Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2014 в 20:15, курсовая работа
Актуальность выбранной темы заключается в том, что в условиях рыночной экономики с учетом жесткой конкуренции необходимо грамотно и точно вести все действия по отгрузке и реализации готовой продукции, выполненных работ, оказанных услуг.
Изучая учет реализации продукции, работ, услуг важно уяснить, от чего зависит увеличение объема реализации, каков порядок учета реализации продукции, работ, услуг.
Введение……………………………………………………………………….….….3
Теоретические аспекты учета реализации сельскохозяйственной продукции, работ, услуг……………………………………………………………………………………….….5
Нормативное регулирование учета реализации сельскохозяйственной продукции, работ, услуг…………………………………………………………………….5
Экономическая сущность процесса реализации сельскохозяйственной продукции, работ, услуг и его оценка……………………………………………………..9
Современные проблемы учета реализации сельскохозяйственной продукции, работ, услуг………………………………………………………………………………….15
2. Краткая природно-экономическая характеристика предприятия……………..18
3. Учет реализации сельскохозяйственной продукции, работ и услуг и расходов на продажу…………………………………………………………………………….……….25
3.1 Учет продаж сельскохозяйственной продукции, работ и услуг…………....25
3.2 Учет расходов на продажу……………………………………………….…...34
Заключение…………………………………………………………………….…….39
Список использованных источников……………………………………………..41
Выручка от реализации продукции является объектом налогообложения для некоторых видов налогов, в частности налога на добавочную стоимость.
Операции по реализации продукции находят отражение на счете 46 «Реализация продукции (работ, услуг)». В новом Плане счетов, утвержденном приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н для отражения операций по продаже ценностей предусмотрены счета 90 «Продажи» и 91 «Прочие доходы и расходы» раздела VIII «Финансовые результаты». Вторым счетом в проводке, отражающей выручку от реализации, является счет расчетов с покупателями и заказчиками – счет 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками». Оплата продукции покупателем может быть произведена сразу же после ее отгрузки или через определенное время (до истечения определенного договором срока). Задолженность покупателя за реализованную ему продукцию (дебиторская задолженность), не погашенная в сроки, установленные договором, и не обеспеченная соответствующими гарантиями, признается согласно п.70 Положения по ведению бухгалтерского учета сомнительным долгом [6].
Снизить риск неплатежей по реализации продукции поставщик может, включив в договор с покупателем условие о частичной (или полной) предварительной оплате продукции.
В этом случае сумма поступившего платежа (аванса) подлежит зачислению на счет 64 «Расчеты по авансам полученным», специально предназначенный для учета сумм полученных авансов учитывается до момента отгрузки продукции.
Как уже было сказано, момент реализации продукции определяется по ее отгрузке. Однако для целей налогообложения выручка от реализации продукции (работы, услуги) определяется либо по мере ее оплаты – по мере поступления средств в кассу, либо по мере отгрузки продукции и предъявлению покупателю расчетных документов (п. 13 Положения о составе затрат) [8].
Метод определения выручки от реализации продукции устанавливается предприятием на длительный срок (ряд лет) исходя из условия хозяйствования и заключаемых договоров и должен быть зафиксирован в учетной политике.
Основное различие методов состоит в определении налогооблагаемой базы по налогу на прибыль. Прибыль (убыток) от реализации продукции определяется как разница между выпуском от реализации продукции, без налога на добавленную стоимость и акцизов, и затратами на производство и реализацию продукции, включаемыми в себестоимость продукции.
При применении метода определения выручки от реализации «по отгрузке» (метод начисления) налогооблагаемая прибыль определяется исходя из общей суммы выручки от реализации продукции, отнесенной в отчетном периоде на счет 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» со счета 46 «Реализация продукции (работ, услуг)», и общей суммы затрат на производство и реализацию продукции (дебетовый оборот по счету 46 «Реализация продукции (работ, услуг)»), что фактически представляет собой сальдо по счету 46 «Реализация продукции (работ, услуг)».
Прибыль, подлежащую налогообложению при определении выручки от реализации «по оплате» (кассовый метод), непосредственно на счетах бухгалтерского учета выявить невозможно. Это объясняется тем, что вне зависимости от выбранного метода определения выручки от реализации в ценах налогообложения в бухгалтерском учете выручка от реализации отражается “по отгрузке”.
При применении метода определения выручки от реализации «по оплате» налогооблагаемая прибыль определяется исходя из суммы выручки от реализации продукции, фактически поступившей на расчетный счет или в кассу предприятия. При этом следует иметь в виду, того, что к поступлению денежных средств на расчетный счет налогоплательщика приравнивается и погашение дебиторской задолженности иным способом, что подтверждается информационным письмом Высшего Арбитражного Суда РФ от 14.11.97г. № 22 «Обзор судебной практики применения законодательства о налоге на прибыль» (п. 14) [5].
На развитие и эффективность производства в сельскохозяйственных организациях огромное влияние оказывают реализация продукции и получаемые при этом финансовые результаты. Процесс реализации продукции, изготовленной предприятием, является важнейшим в его деятельности, так как завершая оборот средств предприятия, он позволяет возместить затраты и выполнить обязательства перед бюджетом по налоговым платежам, внебюджетными фондами, учреждениями банков по полученным кредитам, поставщиками и кредиторами, по оплате труда членов коллектива и другими кредиторами.
Если не обеспечен своевременный и выгодный сбыт, то очень сложно, а часто и невозможно расширять производство продукции. Исходя из этого, в современных условиях повысилось значение бухгалтерского учета продаж продукции и финансовых результатов деятельности сельскохозяйственных организаций.
За последние годы существенно изменились как правовые нормы, регулирующие отношения по продаже сельскохозяйственной продукции, так и сами организационно-правовые формы этих отношений, в частности, среди них в последнее время все большее распространение находят бартерные сделки и розничная купля-продажа. Среди новых, ранее неведомых нам форм реализации следует назвать сделки по реализации продукции, заключенные на товарно-сырьевых биржах. Но биржевая торговля делает в России лишь первые шаги.
На сегодняшний день резко обострилась проблема получения прибыли от продажи сельскохозяйственной продукции, идет решение вопросов о расширении рынков сбыта. Это определяет актуальность темы проводимого исследования и практическую значимость рассматриваемых в нем вопросов.
Сельскохозяйственные предприятия основную массу произведенной продукции продают. Они реализуют также выполненные на сторону услуги и работы своих вспомогательных и обслуживающих производств.
Для решения проблемы финансовой стабильности, улучшения платежеспособности предприятий АПК главным является создание условий для беспрепятственного выгодного сбыта продукции. В настоящее время товаропроизводителям в сфере агропромышленного производства гарантируется возможность свободной реализации сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия. Органы государственной власти стимулируют формирование рыночной системы сбыта и реализации сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в соответствии с действующим законодательством.
В процессе продажи продукции формируется конечный финансовый результат производственно-финансовой деятельности - прибыль или убыток. Прибыль (убыток) от реализации продукции (работ, услуг) - это положительная (отрицательная) разница между выручкой от реализации продукции в действующих ценах без НДС и акцизов и затратами на ее производство и продажу.
Для документального оформления операций по реализации продукции в сельском хозяйстве в бухгалтерском учете применяют типовые межведомственные формы первичной документации. В последнее время возникла необходимость пересмотра форм, а по новым операциям, возникшим в последние годы - разработка новых форм первичного учета. Раздел учетной документации по движению готовой продукции для сельскохозяйственных предприятий оказался самым большим. В связи с развитием рыночных отношений в последние годы большое распространение получили операции по прямой продаже хозяйствами, минуя традиционных заготовителей, сельскохозяйственной продукции населению, в том числе через стационарные пункты торговли, принадлежащие хозяйствам. Для тех новых операций в сельскохозяйственных предприятиях был разработан ряд специальных документов: № 184-АПК «Отчет о продаже сельскохозяйственной продукции (на рынке)». В «Акте о приемке продукции для реализации» указывают все необходимые реквизиты по качеству, количеству, сортности, сумме поступившей для реализации продукции по каждому ее виду, что подтверждается подписями лиц, сдавших продукцию и принявших ее для реализации. В утвержденных новых формах большое внимание уделено реквизитам для отражения качества получаемой продукции. Некоторые формы (например, товарно-транспортные накладные на отправку продукции) существенно упрощены, из них исключены реквизиты второстепенного характера.
