Сущность, классификация и оценка сырья и материалов……
2. Первичный учет сырья и материалов и его совершенствование..
3. Синтетический и аналитический учет сырья и материалов…….
Заключение……………………………………………………………..
Практическая часть
Список использованной литературы
Приложения

Файлы: 1 файл

курсач.doc

— 232.00 Кб (Скачать)

В связи  с инфляцией сельскохозяйственные организации могут переоценивать материальные ресурсы в порядке и случаях, предусмотренных законодательством РБ. При этом увеличение их стоимости в результате переоценки зачисляют на пополнение источников собственных средств организации. Если переоценка (дооценка, уценка) проводится по инициативе самой организации, то ее результаты относятся на внереализационные доходы с соответствующим налогообложением.

 

 

2. Первичный учет сырья и материалов и его совершенствование

2.1 Первичный учет сырья и материалов

Одной из основных предпосылок сохранности  материальных ценностей и одним из принципов рациональной организации их учета является своевременное и правильное оформление первичными документами хозяйственных операций по их движению.

Для оформления операций по поступлению  материальных ценностей на склады организации используют сопроводительные документы поставщиков и приходные документы самой организации. Все покупные товарно-материальные ценности поступают от поставщиков в соответствии с договорами поставок, к которым в обязательном порядке прилагаются спецификация и протокол согласования цены.

Организации получают материальные ценности от поставщиков по доверенности. Доверенность - распорядительный документ, в котором содержится распоряжение исполнителю совершить хозяйственную операцию, связанную с получением товарно-материальных ценностей. Доверенность ф. № М-2 имеет обязательно заполняемый корешок. Применение данной формы освобождает организацию от необходимости вести журнал учета выданных доверенностей. Доверенность ф. № М-2а используется, как правило, в случаях, когда получение ценностей носит массовый характер. Этот документ подлежит регистрации бухгалтерией организации в журнале учета выданных доверенностей под расписку.

Лицо, которому выдана доверенность, обязано  не позднее следующего дня после  получения ценностей представить  в бухгалтерию организации документы о получении и сдаче ценностей на склад. Неиспользованные доверенности должны быть возвращены организации на следующий день после истечения срока их действия, о чем делается отметка в журнале учета выданных доверенностей.

Основными первичными документами на оприходование материальных ресурсов, поступивших от поставщиков, являются товарно-транспортные накладные, что установлено Постановлением Министерства финансов РФ «Об утверждении бланков товарно-транспортной накладной формы ТТН-1, товарной накладной на отпуск и оприходование товарно-материальных ценностей формы ТН-2 и инструкций по их заполнению» от 14.05.2001 г. № 53 (с изменениями и дополнениями). Последние изменения введены в действие с первого мая 2009г. в соответствии с Постановлением Министерства финансов РФ № 182 от 18.12.08г.

Если  поставщик производит отпуск товарно-материальных ценностей в порядке предварительной  оплаты, то он выписывает счет-фактуру (приложение 6), которая и является основанием для оплаты. У покупателя предварительная оплата приобретаемых материальных ценностей оформляется платежным поручением, в котором обязательно приводится ссылка на счет-фактуру, полученную от поставщика, указываются номер и дата протокола согласования цены и другие необходимые реквизиты.

В соответствии с Постановлением Министерства финансов РФ от 05.06. 2003 г. № 91 (с учетом изменений, внесенных Постановлением Минфина РФ от 25.08.2003 г. № 120) на стоимость оказанных услуг или выполненных работ оформляется счет-фактура по НДС. Данный документ предъявляется продавцом (подрядчиком) работ (услуг) их покупателю (заказчику) наряду с другими документами, которыми оформляются выполненные работы или оказанные услуги. При реализации работ (услуг) продавец обязан выдать покупателю счет-фактуру по НДС не позднее 15 календарных дней, считая день выполнения работ (оказания услуг), если иное не установлено договором. Отсутствие счета-фактуры или составление его с нарушением установленных требований является основанием для непринятия к вычету предъявленных продавцом покупателю сумм НДС при выполнении работ (оказании услуг) на территории РФ.

Все грузы, поступающие на склад организации, должны быть тщательно проверены, особенно это касается ценностей, поступающих в адрес организации по железной дороге. При обнаружении каких-либо расхождений между количеством, указанным в сопроводительных документах, и тем, что установлено при приемке, составляется коммерческий акт в присутствии представителя железной дороги.

