Учет расчетов с поставщиками и покупателями

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2011 в 00:16, курсовая работа

Краткое описание

В настоящее время ни одна организация, независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности, не может функционировать без ведения бухгалтерского учета, поскольку только данные бухгалтерского учета обеспечивают полную информацию об имущественном и финансовом состоянии организации. Синтетическая и аналитическая информация о состоянии материальных, трудовых и денежных ресурсов, о результативности инвестиционной и кредитной политики, о затратах и эффективности производства позволяет управлять хозяйственной деятельностью и контролировать выполнение планов прибыли, разрабатывать перспективные планы развития производства.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………..2
Глава I. Организация безналичных расчетов с поставщиками и покупателями……………………………………………………………………….4
1.1. Нормативное регулирование расчетов в организации…………………..6
1.2. Основные принципы организации наличных и безналичных расчетов…………………………………………………………………………….14
Глава II. Бухгалтерский учет расчетов с поставщиками и подрядчиками……………………………………………………………………...30

Глава III. Бухгалтерский учет расчетов с покупателями и заказчиками..............................................................................................................34
3.1. Взаимозачеты и товарообменные операции, как один из путей расчетов…………………………………………………………………………….36
Глава IV. Понятие дебиторской и кредиторской задолженности. Формы расчетов…………………………………………………………………………….39
Заключение………………………………………………………………………...45
Список литературы……………………………………………………………….46

Файлы: 1 файл

Курсовая СГУСЭ.doc

— 239.00 Кб (Скачать)

       Счет 60 дебетуется на суммы исполнения обязательств, включая авансы и предварительную  оплату, в корреспонденции со счетами  учета денежных средств, расчетов с покупателями и заказчиками, иными организациями. Возвращенные поставщиком неиспользованные суммы аванса отражают по дебету счетов учета денежных средств и кредиту счета 60. Ранее выданные, но не востребованные авансы списываются на убытки организации.

       Схемы бухгалтерских записей при погашении  задолженности перед поставщиками и подрядчиками зависят от применяемых форм расчетов.

       Если  задолженность погашается кредитами  банка, то делается запись:

       Д-т 60    «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»

       К-т 66    «Расчеты по краткосрочным  кредитам и займам»,

              67 «Расчеты по долгосрочным кредитам  и займам».[1;379]

       Но  во время совершения расчетов организация  может и сама выступать поставщиком  или подрядчиком, т.е. сама продавать  покупателям и заказчикам товарно-материальные ценности, выполнять работы или оказывать услуги.

III. Бухгалтерский учет расчетов  с покупателями и заказчиками.

       Покупатели  и заказчики – это организации, приобретающие произведенную продукцию, товары, прочие ценности, потребляющие оказываемые им услуги и выполненные работы.

       Учет  расчетов с покупателями и заказчиками  за отгруженную продукцию (работы, услуги) отражается на синтетическом счете 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками».

       Этот  счет дебетуется в корреспонденции  со счетами 90 «Продажи», 91 «Прочие доходы и расходы» на суммы, на которые предъявлены расчетные документы, кредитуется в корреспонденции со счетами учета денежных средств, расчетов на суммы поступивших платежей (включая суммы полученных авансов). При этом суммы полученных авансов и предварительной оплаты учитываются обособленно.

         К этому синтетическому счету  открывается несколько субсчетов  по видам расчетов. Аналитический учет ведется в  хронологическом порядке по каждому предъявленному покупателям (заказчикам) счету [Приложение 6], а при расчетах плановыми платежами -  по каждому покупателю или заказчику. При этом построение аналитического учета должно обеспечивать возможность получения необходимых данных по: покупателям и заказчикам по расчетным документам, срок оплаты которых не наступил; покупателям и заказчикам по не оплаченным в срок расчетным документам; авансам полученным; векселям, срок поступления денежных средств по которым не наступил; векселям, дисконтированным (учтенным) в банках; векселям, по которым денежные средства не поступили в срок.

       По  мере отгрузки продукции и оказания услуг к оплате предъявляются  расчетные документы, в которых  величина выручки от их реализации (по договорной цене с налогом на добавленную стоимость) отражается:

       Д-т 62    «Расчеты с покупателями и заказчиками»

       К-т 90    «Продажи», субсчет 1 «Выручка».

