Учет расчетов по социальному страхованию

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2012 в 06:32, курсовая работа

Краткое описание

Государственное социальное страхование представляет собой систему пенсий, пособий и других выплат гражданам Республики Беларусь.
Обязательные страховые взносы за граждан, работающих по трудовым и гражданско-правовым договорам, начисляют (удерживают из заработной платы этих граждан) и уплачивают их работодатели. Они же в счет уплаты обязательных платежей в Фонд социальной защиты населения (далее — ФСЗН) производят выплату работникам пособий по государственному социальному страхованию (по временной нетрудоспособности, беременности и родам, по уходу за ребенком в возрасте до трех лет и др.).

Файлы: 1 файл

Учет расчетов по соц.страхованию.docx

— 1.16 Мб (Скачать)

- справки о месте жительства и составе семьи или копии лицевого счета;

решения местного исполнительного  и распорядительного органа об установлении опеки – для граждан, назначенных опекунами ребенка;

- справки о периоде, за который выплачено пособие по беременности и родам, – при назначении пособия по месту работы отца либо в органах по труду, занятости и социальной защите.

Выплата пособия на погребение за счет средств Фонда производится в случае смерти: лиц, на которых распространялось государственное социальное страхование и за которых или ими самими уплачивались обязательные страховые взносы на социальное страхование в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь (далее – застрахованные);

пенсионеров, получавших пенсию из средств государственного социального  страхования, в том числе профессионального  пенсионного страхования (далее  – пенсионеры);

детей застрахованных и пенсионеров, не достигших 18-летнего возраста (учащихся – 23-летнего возраста).

Пособие на погребение выплачивается  физическому лицу, взявшему на себя организацию погребения умершего.

В случае смерти детей застрахованных пособие на погребение выплачивается  одному из родителей (усыновителей), опекуну (попечителю) либо другому физическому  лицу, взявшему на себя организацию  их погребения.

Пособие на погребение в  случае смерти застрахованных выплачивается плательщиком по месту работы умершего. Пособие на погребение в случае смерти их детей выплачивается по месту работы одного из родителей (усыновителей), опекуна (попечителя). Выплата пособия на погребение в случае смерти застрахованных или их детей производится плательщиком в счет начисленных обязательных страховых взносов в Фонд.

Если суммы начисленных  обязательных страховых взносов  недостаточно для выплаты пособий  на погребение, то органами Фонда производится перечисление недостающих средств  на их выплату в установленном  порядке.

Пособие на погребение в  случае смерти застрахованных из числа  лиц, уплачивавших обязательные страховые  взносы в Фонд самостоятельно в порядке, установленном законодательством, или их детей, выплачивается органом  по труду, занятости и социальной защите по месту жительства застрахованных на основании поручения на выплату  пособия на погребение отдела Фонда  по месту постановки на учет в качестве плательщика.

Выплату пособий на погребение в случае смерти пенсионеров или  их детей осуществляют органы по труду, занятости и социальной защите по месту получения пенсии. Обращение за пособием на погребение может осуществляться в течение 6 месяцев после возникновения права на него.

Пособие на погребение выплачивается  в размере средней заработной платы рабочих и служащих в  Республике Беларусь за позапрошлый  месяц относительно месяца наступления  смерти.

Пособие на погребение умершего инвалида Великой Отечественной  войны, лица, получавшего пенсию за особые заслуги перед Республикой  Беларусь, выплачивается в размере  двухмесячной суммы назначенной  ему пенсии, но не менее средней  заработной платы рабочих и служащих в Республике Беларусь за позапрошлый  месяц относительно месяца наступления  смерти.

Пособие на погребение не выплачивается, если похороны произведены за счет государства.

Пособие на погребение назначается  на основании:

- заявления лица, взявшего на себя организацию погребения умершего (погибшего);

- паспорта или иного документа, удостоверяющего личность заявителя;

- справки о смерти – в случае, если смерть зарегистрирована в Республике Беларусь; свидетельства о смерти – в случае, если смерть зарегистрирована за пределами Республики Беларусь;

- свидетельства о рождении (при его наличии) – в случае смерти ребенка (детей);

- справки о том, что умерший в возрасте от 18 до 23 лет на день смерти являлся обучающимся или воспитанником учреждения образования, – в случае смерти лица в возрасте от 18 до 23 лет. Запрашиваются организациями в течение трех рабочих дней со дня поступления заявления гражданина. Граждане вправе представить эти документы самостоятельно.

