Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2013 в 14:33, курсовая работа

Краткое описание

Цель и задачи работы. Целью курсовой работы является изучить тему учёта расчётов с поставщиками и подрядчиками.
С учётом поставленной цели в курсовой работе необходимо решить следующие задачи:
- раскрыть сущность и формы расчётов с поставщиками и подрядчиками;
- исследовать порядок документального оформления операций по учёту расчётов;

Оглавление

Введение……………………………………………………………….……….….…4
1 Безналичные расчеты и их роль в финансово-хозяйственной деятельности организации……………………………………………………………..……….…...6
1.1 Сущность и формы безналичных расчетов, их значение для экономики организации…………………………………………………………….………….…6
1.2 Значение и задачи учета расчетов с поставщиками и подрядчиками............18
1.3 Нормативно-правовое регулирование учета расчетов с поставщиками и подрядчиками…………………………………………………………………….…20
2 Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками в организации…………....21
2.1 Документальное оформление операций по расчетам с поставщиками и подрядчиками……………………………………………………………………….21
2.2 Синтетический и аналитический учет расчетов с поставщиками и подрядчиками………………………………………………………………………23
2.3 Инвентаризация расчетов с поставщиками и подрядчиками и отражение ее результатов в учете………………………………………………………….…….25
2.4 Порядок списания задолженности с истекшим сроком исковой давности………………………………………………………………………….….29
2.5 Международные стандарты и зарубежный опыт учета расчетов с поставщиками и подрядчиками…………………………………………………..30
2.6 Совершенствование учета расчетов с поставщиками и подрядчиками в условиях развития системы автоматизированной обработки учетной информации………………………………………………………………………....32
Заключение………………………………………………………………….………36
Список использованных источников…………………………………………….38
Приложения………………………………………………………

Файлы: 1 файл

КуРсОвАя))).doc

— 190.50 Кб (Скачать)

Платёжные требования-поручения в трех экземплярах вместе с отгрузочными документами направляются непосредственно покупателю. Получив платежное требование-поручение, плательщик заполняет вторую часть – платежное поручение, поручив банку списать с его расчетного счета указанную сумму, поскольку поставщиком условия договора выполнены. Предприятие-плательщик сдает этот документ в свой банк для оплаты в трех экземплярах. Банк после списания средств пересылает документы в банк поставщика для зачисления платежа.

Бухгалтерские записи по списанию и зачислению денежных средств на расчётный счет производятся на основании выписок банка.[2, c.91]

 Чеки применяются  только для безналичных расчетов между юридическими лицами, а также между физическими и юридическими, включая предпринимателей.

Чек – это ценная бумага, содержащая ничем не обусловленное распоряжение чекодателя банку произвести платеж указанной в нем суммы чекодержателю.

 Чекодатель - физическое или юридическое лицо, осуществляющее платеж за товары и услуги посредством чека, которое заполняет и подписывает его.

Чекодержатель - юридическое лицо, являющееся получателем платежа по чеку.

Чеки юридических  лиц подписываются доверенным лицом  чекодателя, фамилия, имя, отчество и  образец подписи которого указаны в заявлении-обязательстве и на обложке чековой книжки, либо должностным  лицом покупателя  на основании доверенности, в которой  указываются серия, номер чека, сумма чека и остаток средств по чековой книжке к моменту выписки чека, когда и каким отделением банка выдана чековая книжка. Право на подписание чека должно быть оговорено в этой доверенности, которая передается чекодержателю. При этом на чеке перед подписью делается надпись «По доверенности». Запрещается подписание незаполненных чеков.

Для получения чековой книжки юридические лица, а также предприниматели представляют в обслуживающий банк заявление-обязательство установленной формы в одном экземпляре и поручение в двух экземплярах. Физическое лицо может получить в банке чековую книжку при наличии на его текущем счете необходимой суммы средств, за счет кредита, выданного банком чекодателя, либо после внесения в банк наличных денежных средств. Для получения чековой книжки физическое лицо должно представить в банк заявление-обязательство установленной формы для физических лиц, паспорт либо другой документ, удостоверяющий личность.

Срок  действия чековой книжки – один год, а при наличии неиспользованных чеков и остатка средств на текущем счете этот срок по заявлению чекодателя может быть продлен еще на один год. Продление оформляется банком чекодателя.

  При полной  журнально-ордерной форме депонированные  средства в чековых книжках  учитываются в журнале-ордере  №3, а при неполной – в журнале-ордере №01.[3, с.486]

 Расчетный чек – это ценная бумага, содержащая ничем не обусловленное распоряжение чекодателя банку произвести платеж указанной в чеке суммы чекодержателю либо о выдаче наличных денежных средств непосредственно чекодателю.

