Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2012 в 19:19, курсовая работа
Работа состоит из 4 глав, каждая из которых служит рассмотрению принципов учета сырья и материалов. В первой главе приводится понятие, классификация и методы оценки сырья и материалов. Вторая глава показывает, каким образом происходит оформление операций по поступлению сырья и материалов. В третьей главе рассматриваются проблемы, связанные с учетом недостач и порчи, обнаруженных при приемке сырья и материалов. В заключительной главе речь идет об учете отпуска сырья и материалов на производство и другие цели, а также о контроле за использованием материалов.
Введение
1. Понятие, классификация и оценка сырья и материалов.
2. Оформление операций по поступлению сырья и материалов.
3. Учет недостач и порчи, обнаруженных при приемке сырья и материалов.
4. Учет отпуска сырья и материалов на производство и другие цели, контроль за их использованием. Внутренние перемещения.
Заключение
Список литературы
Для исчисления фактической себестоимости приобретения (заготовления) материалов открывается синтетический счет 15 «Заготовление и приобретение материалов», а для учета отклонений фактической себестоимости приобретения (заготовления) материалов от их стоимости по учетным ценам открывается синтетический счет 16 «Отклонения в стоимости материалов».
При существенных отклонениях планово-расчетных цен и средних цен от рыночных они подлежат пересмотру. Такие отклонения не должны превышать, как правило, десять процентов.
В организациях, ведущих учет материалов по планово-расчетным ценам, разрабатывается номенклатура-ценник.
Номенклатура-ценник ─ систематизированный перечень материалов, применяемых на предприятии, составляется в разрезе субсчетов счета "Материалы". Внутри субсчетов они подразделяются по группам (видам). Обычно в нем указывается номенклатурный номер материала, наименование, сорт, размер, единица измерения, учетная цена. Номенклатура-ценник может разрабатываться и в случаях, когда в организации применяются другие виды учетных цен.
Если готовая продукция организации (включая полуфабрикаты собственного изготовления) направляется на собственные нужды организации и используется в качестве материалов, то она учитывается по дебету счетов учета материальных ценностей.
2. Оформление операций по поступлению сырья и материалов.
Порядок документального оформления зависит от источников их поступления, способов доставки и места приема продукции. основными источниками поступления сырья и материалов являются промышленные и сельскохозяйственные предприятия, торговые и посреднические организации, граждане, подотчетные лица, закупающие материалы в порядке наличного расчета.
Прием материалов осуществляется в соответствии с производственной программой предприятия на основе хозяйственных договоров с поставщиками продукции.
Контроль за выполнением плана материально-технического обеспечения, своевременностью поступления и оприходования материалов ─ функция отдела материально-технического снабжения. С этой целью в отделе ведут журнал оперативного учета выполнения договоров поставки. В нем отмечают выполнение условий договора о поставке по ассортименту материалов, их качеству, цене, срокам отгрузки и др. Бухгалтерия контролирует организацию данного оперативного учета.
доставка материалов на предприятие может осуществляться как по инициативе поставщика ─ централизованная доставка, так и по инициативе самого предприятия ─ самовывоз. Во всех случаях на отгруженные материалы поставщики высылают расчетные и платежные документы: счет-фактура, товарно-транспортные накладные, платежные требования-поручения и др. К ним обязательно прилагаются документы, характеризующие как количество материалов (упаковочные ярлыки, спецификации), так и качество (сертификаты, качественные удостоверения). Поступившие от поставщиков документы после проверки и регистрации в отделе снабжения, в журнале учета поступающих грузов передаются в бухгалтерию предприятия для оплаты.
При отгрузке материалов по инициативе поставщика железнодорожным, авиационным и водным транспортом транспортная организация извещает предприятие о прибытии в его адрес груза.
Для получения грузов экспедитору или другому лиц, с кем производственное предприятие заключило договор о материальной ответственности, выдается распоряжение на получение груза и доверенность, которая, как документ строгой отчетности, регистрируется в особом журнале.
Грузы выдаются представителю производственного предприятия после предъявления им доверенности и счетов оплаты услуг транспортной организации. Затем ему вручают накладную на получение груза со склада транспортной организации. В получении груза он расписывается в дорожной ведомости и транспортной накладной. Предварительно получатель проверяет целостность пломб и оттисков на них, состояние вагона (контейнера), количество мест и состояние упаковки.