 

2.3 Обязательное  профессиональное пенсионное страхование:  учет начислений.

В соответствии с п. 2 ст. 7 Закона Республики Беларусь от 5 января 2008 г. № 322-З «О профессиональном пенсионном страховании» (далее - Закон) объектом для начисления взносов на профессиональное пенсионное страхование являются выплаты  всех видов в денежном и (или) натуральном  выражении, начисленные работнику  в связи с его занятостью на рабочем месте, включенном в перечень рабочих мест с особыми условиями  труда, кроме выплат, предусмотренных перечнем видов выплат, на которые не начисляются обязательные страховые взносы в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь (далее - Фонд). При этом на сумму выплат, превышающую трехкратную величину средней заработной платы работников в республике за месяц, предшествующий месяцу, за который взносы на профессиональное пенсионное страхование уплачиваются, указанные взносы не начисляются.

Перечень видов выплат, на которые не начисляются взносы по государственному социальному страхованию, в т.ч. по профессиональному пенсионному  страхованию, в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и  социальной защиты и по обязательному  страхованию от несчастных случаев  на производстве и профессиональных заболеваний в Белорусское республиканское  унитарное страховое предприятие  «Белгосстрах», утвержден постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 25 января 1999 г. № 115 (с изменениями и дополнениями).

Согласно ст. 5 Закона профессиональному  пенсионному страхованию с учетом условий, предусмотренных настоящим  Законом, подлежат:

1) работники, занятые полный  рабочий день на подземных  работах, на работах с особо  вредными и особо тяжелыми  условиями труда (по спискам  производств, работ, профессий,  должностей и показателей);

2) работники, занятые полный  рабочий день на работах с  вредными и тяжелыми условиями  труда (по списку производств,  работ, профессий, должностей  и показателей);

3) работники летного и  летно-испытательного состава гражданской  авиации (по перечню должностей);

4) работники, осуществляющие  непосредственное управление полетами  воздушных судов гражданской  авиации (по перечню должностей);

5) работники инженерно-технического  состава гражданской авиации  (по перечню должностей и работ).

В бухгалтерском учете  предприятия составляются следующие  проводки:

Дебет счета 20, 26 и др. - Кредит счета 70-начислена заработная плата;

Дебет счета 70 - Кредит счета 69 - удержан взнос  в пенсионный фонд (1 %);

3.Индивидуальный (персонифицированный) учет в  системе государственного социального страхования.

Целями персонифицированного учета являются:

- обеспечение   достоверности   сведений   о   страховом    стаже застрахованного  лица,  выплатах  (доходе),  на  которые   начислены страховые взносы, и страховых взносах;

 -  создание информационной базы для назначения пенсий и пособий;

- информационное  обеспечение процесса  прогнозирования расходов на   выплату   пенсий  и  пособий  по  государственному  социальному страхованию,   определения  размеров  страховых   взносов,   расчета макроэкономических    показателей,    касающихся    государственного социального страхования;

- повышение заинтересованности застрахованных лиц в уплате  ими, а также работодателями страховых взносов;        

- упрощение порядка и ускорение процедуры назначения  пенсий  и пособий застрахованным лицам.

Персонифицированный учет основывается на принципах:

- всеобщности и обязательности уплаты страховых взносов  и  учета сведений о застрахованных лицах;

- достоверности  сведений о застрахованных лицах,  представляемых каждым  плательщиком  страховых  взносов  в  органы,  осуществляющие персонифицированный учет;

- использования  сведений  о застрахованных  лицах  исключительно для целей государственного социального страхования;

- осуществления персонифицированного учета на  протяжении  всей трудовой деятельности физических лиц, в период которой они подлежали государственному  социальному страхованию и  за  них,  а  также  ими самими   в   предусмотренных  законодательством  о   государственном социальном страховании случаях уплачивались страховые взносы.

Персонифицированный    учет   осуществляется    уполномоченными государственными органами в области социальной защиты населения.      Правила индивидуального    (персонифицированного)   учета застрахованных   лиц   в   системе   государственного    социального страхования   (далее  -  Правила)  утверждаются  Советом   Министров Республики Беларусь.