Он предназначен для безналичных расчетов физических лиц с юридическими лицами, включая предпринимателей – резидентов Республики Беларусь, за товары, а также для получения физическими лицами наличных денежных средств в системе банка чекодателя.

Получение наличных денег может быть разрешено и  в других банках при условии заключения соответствующих договоров между банком чекодателя и другими банками. Действие расчетного чека распространяется только на территорию Республики Беларусь. Он выписывается в валюте Республики Беларусь и действителен в приеме в оплату товара в течении 30 календарных дней, не считая дня выписки.

Расчетный чек может быть выдан банком за счет средств, имеющихся на текущем счете физического лица, либо за счет кредита. На имя одного лица по его просьбе может быть выдано несколько расчетных чеков.

Выдача расчетных чеков на имя организации или на предъявителя не производится. [2,c.92]

   Под банковскими пластиковыми картами понимаются карты национальных систем расчетов, использующих карты в качестве платежного средства, и частные банковские карты.

   В соответствии со своими функциональными характеристиками карты подразделяются на:

 • кредитные  карты, которые предназначаются для оплаты товаров за счет предоставляемого на эту цель кредита, а также для получения налично-денежных средств;

 • дебетовые  карты, которые предназначаются для расчета за товары, получения средств в налично-денежной форме путем прямого списания с карт-счёта владельца в банке.

Карт-счет – специальный счёт, на котором учитываются операции с использованием карты. Владелец карт-счета – это физическое или юридическое лицо, открывшее в банке карт-счет на основании Договора об использовании карты в качестве платежного средства. Держатель карты – это физическое лицо, имеющее право на основании заявления владельца карт-счета совершать операции с использованием карты.

   В зависимости от того, кто является владельцем карт-счета, карты подразделяются на:

  • личную  карту, выдаваемую физическому  лицу – держателю карты;

  • корпоративную  карту, выдаваемую физическому  лицу – держателю карты, при  условии существования трудового договора между ним и юридическим лицом – владельцем карт-счета.

 Карт-чек – чек, сформированный устройством регистрации платежа посредством карты, который является документом первичного учета, подтверждающим выполнение операции с ее использованием.

Банк-эмитент – это банк, выпустивший карту в обращение.

Банк-агент – это банк, осуществляющий отдельные операции по обслуживанию банковских карт на условиях договора, заключенного с банком.

Банк-эквайр – это банк, обслуживающий организации торговли и сервиса, принимающий карты к оплате.

Для получения карты физическое лицо представляет в банк следующие основные документы: паспорт или иной документ, удостоверяющий личность; заявление-анкету на получение карты.

Юридическое лицо для получения карт представляет в банк: дубликат извещения о присвоении учетного номера налогоплательщика; заявление-анкету на каждого держателя карты; доверенность на каждого держателя,  подписанную руководителем и главным бухгалтером, скрепленную оттиском печати.[3,c.488]

Аккредитив представляет собой соглашение между банком плательщика (далее – банк-эмитент) и плательщиком (далее – приказодатель аккредитива), в силу которого банк-эмитент по поручению приказодателя предоставляет в пользу получателя средств по аккредитиву (далее – бенефициар) обязательство произвести платеж против представленных в соответствии с условиями аккредитива документов и выполнения других условий аккредитива. Аккредитив может быть отзывным и безотзывным. При отсутствии указаний какой аккредитив, он является безотзывным. Отзывный аккредитив  может быть изменён или аннулирован в любой момент без предварительного уведомления бенефициара. Безотзывный аккредитив не может быть изменен или аннулирован без согласия банка-эмитента и бенефициара.

Открытие аккредитива производится за счет собственных средств приказодателя или за счет кредита банка, депонируемых в сумме аккредитива, в банке-эмитенте на отдельном балансовом счете «Аккредитивы». Открытие аккредитива частично за счет собственных средств приказодателя и частично за счет кредита банка не допускается. Аккредитив предназначается для расчетов только с одним бенефициаром и не может быть переадресован.

Для открытия аккредитива  приказодатель представляет в банк-эмитент  заявление в четырех экземплярах  на бланке установленной формы. Заявление заверяется подписями лиц и оттиском печати приказодателя согласно заявленным в банк образцам подписей и оттиску печати. Условия заявления об открытии аккредитива должны соответствовать условиям договора, заключенного между приказодателем аккредитива и бенефициаром, и повторять только те положения договора, которые могут быть подтверждены представленными получателем средств по аккредитиву документами.

Банк-эмитент  производит перечисление средств по аккредитиву против реестра счетов, поступившего от банка бенефициара с приложением товарно-транспортных и других документов, предусмотренных условиями аккредитива. Реестр счетов представляется бенефициаром в обслуживающий его банк на бланке требования, в котором вместо слов «платежное требование» указываются слова «реестр счетов», с приложением товарно-транспортных и других документов, предусмотренных условиями аккредитива.