Принятые грузы экспедитор доставляет на склад производственного предприятия и сдает заведующему, который проверяет соответствие количества и качества материалов данным счета поставщика. Принятые материалы оформляют приходными ордерами, или накладными. Приходный ордер (накладную) подписывают заведующий складом и экспедитор.
При отсутствии расхождений между данными поставщика и фактическими данными оприходование материалов разрешается оформлять без выписки приходного ордера. В этом случае на документе поставщика проставляют штамп, в оттисках которого содержатся основные реквизиты приходного ордера (накладной). Количество первичных документов при этом сокращается.
При централизованной доставке материалов автотранспортом их принимают на складе производственного предприятия. В этом случае поставщик выписывает товарно-транспортную накладную в четырех экземплярах: первый служит основание для списания ценностей у грузоотправителя; второй ─ для оприходования материалов получателем; третий ─ для расчетов с автотранспортной организацией; четвертый ─ для учета транспортной работы. Товарно-транспортная накладная применяется в качестве приходного документа у покупателя в случае отсутствия расхождений количества поступивших грузов с данными накладной. При наличии такого расхождения составляют акт.
Прием материалов возможен непосредственно на складе поставщика (самовывоз). В этом случае представитель производственного предприятия обязан предъявить доверенность и документ, подтверждающий его личность. При отпуске материалов доверенность отбирается, а представителю выдаются необходимые сопроводительные документы (счета, накладные).
Прием на склад сырья и материалов от непосредственных производителей, а также от граждан оформляют приемными квитанциями.
Поступление на склад производственного предприятия материалов собственного изготовления, отходов производства и других оформляют требованиями-накладными. Материалы, полученные от разборки и демонтажа, приходуются на основании акта об оприходовании материальных ценностей, полученных при разборке и демонтаже зданий и сооружений.
В зависимости от принятой организацией учетной политики поступление материалов может быть отражено с использованием счетов 15 "Заготовление и приобретение материальных ценностей" и 16 "Отклонение в стоимости материальных ценностей" или без использования их.
В случае использования организацией счетов 15 "Заготовление и приобретение материальных ценностей" и 16 "Отклонение в стоимости материальных ценностей" на основании поступивших в организацию расчетных документов поставщиков делается запись по дебету счета 15 "Заготовление и приобретение материальных ценностей" и кредиту счетов 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками", 20 "Основное производство", 23 "Вспомогательные производства", 71 "Расчеты с подотчетными лицами", 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" и т.п. в зависимости от того, откуда поступили те или иные ценности, и от характера расходов по заготовке и доставке материалов в организацию. При этом запись по дебету счета 15 "Заготовление и приобретение материальных ценностей" и кредиту счета 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" производится независимо от того, когда материалы поступили в организацию - до или после получения расчетных документов поставщика.
Оприходование материалов, фактически поступивших в организацию, отражается записью по дебету счета 10 "Материалы" и кредиту счета 15 "Заготовление и приобретение материальных ценностей".
В случае если организацией не используются счета 15 "Заготовление и приобретение материальных ценностей" и 16 "Отклонение в стоимости материальных ценностей", оприходование материалов отражается записью по дебету счета 10 "Материалы" и кредиту счетов 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками", 20 "Основное производство", 23 "Вспомогательные производства", 71 "Расчеты с подотчетными лицами", 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" и т.п. в зависимости от того, откуда поступили те или иные ценности, и от характера расходов по заготовке и доставке материалов в организацию. При этом материалы принимаются к бухгалтерскому учету независимо от того, когда они поступили - до или после получения расчетных документов поставщика.
3. Учет недостач и порчи, обнаруженных при приемке сырья и материалов.
Если обнаружены повреждения вагона (контейнера) или упаковки, а также недостача числа мест проводится проверка груза. Выявленные недостача и порча материальных ценностей оформляются коммерческим актом в трех экземплярах, на основании которого в последующем предъявляется претензия к транспортной организации. Если недостача не превышает пределов норм естественной убыли в пути, то это фиксируется в транспортной накладной.