Органы, осуществляющие персонифицированный  учет, имеют право: -требовать  от  плательщиков страховых взносов  представления  в установленном  Правилами порядке сведений, необходимых  для  ведения персонифицированного учета;

-   осуществлять    контроль    за   правильностью    представления плательщиками  страховых взносов сведений, необходимых  для  ведения персонифицированного учета.

Органы, осуществляющие персонифицированный  учет, обязаны:

- обеспечивать   полноту   и точность  внесения   представленных сведений в индивидуальные лицевые счета;

- обеспечить   конфиденциальность  информации,   содержащейся   в индивидуальном лицевом счете;

- представлять  застрахованному лицу информацию,  содержащуюся  в его индивидуальном лицевом счете;

- разъяснять   застрахованным  лицам  и  плательщикам   страховых взносов их права и обязанности;

- представлять     органам,     осуществляющим     выплаты     по государственному социальному страхованию, сведения,  содержащиеся  в индивидуальных лицевых счетах.

На    каждое   застрахованное   лицо   органы,   осуществляющие персонифицированный  учет,  открывают индивидуальный  лицевой  счет, который содержит: страховой номер; фамилию,  имя  и  отчество,  в том числе  новую  фамилию,  если прежняя была  изменена  после регистрации  застрахованного  лица  в органах, осуществляющих персонифицированный учет; дату рождения; пол; информацию о месте жительства; серию и номер паспорта и дату его выдачи; гражданство; сведения  о  страховом  стаже  и других  периодах  деятельности застрахованного  лица,  засчитываемых в стаж работы  для  назначения пенсии  (включая  сведения  о работе,  дающей  право  на  пенсию  по возрасту за работу с особыми условиями труда и за выслугу лет); сумму  выплат  застрахованному лицу или  доход  застрахованного лица   за  каждый  месяц  страхового  стажа,  на  которые  начислены страховые взносы; сумму страховых взносов за каждый месяц страхового стажа; другие сведения, необходимые для назначения и выплаты пенсии  и пособия.

Информация,   содержащаяся  в  индивидуальном  лицевом   счете, является конфиденциальной. Доступ к данной информации осуществляется в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.

4.Совершенствование  учета расчетов по социальному  страхованию.

Переход к автоматизированному  бухгалтерскому учету требует не только желания и средств, но и значительной подготовки работы, как организационной, так и методической.

Необходимо сказать, что  переход надо организовать плавно, поэтапно. Лучше всего до начала отчетного периода (квартала, года). Надо проводить подготовку к данным нововведениям: закупать последние модели компьютерной техники, устанавливать программное обеспечение, персоналу проходить соответствующую подготовку.

Положительным фактором является постоянное повышение квалификации кадров. В результате постоянного  изменения, дополнения законов, предприятие  осуществляет подписку специализированной литературы.

Следует отметить, что вся  финансовая и статистическая отчётность составляется и сдаётся в установленные  сроки. В случае ошибочного расчёта  производится перерасчёт и с пометкой «уточненный» повторно сдается.

По улучшению процессов  взаимоотношения с обязательными  фондами считаю целесообразным проведение постоянных консультаций со специалистами  из данных фондов (ФСС, ФССН, ПФ). Также  необходимо постоянное слежение за периодическими изданиями и за изменением в законодательстве с целью избежание начисления штрафов, пени и неустоек за не уплаченные в сроки процентные ставки по данным фондам.

Заключение

Государство, выражая интересы общества в различных сферах его  жизнедеятельности, вырабатывает и  осуществляет соответствующую политику (экономическую, социальную, экологическую, демографическую и другие). При  этом, в качестве средства взаимодействия объекта и субъекта используется финансово-кредитный и ценовой механизмы.

Финансово-бюджетная система  включает отношения по поводу формирования и использования финансов государства, которые накапливаются и формируются  в бюджете и во внебюджетных фондах. Она призвана обеспечить эффективную  реализацию социальных, экономических, оборонных и других функций государства.

Изъятие государством в пользу общества определенной части Валового Внутреннего Продукта (ВВП) в виде обязательных взносов составляет сущность налогов.

Взносы осуществляют основные участники производства ВВП:

· работники, своим трудом создающие материальные и нематериальные блага и получающие определенный доход;

Информация о работе Учет расчетов по социальному страхованию