Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2012 в 16:42, курсовая работа
Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы. В современном цивилизованном обществе налоги основная форма дохода государства. Помимо этой сугубо финансовой функции налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние научно-технического прогресса.
Введение……………………………………………………………………………..3
1. Налоги и обязательные платежи как объект учета и финансово-хозяйственного контроля…………………………………………………...6
1.1. Налоги и обязательные платежи: экономическое содержание и роль в функционировании национальной экономики…………………………....6
1.2. Нормативно-правовое регулирование учета и отчетности расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами……………………………….....12
2. Учет расчетных операций по налогам, уплачиваемым организациями..14
2.1 Учет и расчет налогов включаемых в затраты производства (издержки обращения)…………………………………………………………………14
2.2 Учет и расчет налогов, уплачиваемых за счет выручки от реализации
продукции (валового дохода от реализации товаров)…………………23
2.3 Учет и расчет налогов, уплачиваемых за счет прибыли отчетного периода……………………………………………………………………28
2.4 Методика ведения регистров синтетического и аналитического учета расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами……………………34
Заключение………………………………………………………………………….36
Список использованных источников……………………………………………..37
Приложения
По характеру взимания налоговых ставок выделяют прогрессивные, регрессивные и пропорциональные налоги, а также твердый налог, ставка которого устанавливается в абсолютной сумме на единицу обложения независимо от размеров дохода. Прогрессивный налог – такой его вид, при котором налоговая ставка повышается по мере возрастания дохода. Регрессивный налог- такой его вид, при котором налоговая ставка понижается по мере возрастания налогооблагаемой базы. Пропорциональный налог – такой вид налога, при котором налоговая ставка остается неизменной независимо от размера дохода.
Классификация налогов по субъекту обложения. Субъектами налогообложения являются налогоплательщики – физические и юридические лица. Соответственно и налоги можно разделить на те, что взимаются с юридических лиц, и на те, которые уплачиваются физическими лицами.
Классификация налогов по объекту обложения образует несколько групп: налоги на имущество (на имущество предприятий и физических лиц, с владельцев транспортных средств, на наследство), ресурсные налоги (земельный, лесной, на воспроизводство минерально-сырьевой базы, на воду), налоги на доходы или прибыль (подоходный, на прибыль), налоги на действия – хозяйственные акты, финансовые операции, обороты по реализации (НДС, акцизы) и прочие, охватывающие некоторые налоги и разовые сборы.
Особое значение имеет дифференциация налогов по источнику обложения: издержки производства (себестоимость) или прибыль (доход). Правильность расчетов налога на прибыль требует знания состава затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость, и порядка формирования финансовых результатов (прибыли или убытка). В зависимости от источника платежа налоги делятся на: включаемые в себестоимость (земельный, экологический, отчисления в инновационные фонды и в фонд социальной защиты населения); уплачиваемые из прибыли (налог на прибыль, на недвижимость, транспортный сбор); уплачиваемые из средств покупателя (акцизы, НДС, отчисления по единому платежу).
1.2 Нормативно-правовое регулирование учета и отчетности расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами
Основными нормативно-правовыми документами, регулирующими вопросы отражения учета и отчетности расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами, являются:
1. Налоговый кодекс Республики Беларусь. Общая часть. Мн. 20044
2. Закон Республики Беларусь от 26.12.2007г. №303-З «О бюджете Республики Беларусь на 2008 год»;
3. Закон Республики Беларусь от 18.12.1991 г. №1314-XII «О платежах за землю» с изменениями и дополнениями. Данный закон устанавливает порядок взимания налога, объект налогообложения, ставки земельного налога, льготы по взиманию платы за землю;
4. Закон Республики Беларусь от 23.12.1991 г. №1335-XII «О налоге за использование природных ресурсов (экологический налог)» с изменениями и дополнениями. Данный закон определяет плательщиков налога, объекты налогообложения, ставки налога льготы по налогу, порядок уплаты налога в бюджет;
5. Закон Республики Беларусь от 19.12.1991 г. №1319-XII «О налоге на добавленную стоимость» с изменениями и дополнениями. Данный закон также определяет плательщиков налога, объекты налогообложения, льготы по налогу, налоговую базу, налоговые ставки, порядок исчисления и уплаты налога;
6. Закон Республики Беларусь от 19.12.1991 г. №1321-XII «Об акцизах» с изменениями и дополнениями;
7. Закон Республики Беларусь от 22.12.1991г. №1330-XII « О налогах на доходы и прибыль» с изменениями и дополнениями;
8. Закон Республики Беларусь от 23.12.1991г. №1337-XII « О налоге на недвижимость» с изменениями и дополнениями;
9. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 31.01.2004г. №16 «Об утверждении инструкции о порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость»;
10. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 31.01.2004г. №19 «Об утверждении инструкции о порядке исчисления и уплаты в бюджет налогов на доходы и прибыль»;
11. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 04.02.2004г. №23 «Об утверждении инструкции о порядке исчисления и уплаты в бюджет налога за пользование природными ресурсами (экологического налога)»;
12. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 29.03.2002г. №386 «О нормативах платы за размещение отходов и порядке утверждения лимитов размещения отходов производства»
2. Учет расчетных операций по налогам, уплачиваемым организациями
2.1 Учет и расчет налогов включаемых в затраты производства (издержки обращения)
Налоги, отчисления и сборы, относимые на себестоимость продукции, образуют отдельную группу налогов, действующих на территории Республики Беларусь. В данную группу включаются экологический, земельный налоги, отчисления в Фонд социальной защиты населения, отчисления в инновационные фонды, плата за размещение отходов. Их ведение и взимание предусмотрено на общими, абстрактными потребностями общества, а необходимостью финансирования конкретных общегосударственных нужд. Так, например, земельный налог взимается для финансирования землеустроительных нужд общества, экологический налог – для поддержания экологического благополучия в государстве и тому подобное.
