Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2015 в 14:22, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучить тему учёта расчётов с поставщиками и подрядчиками. С учётом поставленной цели в курсовой работе необходимо решить следующие задачи:
- изучить нормативную базу учета расчетных операций в РФ;
- ознакомиться с документальным оформлением операций по ведению и учету расчетов с поставщиками и подрядчиками;
- раскрыть сущность и формы расчётов с поставщиками и подрядчиками;
- определить понятия дебиторской и кредиторской задолженности с поставщиками и подрядчиками
- отразить особенности синтетического и аналитического учёта расчётов с поставщиками и подрядчиками;
Введение…………………………………………………………..………….2-3
1. Теоретические и правовые аспекты учета расчетов с поставщиками и подрядчиками.
1.1. Основные понятия и определения………………………………………………………………….3-13
1.2. Нормативно – законодательное регулирование учета расчетов с поставщиками и подрядчиками…………………………………………………………….....13-16
2. Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками.
2.1. Первичный учет расчетов с поставщиками и подрядчиками……………………………………………………………….16-24
2.2. Аналитический учет расчетов с поставщиками и подрядчиками……………………………………………………………….24-25
2.3. Синтетический учет расчетов с поставщиками и подрядчиками……………………………………………………………….25-31
3. Мероприятия по совершенствованию учета расчетов с поставщиками и подрядчиками.
3.1. Выводы и предложения………………………………………….……32-35
Список использованных источников
В то же время торговое предприятие, занимающееся оптовой или оптово-розничной торговлей, должно будет вести аналитический учет по счету «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» уже в разрезе каждого контрагента, а также в разрезе каждого договора, если с одним и тем же покупателем заключено несколько договоров, предполагающих разные условия поставки, ассортимент товара и т. д. Нередко торговые организации, занимающиеся преимущественно розничной торговлей, но продающие товар в рассрочку (в кредит без привлечения банков и других кредитных организаций) либо по предварительным заказам, сталкиваются с проблемой отслеживания платежей по каждому покупателю, с которым заключен договор купли-продажи подобного рода. Это относится, например, к предприятиям, осуществляющим торговлю бытовой техникой, мебелью и т. д. Например, покупатель делает заказ на мебельный гарнитур, который будет выполнен лишь через несколько дней из-за необходимости доставить товар из другого города, и делает первоначальный взнос (аванс) за товар, на который сделан заказ. В этом случае имеет смысл вести аналитический учет, во-первых, по конкретному покупателю, несмотря на то, что он является частным лицом, и, во-вторых, по авансам полученным. Конечно, ведение аналитического учета на первый взгляд является более трудоемким, но в дальнейшем именно оно облегчает ведение учета по счету 60 в целом. Подобный аналитический учет помогает также отследить движение товара, поступление денежных средств, а при необходимости и выявить задолженность конкретного покупателя в случае неоплаты или неполной оплаты товара. Это, кстати, и один из способов борьбы с хищениями, особенно если каждая продажа такого рода «привязана» и к определенному продавцу (менеджеру, иному материально ответственному лицу, отвечающему за выполнение заказа).
Счета, на которых хозяйственные средства, их источники и хозяйственные процессы отражаются в обобщенном виде, называются синтетическими («Основные средства», «Материалы», «Уставный капитал» и т.д.). Учет, осуществляемый на синтетических счетах, называется синтетическим и ведется только в денежном выражении. Для оперативного управления хозяйственной деятельностью, а также контроля за сохранностью собственности обобщающих данных, получаемых с помощью синтетического учета, недостаточно. Например, кроме данных об общей сумме основных средств необходимо иметь сведения о конкретных видах основных средств. Помимо данных об общей сумме задолженности перед рабочими и служащими нужны сведения о задолженности каждому работнику в отдельности. Для получения детальных подробных данных об объектах бухгалтерского учета применяют аналитические счета. Между синтетическими и аналитическими счетами существует прямая связь. Остатки и обороты синтетического счета должны быть равны остаткам и оборотам всех аналитических счетов, открытых в дополнение своего синтетического счета. Каждую операцию, записанную по Дт и Кт синтетического счета, отражают в той же сумме соответственно на Дт и Кт аналитических счетов, открытых в дополнение своего синтетического счета. Пример. 1. Получены товары от поставщиков на сумму 12 000, в том числе от обувной фабрики – 7000, от завода электроприборов – 5000. 2. Оплачено за товары поставщикам – 10 000, в том числе обувной фабрике – 6000, заводу электроприборов – 4000. 3. Сальдо по счету «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» на начало отчетного периода 4600, в том числе по обувной фабрике – 2000, по заводу электроприборов – 2600. По синтетическому счету «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» будут сделаны следующие проводки: Дт 41 Кт 60 12 000 Дт 60 Кт 51 10 000 Синтетический счет «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»
Аналитический счет
В рассмотренном примере видно, что записи на аналитических счетах ведутся в развитие синтетического счета на той же стороне, что и на синтетическом счете. Начальное сальдо синтетического счета равняется сумме сальдо аналитических счетов (4600 = 2000 + 2600). Оборот по дебету синтетического счета равняется сумме оборотов по дебету аналитических счетов (12 000 = 7000 + 5000). Оборот по кредиту синтетического счета равняется сумме оборотов по кредиту аналитических счетов (10 000 = 6000 + 4000). Конечное сальдо синтетического счета равняется сумме сальдо аналитических счетов (6600 = 3000 + 3600). Не все синтетические счета требуют ведения аналитического учета. Счета, не требующие аналитического учета, называются простыми (касса, расчетный счет и т.д.). Счета, которые требуют ведения аналитического учета, называются сложными (расчеты с подотчетными лицами, основные средства). Некоторые сложные синтетические счета непосредственно связаны с аналитическими без каких-либо промежуточных групп. Например, в дополнение счета «Расчеты с подотчетными лицами» открывают аналитические счета на каждое подотчетное лицо. Некоторые синтетические счета состоят из нескольких групп аналитических счетов. Первые (после синтетического счета) группы счетов аналитического учета называются субсчетами. Субсчет – промежуточное звено между синтетическим и аналитическим счетами. Каждый субсчет объединяет несколько аналитических счетов, а сами субсчета, в свою очередь, объединяются одним синтетическим счетом. Например, в дополнение к синтетическому счету «Материалы» в хлебопекарне можно открыть субсчета: «Сырье», «Полуфабрикаты», «Топливо» и т.д. В свою очередь, в дополнение к каждому субсчету открываются аналитические счета на каждый конкретный вид материалов (мука, сахар и т.д.). «Материалы» – синтетический счет (10)
При этом «Материалы» относятся к счетам I порядка, субсчета – сырье, полуфабрикаты, топливо – к счетам II порядка; каждый из перечисленных счетов может детализироваться на такие счета, как «Сырье в переработке», «Сырье на складе», «Сырье оплаченное» и т.д., это аналитический счет III порядка; далее детализируются данные аналитического счета «Сырье на складе», в его развитие открываются аналитические счета: «Мука», «Сахар», «Дрожжи» и т.д., это аналитические счета IV порядка; далее детализируется аналитический счет «Мука» и открываются счета «Мука I сорта», «Мука II сорта», «Мука высшего сорта» и т.д., это аналитические счета V порядка. Количество групп счетов аналитического учета может быть очень большим и зависит от сложности хозяйственной деятельности предприятия, целей и задач учета. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Обобщение данных текущего учета | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Полученные на счетах данные об оборотах и остатках хозяйственных средств и их источников используются для составления отчетности, контроля и анализа хозяйственной деятельности. Поэтому они должны быть достоверными и правильными. В течение отчетного периода в учетных записях могут быть допущены ошибки различного характера: указана неправильная сумма, сделана запись только на одном счете, одна и та же запись отражена дважды и т.д. Для проверки правильности ведения бухгалтерского учета, а также для принятия управленческих решений необходимо иметь обобщенные данные. Такое обобщение обычно проводится в конце месяца путем составления оборотных ведомостей по синтетическим и аналитическим счетам. Рассмотрим сначала порядок составления оборотной ведомости по синтетическим счетам. Она представляет собой таблицу, в первой графе которой записываются наименования всех синтетических счетов, ведущихся на предприятии, а далее располагаются три пары колонок: · остатки по счетам на начало отчетного периода; · дебетовые и кредитовые обороты по счетам за отчетный период; · остатки по счетам на конец отчетного периода или на начало следующего. Для составления оборотной ведомости по синтетическим счетам используем данные примера и перенесем в нее сальдо и обороты из синтетических счетов. Оборотная ведомость по синтетическим счетам за март 200 г.
