Учет расчетов по социальному страхованию и обеспечению

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2011 в 15:23, реферат

Краткое описание

Цель современного бухгалтера не только в создании на базе первичных документов и Плана счетов блока информации о финансово-экономическом состоянии предприятия, но и в формировании бухгалтерской модели его хозяйственной деятельности, позволяющей проводить налоговое планирование и прогнозирование финансового результата. Этот результат в дальнейшем воплощается в жизнь системой договорных отношений с контрагентами, скрупулезной калькуляцией расходов, контролем и управлением всеми производственно-хозяйственными процессами. С позиций чисто учетных, задача бухгалтерской деятельности заключается в правильном и своевременном кодировании всей последовательности хозяйственных операций и действий, чтобы к моменту наступления отчетного периода, используемые аппаратные и программные средства бухгалтерии позволяли бы получить баланс и другую финансовую отчетность с высокой степенью точности и законченности. [1].

Оглавление

Введение
1. Понятие и сущность расчетов по социальному страхованию и обеспечению
1.1 Понятие системы социального страхования и обеспечения
1.2 Учет начислений на социальное страхование некоммерческих организаций
2. Бухгалтерский учет расчетов по социальному страхованию и обеспечению
2.1 Учет расчетов по счету 69 "Расчеты по социальному страхованию"
2.2 Бухгалтерский учет расчетов по единому социальному налогу и пенсионным взносам
2.3 Бухгалтерский учет и налогообложение операций по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

бухучут.doc

— 127.50 Кб (Скачать)

Содержание

Введение

1. Понятие и  сущность расчетов по социальному  страхованию и обеспечению

1.1 Понятие системы  социального страхования и обеспечения

1.2 Учет начислений  на социальное страхование некоммерческих  организаций

2. Бухгалтерский  учет расчетов по социальному страхованию и обеспечению

2.1 Учет расчетов  по счету 69 "Расчеты по социальному  страхованию"

2.2 Бухгалтерский  учет расчетов по единому социальному  налогу и пенсионным взносам

2.3 Бухгалтерский  учет и налогообложение операций  по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний

Заключение

Список литературы

 

Введение

Цель современного бухгалтера не только в создании на базе первичных документов и Плана  счетов блока информации о финансово-экономическом состоянии предприятия, но и в формировании бухгалтерской модели его хозяйственной деятельности, позволяющей проводить налоговое планирование и прогнозирование финансового результата. Этот результат в дальнейшем воплощается в жизнь системой договорных отношений с контрагентами, скрупулезной калькуляцией расходов, контролем и управлением всеми производственно-хозяйственными процессами. С позиций чисто учетных, задача бухгалтерской деятельности заключается в правильном и своевременном кодировании всей последовательности хозяйственных операций и действий, чтобы к моменту наступления отчетного периода, используемые аппаратные и программные средства бухгалтерии позволяли бы получить баланс и другую финансовую отчетность с высокой степенью точности и законченности. [1]

Кроме заработной платы, работники получают выплаты  социального характера (пособия  по временной нетрудоспособности, прочие пособия, выплачиваемые за счет Фонда  социального страхования РФ и  др.).

В России существует государственная система социальной защиты населения, частью которой является обязательное социальное страхование.

Социальное страхование  обеспечивается отчасти организациями  и индивидуальными предпринимателями - работодателями, которые выступают  в роли страхователей, уплачивая  страховые взносы.

Работодатели (организации  и индивидуальные предприниматели), которые являются плательщиками  единого социального налога (ЕСН), страховые взносы на обязательное социальное страхование перечисляют, в частности, в составе ЕСН.

Исследование  темы курсовой работы "Учет расчетов по социальному страхованию и обеспечению" является на сегодняшний день актуальным, так как, эти фонды федеральных и местных органов власти, обеспечивают финансирование различных сфер деятельности, не включенных в государственный бюджет. Важность исследования продиктовано также тем, что эти расходы затрагивают затратную сторону деятельности предприятия и участвуют в исчислении обязательных взносов предприятия.

Целью исследования является изучение порядка учета  расчетов по социальному страхованию и обеспечению.