       Погашение задолженности покупателями и заказчиками (оплата расчетно-платежных документов) отражается:

       Д-т 51    «Расчетные счета»,

              52 «Валютные счета»,

              50 «Касса»

       К-т 62    « Расчеты с покупателями и заказчиками ».

       Организации могут получать авансы (предварительную  оплату) под поставку материальных ценностей либо под выполнение работ или при частичной оплате продукции и услуг, производимых для заказчиков. На счетах бухгалтерского учета это отражается записью:

       Д-т 51    «Расчетные счета»,

              52 «Валютные счета» и др.

       К-т 62    «Расчеты с покупателями и заказчиками»,

                         субсчет «Авансы полученные».

       При зачете сумм ранее полученных авансов при предъявлении покупателям (заказчикам) счетов за полностью произведенные работы, проданные изделия делается проводка:

       Д-т 62    «Расчеты с покупателями и заказчиками»,

                         субсчет «Авансы полученные»

         К-т 62    « Расчеты с  покупателями и заказчиками ».

       Если  расчеты производятся при совершении товарообменной операции, то по соглашению сторон может производиться взаимный зачет задолженностей. Такая операция может отражаться по:

       Д-т 60    «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» 

       К-т 62    «Расчеты с покупателями и заказчиками» [2;233].

    3.1. Взаимозачеты и товарообменные операции, как один из путей расчетов.

    На  практике сделки, в результате которых  стороны обмениваются товарами (работами, услугами), зачастую называются товарообменными (бартерными).

    В большинстве случаев основанием для обмена одного товара на другой является заключенный сторонами  договор мены (гл. 31 ГК РФ).

    Однако  на практике обмен товарами (так  же как работами и услугами) может  происходить в результате других сделок, изначально не направленных на это.

    Например, из-за нехватки свободных денежных средств покупатель может по соглашению с поставщиком рассчитаться за отгруженные  товары (работы, услуги) своим имуществом, в том числе произвести оплату векселем. В результате между ними складываются товарообменные (бартерные) отношения.

                                                                      Таб. № 1

Основание       
возникновения     
товарообменных     
(бартерных) отношений
Суть сделки                     
Договор мены (п. 1     
ст. 567 ГК РФ)       
Каждая из сторон сделки обязуется передать в            
собственность другой стороны один товар в обмен на      
другой. (Согласно п. 2 ст. 567 ГК РФ стороны сделки     
одновременно являются продавцом и покупателем товара) 
Соглашение  о           
предоставлении         
отступного (ст. 409 ГК 
РФ)                  
Обязательство покупателя по оплате стоимости            
приобретенных товаров (работ, услуг) деньгами           
прекращается, а исполнение происходит путем передачи    
имущества                                             
Соглашение  о новации   
(ст. 414 ГК РФ)      
Обязательство покупателя по оплате стоимости            
приобретенных товаров (работ, услуг) деньгами           
прекращается и заменяется на обязательство поставить на 
соответствующую сумму товары                          
 

    Для целей исчисления НДС реализация товаров (работ, услуг), в том числе  и в обмен на другие товары (работы, услуги), облагается НДС (п. 1 ст. 39, пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ).

    Следовательно, если вы передаете в счет оплаты приобретаемых товаров (работ, услуг) собственное имущество, то для правильного и своевременного исполнения своих обязательств по НДС вам необходимо:

    1. Выяснить, облагается ли НДС операция  по передаче имущества в счет  оплаты приобретаемых товаров  (работ, услуг). Иными словами, должны ли вы платить с этой операции НДС.

    Если  указанная операция подлежит налогообложению, то вам нужно выполнить ряд  последовательных действий, а именно:

    2. Определить налоговую базу.

    3. Определить подлежащую применению  налоговую ставку НДС.

    4. Исчислить сумму НДС.

    5. Оформить счет-фактуру.

    6. Заполнить декларацию.

    С 1 января 2007 г. действует абз. 2 п. 4 ст. 168 НК РФ, требующий от покупателя уплачивать предъявленную продавцом сумму  налога отдельным платежным поручением в случаях совершения товарообменных операций, взаимозачетов и расчетов с использованием ценных бумаг.

