Учет продажи товаров в организациях розничной торговли

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2012 в 00:24, курсовая работа

Краткое описание

В настоящие время торговля является крупным сектором российской экономики, в котором трудится большая часть населения страны.

Оглавление

Введение 3
1. Общие положения по учету товарных операций 5
1.1 Цели, задачи и основные принципы учета в розничной торговле 5
1.2 Особенности ценообразования на предприятиях розничной торговли 7
2. Учет продажи товаров в организации розничной торговли 13
2.1. Организационно-экономическая характеристика предприятия 13
2.2. Документальное оформление и учет поступления товаров. Возврат поставщику на примере Магазина № 13 «Продукты» 16
2.3. Учет реализации товаров в Магазине № 13 «Продукты» 22
2.4. Расчет торговой наценки 27
2.5. Инвентаризация в Магазине № 13 «Продукты» 29
Заключение 35
Список литературы 39

Файлы: 1 файл

Курсовая Учет продажи товаров в организации розничной тороговли.doc

— 240.50 Кб (Скачать)

В результате на счете 90 «Продажи» образовался остаток, равный полученной выручке: разница  между суммой полученной от покупателя за реализованный ему товар и  ценой, оплаченной поставщикам за этот же товар.

На сумму сданной  в банк выручки делается проводка:

Дт 51 «Расчетный счет»

Кт 41-2 «Товары в розничной  торговле»;

При учете товаров  по продажным ценам торговая наценка  является валовым доходом по реализованным  товарам. Способ расчета реализованной наценки в Магазине № 13 «Продукты»: исчисление по среднему проценту.

Для определения валового дохода этим способом применяется формула:

ВД=Т×П÷100,

где Т – товарооборот;

П – средний процент  валового дохода, который рассчитывается следующим образом:

П=(ТНн + ТНп- ТНв) ÷ (Т+ОК)× 100

Где ТНн – сальдо счета 42 на начало месяца;

ТНп – оборот по кредиту  счета 42 за месяц;

ТНв – дебетовый оборот за месяц счета 42 (выбывшие товары: возврат  поставщикам, списание и т.п.);

ОК – сальдо счета 41-2 на конец месяца.

2.4. Расчет торговой наценки

 

При учете товаров  по продажным ценам, торговая наценка является валовым доходом по реализованным товаром. Наиболее распространенными способами расчета валового торгового дохода являются:

  • исчисление по общему товарообороту;
  • исчисление по ассортименту;
  • исчисление по ассортименту остатка товаров;
  • исчисление по среднему проценту.

При способе расчета  по общему товарообороту валовой  доход (ВД) определяются по формуле:

ВД=Т×РН ÷100, где

Т – общий товарооборот;

РН – расчетная торговая надбавка.

В свою очередь торговая надбавка рассчитывается по формуле:

РН=ТН÷(100+ТН), где

ТН – торговая надбавка в процентах.

Способ расчета валового дохода по общему товарообороту используется в случае применения ко всем товарам  одинакового процента торговой надбавки в течение отчетного периода. Если процент торговой надбавки изменялся, то определяют частные обороты по каждому периоду с одинаковым процентом торговой надбавки.

В основе расчета валового дохода по среднему проценту лежит  расчет средней торговой наценки по реализованным товарам. При этом средняя торговая наценка (П) рассчитывается по формуле:

П=(ТНн+ТНп-ТНв)÷(Т+ОК)×100, где

ТНн – торговая надбавка на остаток товаров на начало отчетного  периода;

ТНп – торговая надбавка на товары, поступившие за отчетный период;

ТНв – торговая надбавка по товарам, выбывшим за учетный период;

ОК – остаток товара на конец отчетного периода.

На основе рассчитанной средней наценки, учитывая товарооборот по продажным ценам, возможно определить валовой доход:

ВД=Т×П÷100.

Реализованная торговая наценка списывается методом  красного сторно:

Дт 90 «Продажи»

Кт 42-1 «Торговая наценка (скидка, накидка)».

Это связано с тем, что по дебету кредиту счета учета  реализации отражаются реализованные  товары в одной и той же оценке (по продажным ценам). Корректировка наценки товаров по дебету счета 90 до реальной цены их приобретения позволяет определить выручку от реализации (валовой доход) товаров. После списания торговой наценки на счете 90 «Продажи» образуется (как при учете по покупным ценам) кредитовое сальдо, показывающее валовой доход от реализации товаров.

Что касается расчета  валового дохода по ассортименту товарооборота, то он используется, если для различных  групп товаров применяются различные  размеры торговой надбавки. Этот способ предполагает обязательный учет товарооборота по группам товаров, каждая из которых состоит из товаров с одинаковой надбавкой.

