Учет поступления товаров в оптовой торговле

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 18:48, курсовая работа

Краткое описание

Главная цель данной работы – проанализировать учет торговых операций, осуществляемых оптовыми организациями.
Исходя из поставленной цели, можно сформулировать задачи:
дать понятие и краткую характеристику оптовой торговли;
рассмотреть систему нормативного регулирования бухгалтерского учета в оптовой торговле и систему первичной документации, регламентирующую товарные операции;
изучить порядок учета поступления товаров в оптовой торговле;

Оглавление

Введение 2
Глава 1. Теоретические основы учета товаров в оптовой торговле 2
1.1. Понятие оптовой торговли. Виды цен. 2
1.1. Виды франко. 2
1.2. Обзор нормативной документации по поступлению товаров в оптовой торговле 2
Глава 2. Учет поступления товаров в оптовой торговле 2
2.1. Документальное оформление поступления товаров 2
2.2. Синтетический учет поступления товаров 2
2.3. Аналитический учет поступления товаров. 2
2.4. Недостача при приёмке 2
Глава 3. Практический пример 2
Заключение 2
Список использованной литературы 2

Файлы: 1 файл

banka.docx

— 278.24 Кб (Скачать)

В кредит счета 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» в корреспонденции со счетом 41 «Товары» относится стоимость фактически поступивших в организацию и оприходованных товаров. Сумма разницы в стоимости приобретенных товарно – материальных ценностей, исчисленной в фактической себестоимости приобретения (заготовления) и учетных ценах, списывается со счета 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» на счет 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей». Накопленные на счете 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей» разницы списываются в дебет счетов учета издержек обращения или других соответствующих счетов пропорционально стоимости реализованных товаров по учетным ценам (по среднему проценту отклонений). Остаток по счету 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» на конец месяца показывает наличие материально – производственных запасов в пути.

Погашение задолженности  перед поставщиком за полученные товары, а также перечисление авансов  и предварительной оплаты в зависимости  от формы оплаты оформляется следующими записями:

Дт 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» – на сумму оплаченной задолженности поставщикам

Kт 51 «Расчетные счета» – на сумму, оплаченную с расчетного счета;

Kт 52 «Валютные счета» – на сумму, оплаченную с валютного счета;

Kт 50 «Касса» – на сумму оплаты из кассы торгового предприятия наличными деньгами (при этом следует помнить об установленном лимите расчетов наличными в размере100 тысяч рублей.)

Kт 55 «Специальные счета в банках», субсчет «Аккредитивы» – на сумму, оплаченную с аккредитива;

Kт 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», субсчет «Векселя выданные» – на сумму, оплаченную векселем;

Kт 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам» – на сумму оплаты за счет краткосрочного банковского кредита;

Kт67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам» – на сумму оплаты за счет долгосрочного банковского кредита.

Оприходование товаров оформляется следующими проводками:

Дт 41 «Товары» – на стоимость оприходованного товара;

Дт 19 «НДС по приобретенным  ценностям» – на сумму НДС, относящуюся к полученному товару

Kт 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» – на стоимость товара с НДС, указанную в счете – фактуре.

После оплаты оприходованных ценностей возможно учесть сумму НДС при расчетах с бюджетом, что фиксирует проводка:

Дт 68 «Расчеты по налогам  и сборам»

Kт 19 «НДС по приобретенным ценностям».

Если после предварительной  оплаты была отменена поставка товара, то на сумму возврата средств производятся следующие записи:

Дт 51 «Расчетные счета»;

Дт 52 «Валютные счета»;

Дт 50 «Касса»

Kт 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», субсчет «По авансам выданным».

Все транспортные расходы, которые  производит предприятие в процессе приобретения товаров, могут согласно учетной политике предприятия быть отнесены на издержки обращения. Если поставщик оплатил услуги по доставке товара, то он в соответствии с условиями  договора может предъявить данные суммы  к оплате покупателю, который отражает данную операцию записью:

Дт 44 «Расходы на продажу» – непосредственно на стоимость доставки;

Дт19 «НДС по приобретенным  ценностям» –на сумму НДС по транспортным услугам

Kт 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» – на общую сумму задолженности за услуги по доставке, включая НДС.

