Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2011 в 23:34, курсовая работа
Целью учета материалов является своевременное и полное отражение на счетах бухгалтерского учета информации о наличии и движении материалов на складах организации.
К бухгалтерскому учету в качестве материалов принимаются активы, используемые в качестве сырья, полуфабрикатов, комплектующих изделий, топлива и т.п. при производстве продукции (выполнении работ, оказании услуг) или для управленческих нужд предприятия.
В настоящее время применяют следующие виды оценки готовой продукции:
По фактической производственной себестоимости. Этот способ оценки готовой продукции (изготавливаемых материалов) используется сравнительно редко, как правило, при единичном и мелкосерийном производствах, а также при выпуске массовой продукции небольшой номенклатуры.
По неполной
(сокращенной) производственной себестоимости
продукции (изготавливаемых материалов),
исчисляемой по фактическим затратам
без общехозяйственных
По нормативной (плановой) себестоимости. Целесообразно применять в отраслях с массовым и серийным характером производства и с большой номенклатурой продукции.
Ниже рассмотрим два варианта отражения в учете операций поступления материалов, изготовленных собственными силами.
Таблица 5
Счет Дт | Счет Кт | Описание проводки | Сумма проводки | Документ-основание | ||||||||
Учет материалов по нормативной (плановой) себестоимости. | ||||||||||||
10 | 40 | Отражается выпуск (изготовление) материалов по плановой себестоимости | Плановая себестоимость | Приходный ордер (ТМФ № М-4) | ||||||||
40 | 20 | Отражается фактическая производственная себестоимость | Отражается фактическая производственная себестоимость | Бухгалтерская справка-расчет | ||||||||
10 | 40 | Отражается списание отклонений между стоимостью материалов по фактической себестоимости от стоимости их по нормативной (плановой) себестоимости | Сумма отклонения "черным" или "красным" в зависимости сальдо отклонения | Бухгалтерская справка-расчет | ||||||||
Учет материалов по фактической себестоимости. | ||||||||||||
10 | 20 | Отражается выпуск (изготовление) материалов по фактической себестоимости | Фактическая производственная себестоимость | Приходный ордер (ТМФ № М-4) |
6 Учет списания материалов в производство
Материалы отпускаются со склада в производство на изготовление продукции, выполнение работ и услуг, т. с. для осуществления основной деятельности предприятий, кроме того, они необходимы и для прочих хозяйственный нужд предприятия. Основные проводки по учету списания материалов отражены в таблице 6
Таблица 6
Содержание операции | Дебет | Кредит |
Списаны
материалы со склада:
в основное производство во вспомогательное производство на общепроизводственные нужды на общехозяйственные нужды на исправление брака на строительно-монтажные работы на продажу
на операции, связанные с продажей
продукции |
20 23 25 26 28 08 91 44 |
10 10 10 10 10 10 10 10 |
В соответствии с пунктом 100 Методических указаний отпуск материалов со склада организации в ее подразделения оформляется следующими первичными документами:
- лимитно-заборная карта (типовая межотраслевая форма N М-8);
- требование-накладная (типовая межотраслевая форма N М-11);
- накладная на отпуск материалов на сторону (типовая межотраслевая форма N М-15).
6.1 Лимитно-заборная карта (форма N М-8) применяется для оформления отпуска материалов, систематически потребляемых при изготовлении продукции, а также для текущего контроля над соблюдением установленных лимитов отпуска материалов на производственные нужды. Лимитно-заборная карта является основанием для списания материальных ценностей со склада.
На
одно наименование материала
(один номенклатурный номер)
Лимитно-заборная
карта может быть выписана
и в трех экземплярах.
Карты, как правило, выписываются на один месяц. Если же объемы отпуска материалов невелики, то карта может быть выписана и на квартал.
Для
каждого склада организации
Получая
материалы на складе, получатель
предъявляет свой экземпляр
Лимитно-заборные
карты после использования
В
лимитно-заборной карте
В необходимых случаях с разрешения руководителя организации или иных уполномоченных на это лиц, допускается изменение лимита отпуска, сверхлимитный отпуск, а также замена одних материалов другими. При наличии такого разрешения при отпуске материалов сверх лимитов в карте делается надпись "Сверх лимита" или ставится соответствующий штамп.
6.2 Требование-накладная (форма N М-11) используется для учета движения материалов внутри организации между структурными подразделениями или материально-ответственными лицами.
Составляется требование-накладная в двух экземплярах материально-ответственным лицом структурного подразделения, сдающего материальные ценности. Один экземпляр служит основанием для списания материалов сдающим складом, а на основании другого экземпляра склад или подразделение, получающие ценности, принимает их на учет.
В
требовании указываются
Возможен
отпуск материалов без
Подписывается
требование-накладная
6.3 Накладная на отпуск материалов на сторону (форма N М-15) применяется для учета отпуска материальных ценностей хозяйствам своей организации, расположенным за пределами ее территории.
Передача
материалов с одного склада
организации на другой, а также
из склада одного
Накладная
выписывается в двух
Еще на один момент необходимо обратить внимание. С целью сокращения количества первичных учетных документов, там, где это возможно и целесообразно, Постановление N 71а в указаниях по применению и заполнению форм рекомендует оформлять отпуск материалов в карточках учета материалов (форма N М-17). Если в организации установлены лимиты отпуска материалов, они могут быть указаны в карточке. При таком варианте расходные документы на отпуск материалов не составляются, выдача материалов осуществляется на основании лимитных карт, которые выписываются в одном экземпляре и не имеют значения бухгалтерских документов.
Получатель
материалов расписывается в
Методические указания по бухгалтерскому учету материалов допускают возможность помимо унифицированных форм первичных учетных документов применять самостоятельно разработанные формы первичных документов. Однако при этом должны соблюдаться следующие условия:
- организация
обязана применять
- самостоятельно
разработанные формы первичной
документации должны отвечать
требованиям к первичным
- наименование документа;
- дата составления документа;
- наименование организации, от имени которой составлен документ;
- содержание хозяйственной операции;
- измерители
хозяйственной операции в
- наименование
должностных лиц,
- личные подписи указанных лиц.
6.1 Способы списания материалов
Пунктом 16 ПБУ 5/01
(а также пунктом 73 Методических
указаний по бухгалтерскому учету материально-
а)по себестоимости каждой единицы;
б)по средней себестоимости;
в)по себестоимости первых по времени приобретения материально-производственных запасов (способ ФИФО);
г)по себестоимости последних по времени приобретения материально-производственных запасов (способ ЛИФО).
Аналогичный перечень способов предлагается организациям и для целей налогообложения (пункт 8 статьи 255 части второй НК РФ).
Предприятие в данном случае имеет право самостоятельно выбрать, каким методом сырье и материалы будут списываться в производство (да и для других нужд). При этом выбранный способ необходимо зафиксировать в учетной политике организации (и для бухгалтерского учета, и для целей налогообложения).