Валовой доход (ВД) при  этом определяется по формуле:

ВД=(Т1×РН1+Т2×РН2+……+Тп×РНп)÷100, где

Тп - товарооборот по группам товаров;

РНп – расчетная торговая надбавка по группам товаров.

Наиболее точным по сравнению  с методом расчета по среднему проценту является метод расчета  валового дохода по ассортименту остатка  товаров. Но для этого необходимо на конец каждого отчетного месяца проводить инвентаризацию. Следует отметить, что и в розничной торговле можно вести учет товаров по наименованиям, но для этого при продаже товаров населению в розницу необходимо составлять документы с указанием наименования и количества товаров, что на практике нецелесообразно. Расчет валового дохода по ассортименту остатка товаров определяется по формуле:

ВД=ТНн+ТНп-ТНв-ТНк.6

2.5. Инвентаризация в Магазине № 13 «Продукты»

 

Российские розничные  торговцы уже давно открыли для  себя все прелести работы в формате магазина самообслуживания. С годами этот рынок стремительно развивается. И сейчас в нашей стране уже не редкость не только иностранные гипермаркеты, но и небольшие магазины такие как Магазин № 13 «Продукты», также привлекающие покупателей открытой выкладкой товара. Особый порядок размещения продукции в торговом зале, приятная музыка, чистота и простор - все это притягивает покупателей и заставляет их совершать зачастую незапланированные покупки, что, в свою очередь, несет прибыль магазину. Но в бочке меда всегда найдется ложка дегтя. В нашем случае это огромный перечень затрат, которые должны нести магазины: начиная от обеспечения безопасности и охраны товара, заканчивая стоимостью просроченной продукции.

Истек срок годности, товар  не подлежит реализации. Причем продать его можно только с некоторым запасом срока годности, чтобы можно было успеть употребить. Эта истина известна всем. Нарушение правила влечет административную ответственность (ст. 14.4 КоАП РФ - продажа товаров с нарушением санитарных правил). Более того, магазин не вправе хранить в торговом зале в доступных для покупателей местах просроченный товар, ведь его открытая выкладка приравнивается к публичной оферте (п. 2 ст. 494 ГК РФ). И если в обычном магазине продавец всегда может предложить покупателю в первую очередь товар с минимальным оставшимся сроком годности, минимизируя тем самым потери предприятия, в залах самообслуживания покупатель обычно берет наиболее свежий товар, отодвигая залежавшийся вглубь полки. Очевидно, что истечение срока годности нужно оперативно выявлять. Отслеживать сроки годности можно при помощи автоматизированного комплекса учета операций, если это предусмотрено его разработчиком, можно поручить делать это материально ответственному лицу. Но если планомерной и целенаправленной работы по контролю сроков годности не ведется, просроченный товар может быть выявлен при проведении инвентаризации.

Для оформления порчи  товара, подлежащего уценке или списанию, заполняется акт о порче, бое, ломе товарно-материальных ценностей (форма N ТОРГ-15). Подписывает его специальная комиссия (участвуют материально ответственное лицо, представитель администрации), утверждает руководитель.

Если магазину удастся  договориться с поставщиком о  возврате нереализованных товаров  с истекшим сроком годности, включив соответствующее условие в договор поставки, по правилам ведения бухгалтерского учета, происходит обратная реализация с соответствующим начислением НДС и выставлением счета-фактуры.

Но так как Магазин № 13 «Продукты» не является плательщиком НДС, в частности, в силу применения спецрежима в виде уплаты ЕНВД, то выставлять счет-фактуру на возвращаемый товар не требуется. Все проблемы с документами возникают у поставщика - он должен исправить счет-фактуру, выставленный первоначально на отгрузку товара, впоследствии возвращаемого. Еще одним подтверждением того, что плательщик ЕНВД не обязан начислять НДС (и налог на прибыль) с операции по возврату товара, является Письмо Минфина РФ от 27.03.2007 N 03-11-04/3/90. Чиновники признали, что возврат товаров является неотъемлемой частью предпринимательской деятельности в сфере торговли. Поэтому операции по возврату продукции изготовителю в соответствии с договором поставки у организации, признаваемой налогоплательщиком ЕНВД в отношении розничной торговли, облагаться налогами в рамках иных режимов налогообложения не должны.

Однако в подавляющем  большинстве случаев магазин  вынужден решать проблему с просроченными  товарами самостоятельно. Самый безопасный с точки зрения закона способ - утилизация такого товара. Для оформления этой операции необходимо заполнить акт о списании товаров по унифицированной форме N ТОРГ-16. Далее возникает необходимость организовать утилизацию испорченного товара, в частности, обеспечить вывоз отходов на полигон захоронения ТБО.