Недостачи и порча, выявленные при приемке поступивших в организацию материалов, учитываются в следующем порядке:
а) сумма недостач и порчи в пределах норм естественной убыли определяется путем умножения количества недостающих и (или) испорченных материалов на договорную (продажную) цену поставщика. Другие суммы, в том числе транспортные расходы и налог на добавленную стоимость, относящиеся к ним, не учитываются. Сумма недостач и порчи списывается с кредита счета расчетов в корреспонденции с дебетом счета "Недостачи и потери от порчи ценностей". Одновременно недостающие и (или) испорченные материалы списываются со счета "Недостачи и потери от порчи ценностей" и относятся на транспортно-заготовительные расходы или на счета отклонений в стоимости материальных запасов.
Исчисленная сумма недостач или порчи отражается по дебету счета 94 "Недостачи и потери от порчи ценностей" и кредиту счетов расчетов (60 или 76). Одновременно сумма недостач или порчи списывается с кредита счета 94 на счета учета транспортно-заготовительных расходов или отклонений в стоимости материальных запасов (счет 10 или 16).
Если испорченные материалы могут быть использованы в организации или проданы (с уценкой), они приходуются по ценам возможной продажи. Одновременно на эту сумму уменьшается сумма потерь от порчи;
Если количество и качество прибывших на склад материалов не соответствует данным счета поставщика, прием материалов производит комиссия и оформляет акт о приемке материалов в двух экземплярах, который служит основанием для предъявления претензий поставщику. В комиссии должен быть представитель поставщика и незаинтересованной организации.
б) недостачи и порча материалов сверх норм естественной убыли учитываются по фактической себестоимости.
В фактическую себестоимость включаются:
- стоимость недостающих и испорченных материалов, определяемая путем умножения их количества на договорную (продажную) цену поставщика (без налога на добавленную стоимость). По подакцизным товарам в договорную (продажную) цену включаются акцизы. Если испорченные материалы могут быть использованы в организации или проданы (с уценкой), они приходуются по ценам возможной продажи, с уменьшением на эту сумму потерь от порчи материалов;
- сумма транспортно-заготовительных расходов, подлежащая оплате покупателем, в доле, относящейся к недостающим и испорченным материалам. Эта доля определяется путем умножения стоимости недостающих и испорченных материалов на процентное отношение транспортных расходов, сложившееся на момент списания, к общей стоимости материалов (по продажным ценам поставщика) по данной поставке (без налога на добавленную стоимость);
- сумма налога на добавленную стоимость, относящаяся к основной стоимости недостающих и испорченных материалов и к транспортным расходам, связанным с их приобретением.
Недостачи и порча материалов сверх норм естественной убыли учитывают по фактической себестоимости, включая транспортно-заготовительные расходы, НДС и акцизы по дебету счетов расчетов по претензиям (счет 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами", субсчет 2 "Расчеты по претензиям") и кредиту счетов по учету расчетов (60, 76).
Аналогично учитываются претензии к поставщикам на суммы излишней оплаты, произведенные в связи с несоответствием цен, указанных в расчетных документах, ценам, предусмотренным в договоре (завышение цен), арифметических ошибок, допущенных в расчетных документах поставщика, и по другим подобным причинам.
Если к моменту обнаружения недостачи, порчи, завышения цен, других ошибок в расчетных документах поставщика расчеты не были произведены, то оплата производится за вычетом стоимости недостающих и испорченных по вине поставщика материалов, других завышений сумм расчетного документа, о чем покупатель письменно сообщает поставщику. В этом случае неоплаченные суммы на счете учета расчетов по претензиям не отражаются.
При отсутствии оснований для предъявления претензии и (или) иска (например, в случаях стихийных бедствий), а также в случаях, когда иск покупателя к поставщику и (или) транспортной организации судом не удовлетворен (полностью или частично), такие суммы недостач и потерь от порчи списываются покупателем на счет 94 "Недостачи и потери от порчи ценностей".
В случае поставки продукции, не соответствующей по своим качественным характеристикам стандартам, техническим условиям, заказам, договорам, такие материалы приходуются по пониженным ценам, согласованным с поставщиком.
4. Учет отпуска сырья и материалов на производство и другие цели, контроль за их использованием. Внутренние перемещения.
Материалы со складов отпускаются в производственные цехи для изготовления продукции и на различные хозяйственные нужды, а также для реализации на сторону.
Фактический расход материалов в производстве или для других хозяйственных целей отражается по кредиту счета 10 "Материалы" в корреспонденции со счетами учета затрат на производство (расходов на продажу) или другими соответствующими счетами.