Если товары поступили  в таре, то ее стоимость должна быть указана в сопроводительных документах. Оприходование поступившей от поставщика тары в учете отражается следующим образом:

Дт 01 «Основные средства» – на стоимость тары, относящейся к основным средствам;

Дт 10 «Материалы», субсчет 4 «Тара и тарные материалы» – в отдельных случаях на стоимость поступившей тары;

Дт 41 – 3 «Тара под товаром и порожняя»

Кт 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» – на сумму задолженности поставщику за тару.

Тара, не указанная в документах поставщика и не подлежащая оплате, приходуется по иене возможной реализации на основании акта. В этом случае проводка имеет следующий вид:

Дт 41 – 3 «Тара под товаром и порожняя»

Kт 91 «Прочие доходы и расходы».

 

    1. Аналитический учет поступления товаров.

Аналитический учет  поступления  товаров в оптовой торговле ведется  на складах и в бухгалтерии. Документами  первичного учета, на основании которых  принимаются на оптовый склад  товары, являются товарно-транспортные накладные, счета-фактуры и другие сопроводительные документы. Эти документы  материально-ответственные лица вместе с товарными отчетами сдают в  бухгалтерию.

В бухгалтерии по каждому  документу, включенному в товарный отчет, составляют бухгалтерские проводки, отражающие поступление товаров, которые  затем переносятся в учетные  регистры по учету товаров. Учет поступивших  товаров ведется в карточках  складского учета по их количеству, наименованию, сортности и другим показателям.

Учет поступления товаров  на склад торгового предприятия  может быть организован разными  способами в зависимости от способа  хранения товаров (партионный или сортовой).

Рассмотрим сортовой способ учета товара.  Этот способ учета на складах применяется в том  случае, если хранение товаров организовано по наименованию и сортам без учета времени поступления и цены их приобретения. При этом материально-ответственные лица на каждую номенклатуру товара заводят новую карточку складского учета. Номенклатуры в данном случае различаются не только по типу и марке товара, но и по сорту, единице измерения, цвету и тому подобному.

При сортовом способе хранения экономично используется складская  площадь, возможно более оперативное  управление остатками товаров. Однако трудно различить товары одного сорта, поступившие по разным ценам. При  сортовом способе хранения выбор  товара для реализации осуществляется произвольно. При этом, возможно использовать для оценки товаров методы: средней  цены, цены единицы запасов, ФИФО (по ценам первых закупок).

Записи в карточку складского учета делаются на основании любого первичного документа (каждого приходного или расходного ордера) или накопительных  ведомостей при большом объеме записей. На складах с небольшим ассортиментом  и незначительным количеством операций материально ответственные лица могут вести учет непосредственно  в товарном отчете (при этом карточки складского учета и товарные книги  не ведутся).

Рассмотрим партионный способ учета товара. При партионном способе учета товара каждая партия товара на складе хранится отдельно. Под партией понимаются товары, поступившие одновременно по одному транспортному документу. В составе партии могут быть товары, как различных сортов, так и наименований. Каждую партию регистрируют в журнале поступающих товаров. Порядковый номер регистрации является одновременно номером этой партии. Он указывается в расходных документах рядом с наименованием товара, отпущенного из данной партии.

На каждую партию товара материально ответственное лицо открывает партионную карту в двух экземплярах: один – для склада, другой – для бухгалтерии. Формы партионных карт и порядок занесения в них информации зависят от вида товара.

Записи в приходной  части партионной карты заносят на основании сопроводительного документа к поступившему товару с указанием его номера и даты, номера склада, лица, принявшего товар, поставщика, количества товара (по наименованиям, сортам и ценам), места хранения.

В расходной части партионной карты указывают дату отпуска товара и номер документа, количество отпущенного товаров натуральных показателях, итог за месяц и остатки товара на конец месяца; подсчет остатков может вестись нарастающим итогом после каждого отпуска.

После полной реализации партионная карта закрывается материально ответственным лицом. Составляется акт об израсходовании товаров партии, который подписывается товароведом и заведующим складом. Форма акта зависит от вида товара и наличия отклонений от оприходованного количества. Акт вместе с партионной картой и отчетом по товарам и таре материально ответственное лицо передает в бухгалтерию на проверку.