Основная сумма налогов, отчислений и сборов, относимых на себестоимость продукции, направляется на формирование доходов местных бюджетов, что позволяет максимально реализовать целевую направленность этих денежных потоков.
Следует отметить, что факт отнесения налогов и сборов на себестоимость не имеет должного теоретического обоснования. Во-первых, себестоимость – это вполне определенная экономическая категория, с заданным составом производственных и коммерческих расходов. Во-вторых, отдельные налоги, отчисления, сборы, относимые на себестоимость, не соответствуют классическому напоминанию налогов. Так, например, обязательные отчисления в Фонд социальной защиты населения носят компенсационный характер и являются отлаженной частью оплаты труда. Однако, несмотря на приведенные проблемы теоретического обоснования группы налогов, относимых на себестоимость продукции, они широко используются в Республике Беларусь.
Рассмотрим поподробнее данную группу налогов.
Экологический налог – это разновидность ресурсного налога. По своей сути – это плата за природопользование. Под природопользованием в данном случае понимают добычу в промышленных объемах природных ресурсов и выбросы субъектами хозяйствования загрязненных веществ в окружающую среду: в атмосферный воздух и водоемы. Объектом налогообложения при исчислении суммы налога за пользование природными ресурсами признаются: объемы добываемых из природной среды ресурсов; объемы выбросов загрязняющих веществ в окружающую среду; объемы переработанной нефти и нефтепродуктов. Ставки налога за использование природных ресурсов (экологического налога), за исключением платежей за переработку нефти и нефтепродуктов организациями, осуществляющими переработку нефти, устанавливаются Президентом Республики Беларусь. Ставка экологического налога – это плата за 1 т или 1 куб. м. добычи природных ресурсов или выбросов загрязняющих веществ в окружающую среду. Такая плата устанавливается правительством республики, ежегодно пересматривается и утверждается специальным постановлением Совета Министров Республики Беларусь. Налог за пользование природными ресурсами исчисляется индивидуальными предпринимателями ежеквартально, а остальными плательщиками – ежемесячно исходя из фактического объема добычи природных ресурсов и выбросов загрязняющих веществ в окружающую среду (нефтеперерабатывающими организациями – от объема переработанной нефти и нефтепродуктов). Расчеты по налогу за использование природных ресурсов представляются налоговым органам индивидуальными предпринимателями ежеквартально не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, остальными плательщиками – ежемесячно не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным месяцем.
Так как исследуемая организация является бюджетной, то согласно статье 1 Закона РБ от 23.12.1991 №1335-XII «О налоге за использование природных ресурсов (экологического налога)» бюджетные организации не являются плательщиками экологического налога, даже если эта организация занимается предпринимательской деятельностью.
Платежи за землю – это обязательные, принудительные платежи землевладельцев и землепользователей в бюджет государства. Они взимаются в виде земельного налога или арендной платы. Целью платежей за землю является обеспечение экономическими методами рационального использования земель, формирование средств для осуществления мероприятий по землеустройству, повышению качества земель и их охране. Размер платы за землю не зависит от результатов хозяйственной и иной деятельности землевладельцев и землепользователей и связывается исключительно с фактом наличия земельного участка. Взимаемая плата за землю – это целевой сбор, средства которого могут быть израсходованы только для нужд охраны земель, их коренного улучшения и землеустройства. Плательщиками земельного налога являются юридические и физические лица как отечественные, так и иностранные, которым земельные участки предоставлены во владение, пользование либо собственность.
