Учет себестоимости готовой продукции

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2011 в 07:57, курсовая работа

Краткое описание

В ходе выполнения курсовой работы необходимо решить следующие задачи:
1. определить экономическую сущность и задачи учета затрат калькулирование себестоимости готовой продукции организаций;
2. описать учет затрат и калькулирование себестоимости;
3. предложить меры по совершенствованию учета затрат и калькулирования себестоимости продукции;

Оглавление

Введение 3
Глава 1. Сущность себестоимости, готовой продукции и их учет 5
1.1 Сущность себестоимости, виды, влияющие факторы, цели и задачи 5
1.2 Готовая продукция, ее оценка и задачи учета 12
1.3 Учет себестоимости готовой продукции 17
Глава 2. Анализ, расчет и примеры себестоимости готовой продукции 22
2.1 Методология расчета и анализа себестоимости готовой продукции 22
2.2 Примеры расчетов учета себестоимости готовой продукции 26
Глава.3..Управление и отражение себестоимости готовой продукции 33
3.1 Отражение в отчетности себестоимости готовой продукции 33
3.2 Управление себестоимостью готовой продукции предприятий 40
Заключение 43
Список использованной литературы 44

Файлы: 1 файл

Курсовая Учет с.с гот продук.doc

— 297.00 Кб (Скачать)

     Остаток готовой продукции на складе в  этом случае учитывается по плановой себестоимости. 

     3) В отдельных случаях, когда  готовая продукция реализуется  непосредственно из цеха (прямая реализация), возможно вести учет готовой продукции без применения счетов 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)» и 43 «Готовая продукция». В этом случае себестоимость продукции списывается непосредственно с кредита счета 20 «Основное производство» в дебет счета 90-2 «Себестоимость продаж».

     Дебет 90 «Продажи» субсчет «Себестоимость продаж»

     Кредит 20 «Основное производство».

     Эта запись делается в конце отчетного  периода, когда определена фактическая себестоимость готовой продукции.

Глава 2. Анализ, расчет и примеры себестоимости готовой продукции

2.1 Методология расчета и анализа себестоимости готовой продукции

         Существуют две группы причин расчета себестоимости готовой продукции:

  1. Данные о себестоимости незавершенного производства и готовых продуктов необходимы для формирования финансовой (бухгалтерской) отчетности;
  2. Калькулирование себестоимости необходимо для: планирования деятельности предприятия; контроля выполнения планов; принятия управленческих решений, так как на основе данных о себестоимости формируется ассортиментная и ценовая политика.

     Классификация методов расчета себестоимости

     1.Попроцессный  метод. Применяется на предприятиях, которые работают в непрерывном режиме. Классический вариант попроцессного метода применяется в отраслях с массовым типом производства, который характеризуется: непродолжительным производственным циклом; наличием единой характеристики для всей продукции; ограниченной номенклатурой продукции; полным отсутствием либо незначительными объемами полуфабрикатов и незавершенного производства.

     Себестоимость единицы продукции определяется делением полной суммы затрат за период на количество единиц продукции, произведенной за этот период:

C = Z / X

где С  — себестоимость единицы продукции, руб.;

Z —  совокупные затраты за период;

X —  количество единиц произведенной  продукции (шт., км и т.д.).

     Существует  небольшое количество предприятий, которые удовлетворяют четырем  основным требованиям. Для них используется способ простой двухступенчатой калькуляции, предусматривающей выделение в учете производственных и непроизводственных затрат. Производственные затраты относятся на всю произведенную готовую продукцию, а непроизводственные считаются затратами периода и относятся на продукцию реализованную.

     С = Zпргп + Zнепррп

где Zпр — производственные затраты;

Хгп — количество единиц готовой продукции, произведенной за период;

Zнепр — непроизводственные затраты периода;

Хрп — количество единиц продукции, реализованной за период.

     Данный  вариант исчисления себестоимости позволяет определить себестоимость реализованной продукции и оценить запасы изготовленной в данном периоде, но нереализованной продукции.

  1. Попередельный метод. Данный метод применяется в отраслях и на предприятиях, где продукция в ходе технологического цикла последовательно проходит несколько стадий.

     Передел — это содержательно и пространственно обособленная совокупность технологических операций, составляющая часть полного технологического процесса изготовления конечной продукции. В результате каждого передела получается полуфабрикат, который может быть передан по технологической цепочке для дальнейшей обработки или реализован на сторону. Особенностями массового типа производства являются небольшая номенклатура изделий, которые выпускаются в больших количествах, узкая специализация рабочих мест, высокий уровень оборудования и автоматизации.

  1. Позаказный метод. Данный метод калькулирования себестоимости применяется на предприятиях с единичным или серийным типом производства, где выпускается уникальная продукция по специальным заказам.

     Серийное  производство — это изготовление заранее оговоренного количества технологически идентичных изделий, выполняемое одновременно или последовательно в течение ограниченного промежутка времени. Если продолжительность периода изготовления серии невелика, то серию можно рассматривать как заказ. Заказ — это особым образом оформленное требование клиента производителю изготовить изделие с определенными характеристиками. Форму бланка-заказа предприятие разрабатывает самостоятельно. Обязательными реквизитами являются номер заказа, характеристика продукта, срок исполнения и стоимость заказа.

  1. Партионный (пооперационный) метод. Разновидностью позаказного метода является партионное (пооперационное) калькулирование.

     Партионная  калькуляция применяется там, где отдельные единицы выпуска, оформленные как заказы, в процессе своего изготовления проходят несколько стадий производства (операций), причем для каждой единицы набор стадий может быть индивидуальным, а часть операций — общей для всех изделий.

  1. Учет затрат по функциям. Данную систему учета затрат применяют организации, которые выпускают большой ассортимент продукции разными партиями. Суть метода заключается в соотношении затрат с определенными функциями, которые осуществляются в интересах производства и реализации того или иного вида продукции.

     Анализ  себестоимости имеет большое значение в системе управления затратами. Он позволяет изучить, тенденции изменения ее уровня, установить отклонение фактических затрат от нормативных (стандартных) и их причины, выявить резервы снижения себестоимости и дать оценку работы предприятия по использованию возможностей снижения себестоимости продукции.

     Для анализа себестоимости продукции  используются данные статистической отчетности «Отчет о затратах на производство и реализацию продукции (работ, услуг) предприятия (организации)», плановые и отчетные калькуляции себестоимости продукции, данные синтетического и аналитического учета затрат по основным и вспомогательным производствам и т. д.

     Анализ  себестоимости продукции обычно начинают с изучения общей суммы затрат в целом и по основным элементам: Общая сумма затрат на производство продукции может измениться: из-за объема производства продукции; структуры продукции; уровня переменных затрат на единицу продукции; суммы постоянных расходов.

     При изменении объема производства продукции  возрастают только переменные расходы (сдельная зарплата производственных рабочих, прямые материальные затраты, услуги); постоянные расходы (амортизация, арендная плата, повременная зарплата рабочих и административно-управленческого персонала, общехозяйственные расходы) остаются неизменными в краткосрочном периоде при условии сохранения прежней производственной мощности предприятия.

     В процессе анализа необходимо также  оценить изменения в структуре по элементам затрат.

     Анализ  издержкоемкости продукции. Издержкоемкость (затраты на рубль произведенной продукции) очень важный обобщающий показатель, характеризующий уровень себестоимости продукции в целом по предприятию. Во-первых, он универсален: может рассчитываться в любой отрасли производства и, во-вторых, наглядно показывает прямую связь между себестоимостью и прибылью.

     Анализ  себестоимости отдельных видов  продукции. Для более глубокого изучения причин изменения себестоимости анализируют отчетные калькуляции по отдельным изделиям, сравнивают фактический уровень затрат на единицу продукции с плановым и данными прошлых периодов, других предприятий в целом и по статьям затрат.

     Влияние факторов первого порядка на изменение  уровня себестоимости единицы продукции изучают с помощью факторной модели

     

где Ci — себестоимость единицы i-гo вида продукции;

Аi — постоянные затраты, отнесенные на i-й вид продукции;

bi — переменные затраты на единицу i-гo вида продукции;

VBПi — объем выпуска i-гo вида продукции. 1

     Таким образом, себестоимость продукции является важнейшей экономической категорией и характеризует затраты предприятия на производство и реализацию продукции. Она является также важнейшим качественным показателем работы предприятия, так как характеризует уровень использования всех ресурсов (переменного и постоянного капитала), находящихся в распоряжение предприятия

      2.2     Примеры расчетов учета себестоимости готовой продукции

     Пример 1.

     В течение месяца на склад принята  к учету готовая продукция, плановая себестоимость которой составила 75 000 рублей. Себестоимость реализованной  продукции в плановых ценах составила 50 000 рублей. Общая сумма затрат, учтенных по дебету счета 20 «Основное производство» в течение месяца, составляет 90 000 рублей.

     А) Остаток незавершенного производства на конец месяца составляет 18 000 рублей.

     Фактическая себестоимость готовой продукции: 90 000 – 18 000 = 72 000 рублей.

     Сумма отклонения фактической себестоимости  от плановой: 75 000 – 72 000 = 3 000 рублей.

     Фактическая себестоимость меньше плановой, поэтому  сумму экономии нужно сторнировать.

     Сумма отклонения, приходящаяся на реализованную  продукцию: (3 000 : 75 000) х 50 000 = 2 000 рублей.

     Сумма отклонения, приходящаяся на остаток  готовой продукции на складе: (3 000 : 75 000 ) х 25 000 = 1 000 рублей.

     Фактическая себестоимость реализованной продукции: 50 000 – 2 000 = 48 000 рублей.

     Остаток готовой продукции на складе (по фактической себестоимости): 72 000 – 48 000 = 24 000 рублей.

     Корреспонденция счетов      Сумма, рублей      Содержание  операции
     Дебет      Кредит
     В течение месяца
     43      20      75 000      Принята к учету готовая продукция – в учетных ценах
     90-2      43      50 000      Списана себестоимость реализованной продукции – в учетных ценах
     В конце месяца
     20      10, 70, 69, 25, 26      90 000      Учтены  расходы на производство продукции
     43      20      3 000      СТОРНО!

     Сумма отклонения фактической себестоимости  от плановой

     90-2      43      2 000      СТОРНО!

     Сумма отклонения фактической себестоимости от плановой в доле реализованной продукции

 

 

     Б) Остаток незавершенного производства на конец месяца составляет 12 000 рублей.

     Фактическая себестоимость готовой продукции: 90 000 – 12 000 = 78 000 рублей.

Информация о работе Учет себестоимости готовой продукции