Кладовщик организации, принимая ценности от экспедитора, в обязательном порядке их взвешивает, пересчитывает либо обмеряет, после чего расписывается в товарно-транспортной накладной или другом сопроводительном документе, подтверждая приемку.

Материальные  ценности, приобретенные за наличный расчет у торговой организации, приходуют на основании товарных чеков и чеков кассового аппарата, подтверждающих оплату.

Если  подотчетные лица приобретают материалы  за наличный расчет у частных лиц, то их сдают на склад на основании акта (справки), составленного при покупке материалов у частных лиц.

Оприходование сельскохозяйственной продукции от урожая оформляют реестром отправки зерна и другой продукции с поля, документ выписывается в 2-х экземплярах: один - для комбайнера, другой для шофера. Выдачу пронумерованных и зарегистрированных реестров производят под расписку комбайнеру.

Для учета поступления зерна и  других видов продукции в местах временного и постоянного хранения за сутки предназначена накопительная  ведомость поступления от урожая сельскохозяйственной продукции, ее составляет материально ответственное лицо на каждый вид (сорт) продукции (заведующий складом, кладовщик) в 2-х экземплярах в день поступления продукции на склад.

Оприходование товарного, семенного, фуражного зерна  и списания мертвых отходов осуществляется на основании акта на сортировку и сушку продукции растениеводства.

Оприходование заготовленных грубых кормов (сено, солома) производится не позднее 3 дней после закладки их на хранение, а силоса - через 20 дней.

Для приемки грубых и сочных кормов руководителем организации назначается комиссия, которая осматривает заложенные на хранение корма, производит их обмер, определяет качество и объем заготовленного корма и составляет акт приема-передачи грубых и сочных кормов, составляется в 2-х экземплярах: один передается в бухгалтерию, а второй - вместе со схемой расположения стогов, скирд, буртов, траншей остается у фуражира.

В сельскохозяйственных организациях значительная часть кормов скармливается скоту без предварительной уборки, т.е. на корню (путем выпаса). Для оприходования данных кормов применяется акт на оприходование пастбищных кормов, их количество главный зоотехник и главный агроном определяют расчетным путем (зоотехнический, или укосный метод) и затем списывают на издержки производства.

Зеленую массу  естественных пастбищ, скормленную  скоту путем выпаса, отражают в  учете по количеству и сумме фактических  затрат по уходу за пастбищами, а при их отсутствии - только по количеству. Оприходование корма в места заготовки при отправке с полей на фермы сопровождаются требованием-накладной или лимитно-заборной картой на получение горюче-смазочных материалов и продуктов со склада; и сдаются материально-ответственным лицам под расписку. В сопроводительных документах указываются номера перевозимых скирд, стогов, буртов, кагатов. Отпуск семян, минеральных удобрений, ядохимикатов оформляется также лимитно-заборной картой.

Корма со склада и других мест хранения отпускают  по ведомости учета расхода кормов. Она является основанием для израсходованных кормов на соответствующие группы животных. Ведомость выписывают в 2-х экземплярах: один передают лицу, отпускающему корма, второй - получателю. Первый ее экземпляр с распиской получателя кормов служит основанием для списания их с подотчета материально-ответственного лица. Второй - с распиской лица, отпустившего корма, используется для списания стоимости израсходованных кормов на затраты производства.

Для учета молока, надоенного на ферме, применяется журнал учета надоя молока. Журнал ведется  руководителем производственного подразделения или учетчиком-лаборантом. Записи в нем производятся по каждой доярке, по группе обслуживаемых коров. Молоко оприходуется в натуральной массе без его перевода в базисную жирность. Журнал ведется в одном экземпляре, в течение 15 дней подписывается руководителем производственного подразделения.

Для учета ежедневного поступления  и расхода молока применяется  ведомость учета движения молока. Она ведется по каждой ферме и записи в ней производятся ежедневно с указанием массы надоенного молока и его расхода по направлениям его использования, составляется в одном экземпляре.

Для списания семян, удобрений и ядохимикатов составляются соответственно акты: на списание семян и посадочного материала, об использовании минеральных, органических и бактериальных удобрений и гербицидов, акт об использовании химических средств защиты растений.

Для учета спецодежды, спецобуви и предохранительных приспособлений, выдаваемых работникам организации в индивидуальное пользование согласно установленным нормам применяется личная карточка учета   спецодежды, спецобуви и предохранительных приспособлений.