Если при проверке данной партии выявляется недостача товаров  в пределах норм естественной убыли, её списывают за счет организации, а  недостача сверх норм естественной убыли взыскивается с материально  ответственного лица. Излишки товаров, выявленные при проверке, приходуют.

Партионный учет позволяет определить результаты реализации партии товаров без проведения инвентаризации (так как, фактически инвентаризация производится локально при закрытии каждой партии). Данный вид учета усиливает контроль над сохранностью ценностей, способствует снижению товарных потерь. Однако этот способ учета не позволяет рационально использовать складскую площадь, отсутствует возможность оперативного управления товарными запасами (в результате хранения определенного вида товаров в разных местах и отражения по ним в нескольких партионных картах).

Рассмотрим партионно-сортовой учет товаров. При партионно – сортовом способе учета товара отдельно хранится каждая партия поступивших на склад товаров. Внутри партии товары для хранения разбираются по сортам. Данный способ применяется в условиях широкого ассортимента товаров.

 

    1. Недостача при приёмке

Уменьшение массы или  объема товаров, происходящее вследствие изменения их физико-химических свойств, называется естественной убылью, к  которой относятся: усушка, утруска, распыл, разлив. На такие потери устанавливаются  нормы естественной убыли товаров, которые утверждаются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

При отсутствии утвержденных норм убыль рассматривается как  недостача сверх норм.

Возможные потери при транспортировке  грузов от поставщика к покупателю и допустимый уровень весовой  погрешности должны оговариваться  в договоре поставки.

Сумма недостачи в пределах норм естественной убыли (или в пределах, определенных договором поставки) отражается при оприходовании товаров по дебету счета 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» в корреспонденции со счетом 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками». Одновременно эта сумма списывается с кредита счета 94 и относится на транспортно - заготовительные расходы или на счета отклонений в стоимости материальных запасов.

Если испорченные товары могут быть использованы в организации  или проданы с уценкой, они  приходуются по ценам возможной  продажи, что отражается по дебету счета 41 «Товары» в корреспонденции со счетом 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей». Одновременно на эту сумму уменьшается сумма потерь от порчи.

Недостачи и порча товаров  сверх норм естественной убыли учитываются  по фактической себестоимости, в  которую включаются:

стоимость недостающих и  испорченных товаров, включая налог  на добавленную стоимость, акцизы по подакцизным товарам;

сумма транспортно-заготовительных  расходов, подлежащая оплате покупателем, в доле, относящейся к недостающим  и испорченным товарам (включая  налог на добавленную стоимость).

Доля транспортно-заготовительных  расходов, относящейся к недостающим  и испорченным товарам, определяется путем умножения стоимости недостающих  и испорченных товаров на процентное отношение транспортных расходов, сложившееся  на момент списания, к общей стоимости  товаров (по продажным ценам поставщика) по данной поставке.

Предъявленные поставщику или  транспортной организации претензии  по недостаче и порче товаров (сверх норм естественной убыли или  сверх определенных в договоре) отражаются по дебету счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», субсчет 76-2 «Расчеты по претензиям», в корреспонденции со счетом 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».

Аналогично учитываются  претензии к поставщикам на суммы  излишней оплаты, произведенные в  связи с несоответствием цен, указанных в расчетных документах, и цен, предусмотренных в договоре, в результате арифметических ошибок, допущенных в расчетных документах поставщика, и по другим подобным причинам.

Если к моменту обнаружения  недостачи, порчи, завышения цен, других ошибок в расчетных документах поставщика, расчеты не были произведены, то оплата производится за вычетом стоимости  недостающих и испорченных по вине поставщика товаров, других завышений  сумм расчетного документа. В этом случае не оплаченные суммы на счете учета  расчетов по претензиям не отражаются.

При отсутствии оснований  для предъявления претензии или  иска, а также в случаях, когда  иск покупателя к поставщику или  транспортной организации судом  не удовлетворен, суммы недостач и  потерь от порчи списываются покупателем  с кредита счета 76-2 «Расчеты по претензиям» на счет 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» и далее, в качестве внереализационных расходов, на счет 91 «Прочие доходы и расходы».

Информация о работе Учет поступления товаров в оптовой торговле