В случае, когда  условиями аккредитива предусмотрен акцепт документов лицом, уполномоченным приказодателем, на реестрах счетов или на товарно-транспортных документах должна быть сделана надпись следующего содержания:

 

Акцептован  за счет аккредитива от _________№___________                                    

                  дата       

__________________________уполномоченным______________________

(фамилия, имя, отчество)        (наименование приказодателя)

«__»__________20__г.____________________________________________

(подпись, паспортные данные  уполномоченного)

Примечание  – Источник: [1, с.94]

Рисунок 1- Схема акцепта за счет аккредитива

 

Если в условиях аккредитива не указан способ доставки товара, отгрузка товара может быть удостоверена любыми транспортными  документами. В этом случае в реестре  счетов указывается, каким видом  транспорта произведена отгрузка товара.

Реестр счетов представляется бенефициаром в обслуживающий  банк в пяти экземплярах.

На предприятии  учитываются аккредитивы на счете 55 «Специальные счета в банках».

При применении полной журнально-ордерной формы учет по счету 55 ведётся в журнале-ордере 3, а при сокращенной – в журнале-ордере 01.

Информация  о наличии и движении денежных средств, находящихся в аккредитивах, при упрощенной форме обобщается в ведомости В-5, которая ведется по данным выписок банков. Аналитический учёт по счёту 55 ведется по каждому выставленному предприятием аккредитиву.[2,c.94]

Вексель – это ценная бумага, удостоверяющая безусловное обязательство векселедателя уплатить по наступлении срока указанную в нем сумму векселедержателю (владельцу векселя). Вексель – не только одна из форм расчетов, но и один из видов коммерческого кредита, поскольку оплата по векселю производится не сразу, а через определенное время, в течение которого сумма находится в распоряжении векселедателя.

Различают два вида векселей:

♦ процентные векселя, по которым обязательство платить составляет сумму  денежных средств и процентов, начисляемых на эту сумму;

♦ дисконтные векселя, по которым обязательство платить  составляет только определенную сумму денежных средств.

Векселя бывают простые и переводные. В простом векселе участвуют две стороны: векселедатель и векселедержатель. Переводной вексель выписывается поставщиком и содержит приказ векселедателя плательщику уплатить определенную сумму предъявителю векселя или лицу, указанному в векселе, или тому, кого он укажет по истечении срока векселя. Переводной вексель должен быть акцептован плательщиком, и только в этом случае он приобретает юридическую силу.

При полной журнально-ордерной форме учета полученные векселя  отражаются в журналах-ордерах 11, 13, а выданные – в журнале-ордере 6.

В условиях применения сокращенной журнально-ордерной формы учета полученные векселя отражаются в журнале-ордере 6, а выданные – в журнале-ордере 03 и ведомости 01.

Аналитический учет полученных и выданных векселей должен обеспечить данные о векселях с просроченными сроками оплаты и векселях, срок оплаты которых не наступил.

Банки принимают  векселя на инкассо. Организации  по договоренности с банками могут  передавать им векселя на учёт. Под учетом векселей следует понимать такую операцию, когда векселедержатель продает банку векселя по индоссаменту до наступления срока платежа и получает за это определенную сумму по векселю за вычетом учетного процента (дисконта). В результате банк становится лицом, которое должно получить платеж по векселю в установленный срок в общем порядке. Причем к учету принимаются как простые, так и переводные векселя, относительно которых имеется полная уверенность в их оплате.

Банки могут  открывать своим клиентам ссудные  счета для выдачи кредитов под вексельное обеспечение. 

Аналитический учет векселей, переданных банкам на учет, ведется по отдельным банкам и векселям.[3,c.491]

При равномерных и постоянных поставках расчеты между поставщиками и покупателями могут осуществляться в порядке плановых платежей путем периодического перечисления средств в сроки и в размерах, заранее согласованных сторонами на основании договоров (соглашений).

Плановые платежи  могут производиться ежедневно  или периодически (в сроки, определенные договором). Плановые платежи при централизованном завозе (вывозе) грузов автотранспортными средствами предприятия производятся один раз в пять рабочих дней. Суммы каждого планового платежа устанавливаются сторонами на предстоящий месяц (квартал) исходя из согласованной периодичности платежей и из объема поставки (закупки) или оказания услуг. При ежедневных плановых платежах их размеры рекомендуется определять путем деления суммы поставок за месяц на число рабочих дней в этом месяце. При непрерывном цикле производства и реализации продукции суммы плановых платежей могут рассчитываться исходя из числа календарных дней в месяце.

Информация о работе Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками