Учет расчетов с персоналом по оплате труда

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2014 в 11:45, дипломная работа

Краткое описание

Целью дипломной работы является изучение основных аспектов внешнеэкономической деятельности РУП «Гродноэнерго» и определении основных направлений совершенствования ВЭД предприятия в взаимосвязи с другими направлениями деятельности.
Задачей дипломной работы является тщательная и взвешенная разработка комплекса конкретных мероприятий по развитию внешнеэкономической деятельности РУП «Гродноэнерго» с целью устранения существующих недостатков в каждом аспекте внешнеторговых операций и повышения в конечном итоге эффективности внешнеэкономической деятельности.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 4
1. ВЭД КАК НАПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 6
1.1. Оценка итогов развития ВЭД в Республики Беларусь 6
1.2. Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности в Республике Беларусь 12
1.3 Стимулирование экспортной деятельности в энергетической отрасли 19
2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РУП «ГРОДНОЭНЕРГО» 25
2.1. Роль РУП «Гродноэнерго» в энергосистеме 25
2.2. Организационная структура предприятия и управление внешнеэкономической деятельностью РУП «Гродноэнерго» 27
2.3. Анализ итогов экономической деятельности предприятия 32
3. ОЦЕНКА ИТОГОВ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ЭКСПОРТА РУП «ГРОДНОЭНЕРГО» 46
3.1. Анализ итогов внешнеэкономической деятельности предприятия 46
3.2. Проблемы и перспективы развития экспорта предприятия 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 65
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 72

Файлы: 1 файл

дилом 1.DOC

— 1.16 Мб (Скачать)

Со странами дальнего зарубежья товарооборот в 2006г. достиг 18964 млн.долл. и увеличился по сравнению с 2005г. на 31%, в т.ч. экспорт – 11125 млн.долл. (+27,9%), импорт – 7839 млн.долл. (+3,8%). Положит. сальдо для РБ составило 3286 млн.долл. (в 2005г. полож. сальдо – 3353 млн.долл.). Внешняя торговля РБ со странами дальнего зарубежья в 2006г. характеризовалась опережающими темпами роста экспорта по сравнению с экспортом республики в целом, а также в страны СНГ.

Прирост стоимостных  объемов экспорта в страны вне СНГ был обеспечен благоприятной конъюнктурой цен на белорусские товары на зарубежных рынках. Несмотря на значительное снижение физических объемов поставок отдельных видов товаров (тракторов, грузовых автомобилей, шин для транспортных средств, калийных удобрений и др.), рост средних контрактных цен на ряд важнейших товаров, и в первую очередь на продукты переработки нефти, способствовал увеличению стоимостных объемов экспорта в эти страны. Физические объемы импорта из государств дальнего зарубежья увеличились на 4,9%, при этом среднеконтрактные цены сократились на 1%.

Основными торговыми партнерами РБ среди стран дальнего зарубежья (рис.1.3) в 2006г. являлись Германия, Польша, Латвия, Литва, Италия, США, Китай, Нидерланды, Великобритания. Чехия. На долю этих стран приходилось свыше 60% торгового оборота республики со странами вне CНГ.

В 2006г. продолжали осуществляться меры по регулированию внешней торговли РБ, механизм которого испытывал влияние ряда разнонаправленных факторов. С одной стороны, продолжалась практика прямой централизованной разнарядки экспортных и импортных заданий для белорусских регионов, министерств, концернов и предприятий, с другой – все шире использовались экономические стимулы для развития внешнеторговой деятельности и, прежде всего, экспорта. Достаточно последовательно проводился также курс на усиление госконтроля за внешнеторговыми операциями в целях ужесточения налогово-бюджетной политики, валютного и ценового регулирования.

 

1.2. Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности в Республике Беларусь

 

 

Использования в полной мере тех возможностей, которые дает участие во внешнеэкономических  связях, поставило перед республикой  задачу создания новой системы организации  внешнеэкономической деятельности и управления ею как составной части общей экономической реформы.