При списании пришедшего в негодность инвентаря  составляют акт на списание инвентаря, спецодежды и спецобуви.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Организация учета материалов на складах и в других местах

хранения

Для хранения материалов имеются специализированные склады, навесы, приспособленные здания и другими помещения. Организация имеет центральный склад, и кладовые в бригадах, на фермах и других производственных подразделениях.

В кладовых бригад и на фермах хранится небольшое количество товарно-материальных ценностей - в пределах текущей потребности. Одной из важнейших задач бухгалтерского учета является обеспечение сохранности имущества. Поэтому при организации хранения материалов соблюдают ряд требований:

- складские помещения должны иметь исправные крыши, пол железобетонный, если имеются окна, они должны быть зарешечены, если склад не оборудован сигнализацией;

  • дверь в помещении склада должна плотно закрываться. Помещение склада закрывается несколькими замками, не менее 2-х, в т.ч. контрольным замком;
  • при хранении горючего цистерны окрашивают в светлые тона. Цистерны устанавливают на специальные подставки;

- склады должны быть оборудованы противопожарными устройствами, весоизмерительными приборами.

Складское хозяйство - совокупность складских  помещений, оборудования для хранения производственных запасов, готовой  продукции, измерительных приборов и средств внутренней транспортировки.

Для ведения складского хозяйства приказом (распоряжением) руководителя организации назначается, заведующий складом или кладовщик, который является материально ответственным лицом. В целях обеспечения сохранности товарно-материальных ценностей с материально ответственными лицами заключаются договоры о полной материальной ответственности за сохранность переданных им ценностей. Если продукция и тара находятся на ответственности одного и того же лица, то в договоре должна оговариваться ответственность и за тару. Постановлением Совета Министров РФ от 26 мая 2000г. № 764 утвержден примерный перечень должностей и работ, замещаемых или выполняемых работниками, с которыми наниматели могут заключать письменные договоры о полной индивидуальной материальной ответственности. Освобождение от работы материально-ответственных лиц допускается после инвентаризации имущества, передачи ценностей и установления ее результатов.

Учет  движения продукции, товарно-материальных ценностей в местах их хранения ведут на карточках складского учета. Кладовщик получает их под расписку и хранит в специальных картотеках по учетным группам, а внутри групп - по подгруппам.

На  каждое наименование (сорт) материальных ценностей отводятся отдельные карточки. В них на основании первичных приходных и расходных документов заведующий складом делает записи, отражающие поступление (в графе «Приход») или выбытие (в графе «Расход») материальных ценностей и выводит остаток на конец дня. Записи производятся в день совершения операции, записываются количество продукции и их цена. На каждый вид материальных ценностей, хранящихся на складе, прикрепляют материальный ярлык, в котором указывают наименование ценностей, их номенклатурный номер, единицу измерения, цену и другие данные.

Бухгалтер, ведущий  учет материальных ценностей, обязан периодически посещать склады и в присутствии кладовщика проверять достоверность записей, сделанных в карточке складского учета, подтверждая это своей подписью и указывая дату проверки.

Заведующий  складом (кладовщик) должен иметь образцы  подписей лиц, распоряжающихся отпуском материальных ценностей.

В конце каждого  месяца на основании данных карточек складского учета и первичных документов материально ответственные лица составляют отчет о движении продуктов и материалов, в который заносят наименования только тех материальных ценностей, по которым в течение месяца было движение. Отчет составляется в 2-х экземплярах в натуральных измерителях. К отчету должны прилагаться оправдательные документы на поступление и расходование материальных ценностей. В строке отчета «Остаток на начало месяца» показывают остаток товарно-материальных ценностей, отраженный в аналогичном отчете за прошлый месяц по графе «Остаток на конец месяца». В разделе о поступлении указывают продукты и материалы, поступившие за месяц, при этом записи производятся по каждому каналу поступления. В разделе о выбытии записывают расход материальных ценностей по каналам использования (отпущено в реализацию, на корм скоту, посев, внутреннее перемещение, размол; выдано в счет оплаты труда и др.). После того как в приходной части отчета отражено все движение ценностей, выводят остаток на конец месяца. В сроки, установленные графиком документооборота, отчеты о движении продуктов и материалов сдаются вместе со всеми первичными документами в бухгалтерию организации, где проверяются правильность переноса остатка на начало месяца, обоснованность каждой записи и ее соответствие данным первичных документов. Затем производится таксировка отчета и проверяется достоверность выведения остатков на конец месяца. После проверки отчета данные из него переносят в регистры аналитического и синтетического учета.

Информация о работе Учет сырья и материалов