Учет себестоимости готовой продукции

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2011 в 07:57, курсовая работа

Краткое описание

В ходе выполнения курсовой работы необходимо решить следующие задачи:
1. определить экономическую сущность и задачи учета затрат калькулирование себестоимости готовой продукции организаций;
2. описать учет затрат и калькулирование себестоимости;
3. предложить меры по совершенствованию учета затрат и калькулирования себестоимости продукции;

Оглавление

Введение 3
Глава 1. Сущность себестоимости, готовой продукции и их учет 5
1.1 Сущность себестоимости, виды, влияющие факторы, цели и задачи 5
1.2 Готовая продукция, ее оценка и задачи учета 12
1.3 Учет себестоимости готовой продукции 17
Глава 2. Анализ, расчет и примеры себестоимости готовой продукции 22
2.1 Методология расчета и анализа себестоимости готовой продукции 22
2.2 Примеры расчетов учета себестоимости готовой продукции 26
Глава.3..Управление и отражение себестоимости готовой продукции 33
3.1 Отражение в отчетности себестоимости готовой продукции 33
3.2 Управление себестоимостью готовой продукции предприятий 40
Заключение 43
Список использованной литературы 44

Файлы: 1 файл

Курсовая Учет с.с гот продук.doc

— 297.00 Кб (Скачать)

     Факторы, влияющие на себестоимость продукции, можно классифицировать по нескольким признакам.

  1. По содержанию выделяют: технические и технологические факторы.

     К техническим можно отнести, например, внедрение новой прогрессивной техники, механизация и автоматизация производства, научно-технические достижения, улучшение использования основных фондов, техническая и энергетическая вооруженность труда.

     К технологическим – изменение  ассортимента продукции; продолжительность производственного цикла; улучшение использования и применение новых видов сырья и материалов, применение экономичных заменителей и полное использование отходов в производстве; совершенствование технологии продукции, снижение ее материалоемкости и трудоемкости.

          2. По времени возникновения: выделяют планируемые и внезапные факторы.

     Предприятие может планировать следующие  мероприятия – ввод и освоение новых цехов; подготовка и освоение новых видов продукции и новых технологических процессов; оптимальное размещение отдельных видов продукции по предприятию.

     К внезапным (не планируемым) факторам относятся  производственные потери; изменение  состава и качества сырья; изменение  природных условий; отклонения от установленных  норм выработки продукции и другие.

          3. По месту возникновения факторы: делятся на внешние (независящие от предприятия) и внутренние (зависящие от предприятия).

     На  себестоимость продукции независимо от предприятия может повлиять экономическая  обстановка в стране, инфляция; природно-климатические условия; технический и технологический прогресс; изменение налогового законодательства и другие факторы.

     К внутренним можно отнести производственную структуру предприятия; структуру  управления; уровень концентрации и специализации производства; продолжительность производственного цикла.

  1. По назначению выделяют: основные и второстепенные факторы.

Данная  группа факторов зависит от специализации  предприятия.

     Цели  и задачи управления себестоимостью. Под управлением себестоимостью понимают действия менеджеров направленные на изменение факторов, влияющих на себестоимость продукции. Такие как структура выпуска продукции, объем производства, распределение и учет затрат, качество и используемое сырье и т.д.

     Управление  себестоимостью связано с осуществлением предприятия функций планирования, контроля и принятия решений.

     Значение  анализа себестоимости продукции определяется тем, что она представляет собой важнейший качественный показатель, характеризующий экономическую эффективность производства, и что только на основе его всестороннего анализа можно выявить резервы и определить пути увеличения конечных результатов при минимальных затратах трудовых, материальных и финансовых. Анализ себестоимости позволяет выяснить тенденции изменения данного показателя, выполнения плана по его уровню, определить влияние факторов на его прирост и на этой основе дать оценку работы предприятия по использованию возможностей и установить резервы снижения себестоимости продукции.

     Задачи  анализа себестоимости. Во-первых, в определении, или оценке, величины затрат по конкретным продуктам, услугам или подразделениям организации. Во-вторых, в управлении стоимостью продукции, на основе получение точных данных о себестоимости продукции и использование их для принятия решений по таким вопросам, как назначение цены, состав продукции, технология производства. В-третьих, в анализе затрат, исследовании данных о затратах, представлении их в виде информации пригодной для управленческого планирования и контроля, принятия решений краткосрочного и долгосрочного действия.