«Декларация о государственном  суверенитете Республики Беларусь» [Ведомости  Верховного Совета Республики Беларусь. — 1991. — № 31. — С. 536], принятая 27 июля 1990 г. Верховным Советом республики, провозгласила независимость республики во внешних отношениях, а принципы, положенные в их основу, закрепленные в Декларации и в общепринятых международных нормах и правилах, легли в основу Закона от 25 октября 1990 г. «Об основах внешнеэкономической деятельности Республики Беларусь». К ведению Республики Беларусь как субъекта внешнеэкономических отношений закон относит: разработку и осуществление внешнеэкономической политики, в том числе валютно-кредитной; определение порядка квотирования и лицензирования внешнеэкономических операций; установление законодательных актов хозяйственной деятельности во внешнеэкономической сфере; заключение и исполнение международных договоров в области внешнеэкономической деятельности в соответствии с общепринятыми принципами и нормами международного права; установление порядка создания и регистрации на территории республики иностранных и совместных предприятий, международных объединений, ассоциаций, предприятий и организаций, занимающихся внешнеэкономической деятельностью; защиту экономических интересов республики, ее предприятий и граждан за ее пределами; установление налогов, сборов и обязательных платежей от доходов участников внешнеэкономической деятельности; определение зон свободного предпринимательства; установление правовой защиты иностранных инвесторов; участие в создании и деятельности международных организаций, различного рода межправительственных комиссий и комитетов.

Впоследствии вышеуказанный  закон отменен, введенным в действие Законом Республики Беларусь «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» от 25 ноября 2004 г. № 347-3. Данный Закон определил правовые основы государственного регулирования внешнеторговой деятельности, права и обязанности государственных органов Республики Беларусь в области внешнеторговой деятельности в целях обеспечения национальной безопасности Республики Беларусь, в том числе в экономической сфере, стимулирования развития национальной экономики, обеспечения благоприятных условий для внешнеторговой деятельности.

С целью обеспечения активного участия в международном разделении труда закон предоставил право осуществлять, внешнеэкономическую деятельность всем предприятиям, организациям, их объединениям, кооперативам, иным юридическим, а также физическим лицам.

Правовое регулирование внешнеэкономической деятельности предприятий и организаций республики с предприятиями иностранных государств осуществляется актами разного уровня. Это, прежде всего, международные акты - многосторонние, региональные и двусторонние договоры. Многосторонние международные договоры, или конвенции, являются средством унификации правовых норм в регулировании тех или иных внешнеэкономических связей и составляют довольно большую группу актов.

Изданы специальные  нормативные акты по вопросам создания свободных экономических зон в Республике Беларусь (в районах г. Бреста, Гомель — Ратон, Витебск и Минск). Правовые основы хозяйствования в свободных экономических зонах, вопросы иностранных инвестиций, а также механизм функционирования свободных экономических зон урегулированы Положениями о свободных экономических зонах в указанных районах, одобренных постановлениями Совета Министров Республики Беларусь.[8, с. 2]

Помимо специальных  нормативных актов, регулирующих те или иные аспекты внешнеэкономических  отношений, во внутреннем законодательстве республики есть и общие аспекты, содержащие соответствующие нормы. В числе таких актов, прежде всего, следует указать раздел VII ГК «Международное частное право». Сюда входят нормы гражданской правоспособности иностранцев и лиц без гражданства, их дееспособности, нормы, определяющие закон, который подлежит применению к обязательствам по сделкам и др.

ГК, кроме того, устанавливает, что если в международном договоре закреплены иные правила, чем те, которые  содержатся в ГК, то применяются правила международного договора.

Нормы, регулирующие внешнеэкономические  связи, содержатся в Гражданско-процессуальном кодексе и Хозяйственно-процессуальном кодексе республики.

Так, в разделе V ХГК «Производство по делам с участием иностранных юридических лиц, иностранных граждан и лиц без гражданства» помещены нормы о процессуальных правах и обязанностях иностранных граждан и лиц без гражданства, иностранных юридических лиц, о компетенции судов республики по рассмотрению дел по спорам, в которых участвуют иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица, об исполнении поручений судов иностранных государств, об исполнении решений иностранных судов и др.