Ставки земельного налога – это установленная норма платежей за 1 га земли, находящейся в землевладении и землепользовании у юридического лица. Размер этой платы установлен в рублях и зависит от множества факторов: качества земли, ее месторасположение и тому подобное. Основаниями для исчисления земельного налога и арендной платы за землю являются государственный акт на земельный участок, удостоверение на право пользования земельным участком, свидетельство о государственной регистрации, договор аренды земельного участка, решение соответствующего исполнительного и распорядительного органа о предоставлении земельного участка или сведения о наличии и качественном состоянии земель, предоставляемые ежегодно налоговым органам соответствующими землеустроительными и геодезическими службами. Юридические лица исчисляют налога на землю самостоятельно в целом за год и предоставляют расчет в налоговые органы, уплачиваются в течение года ежемесячно равными частями не позднее 22-го числа месяца, следующего за отчетным, за земли сельскохозяйственного назначения – не позднее 15 апреля, 15 июля, 15 сентября, 15 ноября, а физические лицами – не позднее 15 ноября. Управление образования Лидского райисполкома является плательщиком налога на землю. Согласно налоговой декларации по земельному налогу (Приложение 1) общая площадь земельных участков по организации составляет 197,2459 га, площадь земельных участков подлежащая освобождению согласно Закону «О платежах за землю» №1314-XII статья 18 от начисления налога составляет 197,2818 га, площадь земельных участков за которые начисляется налог на землю составляет 0,5412 га. Годовая сумма земельного налога подлежащая уплате в бюджет составляет 849 893 рубля, в том числе в январе - 157 462 рубля.
Исследуемая организация для расчетов по данному налогу применяет счет 17 субсчет 173 согласно плана счетов бухгалтерского учета, исполнения смет расходов организаций финансируемых из бюджета утвержденного приказом Министерства финансов Республики Беларусь от 10.12.1999.года за №354.По кредиту субсчета 173 показывается начисление налога, а по дебиту его погашение.
На сумму начисленного налога на землю за январь 2008 года в размере 157 462 рубля в бухгалтерском учете делается запись:
Дт счета 08 субсчета 080 «Затраты на производство»
Кт счета 17 субсчета 173 «Расчеты с бюджетом»
На сумму перечисленного налога на землю за январь 2008 года в размере 157 462 рубля в бухгалтерском учете делается запись:
Дт счета 17 субсчета 173 «Расчеты с бюджетом»
Дт счета 10 субсчета 100 «Текущий счет по бюджету».
Инновационные фонды создаются республиканскими органами государственного управления и иными государственными организациями, подчиненными Правительству Республики Беларусь, с целью аккумуляции денежных ресурсов для финансирования затрат на проведение научных разработок и внедрения их результатов в производство, создания и развития производств, основанных на новых и высоких технологиях. По положению плательщиками обязательных отчислений в инновационные фонды являются юридические лица:
- республиканской формы собственности, находящиеся в ведении республиканского органа государственного управления;
- государственной республиканской и коммунальной формы собственности, входящие в состав объединения, подчиненного республиканскому органу государственного управления или Правительству Республики Беларусь.
Иными словами, плательщиками отчислений в инновационные фонды выступают организации государственной формы собственности, а фондодержателями – отраслевые министерства, концерны, комитеты, облисполкомы и Минский горисполком. Организации негосударственной формы собственности, имеющие доли государственной собственности в уставном фонде, имеют право производить отчисления средств в инновационный фонд, создаваемый фондодержателем, с согласования или по предложению последнего. Освобождены от обязательных отчислений в инновационные фонды государственные предприятия, производящие товары (работы, услуги) за счет средств бюджета и государственных внебюджетных фондов. Базой для исчисления сумм отчислений в инновационный фонд является себестоимость продукции (работ, услуг) организации. Законом «О бюджете Республики Беларусь» ежегодно устанавливаются нормативы отчислений в Фонд, которые за ряд последних лет являются стабильными и составляют 0,25%. Совет Министров Республики Беларусь также ежегодно на соответствующий год разрешает ряду министерств и объединений образовывать инновационные фонды по повышенным нормативам. Организации начисляют отчисления в инновационные фонды ежемесячно по отчетным данным текущего либо предыдущего месяца. Исследуемая организация не является плательщиком сборов в инновационные фонды.
Информация о работе Учет расчетов с бюджеирм и внебюджеиными фондами