       Анализ себестоимости, со своей  стороны, в первую очередь призван  обеспечивать необходимой информацией  управленческий персонал предприятия, который отвечает за планирование, за проведение контроля по хозяйственным операциям и принятия разнообразных административных решений.

     Анализ  себестоимости продукции направлен  на выявление возможностей повышения  эффективности использования материальных, трудовых и денежных ресурсов в процессе производства, снабжения и сбыта продукции. Анализ себестоимости продукции дает данные необходимые для управленческих целей, определения показателей эффективности, принятия стратегических решений по ценообразованию, состава продукции, технологического процесса, разработки изделий. Именно, руководствуясь анализом, специалисты и менеджеры принимают тактические решения и действия.

     Управление  себестоимостью и анализ затрат являются составной частью менеджмента, которая  оперирует данными о затратах. Затраты есть показатель прошлой  или будущей способности распорядиться экономическими ресурсами в интересах достижения определенной цели. Управление себестоимостью и анализ затрат имеют дело с рассчитанными на будущее, или запланированными, затратами равно как и с прошлыми затратами. На каждом предприятии необходимо повысить качество управления и анализа себестоимостью. В условиях обострения конкурентной борьбы побеждает те предприятия, чьи работники обладают более глубокими знаниями основ финансово-экономического анализа, умеют сделать на основе анализа правильные выводы, сформулировать нужные рекомендации для решения кардинальных вопросов развития предприятия.

     Таким образом, процесс управления и анализа  делится на следующие основные стадии:

     Планирование  затрат. Представляет собой определение целей организации и ее подразделений в форме постановки производственных задач и выбора средств для их выполнения. Планы конкретизируются в сметах, включающих показатели в денежном выражении. Например, смета расходов составляется как план ожидаемых затрат. Производственный план и смета затрат на производство продукции показывают планируемые уровни запасов, количество единиц продукции, которую компания намеревается произвести, и стоимость различных видов ресурсов, которые будут затрачены на выполнение производственных планов. Кроме того, в любой смете заложена возможность осуществления контроля путем сравнения фактических затрат с запланированными, определения отклонений и их анализ.

     Контроль  затрат. Этим процессом устанавливаются исходные стандарты (например, нормативные затраты и за пасы), на основе которых можно определить показатели эффективности. Затем выявляются различия между плановыми и фактическими показателями, что позволяет определить неблагоприятные тенденции. Контроль затрат помогает установить причины отклонения от плана и внести соответствующие коррективы. Например, в бухгалтерском отчете о производственных затратах, направленном руководителю производственного подразделения, указывается, что стоимость производства единицы продукции оказалась значительно выше, чем должна быть по нормативным показателям. В результате обследования может выясниться, что превышение произошло из-за неэффективного использования рабочей силы, сверхнормативного брака, эксплуатации неисправного оборудования или нарушения технологии производства.

     Управление  стоимостью для принятия решений. На этой стадии происходят оценка точных и значимых данных о затратах и анализ этой информации для принятия решений. Процесс принятия решений, который также можно назвать процессом разрешения проблем, по большому счету есть процесс выбора между альтернативными действиями. Система управления стоимостью для того и пред назначена, чтобы содействовать руководству в принятии оптимальных решений, касающихся назначения цены, маркетинга, ассортимента, и способствовать внесению усовершенствований на постоянной основе.

      1.2     Готовая продукция, ее оценка и задачи учета

     Готовой считается продукция, которая прошла полную обработку, сборку и укомплектование, отвечает требованиям стандартов, условиям договора, принята отделом технического контроля и сдана на склад готовой продукции или передана покупателю. В состав готовой продукции могут входить детали, узлы и полуфабрикаты, если они отправляются покупателям как запасные части или комплектующие изделия. 

     Продукция, не прошедшая все операции обработки  или неукомплектованная, а также не сданная на склад, числится в учете в составе незавершенного производства.

     Объем выручки от продажи. Объем выручки  от продажи продукции, выполненных работ и оказанных услуг является важнейшим показателем, характеризующим производственную и финансовую деятельность коммерческой организации и промышленного предприятия.