Коренная перестройка экономических отношений в АПК повлекла за собой существенные изменения в системе бухгалтерского учета. Введены новые нормативные документы, существенно влияющие на порядок учета финансовых результатов от продажи продукции.
В современных условиях, когда все сельскохозяйственные предприятия нацелены на получение прибыли, учет финансовых результатов становится одним из сложных и важных участков в их учетной работе. Однако не всегда он отвечает требованиям действующего законодательства. В этой связи огромное значение придается контролю за его ведением. Следует заметить, что только эффективно - организованные учет и контроль финансовых результатов позволят организациям добиваться намеченных целей и стабильно функционировать в условиях рыночной экономики [15].
Крестьянское хозяйство «Ключики» организовано в 1992 г. в д. Якуниха Островского района Костромской области Соловьевым Николаем Борисовичем, его женой и сыном. Позже он вывел их из штатного расписания и набрал другой коллектив: агронома, ветеринарного врача, зоотехника, бухгалтера, механизаторов и операторов машинного доения.
Основной целью предприятия является получение прибыли. Основным видом деятельности является сельскохозяйственное производство: производство молока, мяса, зерна и кормов.
Хозяйство находится в 10 км. от районного центра п. Островское и в 110 км. от областного центра г. Кострома. Основными пунктами продажи продукции является Островское и Островский район. Связь осуществляется по дороге с твёрдым покрытием.
В хозяйстве имеются:
-27 жилых домов, сеть водопровода
-здания: контора (бухгалтерия), ферма, животноводческий комплекс, телятник при комплексе, склад запчастей, 3 хозяйственных склада, склад под зерно, склад ТСМ, зерноток, склад кормопроизводства, автогараж, тракторный гараж, ремонтно-механическая мастерская,
-сооружения: скважина, башня,
автодорога 0.3 км, 4 подъезда, ёмкость
объемом 25 кубометров, 3 навеса под
сено, 2 силосные ямы, 2 железобетонные
площадки под
Ведущей товарной отраслью в сельском хозяйстве является животноводство. Поголовье крупного рогатого скота на 2011 год составляет 6691 голов, в том числе 2977 голов коров. За 10 месяцев 2012 года было произведено 8075 тонн молока. Процент прироста к уровню 2010 г. составляет 2%. Произведено 394 тонны мяса скота и птицы на убой( в живом весе) 123% к уровню 2010 г.
Повышение эффективности сельскохозяйственного производства и конечные результаты труда непосредственно зависят от уровня квалификации кадров и степени использования трудовых ресурсов. Трудовые ресурсы - это основной фактор производства. Наиболее полное и разумное их использование в процессе производства имеет большое экономическое значение, т.к единственным ресурсом, обеспечивающим создание прибавочного продукта и расширенное производство является живой человеческий труд.
Состав трудовых ресурсов – это перечень категорий работников по профессиям, занимающим должностям.
Структура трудовых ресурсов – удельный вес отдельных категорий работников к их общей численности. Рассмотрим трудовые ресурсы предприятия в таблице 1
Таблица 1 - Динамика численности трудовых ресурсов, чел.
Категория работников |
2011 г. |
2012 г. |
2013 г. |
2013 г. к 2011 г., (+/-) |
В среднем за 2013-2011гг | |
чел. |
к итогу, % | |||||
Всего по организации |
33 |
35 |
35 |
2 |
34,3 |
100 |
в т.ч. в сельхозпроизводстве |
33 |
35 |
35 |
2 |
34,3 |
100 |
из них - рабочие постоянные |
31 |
31 |
31 |
0 |
31 |
90,4 |
- рабочие сезонные и временные |
2 |
4 |
4 |
2 |
3,3 |
9,6 |
Служащие |
9 |
9 |
8 |
-1 |
8,7 |
25,4 |
Из них руководители |
1 |
1 |
1 |
0 |
1 |
2,9 |
Специалисты |
8 |
8 |
7 |
-1 |
7,7 |
22,4 |
Набольший удельный вес в структуре трудовых ресурсов в среднем за 3 года занимают работники, занятые в сельском хозяйстве, т.к они составляют всех работников организации, в.т числе постоянные рабочие 90,4%. В динамике по годам численность работников изменялась незначительно, это говорит о стабильности трудовых ресурсов. В предприятии работают одни и те же работники с начала образования предприятия.