Нормы, регулирующие внешнеэкономические  отношения, содержатся и в других общих кодифицированных актах специального законодательства.

Как во внутреннем законодательстве Республики Беларусь, так и в международных  договорах используются два метода правового регулирования внешнеэкономических  отношений: прямой и коллизионный. Прямой метод заключается в том, что правовая норма непосредственно регулирует соответствующее отношение без отсылок к другим актам. Это унифицированные материально-правовые или процессуально-правовые нормы, дающие решение соответствующего вопроса и устраняющие, таким образом, коллизии (столкновения) между национальным законодательством различных государств, в том числе и подписавших международный договор. Этот метод применяется и во внутреннем законодательстве Республики Беларусь, например, в статье ГК, устанавливающей, что иностранные граждане пользуются в республике гражданской правоспособностью наравне с гражданами Республики Беларусь, если иное не предусмотрено Конституцией, законами республики и международными договорами (п. 2 ст. 1104 ГК).

Коллизионный метод заключается в том, что норма права непосредственно не регулирует отношений, т.е. не устанавливает прав и обязанностей, а отсылает к соответствующему законодательству республики либо другой страны.

Так, в соответствии с  ГК Республики Беларусь гражданская правоспособность и дееспособность иностранного гражданина определяется по праву страны, гражданство которой это лицо имеет (личным законом).[2, с. 45]

Коллизионный метод  использован и при регулировании  отношений между организациями  государств - участников СНГ. Так, коллизионные нормы содержатся в Соглашении о порядке разрешения споров, связанных с осуществлением хозяйственной деятельности. Итак, коллизионные нормы - это правила, устанавливающие, право какой страны (государства) подлежит применению к соответствующему отношению. Такие нормы содержатся во внутреннем законодательстве всех стран. Каждое государство устанавливает в национальном праве коллизионные нормы, которые признает для себя приемлемыми. В силу этого сходные отношения нередко получают различное правовое решение. Коллизионная норма состоит из двух элементов: объема и привязки. Объем - это часть коллизионной нормы, указывающая на те отношения, к которым данное правило применимо. Привязка - часть коллизионной нормы, которая указывает на подлежащий применению закон. Привязка может отсылать к собственному (национальному) законодательству данного государства (односторонняя коллизионная норма) либо указывать на общий принцип, по которому можно определить, закон (законодательство) какого государства должен быть применен к соответствующему отношению (двусторонняя коллизионная норма).

Привязка двусторонней коллизионной нормы называется формулой прикрепления. В ней указывается  тот или иной коллизионный принцип. Так, формулой прикрепления являются законы гражданства (личный закон), местожительства, места нахождения вещи и т.п. При регулировании внешнеэкономических отношений, и прежде всего торговых, используется и обычай, т.е. сложившееся в практике торгового оборота на протяжении длительного времени единообразное правило, получившее признание государств. Обычай нередко применяется на основании соглашения сторон. В частности, стороны в договоре ссылаются на применение обычая, включая, например, условия об обычно принятой в стране продавца упаковке и т.д. Существует несколько частных модификаций международных торговых обычаев. Это «Инкотермс» - сборник пояснений, толкований коммерческих терминов и обычаев, сложившихся в практике внешней торговли, опубликованный Международной торговой палатой, Йорк-Антверпенские правила об общей аварии и др. [10, с. 365]

Общепризнанно, что методами государственного регулирования внешнеэкономической  деятельности являются тарифное и нетарифное регулирование. Основой тарифного  регулирования является таможенный тариф, т.е. свод ставок таможенных пошлин (таможенного тарифа), приеняемых к товарам, перемещаемым через таможенную границу Республики Беларусь и систематизированным в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности. Таможенный тариф применяется в отношении ввоза товаров на таможенную территорию Республики Беларусь и вывоза товаров с этой территории. Таможенный тариф в соответствии с Законом Республики Беларусь «О таможенном тарифе» от 3 февраля 1993 г. в редакции Закона от 5 декабря 1997 г. введен с целью рационализации товарной структуры ввоза товаров в республику, поддержания рационального соотношения ввоза и вывоза товаров, создания условий для прогрессивных изменений в структуре производства и потребления товаров в стране, защиты интересов Республики Беларусь от неблагоприятного воздействия иностранной конкуренции, обеспечения условий для эффективной интеграции республики в мировую экономику.