     Продажей  продукции завершается кругооборот  средств организации (предприятия), в результате чего создается возможность из полученной выручки произвести оплату приобретенных имущества, сырья и материалов, рассчитаться с работниками по оплате труда, с бюджетом по налогам и сборам, по платежам во внебюджетные фонды, с банком по кредитам. Продажа продукции, работ и услуг должна обеспечить не только возмещение расходов на производство и сбыт, но и получение прибыли - одного из важнейших источников расширения производства, обновления, модернизации и реконструкции основных средств, увеличения объема выпуска продукции.

     Продукция, работы и услуги признаются проданными при переходе права собственности на них от продавца к покупателю, от производителя к потребителю. С этого момента их стоимость признается доходом и включается в объем выручки.

     В бухгалтерском учете выручка  принимается в сумме, исчисленной в денежном выражении, равной величине поступления денежных средств и иного имущества, а также величине дебиторской задолженности, возникшей в результате передачи покупателю или потребителю продукции, работ, услуг.

     Оплата  продукции, работ, услуг может производиться денежными средствами, валютой или иным имуществом (сырьем, материалами, товарами и т.п.). Поступление средств от продажи отражается в бухгалтерском учете на основании расчетно - платежных документов (платежных поручений, платежных требований, приходных кассовых ордеров, товарных накладных и др.).

     По  данным отгрузочных и расчетных  документов определяется объем выручки  от продажи, в который включается стоимость отгруженной (или оплаченной) продукции и полуфабрикатов собственного производства другим организациям, выполненных работ и оказанных услуг для заказчиков, готовых изделий и полуфабрикатов, отпущенных своим обслуживающим производствам и хозяйствам. Если продукция (изделия, полуфабрикаты) потреблена в основном производстве, то ее стоимость не входит в выручку от продажи. Величина выручки как показатель используется в управлении при проведении анализа деятельности организации, разработке бизнес - плана, при налогообложении.

     Единица измерения продукции. В учете  продукция отражается в натуральных, условно - натуральных единицах и в стоимостном исчислении. В качестве натуральных единиц измерения используются штуки, литры, тонны и др. С их помощью ведется аналитический учет и исчисляется количество, объем и масса продукции по ее видам, сортам, размерам и т.д.

     Наряду  с натуральными в ряде производств  используют условно - натуральные измерители для получения обобщенных данных по выпуску однородной продукции. Пересчет продукции в условно - натуральные измерители производится с помощью коэффициентов, исчисляемых в зависимости от содержания полезного вещества в продуктах, длительности производственного цикла, трудоемкости их изготовления и т.д. Условно - натуральные единицы используются, например, в черной металлургии, на консервных предприятиях ,в химической промышленности.

     Наряду  с натуральными, условно - натуральными измерителями используется стоимостный измеритель. С помощью стоимостного измерителя ведется аналитический и синтетический учет, определяются показатели выпуска продукции, объем выручки и финансовый результат от продажи продукции. При формировании стоимостных показателей продукция оценивается по нормативной (плановой) и фактической себестоимости, по продажным ценам.

     Номенклатура - ценник - это перечень выпускаемой  продукции (изделий). Он разрабатывается самой организацией. При его разработке за основу берется классификация продукции (изделий) по определенным признакам (назначение, модель, артикул, марка, сорт и др.). В соответствии с этим устанавливается количество цифр в номенклатурном номере. В номенклатуре - ценнике указываются номенклатурный номер, наименование продукции (изделий), характеризующие их признаки, единица измерения и учетная цена. В качестве учетной цены используется нормативная (плановая) себестоимость или продажная цена. Оценка готовой продукции, работ, услуг. Выпуск и продажа готовой продукции, выполненных работ и оказанных услуг на синтетических счетах отражаются по фактической себестоимости их производства. В текущем учете продукция, работы, услуги могут оцениваться:

     - по фактической производственной себестоимости. Этот способ оценки применяется в производствах, выпускающих изделия или выполняющих работы по индивидуальным заказам. Фактическая себестоимость каждого изделия, вида работ определяется по мере их завершения, что и позволяет использовать эту оценку;

     - по нормативной (плановой) себестоимости. При данном способе оценки по окончании месяца выявляют отклонения фактической себестоимости от нормативной (плановой), которые в аналитическом учете отражаются обособленно. Этот способ оценки возможен при применении в организации нормативного метода учета затрат и калькулирования себестоимости продукции, при наличии плановых калькуляций;

Информация о работе Учет себестоимости готовой продукции