Надо признать, что  списание просроченного товара - самая  простая «задачка» для бухгалтера. Намного больше проблем могут вызвать люди, которые не могут устоять перед соблазном вынести из магазина товар, не заплатив на кассе.

К сведению: при выявлении фактов хищений предприятие обязано провести инвентаризацию.

Причем этим занимаются не только посетители, но и работники  торговых залов магазинов самообслуживания. Именно поэтому супермаркетам и  другим магазинам с открытой выкладкой  товара приходится существенно тратиться на различные системы видеонаблюдения, штат охранников, специальные устройства для борьбы с магазинными ворами ("рамки" на выходе). Все это повышает шансы установить виновное лицо, доказать его причастность к хищению и взыскать ущерб. Рассмотрению ситуацию, когда виновник известен.

Если ущерб причинен работником предприятия, то необходимо руководствоваться положениями  ТК РФ о материальной ответственности. Самый простой способ - дать понять работнику, что сомнений в его  виновности нет (например, показать видеозапись хищения). Обычно работник соглашается на возмещение ущерба добровольно. Требование к процедуре его привлечения к материальной ответственности в данной ситуации сохраняется. Иными словами, работодатель обязан создать комиссию (она может быть постоянно действующей), которая составляет акт о выявленном случае причинения ущерба. Размер ущерба в розничной торговле определяется по продажным ценам (они же рыночные). В объяснениях, которые должны быть взяты у работника, он может признать вину и взять на себя обязательство погасить ущерб. Обычно Магазин № 13 «Продукты» стремится поскорее расстаться с таким сотрудником, поэтому сумма ущерба может быть удержана при выдаче заработной платы в день увольнения.

Несколько иначе развивается  ситуация, если хищение совершает посетитель магазина самообслуживания. Никакими правоотношениями потенциальный покупатель и администрация магазина не связаны, поэтому самостоятельно (только при помощи сотрудников охраны) принудить правонарушителя возместить ущерб не получится. Частным охранникам предписывается лишь задержать лицо, совершившее противоправное посягательство на охраняемое имущество, на месте правонарушения и незамедлительно передать в орган внутренних дел (милицию), вместе с тем, разъяснив виновному лицу последствия обращения в милицию, можно способствовать его добровольному возмещению ущерба на основании гл. 59 ГК РФ. Эта глава Гражданского кодекса также устанавливает особенности возмещения вреда, если он причинен несовершеннолетними.

Все, что было описано выше, имеет место в любом магазине. Однако отличительной особенностью магазинов, где товар находится в свободном доступе для покупателей, можно признать существенные потери от недостач, образовавшихся в результате хищений, когда виновные лица не установлены.

Больше трудностей вызывают так называемые неустановленные  хищения, то есть хищения из торгового  зала, оставшиеся не замеченными охранниками  и выявленные только при проведении плановой инвентаризации. Вот с ними организации торговли, создающие  магазины с открытой выкладкой товаров, сталкиваются постоянно, более того, они признаются нормальным явлением для магазинов самообслуживания во всем мире. Суммы недостач по ним формируются гораздо в большем размере, чем по «известным» хищениям. Это своеобразная «плата за популярность». Причем вывод здесь можно сделать только один - в межинвентаризационный период имели место хищения имущества неизвестными лицами. При этом сколько случаев хищения было, когда они произошли, а также другие существенные обстоятельства не удастся выявить, пожалуй, никогда. Поэтому Магазин № 13 «Продукты» проводит инвентаризацию не реже двух раз в год.

Проводя инвентаризацию, необходимо оформить следующие документы:

- Приказ о проведении  инвентаризации (форма №ИНВ-22);

- Инвентаризационная опись ТМЦ (форма №ИНВ-3);

-Сличительная ведомость  результатов инвентаризации (форма  №ИНВ-19);

-Ведомость учета результатов,  выявленных инвентаризацией (форма№ИНВ26).

В Магазине № 13 «Продукты» инвентаризация проводится два раза в год перед сдачей полугодовой и годовой отчетности, что отражено в учетной политике организации, за исключением случаев проведения инвентаризации в обязательном порядке. При проведении инвентаризации строго соблюдаются правила, методы и документальное оформление.

Для проведения инвентаризации приказом генерального директора создается постоянно действующая инвентаризационная комиссия, возглавляемая самим руководителем и его заместителем.

Снятие фактических  остатков товара на складе и торговом зале, их сличение с данными бухгалтерского учета проводится рабочей комиссией, назначаемой также приказом руководителя.

Комиссия при обязательном участии материально-ответственных  лиц проверяет фактическое наличие  товаров по каждому месту хранения ценностей в отдельности. Инвентаризация товаров проводится в порядке расположения ценностей путем их обязательного пересчета, перевеса, премирования.

Информация о работе Учет продажи товаров в организациях розничной торговли