Ставки таможенных пошлин являются едиными и не подлежат, изменению в зависимости от лиц, перемещающих товары через таможенную границу Республики Беларусь, вида сделок и других факторов, за исключением случаев, предусмотренных Законом «О таможенном тарифе».

Ставки ввозных таможенных пошлин в пределах, установленных  указанным выше Законом, определяются Советом Министров Республики Беларусь.

В отношении товаров, происходящих из стран, торгово-политические отношения с которыми не предусматривают  режима наибольшего благоприятствования, либо товаров, страна происхождения  которых не установлена, ставки ввозных  таможенных пошлин, определенные на основании Закона о таможенном тарифе, увеличиваются вдвое, за исключением случаев предоставления Республикой Беларусь тарифных льгот (тарифных преференций) на основании соответствующих, положений этого же Закона.

Ставки вывозных таможенных пошлин и перечень товаров, в отношении которых они применяются, а также нетарифные меры внешнеэкономического регулирования устанавливаются Советом Министров Республики Беларусь и являются исключительно мерами оперативного регулирования внешнеэкономической деятельности на территории Республики Беларусь.

Ставки таможенных пошлин бывают трех видов: адвалорные, специфические, комбинированные. Адвалорные пошлины  устанавливаются в процентном отношении  к таможенной стоимости облагаемых товаров, специфические - в определенном размере за единицу измерения облагаемых товаров и комбинированные сочетают оба вида указанных выше ставок. Для оперативного регулирования, ввоза и вывоза товаров Совет Министров может устанавливать на срок не свыше 6 месяцев в год сезонные пошлины. В этом случае ставки таможенных пошлин, предусмотренные Таможенным тарифом, не применяются.[3, с. 32]

Совету Министров Республики Беларусь предоставлено право устанавливать  особые виды пошлин: специальные антидемпинговые  и компенсационные. Эти пошлины устанавливаются в целях защиты экономических интересов Республики Беларусь по итогам проведенного для каждого отдельного случая расследования органами государственного управления. Их размер должен быть соотносим с величиной установленного расследованием демпингового занижения цены, субсидий и выявленного ущерба. Специальные пошлины применяются в случаях, если товары ввозятся в Республику Беларусь в таких количествах или на таких условиях, которые наносят или угрожают нанести ущерб отечественным производителям подобных или непосредственно конкурирующих товаров, а также как ответная мера на дискриминационные действия против Республики Беларусь отдельных стран и их союзов.

Антидемпинговые пошлины  применяются в случаях ввоза  на таможенную территорию республики товаров по цене более низкой, чем их нормальная стоимость в стране вывоза в момент этого ввоза, а компенсационные - в случаях ввоза в республику товаров, при производстве или вывозе которых прямо или косвенно использовались субсидии, если такой ввоз наносит или угрожает нанести материальный ущерб отечественным производителям подобных товаров либо препятствует организации или расширению производства подобных товаров в Республике Беларусь.

Закон «О таможенном тарифе»  устанавливает системы и методы определения таможенной стоимости товаров, порядок их применения, общие правила, касающиеся порядка определения страны происхождения товара, а также тарифные льготы.

Перемещаемые через  границу товары подлежат таможенному  оформлению. Общие правила таможенного  оформления, декларирования установлены Таможенным кодексом Республики Беларусь. В развитие этих общих правил Таможенным комитетом разработан порядок предъявления к таможенному оформлению товаров, перемещаемых через таможенную границу Республики Беларусь.[5, с. 4]

Информация о работе Учет расчетов с персоналом по оплате труда