В ходе исследования необходимо решить следующие задачи:

- рассмотреть  особенности учета расчетов по  социальному страхованию и обеспечению;

- ознакомиться  с понятием и сущностью расчетов  по социальному страхованию и  обеспечению;

- усвоить бухгалтерский  учет расчетов по социальному  страхованию и обеспечению.

Предметом исследования был бухгалтерский финансовый учет. Объектом исследования послужил учет расчетов по социальному страхованию  и обеспечению в организациях на основе данных экономической литературы, нормативно-правовых актов и данных журналов и экономических газет.

 

1. Понятие и  сущность расчетов по социальному  страхованию и обеспечению

1.1 Понятие системы  социального страхования и обеспечения

Для реализации конституционных прав граждан на государственное пенсионное и социальное обеспечение и медицинскую помощь в Российской Федерации создана и действует система обязательного социального страхования. Основы государственного регулирования обязательного социального страхования на законодательном уровне установлены Законом от 16 июля 1999 г. № 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования".

К видам страхового обеспечения относятся: пособие  по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное  пособие по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, пенсия по инвалидности, старости и др. [1]

Для функционирования системы социального страхования  и обеспечения образуются следующие  государственные социальные внебюджетные фонды: Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ и фонды обязательного медицинского страхования (Федеральный и территориальные). Источниками средств, зачисляемых в вышеназванные государственные социальные внебюджетные фонды, являются единый социальный налог и страховые взносы, взимаемые с организаций и физических лиц. [1]

Организации, производящие выплаты и иные вознаграждения в  пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом  которых является выполнение работ, оказание услуг, а также по авторским договорам, признаются налогоплательщиками единого социального налога (ЕСН). Порядок исчисления и уплаты ЕСН установлен гл. 24 НК РФ. Сумма ЕСН исчисляется налогоплательщиками отдельно (по соответствующим ставкам) в федеральный бюджет (на частичное финансирование пенсий) и в социальные фонды.

Налоговой базой  в общем случае являются суммы  выплат и иных вознаграждений, начисленных  налогоплательщиком за налоговый период в пользу физических лиц (ст. 237 НК РФ). В то же время в налоговую базу по ЕСН в части суммы налога, подлежащей зачислению в ФСС, не включаются вознаграждения, выплачиваемые работникам по любым договорам гражданско-правового характера, авторским и лицензионным договорам. В связи с этим должен быть организован обособленный учет таких доходов, начисляемых работникам и иным лицам, привлеченным организацией для выполнения работ, оказания услуг, а также выплат по авторским и лицензионным договорам.

Перечень выплат, не подлежащих налогообложению ЕСН, приведен в ст. 238 НК РФ.

Ставки ЕСН  установлены ст. 241 НК РФ. В отношении каждого социального фонда установлена отдельная процентная ставка. В зависимости от величины налоговой базы каждого конкретного работника (она должна превышать 280000 руб.) налогоплательщики имеют право применять регрессивные (уменьшающиеся по мере увеличения доходов) ставки.

Налоговым периодом по ЕСН установлен календарный год. Поэтому налогоплательщики заполняют  налоговую декларацию только по окончании  календарного года. В то же время  в течение года налогоплательщики  обязаны производить ежемесячно исчисление и уплату авансовых платежей по налогу в срок не позднее 15-го числа следующего месяца (ст. 243 НК РФ).

Кроме обязанностей уплаты ЕСН организации, производящие выплаты физическим лицам, признаются плательщиками следующих страховых взносов:

на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (Федеральный закон  РФ от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ);

на обязательное пенсионное страхование (Федеральный  закон РФ от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ).

Взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний никак не связаны  с уплатой ЕСН. Страховые тарифы по этому виду страхования дифференцированы по группам отраслей (подотраслей) экономики в зависимости от класса профессионального риска и устанавливаются ежегодно специальным Федеральным законом. Уплата взносов производится в Фонд социального страхования РФ.

Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование  исчисляются и уплачиваются организациями в Пенсионный фонд РФ по тарифам, установленным Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в РФ", которые дифференцированы в зависимости от величины налоговой базы на каждого отдельного работника и от года рождения: до 1966 г. и старше и 1967 г. и моложе. Для последней группы работников страховые тарифы состоят из двух частей: на финансирование страховой части и накопительной части трудовой пенсии, а для старшей группы предусмотрена только страховая часть пенсии.

Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование взаимоувязаны с уплатой ЕСН. Такая взаимосвязь заключается в том, что сумма ЕСН в части, подлежащей перечислению в бюджет, уменьшается налогоплательщиками на сумму начисленных за тот же период страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (ст. 243 НК РФ). Указанный налоговый вычет применяется организациями ежемесячно при исчислении сумм авансовых платежей по ЕСН. [21]

Для начисления ЕСН и страховых взносов на обязательное пенсионное страхование  установлен один и тот же объект налогообложения и одинаковый порядок определения базы для исчисления налога и страховых взносов. База для исчисления налога и страховых взносов определяется по истечении каждого месяца нарастающим итогом с начала налогового периода.

Организации в  соответствии с законодательством  обязаны вести учет отдельно по каждому  работнику (физическому лицу, в пользу которого осуществляются выплаты):

сумм начисленных  им выплат и иных вознаграждений;

сумм ЕСН, относящихся  к этим выплатам;

сумм налоговых вычетов в части начисленных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.

Порядок расходования средств, уплачиваемых (зачисляемых) в  социальные фонды, а также иные условия  по использованию этих средств, устанавливаются  законодательством РФ об обязательном социальном страховании.

Налогоплательщикам  предоставлены определенные права  самостоятельно производить отдельные  виды расходов на цели государственного социального страхования. Суммы, использованные налогоплательщиком (в порядке, предусмотренном законодательством) на выплату пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 года и другим, подлежат зачету в счет суммы, зачисляемой в составе ЕСН в Фонд социального страхования РФ. Сведения о суммах, использованных налогоплательщиками на вышеназванные цели, ежеквартально представляются в ФСС.

Обеспечение по страхованию вследствие несчастного  случая на производстве или профессионального  заболевания назначается и выплачивается по решению Фонда социального страхования РФ в установленном законодательством порядке.

1.2 Учет начислений  на социальное страхование некоммерческих  организаций

Единый социальный налог выплачивается не позднее 15-го числа месяца, следующего за месяцем, за который выплачивается заработная плата.

При окончательном  расчете со всей суммы заработка, выплаченной работнику за месяц, уплачиваются страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд РФ в следующие сроки:

1) при выплате  из кассы наличными - в день получения в банке средств на выплату заработной платы за истекший месяц, но не позднее 15-го числа месяца, следующего за месяцем, за который выплачивается заработная плата;

2) при перечислении  на счет работника - в день  перечисления со счета работодателя за истекший месяц, но не позднее 15-го числа месяца, следующего за месяцем, за который выплачивается заработная плата;

3) при выплате  из выручки, поступившей в кассу, - на следующий день после выплаты  заработной платы за истекший  месяц, но не позднее 15-го числа месяца, следующего за месяцем, за который выплачивается заработная плата. [2]

Некоммерческая  организация по каждому работнику  и в целом по организации должна вести индивидуальные и сводные  карточки учета выплат работникам сумм начисленного Единого социального налога и страховых взносов в ПФ. Их форма и порядок заполнения утверждены Приказом МНС России от 27.07.2004 N САЭ-3-05/443@.

В соответствии с Федеральным законом от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" некоммерческие организации, как и другие работодатели, являются страхователями в таком виде социального страхования и подлежат обязательной регистрации в этом качестве в органах Фонда социального страхования РФ, являющегося страховщиком от имени государства. Наемные работники некоммерческой организации и физические лица, привлекаемые для выполнения работ по гражданско-правовым договорам, являются застрахованными лицами. [3]

В соответствии с законодательством страхователь несет следующие обязанности:

1) своевременно  представлять в исполнительные  органы страховщика документы,  необходимые для регистрации  в качестве страхователя;

Информация о работе Учет расчетов по социальному страхованию и обеспечению