    Изменения, которые вносятся Федеральным законом  от 04.11.2007 N 255-ФЗ, увязывают право  на вычет при использовании в  расчетах собственного имущества с  перечислением суммы налога отдельным платежным поручением. Согласно ст. 3 Закона вносимые им в НК РФ изменения вступят в силу по истечении одного месяца со дня его официального опубликования (был опубликован в "Российской газете" 09.11.2007), но не ранее 1-го числа очередного налогового периода по НДС. Поэтому новые правила начнут действовать с 1 января 2008 г.

    Теперь  в п. 2 ст. 172 НК РФ указывается, что  при использовании налогоплательщиками  в расчетах собственного имущества  вычетам подлежат фактически уплаченные суммы налога в случаях и в порядке, предусмотренных п. 4 ст. 168 НК РФ. Два важных следствия данного изменения:

    1. При совершении товарообменных  операций или использовании в  расчетах ценных бумаг НДС  можно будет принять к вычету  только в том случае, если сумма  налога по правилам п. 4 ст. 168 НК РФ была перечислена отдельным платежным поручением. При невыполнении этой обязанности вычет НДС покупателем неправомерен.

    О том, что для вычета НДС в данной ситуации нужны как счета-фактуры, так и платежные поручения, ранее  говорил Минфин РФ (Письмо от 07.03.2007 N 03-07-15/31). В Определении от 08.04.2004 N 168-О (п. 3) указывается, что абз. 1 п. 2 ст. 172 НК РФ, говоря о принятии к вычету "фактически уплаченных" сумм налога, определяет лишь стоимостные характеристики вычета и не устанавливает условия, при выполнении которых те или иные суммы признаются вычетом. Иными словами, характеристика "фактически уплаченные" касается не способа уплаты "входного" НДС, а его размера.

    Внеся анализируемые изменения в п. 2 ст. 172 НК РФ, законодатель пресек на будущее возможные споры по этому поводу.

       2. Ранее в п. 2 ст. 172 НК РФ предусматривалось,  что при использовании в расчетах  собственного имущества принимаемая  к вычету сумма налога должна  определяться исходя из балансовой  стоимости имущества, переданного в счет оплаты. Однако сумма налога в платежных поручениях указывается исходя из цены приобретаемых товаров (работ, услуг, имущественных прав). Следовательно, в 2007 г. сумма, которую покупатель перечисляет продавцу платежным поручением, и сумма налога, принимаемая к вычету, могли различаться. Теперь это противоречие устранено: согласно новой редакции п. 2 ст. 172 НК РФ к вычету принимается именно та сумма налога, что была перечислена отдельным платежным поручением.

    Однако  п. 2 ст. 172 НК РФ касается вычета НДС при использовании в расчетах собственного имущества. Взаимозачет не является товарообменной (бартерной) операцией, это лишь один из способов прекращения обязательств. Поэтому вычет НДС при взаимозачете производится по общим правилам, предусмотренным в п. 1 ст. 172 НК РФ.Согласно п. 1 ст. 172 НК РФ вычет НДС происходит после принятия товаров (работ, услуг) к учету и при наличии счета-фактуры. То есть еще до подписания акта о взаимозачете стороны примут "входной" налог к вычету. Оплата товаров (работ, услуг) как условие вычета НДС в п. 1 ст. 172 НК РФ не указана.

IV. Понятие дебиторской и кредиторской задолженности. Формы расчетов.

       В системе аналитического учета дебиторскую  и кредиторскую задолженности отражают по их видам.

       Срок, в течение которого дебиторская и кредиторская задолженности отражаются в учете и отчетности, включает в себя период времени, с которым гражданское законодательство связывает те или иные правовые последствия. Наступление или истечение срока влечет возникновение, изменение или прекращение гражданских правоотношений, связанных с правами и обязанностями сторон. Сроки бывают нормативные - установленные законом или иными правовыми актами и договорные - определяемые соглашением сторон. Как разновидность нормативных сроков гражданского права различают сроки, в течение которых нарушенное или оспариваемое право подлежит защите, например, срок исковой давности. Общий срок исковой давности установлен в три года. Для отдельных видов требований законом могут быть установлены специальные сроки исковой давности, сокращенные или увеличенные по сравнению с общим сроком.

Информация о работе Учет расчетов с поставщиками и покупателями