По данным таблицы видно, что из всех синтетических счетов в оборотную ведомость записываются начальные остатки, обороты по дебету и кредиту и конечные остатки. В оборотной ведомости по синтетическим счетам должно соблюдаться три равенства: 1. Сальдо начальное по Дт = Сальдо начальное по Кт. 2. Сумма оборотов по Дт всех счетов = сумме оборотов по Кт всех счетов. 3. Сальдо конечное по Дт = сальдо конечное по Кт. То есть конечные итоги дают три пары равных результатов. Эту ведомость еще называют оборотным балансом. Равенство итогов начальных сальдо (гр.1 = гр.2) объясняется тем, что сумма средств всегда равна сумме их источников, которые отражены в балансе на начало отчетного периода. На этом же основано и равенство итогов конечных сальдо (гр.5 = гр.6). Равенство итогов оборотов (гр.3 = гр.4) объясняется применением в учете двойной записи. Отсутствие равенства итогов в графах говорит о том, что при записи на синтетических счетах или при подсчете допущены ошибки, которые необходимо выявить. Если не сходятся итоги начальных сальдо (гр.1 и гр.2), это свидетельствует о том, что неправильно записаны начальные сальдо из баланса. Если не сходятся итоги оборотов (гр.3 и гр.4), ошибку следует искать в нарушении принципа двойной записи (запись сделана только на одном счете или на счетах записана неодинаковая сумма). При правильном отражении начальных сальдо и соблюдении принципа двойной записи итоги гр.5 и 6 не совпадают только из-за неправильного подсчета сальдо на конец периода. Тождественность синтетического и аналитического учета определяется с помощью оборотных ведомостей по аналитическим счетам и взаимной сверки их с итогами соответствующих синтетических счетов. Оборотные ведомости по аналитическим счетам составляются для всех счетов группы, ведущихся внутри одного синтетического счета или субсчета. Составим оборотную ведомость по аналитическим счетам к счету «Расчеты с поставщиками и подрядчиками». Оборотная ведомость по аналитическим счетам к счету «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» за март 200 г.
В отличие от оборотной ведомости по синтетическим счетам итоги оборотов в оборотной ведомости по аналитическим счетам, как правило, не совпадают (они могут совпадать лишь случайно). Для проверки правильности ведения синтетического и аналитического учета следует сравнить конечные итоги оборотной ведомости по аналитическим счетам с данными синтетического счета и оборотной ведомости по синтетическим счетам «Расчеты с поставщиками и подрядчиками». Равенство начального сальдо, оборотов по дебету и кредиту, конечного сальдо подтверждает тождественность синтетического и аналитического учета, что имеет большое значение для контроля за сохранностью товарно-материальных ценностей, состоянием расчетов с дебиторами и кредиторами. Более подробные сведения об оборотах предприятия получают из шахматной оборотной ведомости. Шахматная оборотная ведомость обобщает данные об оборотах по счетам и служит для раскрытия их содержания и проверки правильности корреспонденции счетов. Сумма оборотов по дебету счетов должна всегда равняться сумме оборотов по кредиту счетов. Основной принцип заполнения шахматной оборотной ведомости в том, что она составляется на основе бухгалтерских проводок, которые были в отчетном периоде. Сумма записывается один раз в клетку, в которой пересекается Д одного счета с К другого корреспондирующего с ним счета, поэтому итог оборотов всех дебетируемых счетов равен итогу всех кредитуемых счетов. Составлению оборотов по синтетическим счетам предшествует составление шахматной оборотной ведомости. Из содержания и строения шахматной оборотной ведомости видно, что она позволяет обеспечивать жесткий контроль за полнотой проведенных хозяйственных операций и правильностью составления проводок. |
Применение компьютерной формы учета при расчетах. Известно, что 50% своего рабочего времени бухгалтер затрачивает на расчет, оформление и заполнение бухгалтерских документов. При этом, эта работа требует большого внимания, усидчивости и значительных физических усилий. Именно из-за этой рутинной работы с документами многие считают профессию бухгалтера неинтересной. Одним из перспективных направлений развития бухгалтерии является использование компьютерной техники, как одной из форм ведения бухгалтерского учета на предприятиях. С каждым днем все большее число компьютеров становится необходимым атрибутом на рабочем месте рядового бухгалтера. Применение компьютеров снижает трудоемкость работы бухгалтера, контролировать правильность операций, упрощает учет, расчеты и анализ бухгалтерских документов, ускоряет обработку информации, снижает расходы на оплату труда, уменьшает объем документооборота, позволяет использовать технические носители первичной информации, упрощает расчеты между предприятиями, обеспечивает оперативность и длительность хранения полученной информации.
Основой работы на компьютере является программное обеспечение для бухгалтерии. За последние годы предложение этих программ заметно увеличилось. Наиболее известны такие пакеты бухгалтерских программ как: «1С Бухгалтерии», «Парус», «Галактика», каждая из которых имеет множество версий, с различной специализацией. Но целесообразнее является разработка собственного программного обеспечения, именно для своей бухгалтерии, так как любое предприятие имеет свои особенности учета, а приобретение бухгалтерских пакетов может быть не совсем совместимым со спецификой работы конкретного предприятия. Так же в последнее время все большую популярность завоевывают так называемые универсальные программы – электронные таблицы. Наиболее популярной на данное время из них является «Microsoft Excel». Она очень проста в программировании и в ней, после небольшого обучения, можно легко и быстро создавать минибухгалтерские программы, автоматизировать заполнение форм, бланков, платежных поручений, таблиц, графиков. Так же не последнюю роль в современной автоматизации бухгалтерии играют – текстовые редакторы, предназначенные для быстрого набора и распечатки профессионального вида документов – договоров, бланков, таблиц и т.д. – наиболее популярным среди них сейчас являются «Microsoft Word for Windows».
Из всего множества программ наиболее целесообразнее использовать для автоматизации комплексного анализа результатов деятельности организации по небольшому набору ключевых показателей программу «Microsoft Excel», которая дает пользователю неограниченные возможности для проведения расчетов различного рода показателей, построения таблиц и графиков. При этом в случае изменения исходных данных результативные показатели автоматически пересчитываются в доли секунды.
По счету 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» в ПК формируются три массива: массив поставщиков и подрядчиков, массив бухгалтерских операций и массив итогов. При создании массива поставщиков и подрядчиков вначале вводятся фамилии покупателей и вся информация, относящаяся к работам с ними: образование дебиторской и кредиторской задолженностей, назначение авансов полученных и т.д. после создания этого массива необходимые данные вводятся в массив бухгалтерских операций, а затем формируется массив итогов.
Программа может предусматривать на данном участке более 25 видов работ: первичная организация указанных массивов, ввод информации по покупателям (со стиранием старых записей), дозапись информации, корректировка информации, формирование бухгалтерских записей, подведение итогов по подотчетным лицам, выборочный просмотр или печать информации по любому поставщику и подрядчику, просмотр итогов по всем аналитическим счетам счета 60, печатание платежной ведомости или выписки аванса полученного от поставщиков, выполнение бухгалтерских операций после отгрузки продукции, перезапись информации о дебиторской и кредиторской задолженностях в конце месяца с выведением развернутого сальдо по дебету и кредиту счета 60.
Применительно к традиционным документам и регистрам бухгалтерского учета по счету 60 на данном участке ПК может выполнять следующие операции:
-
выписывает платежные
-
составляет необходимые
-
составляет необходимые
Выводы и предложения.
Для обеспечения непрерывного развития предприятий, в современных условиях, важную роль играет точный и своевременный учет расчетов с поставщиками и подрядчиками.
Организация учета расчетов с поставщиками и подрядчиками позволяет сделать несколько выводов теоретического характера, а также внести ряд предложений.
Во-первых, расчеты с поставщиками и подрядчиками возникают у предприятий в процессе реализации продукции. В результате этого может возникнуть дебиторская и кредиторская задолженность.
Под дебиторской задолженностью понимают задолженность организаций, работников предприятия и других физических лиц. При расчетах с покупателями и заказчиками дебиторская задолженность возникает при отгрузке, им реализованной продукции.
Кредиторская задолженность представляет собой обязательства организации за поставленные ей товары, работы и услуги, а также другие обязательства в пользу кредиторов, обусловленные прошлыми хозяйственными событиями и сделками
В случае расчетов с покупателями формированием кредиторской задолженности будут авансовые платежи, полученные поставщиками от покупателей в соответствии с условиями расчетов.
Кроме применения автоматизированных и компьютерных технологий основными путями повышения экономической эффективности производства могут быть следующие факторы: научно-технический прогресс, режим экономии, совершенствование структуры экономики, организационно-экономические факторы (включая управление), повышение качества продукции.
В результате всего этого сформируется регулируемое, цивилизованное рыночное хозяйство, которое явится действенным средством, стимулирующим рост производительности труда, повышение эффективности всего общественного производства, приумножение общественного богатства в интересах повышения благосостояния народа.
Список использованных источников:
Информация о работе Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками